В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. N 190/1512, и в целях обеспечения проверки экзаменационных работ участников экзаменов в 2022 году в Челябинской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования предметных комиссий Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления общего образования Е.А. Тюрину.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утвержден
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 25 февраля 2022 г. N 01/357
Порядок
формирования предметных комиссий Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок формирования предметных комиссий Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году (далее - Порядок) разработан в целях определения процедуры подготовки экспертов предметных комиссий, порядка организации и проведения квалификационных испытаний, присвоения статуса экспертам предметных комиссий.
2. Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА):
Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 г. N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок проведения ГИА);
инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, инструктивно-методическими материалами
ФГБУ "Федеральный центр тестирования", ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИЛИ).
3. Численный состав предметной комиссии Челябинской области при проведении ГИА в 2022 году (далее - ПК) по соответствующему учебному предмету определяется исходя из количества участников экзаменов по данному учебному предмету в текущем году и с учетом сроков обработки экзаменационных работ участников экзаменов.
4. В зависимости от численного состава ПК может иметь следующую структуру:
для ПК численностью более 60 человек: председатель ПК, заместители председателя ПК (не более 4 человек), члены ПК;
для ПК численностью более 20 человек, но менее 60 человек: председатель ПК, заместители председателя ПК (не более 2 человек), члены ПК;
для ПК численностью менее 20 человек: председатель ПК, заместитель председателя ПК (не более 1 человека), члены ПК;
для ПК по иностранным языкам: председатель ПК, заместитель председателя ПК (по каждому иностранному языку), члены ПК (не менее 2 экспертов по каждому иностранному языку).
Председатель ПК определяется по согласованию с государственной экзаменационной комиссией Челябинской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГЭК) и Рособрнадзором и осуществляет общее руководство и координацию деятельности ПК.
Заместитель председателя ПК определяется по представлению председателя ПК из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт", и может осуществлять консультирование членов ПК при возникновении у них затруднений при оценке развернутых ответов участников экзаменов.
Члены ПК определяются по представлению председателя ПК из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
При формировании состава ПК исключается возможность возникновения конфликта интересов 1.
II. Статусы экспертов ПК
5. Эксперту ПК присваивается один из трех статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
6. "Ведущий эксперт" - статус, присваиваемый председателю ПК и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, консультирование экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК), привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК), осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
7. "Старший эксперт" - статус, позволяющий консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК), осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
8. "Основной эксперт" - статус, позволяющий осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
9. Для присвоения эксперту соответствующего статуса устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в состав ПК в первый раз).
III. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам
10. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях установлены пунктом 38 Порядка проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках 2 и (или) профессиональных стандартах 3;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
наличие документа, подтверждающего получение в последние три года дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
11. Требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК.
Экспертам, не назначенным председателями ПК или заместителями председателей ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут быть присвоены только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для экспертов ПК по иностранным языкам (в отношении экспертов по испанскому и китайскому языкам).
Для присвоения статуса "основной эксперт" требования по наличию опыта оценивания развернутых ответов участников экзаменов не предъявляются.
12. Требования к результатам квалификационных испытаний. Квалификационные испытания для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно. Председателю ПК присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационных испытаниях.
Квалификационные испытания проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" 4. Квалификационные испытания для присвоения статуса экспертам ПК по информатике и ИКТ, создаваемой в 2022 году для проверки экзаменационных работ участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), проводятся с использованием учебно-методических материалов ФИЛИ (сборник тренировочных материалов для подготовки к ГВЭ по информатике и ИКТ).
Формат проведения квалификационного испытания (групповой, индивидуальный) устанавливается председателем ПК по соответствующему учебному предмету.
К прохождению квалификационного испытания допускаются педагогические работники, удовлетворяющие квалификационным требованиям, установленным пунктом 38 Порядка проведения ГИА.
Список педагогических работников, допущенных до квалификационных испытаний, формируется председателем ПК по соответствующему учебному предмету.
Результат квалификационного испытания выставляется по следующим показателям согласованности оценивания:
1) доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов:
Учебный предмет |
Максимальное значение показателя |
||
"ведущий эксперт" |
"старший эксперт" |
"основной эксперт" |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки |
10% |
15% |
25% |
Обществознание |
10% |
15% |
25% |
Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология |
10% |
15% |
20% |
История |
10% |
15% |
20% |
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия |
5% |
7% |
10% |
География |
5% |
7% |
10% |
Математика (профильный уровень) |
1% |
5% |
7% |
Информатика и ИКТ |
5% |
7% |
10% |
2) доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/ критерию оценивания:
|
Максимальное значение показателя |
"ведущий эксперт" |
0% |
"старший эксперт" |
0% |
Информация о результатах квалификационного испытания и статусе эксперта вносится в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК в текущем году.
13. Требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций 5.
При присвоении соответствующего статуса результат работы по проверке развернутых ответов участников экзаменов в предыдущем году определяется по следующим показателям:
1) процент работ, оцененных с существенной разницей с другими экспертами:
|
Максимальное значение показателя |
"ведущий эксперт" |
5% |
"старший эксперт" |
10% |
2) процент удовлетворенных апелляций в предыдущем году:
|
Максимальное значение показателя |
"ведущий эксперт" |
5% |
"старший эксперт" |
10% |
IV. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном и региональном уровнях
14. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система мероприятий по согласованию подходов к оцениванию (далее - система).
15. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
16. На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт":
обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при проверке и оценивании, в рамках мероприятий с участием членов комиссий по разработке контрольных измерительных мероприятий;
проверка и оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
анализ результатов проверки и оценивания.
Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются ФИЛИ.
17. На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
организация подготовки экспертов ПК с использованием согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию развернутых ответов участников экзаменов;
организация в процессе подготовки экспертов ПК практических занятий по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ), функции которого в Челябинской области осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО).
Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются ГБУ ДПО РЦОКИО.
Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт".
Подготовка экспертов организуется и проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов ФИЛИ, образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных региональным центром обработки информации.
VII. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
18. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
19. Председатели ПК назначаются Министерством образования и науки Челябинской области по согласованию с Рособрнадзором, председателям ПК присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании. Заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус "ведущий эксперт".
20. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году, а также председатель ПК.
21. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника экзамена могут привлекаться только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявшие ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
22. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Министерством образования и науки Челябинской области, могут привлекаться эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты ПК, которым присвоен статус "основной эксперт", имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
23. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт".
24. Для проверки экзаменационных работ участников экзаменов в форме ГВЭ могут привлекаться эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт", "старший эксперт" или "основной эксперт".
25. Председатель ПК формирует ведомость учета кандидатов в эксперты ПК в 2022 году по соответствующему учебному предмету (приложение к Порядку) и направляет в ГЭК для согласования состава ПК не позднее 5 марта 2022 года (досрочный, основной, дополнительный периоды ГИА), 20 апреля 2022 года (основной и дополнительный периоды ГИА).
VIII. План-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
1. |
Предоставление в ФИЛИ списков кандидатур председателей ПК |
по запросу |
2. |
Подготовка экспертов ПК к проверке экзаменационных работ участников экзаменов 2022 года, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК |
февраль-май 2022 года |
3. |
Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК |
по отдельному графику |
4. |
Формирование ПК |
не позднее 5 марта 2022 года (досрочный, основной, дополнительный периоды ГИА), не позднее 20 апреля 2022 года (основной, дополнительный периоды ГИА) |
Приложение
к Порядку
Ведомость учета кандидатов
в эксперты предметной комиссии Челябинской области при проведении
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования в 2022 году
по ___________________ (название учебного предмета)
"___" _______________ 2022 года г. Челябинск
Показатели присвоения статусов экспертам:
1. уровень образования (наименование организации, год окончания,
реквизиты диплома) и наличие опыта работы в образовательных организациях
(количество лет);
2. наличие документа, подтверждающего получение в последние три года
дополнительного профессионального образования, включающего в себя
практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов
экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету (наименование
организации, год, реквизиты документа);
3. наличие опыта оценивания экзаменационных работ участников
экзаменов (количество лет);
4. результаты квалификационного испытания:
1) доля заданий/ критериев оценивания, по которым оценки эксперта не
совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию
развернутых ответов;
2) доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и
более балла по заданию/ критерию оценивания;
5. результаты работы по проверке развернутых ответов участников
экзаменов в предыдущем году 6:
1) процент работ, оцененных с существенной разницей с другими
экспертами (указывается при значении показателя более 5 процентов);
2) процент удовлетворенных апелляций в предыдущем году 7.
N |
ФИО кандидата в эксперты |
Место работы, должность |
Значения показателей |
Результат квалификационного испытания (прошел/ не прошел) |
Статус эксперта (ведущий, старший, основной) |
Рекомендация о включении в состав ПК (да/нет) |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||
1.1 |
1.2 |
3.1 |
3.2 |
4.1 |
4.2 |
||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество кандидатов в эксперты - _________ чел.
Кол-во кандидатов в эксперты, рекомендуемых к включению в состав
ПК - _________ чел., в том числе:
"ведущий эксперт" - ____ чел.
"старший эксперт" - ____ чел.
"основной эксперт" - ____ чел.
Председатель ПК ____________________ /ФИО/
--------------------------
1 Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная
заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких
родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение
возложенных на него обязанностей.
2Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010
N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010, N 18638);
приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей руководителей и специалистов высшего
профессионального и дополнительного профессионального образования"
(зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011, N 20237).
3Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистрирован в
Минюсте России 06.12.2013, N 30550).
4 За исключением квалификационного испытания для экспертов ПК по
информатике и ИКТ.
5 Данные требования не применяются к экспертам ПК по информатике и
ИКТ.
6 Данные требования не применяются к экспертам ПК по информатике и
ИКТ
7 Данные требования не применяются к экспертам ПК по информатике и
ИКТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25 февраля 2022 г. N 01/357 "Об утверждении Порядка формирования предметных комиссий Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru 28 февраля 2022 г.