Решение Верховного Суда РФ от 18 января 2022 г. N АКПИ21-1012
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 апреля 2022 г. N АПЛ22-89 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс",
установил:
общероссийская общественная организация содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс" (далее также - Организация) создана на учредительном собрании 20 ноября 2016 г., зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2017 г. за учётным номером 0012011903.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 13 февраля 2017 г. за основным государственным регистрационным номером 1177700002908.
Устав Организации (далее - Устав) утверждён на учредительном съезде 20 ноября 2016 г., является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.
Лицом, действующим от имени Организации без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является президент Организации Кожоев Кубанычбек Шералиевич.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации Организации и её структурного подразделения - Регионального отделения Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс" по Тюменской области", ссылаясь на осуществление ею деятельности с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений Устава. Требование мотивировано тем, что выявленные в ходе плановой документарной проверки, отражённые в акте проверки, а также указанные в предупреждении и представлении нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Организацией не устранены.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Дьячкова Т.Ю. поддержала требование о ликвидации Организации в судебном порядке по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Организации Моравек Я.И. и Милай И.Ю. не признали административный иск, просили в его удовлетворении отказать, считая, что выявленные Министерством юстиции Российской Федерации нарушения закона не являются грубыми, неоднократными, частично устранены, решение о ликвидации общественного объединения не будет являться соразмерным допущенным нарушениям.
Выслушав объяснения представителя административного истца Министерства юстиции Российской Федерации Дьячковой Т.Ю., возражения представителей административного ответчика Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс" Моравека Я.И. и Милая И.Ю., исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Верховный Суд Российской Федерации полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьёй 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчёты о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации (абзацы первый - пятый, седьмой).
В ходе осуществления федерального государственного надзора за деятельностью общественных объединений Министерство юстиции Российской Федерации по итогам изучения регистрационного и учётного дела, находящихся в его распоряжении, а также документов, представленных Организацией, установило, что деятельность Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс" осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений.
На основании распоряжения заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1324-р была проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
По итогам проверки Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2021 г. составлен акт проверки N 4, в котором отражены выявленные нарушения Организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный документ получен на руки представителем Организации Кожоевым К.Ш. 18 февраля 2021 г. (том 1, л.д. 216-233).
1 марта 2021 г. в адрес Центрального комитета Организации вынесено письменное предупреждение N 11/21651-ОС, обязывающее Организацию устранить выявленные в ходе плановой документарной проверки нарушения действующего законодательства и положений Устава в срок до 12 мая 2021 г. Предупреждение, направленное в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, возвращено в Минюст России организацией связи с отметкой "по истечении срока хранения" (том 1, л.д. 234-246).
9 марта 2021 г. в ответ на акт проверки в Минюст России поступило письмо с замечаниями и возражениями по акту проверки, а также представлены документы для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки Организации, подписанное президентом Организации Кожоевым К.Ш.
В ходе рассмотрения указанного письма и приложенных к нему документов Минюстом России установлено, что нарушения, выявленные в ходе проверки и указанные в акте проверки и предупреждении от 1 марта 2021 г. N 11/21651-ОС, Организацией не устранены.
В ответ на поступившие возражения Минюстом России в адрес Организации направлено письмо от 1 апреля 2021 г. N 11-37099/21, указывающее на необходимость устранить нарушения законодательства, которое было возвращено с отметкой отделения связи "истёк срок хранения, неудачная попытка вручения" (том 2, л.д. 7-13).
Поскольку указанные в предупреждении нарушения не были устранены Организацией в установленный срок, Министерство юстиции Российской Федерации внесло в адрес Центрального комитета Организации представление от 19 мая 2021 г. N 11/55643-ОС об устранении имеющихся нарушений до 30 июня 2021 г. Данное представление, направленное в адрес Организации, вручено адресату 25 июня 2021 г. (том 2, л.д. 14-27).
В силу пункта 1 статьи 165 1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, предупреждение и представление Минюста России считаются доставленными общественному объединению.
Из представленных с административным иском документов следует, что Организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и Уставом.
Так, в нарушение положений статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" Организация не представила на проверку документы: протоколы заседаний Совета Регионов за 2018-2020 гг. (пункт 7.4.5 Устава); документы об избрании Совета Регионов (пункт 7.4.1 Устава); документы, свидетельствующие о деятельности Совета Старейшин (пункт 7.5.1 Устава); положение о Ревизионной комиссии (пункт 8.3 Устава); протоколы заседаний Ревизионной комиссии за 2018-2020 гг. (пункты 8.5 и 8.6 Устава); уставы региональных и местных отделений Организации (пункты 5.3 и 5.4 Устава); образец удостоверения Организации, сведения о котором указаны на сайте Организации; положение о порядке получения членами Организации информации о ней и о порядке ознакомления с её документами, предусмотренное пунктом 10.3 Устава; оборотно-сальдовые ведомости по счёту 70 "Расчёты с персоналом по оплате труда"; копии трудовых договоров с сотрудниками Организации за период с 2018-2020 гг.; меморандум о взаимном сотрудничестве между Организацией и Агентством начального профессионального образования (АНПО) при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики; меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в области социально-экономического развития регионов Кыргызской Республики, а также документы, подтверждающие реализацию Программы по интегрированному развитию Ошской области; документы, подтверждающие реализацию программы "Центр занятости мигрантов", а также документы, подтверждающие создание в структуре Организации "Молодёжного крыла"; документы, подтверждающие уставную деятельность Организации и её участие (проведение) в мероприятиях, указанных в приложениях к расширенным заседаниям Центрального комитета Организации за 2018-2020 гг. (в фестивале "Русский мир", в мероприятиях ко Дню России, в общероссийском субботнике в парке "Дружба", в работе Посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации и Государственной службы миграции Кыргызской Республики по регулированию миграционных вопросов, проведении турнира по национальной борьбе во дворце борьбы имени Ивана Ярыгина совместно с комитетом по спорту Департамента национальной политики г. Москвы, поддержке футбольного объединения "KG-Лига", организации Кыргызского культурного центра народного творчества, открытии "Клуба интеллектуальных игр" для любителей шахмат, шашек, тогуз коргол (киргизских шахмат) и проведении турниров в парке "Сокольники", ведении работы над проектом "Табарман", организации поездки к мемориальному комплексу Советскому солдату (г. Ржев).
Согласно пункту 7.2.6 Устава Съезд правомочен, если на нём присутствуют более половины избранных делегатов от региональных отделений (организаций). Пунктом 5.7 Устава определено, что избрание делегатов от региональных отделений (организаций) на Съезд в соответствии с нормой представительства, утверждённой Советом Регионов, относится к исключительной компетенции общего собрания (конференции) отделения (организации), в связи с чем делегаты на Съезд Организации избираются от всех её региональных отделений (организаций).
Из протокола внеочередного Съезда Организации от 14 ноября 2018 г. следует, что в нём присутствовали 19 избранных делегатов, в то время как по состоянию на 2016 г. Организация имела 46 региональных отделений. Соответственно, данная конференция являлась неправомочной.
При этом в нарушение пунктов 42, 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждённого приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455, в протоколе внеочередного Съезда от 14 ноября 2018 г. не указана норма представительства делегатов, утверждённая Советом Регионов Организации в соответствии с пунктом 7.4.3 Устава.
Направленный протокол внеочередного Съезда от 14 ноября 2018 г. в нарушение требований статьи 181 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит данные о времени его проведения. Кроме того, из содержания данного протокола и протокола III Съезда от 19 октября 2020 г. невозможно определить, представляют ли присутствующие делегаты, указанные в протоколах, структурные подразделения Организации в соответствии с требованиями пункта 5.7 Устава.
Организацией также не представлены решения (протокол) Совета Регионов о созыве III Съезда, определение нормы представительства в соответствии с пунктом 7.4.3 Устава.
Следовательно, правомочность III Съезда от 19 октября 2020 г. и легитимность его решений, в том числе решений об избрании Президента, Центрального комитета и Ревизионной комиссии не подтверждена.
В нарушение абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 7.3.3 Устава Организацией в 2019 г. не соблюдалась периодичность проведения заседаний Центрального комитета (один раз в квартал), поскольку в третьем квартале 2019 г. заседания Центрального комитета не проводились.
На заседаниях Центрального комитета от 7 декабря 2019 г., 25 января 2020 г., 20 ноября 2020 г. рассматривались вопросы, не относящиеся к его компетенции, определённой Уставом. Так, в нарушение пункта 7.3.5 Устава на заседании Центрального комитета 25 января 2020 г. утверждены решения учредительных собраний региональных отделений в Республике Коми, в Республике Саха (Якутия), Республике Алтай; на заседании Центрального комитета от 20 ноября 2020 г. утверждено решение учредительного собрания Ноябрьского местного отделения.
В свою очередь, Центральным комитетом не принимались решения по вопросам утверждения финансового плана и решений Комитета отделений (организаций) о приёме и исключении членов Организации, предусмотренные пунктом 7.3.5 Устава.
В нарушение статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 7.3.4 Устава Организация 31 января 2019 г., 31 января 2020 г. и 15 января 2021 г. провела расширенные заседания Центрального комитета, на которых присутствовали члены Совета Регионов, Совета Старейшин, члены "Молодёжного крыла", в то время как проведение расширенных заседаний Центрального комитета Уставом не предусмотрено.
Акты проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018-2019 гг.; заключение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018-2019 гг. подписаны председателем и членами Контрольно-ревизионной комиссии, однако в соответствии с пунктом 8.1 Устава контрольно-ревизионным органом Организации является Ревизионная комиссия.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Организация расположена по адресу: 109377, г. Москва, Рязанский проспект, д. 34, кв. 8.
В то же время в разделе "Контакты" на официальном сайте Организации в качестве места нахождения указан адрес: 129090, г. Москва, улица Щепкина, дом 22, офис 22, - сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ. Кроме того, на бланках некоторых писем Организации указан адрес: г. Москва, Протопоповский пер., д. 9, стр. 1, сведения о котором также отсутствуют в ЕГРЮЛ.
В подтверждение адреса (места нахождения постоянно действующего руководящего органа) в Минюст России Организацией представлены выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и письмо из Федерального агентства по делам национальностей от 20 января 2021 г. N 107, согласно которому между Организацией и ФГБУ "Дом народов России" подготовлен для заключения договор аренды нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, д. 22.
Следовательно, Организацией не соблюдено требование части второй статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", в силу которой общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений об адресе юридического лица в течение трёх дней с момента таких изменений.
Членами Организации в нарушение пункта 4.6.3 Устава не вносятся членские и иные имущественные взносы, что подтверждается финансово-бухгалтерскими документами.
Также в ходе проверки Организацией представлены недостоверные и противоречивые сведения о её членах, о региональных и местных отделениях Организации, что свидетельствует о нарушении абзаца седьмого части первой статьи 29 и статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Так, в списке членов Организации значится Назаров М.К. (Региональное отделение в Ивановской области), однако в 2018 г. в Минюст России поступило его обращение о том, что в учредительном собрании о создании Ивановского регионального отделения Организации 24 ноября 2016 г. он не участвовал, в протоколе стоит подпись его как секретаря собрания, ему не принадлежащая, сведениями об Организации он не располагает.
В Минюст России также поступили аналогичные письма от Белекова Ж.С. (Свердловское региональное отделение) и Аттокуровой У.А. (Бурятское региональное отделение).
В соответствии со списком региональных отделений в структуру Организации входят 50 региональных отделений, 4 местных отделения и филиал в Кыргызской Республике.
Вместе с тем согласно приложению N 1 к протоколу расширенного заседания Центрального комитета от 15 января 2021 г. "информация по итогам деятельности Организации за 2020 г." Организация имеет региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации. На сайте Организации (www.kyrgyzy.com) размещён список, согласно которому в составе Организации 54 региональных отделения.
В списке региональных отделений, представленном в Минюст России на проверку, отсутствуют сведения о региональных отделениях Организации во Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской и Рязанской областях, а также в Республике Крым и Республике Тыва, информация о которых содержится на сайте Организации.
На сайте Организации в списке региональных отделений, в свою очередь, не указаны сведения об отделениях Организации в Алтайском крае, Мурманской и Пензенской областях, отсутствуют данные о местных отделениях Организации, сведения о которых представлены на проверку в Минюст России.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" и подпунктом 7 пункта 7.2.3 Устава решение о создании отделений Организации принимает Съезд.
В состав Организации входит зарегистрированная как юридическое лицо (ОГРН 1137400001837) Челябинская городская общественная организация кыргызская национально-культурная автономия "Мекендештер" (Соотечественники), решение о создании которой Съездом Организации не принималось и которая одновременно является региональным отделением и членом Организации в соответствии с пунктом 4.2.2 Устава. Вместе с тем решение Съезда о создании указанной организации в Минюст России не представлено, в списке членов Организации, представленном на проверку, она отсутствует.
В нарушение статьи 18 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пункта 5.7 Устава региональные отделения Организации в Московской, Томской и Тверской областях состоят из двух членов, а региональные отделения в Мурманской, Пензенской и Ярославской областях, Пермском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, а также местные отделения в г. Ханты-Мансийске и г. Новом Уренгое состоят из одного члена, о чём свидетельствует список членов Организации, представленный на проверку в Минюст России.
В силу части первой статьи 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признаётся международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создаётся и осуществляет деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
В Минюст России Организацией после создания филиала в Кыргызской Республике не представлены документы для государственной регистрации изменений в Устав, наименование в связи с изменением территориальной сферы деятельности Организации.
Между тем согласно письмам от 28 ноября 2019 г. и 7 января 2019 г. N 07/01-КК на основании статьи 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" Организация приобрела статус международного общественного объединения.
Таким образом, международный статус Организации не подтверждён, что является грубым нарушением.
Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о филиалах и представительствах юридического лица должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Однако сведения о филиале Организации, созданном на внеочередном Съезде 14 ноября 2018 г. и зарегистрированном в Кыргызской Республике, в ЕГРЮЛ отсутствуют.
В нарушение пункта 6.4 Устава Организацией не осуществлялась издательская деятельность, сведения о которой в соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержатся в ЕГРЮЛ, что подтверждается письмом от 20 января 2021 г. N 20-01/21-КК, согласно которому периодические издания Организацией не выпускались.
В нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 3.2 Устава Организацией не опубликованы отчёты об использовании её имущества в 2018-2020 гг.
Информация о продолжении деятельности Организации в 2018-2019 гг., отчёты об объёме получаемых Организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по установленной законодательством форме представлены в Минюст России с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении требований абзацев четвёртого и восьмого части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" и приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчётности".
Помимо этого, установлено, что отдельные положения Устава противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на печати Организации вместо полного наименования Организации указано сокращённое.
Так, Уставом не предусмотрен орган, к компетенции которого относятся вопросы приёма в члены Организации юридических лиц - общественных объединений, а также порядок их приёма; пунктом 5.9 Устава не предусмотрено конкретное квалифицированное большинство для принятия решений высшим руководящим органом региональных отделений (организаций) по вопросам исключительной компетенции, что противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В нарушение пункта 1 статьи 65.2, пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации Уставом не предусмотрены случаи, при которых члены Организации вправе получать информацию о её деятельности и знакомиться с её бухгалтерской и иной документацией (пункты 4.5.6 и 10.3 Устава), а также порядок формирования Совета Регионов - представительного органа Организации, принимающего решения, предусмотренные пунктом 7.4.3 Устава.
Пунктом 5.7 Устава в нарушение статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрены филиалы и представительства региональных организаций Организации, а не Организации как юридического лица.
Несоответствие Устава требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений, является грубым нарушением, так как в настоящее время вследствие установленных обстоятельств оно не может быть устранено законным способом.
В связи с неустранением нарушений по распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июля 2021 г. N 720-р деятельность Организации была приостановлена до 6 октября 2021 г., о чём в адрес Организации направлено письмо от 7 июля 2021 г. N 11-78288/21.
Данное письмо было направлено в том числе в адрес Организации, указанный в договоре аренды, представленном Организацией на проверку (129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 22), которое вернулось отправителю с отметкой почтовой связи "по указанному адресу не значится".
Письменное предупреждение, представление о нарушениях и распоряжение о приостановлении деятельности общественного объединения Организацией в судебном порядке не обжалованы.
До настоящего времени Организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом. При этом Организация не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ней, нарушает права граждан на достоверную информацию о её деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
Доводы представителей Организации, заявленные в ходе судебного заседания, об устранении в настоящее время допущенных нарушений, о чём свидетельствуют документы, представленные 13 января 2022 г. в Минюст России для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку Организацией допущены грубые нарушения действующего законодательства и Устава Организации, которые носят неустранимый характер.
Кроме того, из объяснений представителя Минюста России в ходе судебного заседания следует, что представленные Организацией документы не могут служить основанием для государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы ввиду их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Согласно части первой статьи 26, абзацам третьему и четвёртому части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, неустранение Организацией в срок, установленный Министерством юстиции Российской Федерации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для её ликвидации по решению суда.
Ссылка представителей административного ответчика на введение режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является несостоятельной, поскольку не являлось препятствием для исполнения Организацией требований Минюста России о представлении документов для проведения проверки и устранения допущенных нарушений, так как позволяло административному ответчику воспользоваться почтовой связью и телекоммуникационными каналами связи в электронном формате.
Исходя из характера и многочисленности допущенных Организацией нарушений и их последствий, неоднократности применения административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, которое не повлекло устранения их последствий, применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
В силу части второй статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийскую общественную организацию содействия изучению культурно-исторического наследия "Диалог цивилизаций "Кыргызский конгресс" (основной государственный регистрационный номер 1177700002908), её региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 января 2022 г. N АКПИ21-1012
Текст решения опубликован не был