В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2021 год;
2) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2021 год.
2. Организационному отделу Организационно-аналитического управления разместить настоящий приказ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области В.В. Шелухина.
Руководитель Главного управления |
О.Н. Федина |
УТВЕРЖДЕНО
приказом
руководителя Госжилинспекции
Московской области
от 11.02.2022 г. N 12
Обобщение
практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2021 год
Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2021 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (далее - обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
I. Общие положения
1. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о Госжилинспекции Московской области), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
2. Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - поднадзорные субъекты) обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Целями обобщения практики являются:
принятие поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований;
обеспечение Госжилинспекцией Московской области доступности сведений об обобщении практики путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4. Задачей обобщения практики является выявление наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
5. При реализации функции по осуществлению государственного жилищного надзора Госжилинспекция Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
1) Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) ЖК Российской Федерации;
3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
5) Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
6) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
7) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
8) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
10) Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
11) Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
12) Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
13) Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
14) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
15) Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
16) Федеральным законом от 21.07.2014 N 209 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 21.07.2014 вместо "N 209" следует читать "N 209-ФЗ"
17) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения";
18) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения";
19) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями";
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом";
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 410);
29) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
30) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
31) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
32) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
33) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
34) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
35) приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
36) Уставом Московской области;
37) Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области";
38) постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
II. Изменения в законодательстве, произошедшие в 2021 году
6. В 2021 году вносились следующие изменения в нормативные правовые акты в сфере осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта "д" пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232" предусмотрен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1017 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в течение 10 рабочих дней со дня получения от нее соответствующего требования расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по причине предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества.
Такая компенсация производится в случае, если предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества вызвано ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, что установлено актом проверки, при условии отсутствия зафиксированных нарушений качества коммунальных ресурсов и (или) перерывов поставки коммунальных ресурсов со стороны ресурсоснабжающей организации до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения указанного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 (далее - постановление 1670) утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Определено, что объекты государственного жилищного надзора необходимо относить к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
В связи с отнесением объекта к одной из указанных категорий риска установлена периодичность проведения в отношении него таких плановых контрольных мероприятий, как инспекционный визит, документарная проверка и выездная проверка.
Постановлением N 1670 также закрепляются особенности организации проведения профилактических мероприятий, к которым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
Кроме этого, уточнены объекты и предмет надзора и закреплено, что деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, объектом государственного жилищного надзора не является.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493, закрепляющее аналогичные положения, признано утратившим силу.
III. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного жилищного надзора
7. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контрольно-надзорные и профилактические мероприятия).
8. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий установлен Федеральным законом N 294-ФЗ.
9. Разработаны и утверждены приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 20.10.2021 N 77 проверочные листы (списки контрольных вопросов) в рамках осуществления государственного жилищного надзора.
10. За 2021 год Госжилинспекцией Московской области в рамках осуществления государственного жилищного надзора проведено 16281 контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Проведено первичных проверок - 3544, проверки исполнения предписания - 1580.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 13037 нарушений законодательства в жилищной сфере, в том числе:
за соблюдением правил и норм технической эксплуатации многоквартирных домов - 1569;
- правил пользованиями жилыми помещениями - 129;
- некачественного предоставления коммунальных услуг - 626;
- требований законодательства о раскрытии информации - 2033;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 391;
- правил управления многоквартирными домами - 95;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 8194.
По фактам, которых составлено 1913 протокола об административных правонарушениях:
1) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (310);
2) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (752);
3) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (8);
4) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (126);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (20);
6) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (3);
7) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка" (223);
8) ст. 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" (116);
9) ст. 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" (95);
10) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (19);
11) ст. 7.23.2 ч. 1 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации" (1);
12) ст. 7.23.3 ч. 1 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (2).
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
11. Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2021 году.
Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений обязательных требований является:
1) нарушение Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе органом местного самоуправления не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации;
2) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:
а) неисправное остекление; отсутствует фурнитура на окнах и дверях;
б) невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток;
в) отсутствие плафонов на светильниках;
3) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:
а) отсутствие самозакрывающихся устройств;
б) отслоение покрасочного слоя и повреждение абонентских ящиков;
в) отсутствие освещения лестничной клетки;
4) не предоставление/некомплектность документации, в том числе:
а) не передана техническая документация на многоквартирный дом другой управляющей организации;
б) не предоставление сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме о размере остатка средств на специальном счете в установленный законом срок;
в) не предоставление документов по запросу Госжилинспекции Московской области, недостоверность представленных сведений;
5) нарушение Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе:
а) не размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
б) нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации;
в) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации;
6) тарифы и коммунальные платежи, в том числе:
а) нарушение пунктов 42 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах";
б) нарушение при начислении платы за отопление;
в) несоответствие платежного документа с формой Единого платежного документа;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
8) захламление мест общего пользования;
9) протечка кровли.
12. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области на 2020 - 2022 годы.
13. Как показывает анализ правоприменительной практики существует необходимость во внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрев, что деятельность по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов в государственном, частном и муниципальном жилищном фонде подлежит лицензированию.
В настоящее время частью 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов не лицензируется, а подлежит в соответствии с пунктом 41 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязательному уведомлению о начале осуществления такой деятельности.
Вместе с тем, одним из видов инженерного оборудования в многоквартирных домах и жилых домах является лифт, которым управляет непосредственно пользователь при подъеме и спуске с одного уровня на другой и который требует повышенного внимания по его монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту. Совершенно необходимо, чтобы работа лифтов была надежной и безопасной.
Для того чтобы выполнить эти основные условия, следует организовать технически правильное их обслуживание, неукоснительно осуществлять замену, техническое обслуживание и ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила N 743).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 743 организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта (лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и включает в зависимости от вида объекта реализацию мер, в том числе по осмотру объекта (лифта), обслуживанию и ремонту объекта (лифта) и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля объекта (при наличии) (если руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта периодичность осмотров объекта не определена, осмотры проводятся уполномоченным владельцем объекта или работником специализированной организацией в начале рабочей смены).
В соответствии с пунктами 16 - 17 Правил N 743 владелец объекта самостоятельно (при наличии в штате организации квалифицированного персонала) или на основании заключенного договора со специализированной организацией обеспечивает выполнение одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта (лифта). В основном вышеуказанные работы осуществляются специализированными организациями поскольку у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, отсутствует в штате квалифицированный персонал, а наличие его не является обязательным требованием.
В ряде субъектов Российской Федерации участились случаи ненадлежащего осуществления специализированными организациями работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта (лифта), в том числе устанавливалось, что квалификация сотрудников специализированных организаций не соответствовала требованиям профессиональных стандартов, отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте объектов (лифта), а также низкая производственная дисциплина в специализированной организации, осуществляющей обслуживание и ремонт объекта (лифтов).
Из вышеуказанного следует, что у специализированных организаций зачастую недостаточно квалифицированных специалистов, которые осуществляют деятельность по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта (лифта).
В связи с тем, что лифты являются источником повышенной опасности, на котором могут пострадать люди, необходим контроль за деятельностью таких специализированных организаций, в том числе урегулирование на законодательном уровне лицензирования такого вида деятельности.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
руководителя Госжилинспекции
Московской области
от 11.02.2022 г. N 12
Обобщение
практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2021 год
Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2021 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений лицензионных требований (далее - обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
I. Общие положения
1. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о Госжилинспекции Московской области), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
2. Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами далее - лицензионный контроль) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, на основании лицензии (далее - поднадзорные субъекты) требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
3. Целями обобщения практики являются:
принятие поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений лицензионных требований;
обеспечение Госжилинспекцией Московской области доступности сведений об обобщении практики путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4. Задачей обобщения практики является выявление наиболее часто встречающихся нарушений лицензионных требований.
5. При реализации функции по осуществлению лицензионного контроля Госжилинспекция Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2) Гражданским кодексом Российской Федерации;
3) ЖК Российской Федерации;
4) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
6) Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
7) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
8) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
10) Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
11) Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
12) Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
13) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
14) Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
15) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
16) Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ);
17) Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов";
18) Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
19) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее постановление Правительства Российской Федерации N 410);
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
29) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
30) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
31) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
32) приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
33) Уставом Московской области;
34) постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
II. Изменения в законодательстве, произошедшие в 2021 году
6. В 2021 году вносились следующие изменения в нормативные правовые акты в сфере осуществления лицензионного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта "д" пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232" предусмотрен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1017 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в течение 10 рабочих дней со дня получения от нее соответствующего требования расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по причине предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества.
Такая компенсация производится в случае, если предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества вызвано ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, что установлено актом проверки, при условии отсутствия зафиксированных нарушений качества коммунальных ресурсов и (или) перерывов поставки коммунальных ресурсов со стороны ресурсоснабжающей организации до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения указанного дома.
III. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении лицензионного контроля
7. Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контрольно-надзорные и профилактические мероприятия).
8. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
9. Разработаны и утверждены приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 20.10.2021 N 77 проверочные листы (списки контрольных вопросов) в рамках осуществления лицензионного контроля.
10. За 2021 год Госжилинспекцией Московской области проведено 103734 контрольно-надзорные и профилактические мероприятия. Из них первичные проверки - 13937, проверки исполнения предписания - 6800.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 37293 нарушений законодательства в жилищной сфере, из которых типовыми нарушениями являются нарушения в сфере:
- правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 27462;
- требований законодательства о раскрытии информации - 1269;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 2101;
- некачественное предоставление коммунальных услуг населению - 1615;
- правил управления многоквартирными домами - 1118;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 3728.
По фактам которых составлено 6895 протоколов об административных правонарушениях:
1) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (1994)
2) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (111)
3) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством РФ порядка" (352);
4) ч. 1 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме" (7);
5) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (30);
6) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (33);
7) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (111);
8) ч. 24 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа об устранении нарушений лицензионных требований (668);
9) ч. 24.1 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (104);
10) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (482);
11) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (3);
12) ч. 4 ст. 9.23 "Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (8);
13) ч. 1 ст. 7.23.2 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации" (24);
14) ч. 1 ст. 7.23.3 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (150);
15) ч. 1 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна" (1);
16) ч. 2 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований" (2482);
17) ч. 3 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований" (237);
18) ч. 2 ст. 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки" (14);
19) ст. 7.23 "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" (39).
IV. Правоприменительная практика соблюдения лицензионных требований
11. Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения лицензионных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2021 году.
Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений лицензионных требований является:
1) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:
а) отсутствие самозакрывающихся устройств;
б) отсутствие освещения лестничной клетки;
в) надписи на стенах;
г) разрушение окрасочного и штукатурного слоя;
д) частичное разрушение ступеней;
е) мусор на лестничной клетке;
2) содержание и ремонт внутридомового газового оборудования, в том числе:
а) отсутствие заключенного договора со специализированной организацией, осуществляющей обслуживание внутридомового газового оборудования;
б) нарушение обязательных пунктов при заключении договора на обслуживание внутридомового газового оборудования;
в) коррозии, ржавчина на газопроводе;
г) нарушение окрасочного слоя внутридомового газового оборудования;
3) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:
а) невыполнение работ по уборке мест общего пользования и лестничных клеток;
б) неисправное состояние подъездов, а именно отслоение штукатурно-окрасочного слоя на стенах и потолке;
в) частичное отсутствие освещения мест общего пользования в подъезде;
г) отсутствие плафонов на светильниках;
4) неудовлетворительное техническое состояние подвалов, в том числе:
а) входные двери в техническое подполье, подвал не закрыты на замок;
б) затопление приямка подъезда;
в) подвальное помещение захламлено бытовым мусором;
5) нарушена целостность и герметичность ствола мусоропровода;
6) мусор на кровле.
12. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям лицензионных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области на 2020 - 2022 годы.
13. Как показывает анализ правоприменительной практики в настоящее время необходимо усилить контроль за деятельностью лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, прежде всего в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами (управляющих организаций).
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) пункт 1.1 статьи 12 дополнить словами ", в том числе определение порядка и критериев установления минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
2) статью 13 дополнить пунктом 8.9 следующего содержания:
"8.9) установление минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;";
3) часть 2 статьи 161 дополнить абзацем следующего содержания:
"Управляющая организация обязана соблюдать минимальные требования к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, устанавливаемые нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.9 статьи 13 настоящего Кодекса.".
Действующее жилищное законодательство не позволяет требовать наличия у управляющей организации даже минимально необходимого материально-технического обеспечения и квалифицированного персонала, необходимых для качественного управления. Кроме того, в настоящее время отсутствуют установленные полномочия федеральных и региональных органов власти по определению порядка и по расчету минимальных базовых требований к обеспечению материально-технической базы, необходимой для качественного обслуживания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом значительной протяженности территории Российской Федерации, порождающей территориальные и климатические особенности каждого отдельного ее субъекта, полагается целесообразным установление минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление данных лицензионных требований позволит повысить качество управления многоквартирными домами, предупредить возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также в дальнейшем повысить эффективность лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и имидж управляющих организаций перед собственниками и нанимателями жилых помещений;
4) часть 1 статьи 193 дополнить пунктами 1.2, 1.3 следующего содержания:
"1.2) отсутствие в отношении лицензиата, соискателя лицензии сведений о вхождении в группу лиц с лицом, лицензия которого аннулирована в порядке, установленном частью 1 статьи 199 настоящего Кодекса.
Для целей жилищного законодательства группа лиц определяется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
1.3) отсутствие у лицензиата, соискателя лицензии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых на последнюю отчетную дату равен совокупному размеру требований к должнику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо превышает его, что является условием для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Лицензиат, соискатель лицензии считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению не принято либо не истек установленный законодательством Российской Федерации срок обжалования указанных недоимки, задолженности. Данное правило не применяется в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4) часть 2 статьи 199 дополнить словами ", а также в случае, если лицензиат входит в группу лиц с лицом, лицензия которого аннулирована в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.".
В настоящее время руководителями и собственниками управляющих организаций применяются схемы ухода от выполнения обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов путем манипуляций, имеющих признаки преднамеренного банкротства данных предприятий вследствие искусственного накопления долговых обязательств и вывода денежных средств, поступающих в качестве платежей за предоставленные коммунальные услуги. При этом указанные лица учреждают другие компании (как правило, имеющие схожие названия с компаниями-банкротами), проходят процедуры лицензирования и выбора собственников помещений в многоквартирных домах в качестве управляющей организации и остаются в бизнесе, связанном с управлением многоквартирными домами. Долговые обязательства, урегулированные в ходе процедур банкротства, не компенсируют в полном объеме накопившиеся задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО). РСО, в свою очередь, несут убытки и испытывают сложности при взаиморасчетах с поставщиками топливно-энергетических ресурсов за поставленные природный газ и электроэнергию.
В целях выявления и пресечения связи управляющей компании с лицом, лишенным лицензии, в том числе опосредованной через одних и тех же фактических выгодоприобретателей и (или) лиц, фактически имеющих право давать обязательные для исполнения указания (учредители, должностные лица), в целях предупреждения осуществления недобросовестной деятельности на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также в целях пресечения возникновения случаев злоупотребления управляющими организациями, лицензии которых аннулированы или из управления которых исключен многоквартирный дом, своими правами, предлагается установить вышеуказанные лицензионные требования.
Данные меры позволят защитить права граждан, а также снизить возможность образования задолженности перед ресурсоснабжающими организациями;
Согласно пункту 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) в том числе может быть включено требование о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Таким образом, включение в качестве одного из лицензионных требований условия об отсутствии налоговой задолженности не нарушает конституционные права на свободу предпринимательской деятельности и не создает препятствий по ее осуществлению. Законодательство может предусматривать ограничения в отношении предпринимательской деятельности, если они направлены на выполнение конституционно значимых целей. Уплата налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством существенным образом влияет на обеспечение экономических интересов Российской Федерации, а, следовательно, на обеспечение безопасности страны, общества и отдельно взятого гражданина.
Наличие у лицензиата (соискателя лицензии) задолженности перед государством по обязательным платежам является угрозой срыва предоставления коммунальных ресурсов в управляемые им многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств, принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам негативно отразится на исполнении обязанностей по управлению жилищным фондом и непрерывному обеспечению граждан коммунальными услугами в результате возможного введения ограничительных мер (наложение арестов на счета и имущество должника).
Установление указанного лицензионного требования (условия) будет стимулировать налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, к добровольному и своевременному исполнению обязанностей, установленных налоговым законодательством, и не позволит им осуществлять лицензионную деятельность при нарушении правил об исчислении и уплате налогов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 11 февраля 2022 г. N 12 "Об утверждении обобщения практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Московской области (http://gzhi.mosreg.ru) 25 февраля 2022 г.