В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" приказываю:
1. Создать в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
3. Приказ Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 15.04.2020 N 02-03/20 признать утратившим силу.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставить за министром промышленности и энергетики Чувашской Республики.
Министр промышленности и энергетики |
Е.Р. Герасимов |
Утверждено
приказом Министерства промышленности
и энергетики Чувашской Республики
от 15 марта 2021 г. N 02-03/39-2
Положение
об организации в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1.1. Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделения Министерства, осуществляющие внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
1.3. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.4. При организации антимонопольного комплаенса Министерству рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем Министерства, который:
а) утверждает положение об организации в Министерстве системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве (далее - гражданские служащие), настоящего Положения;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Министерства следующим образом:
2.2.1. К компетенции отдела по обеспечению деятельности Министерства относятся следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю Министерства или лицу, исполняющему его обязанности (далее - министр), на утверждение правовых актов и иных документов по вопросам организации и функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе карты комплаенс-рисков, ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков (далее - план мероприятий по снижению комплаенс-рисков);
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по его предотвращению или урегулированию;
г) консультирование гражданских служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) инициирование и организация проведения проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства, в порядке, установленном действующим законодательством и приказом Министерства;
ж) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 3.11 настоящего Положения;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, в том числе на основе информации, представленной структурными подразделениями Министерства;
к) организация систематического обучения гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
л) мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
м) оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
н) координация взаимодействия с коллегиальным органом и обеспечение его работы;
о) подготовка для подписания министром и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
п) исполнение поручений Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики и Администрации Главы Чувашской Республики, связанных с организацией антимонопольного комплаенса.
2.2.2. К компетенции структурных подразделений Министерства относятся следующие функции в рамках установленных полномочий:
а) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков и направление информации о них в отдел по обеспечению деятельности Министерства;
б) направление информации в отдел по обеспечению деятельности Министерства о внутренних документах Министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2.3. Полномочия коллегиального органа осуществляются Общественным советом при Министерстве.
2.4. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка комплаенс-рисков
3.1. В целях выявления комплаенс-рисков отделом по обеспечению деятельности Министерства ежегодно осуществляются следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
б) анализ нормативных правовых актов Министерства и нормативных правовых актов Чувашской Республики, ответственным за реализацию которых является Министерство (далее - нормативные правовые акты);
в) анализ проектов нормативных правовых актов, разработанных Министерством (далее - проекты нормативных правовых актов);
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
3.2. Для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения, руководители структурных подразделений Министерства обеспечивают представление в отдел по обеспечению деятельности Министерства соответствующих сведений в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
3.3. По результатам мероприятий, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, отдел по обеспечению деятельности Министерства в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку:
а) аналитической справки, содержащей результаты мероприятий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения;
б) проекта карты комплаенс-рисков Министерства;
в) проекта ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
г) проекта доклада об антимонопольном комплаенсе.
3.4. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве (при наличии), который содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.5. При проведении анализа нормативных правовых актов реализуются следующие мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов, принятых в отчетном году (далее - перечень актов), с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства (далее - официальный сайт Министерства) (в срок не позднее мая текущего года);
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая текущего года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по июнь текущего года);
г) представление министра сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты (в срок не позднее августа текущего года).
3.6. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов реализуются следующие мероприятия (в течение текущего года):
а) размещение структурными подразделениями Министерства, ответственными за разработку проекта нормативного правового акта, на официальном сайте regulation.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их возможного влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан к проекту нормативного правового акта.
3.7. При проведении мониторинга и анализа практики применения Министерством антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
а) сбор сведений о правоприменительной практике в Министерстве на постоянной основе;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.8. При выявлении комплаенс-рисков уполномоченным подразделением должна проводиться оценка таких рисков с учетом возможности наступления следующих последствий:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.9. Выявляемые комплаенс-риски распределяются отделом по обеспечению деятельности Министерства по уровням по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя идентификацию комплаенс-риска, анализ комплаенс-риска и сравнительную оценку комплаенс-риска в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, и отражаются в карте комплаенс-рисков Министерства в порядке возрастания уровня рисков согласно разделу IV Положения.
3.10. На основе проведенной оценки комплаенс-рисков отделом по обеспечению деятельности Министерства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.11. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при реализации гражданскими служащими своих полномочий, указанные материалы подлежат дополнительному рассмотрению в порядке, установленном правовыми актами Министерства.
3.12. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Министерства
4.1. В карту комплаенс-рисков Министерства включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта комплаенс-рисков Министерства утверждается руководителем Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в срок не позднее 1 апреля текущего года.
V. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению комплаенс-рисков. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Министерства.
5.2. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Министерства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных комплаенс-рисков.
В плане мероприятий по снижению комплаенс-рисков указываются:
- общие меры по минимизации и устранению комплаенс-рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- должностное лицо или структурное подразделение Министерства, ответственное за выполнение каждого мероприятия;
- срок исполнения мероприятий.
5.3. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков утверждается министром в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который планируются мероприятия.
5.4. Информация об исполнении плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса осуществляется для оценки качества работы системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для Министерства в целом, так и для структурных подразделений Министерства и представляют собой количественные характеристики работы системы управления комплаенс-рисками.
6.3. Ключевым показателем эффективности антимонопольного комплаенса Министерства является коэффициент снижения количества нарушений Министерством антимонопольного законодательства.
При расчете указанного показателя под нарушением Министерством антимонопольного законодательства понимаются:
вынесенные антимонопольным органом в отношении Министерства решения о нарушении антимонопольного законодательства;
выданные антимонопольным органом Министерству предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении нормативных правовых актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
направленные антимонопольным органом Министерству предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса утверждаются на отчетный период ежегодно в срок не позднее 1 апреля текущего года.
6.5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков Министерства на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса на отчетный период;
в) план мероприятий по снижению комплаенс-рисков на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
г) иную информацию, связанную с реализацией в Министерстве антимонопольного комплаенса.
8.2. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, подписанный руководителем Министерства и утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.
IX. Ознакомление с антимонопольным комплаенсом и проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса гражданских служащих
9.1. При поступлении на государственную гражданскую службу Чувашской Республики в Министерство отдел по обеспечению деятельности обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
9.2. Отделом по обеспечению деятельности организуется систематическое обучение гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия.
9.3. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при поступлении граждан на государственную гражданскую службу Чувашской Республики в Министерство.
9.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, приказа об антимонопольном комплаенсе, а также после утверждения карты комплаенс-рисков Министерства.
Целевой (внеплановый) инструктаж осуществляется в форме доведения до структурных подразделений Министерства соответствующих информационных сообщений.
9.5. Информация о проведении ознакомления гражданских служащих с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
10.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации заместители министра несут ответственность за работу курируемых структурных подразделений Министерства в сфере антимонопольного комплаенса, структурные подразделения Министерства - за функционирование антимонопольного комплаенса в рамках полномочий, определенных настоящим Положением, отдел по обеспечению деятельности Министерства - за организацию антимонопольного комплаенса в Министерстве.
10.2. Гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 15 марта 2021 г. N 02-03/39-2 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики"
Вступает в силу не ранее чем через десять дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был