Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову о приоритизации государственных субсидий на транспортировку промышленной продукции при экспорте отечественного оборудования для ветрогенерации".
2. Направить указанное Обращение Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (Бураков И.В.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания к Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову о приоритизации государственных субсидий на транспортировку промышленной продукции при экспорте отечественного оборудования для ветрогенерации
Уважаемый Денис Валентинович!
Действующая в настоящее время в России государственная поддержка развития возобновляемых источников энергии позволила создать в стране фактически новую индустрию - ветроэнергетику. Причем речь идет не только о запуске ветропарков, но и о производстве отечественного оборудования для них. Все это, безусловно, работает на достижение Россией цели углеродной нейтральности к 2060 году, сформулированной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе выступления на "Российской энергетической неделе" 13 октября 2021 года.
Первый по-настоящему масштабный запуск в России ветропарков состоялся в 2018 году, а уже к декабрю 2021 года суммарная мощность отечественных ветроэлектростанций превысила 2 ГВт. Из них более 1 ГВт было введено в эксплуатацию в прошедшем году. При этом у России по-прежнему остается огромный потенциал в сфере ветроэнергетики, поскольку на конец 2020 года установленная мощность ветроэлектростанций в нашей стране по данным Российской Ассоциации Ветроиндустрии составляла всего 0,14% от общего объема генерации при средних в мире 9,7%. При этом в общем производстве электроэнергии на ветрогенерацию по состоянию на конец 2020 года в России приходилось 0,7%, тогда как среднемировой показатель составляет 5,3%. В Евросоюзе доля ветрогенерации в общем объеме производства электроэнергии еще выше - 14,3%. У мировых отраслевых лидеров, Германии и Дании, она и вовсе составляет 23,7% и 56,3% соответственно.
Запущенная Правительством Российской Федерации в 2013 году программа развития возобновляемых источников энергии с использованием механизма договоров о предоставлении мощности позволила создать в России к настоящему времени полноценный инновационный кластер ветроэнергетики. Свыше 95% мощностей ветроэлектростанций в стране было построено с использованием механизмов указанных договоров, причем с высокой долей отечественных комплектующих.
Одним из важнейших условий работы по данной программе для ее участников (инвесторов) является локализация производства оборудования на территории России. В рамках реализации первой программы поддержки возобновляемых источников энергии, рассчитанной до 2024 года включительно, инвесторы в ветрогенерацию обязаны обеспечивать уровень локализации ветроэнергетических установок на уровне до 65%. В рамках второй программы государственной поддержки возобновляемых источников энергии на период 2025 - 2035 годов степень локализации предполагается довести до 90%. Основными целями данного требования являются создание в России промышленных предприятий, выпускающих совершенно новую для страны продукцию, трансфер современных технологий и создание высокотехнологичных рабочих мест.
Благодаря данной программе за несколько лет в нашей стране на базе предприятий энергомашиностроения, композитной промышленности, металлообработки была создана фактически новая индустрия - производство компонентов для ветроэнергетических установок. В том числе три новых завода начали свою работу в Ростовской области.
За короткий срок удалось локализовать в России производство ключевых компонентов ветроустановок. Так, гондолы для ветрогенераторов производят ООО "Сименс Технологии Газовых турбин" (г. Санкт-Петербург), ООО "Вестас Рус" (г. Дзержинск), АО "НоваВинд" (г. Волгодонск), башни - ООО "ВиндарСеверсталь" (г. Таганрог), ООО "ВетроСтройДеталь" (г. Волгодонск), лопасти для ветроустановок - ООО "Вестас Мэньюфакчуринг Рус" (г. Ульяновск). Данные предприятия изначально создавались как экспортно ориентированные, поскольку в долгосрочной перспективе емкости российского рынка не хватит для ритмичной работы этих производств, в том числе с учетом примерно 30-летнего цикла обновления оборудования ветропарков.
После большого стартового спроса и достижения в России пика по вводу в эксплуатацию новых ветропарков отечественные производители оборудования для ветрогенерации неизбежно столкнутся с долгосрочным дефицитом заказов, который возможно компенсировать только за счет экспорта. Тем более, что вторая программа господдержки возобновляемых источников энергии на период 2025 - 2035 годов предполагает меньшие масштабы поддержки возобновляемых источников энергии, в том числе ветроэнергетики, по сравнению с действующей в настоящее время.
При этом необходимо принимать во внимание, что экспорт оборудования для ветрогенерации имеет свою специфику. Как правило, основная часть такого оборудования - это негабаритная и тяжелая продукция. Например, башни ветроэнергетических установок поставляются секциями диаметром до 6-6,5 м, длиной до 36 м и весом от 40 до 120 тонн. Такие габариты требуют организации специальной транспортировки с разработкой индивидуальных проектов для получения разрешения на осуществление перевозки. Помимо этого, возникают и другие затраты, связанные с логистикой. Например, не все порты обладают инфраструктурой, необходимой для обращения с подобными негабаритными грузами. В связи с этим на плечи производителей оборудования ложатся дополнительные издержки, связанные, например, с арендой кранов большой грузоподъемности, с оплатой простоя части портовых мощностей на время погрузочных работ, и ряд других. В результате стоимость транспортировки ветроэнергетических установок может достигать 25-30% стоимости самого изделия.
В этой ситуации на первый план выходят возможности господдержки экспорта отечественного ветроэнергетического оборудования в форме субсидирования затрат на транспортировку продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции".
Данный инструмент государственной поддержки доказал свою эффективность и является сегодня одним из самых востребованных у российских промышленных предприятий, экспортирующих свою продукцию. Однако высокая популярность данной господдержки среди российских промышленников несет в себе практические риски ее неполучения отечественными производителями оборудования для ветроэнергетики при существующих правилах распределения субсидий. В частности, согласно постановлению N 496 в настоящее время производители оборудования для ветроэнергетики вправе претендовать на транспортную субсидию в рамках общей машиностроительной квоты, составляющей 50% от суммарного объема распределяемых субсидий.
В связи с изложенным Законодательное Собрание Ростовской области обращается с предложением внести изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 496, и при распределении объемов данного вида государственной поддержки выделить в отдельную приоритетную категорию промышленные предприятия по производству оборудования для ветроэнергетики. Предлагается также рассмотреть возможность упрощения порядка конкурсного отбора для этой категории получателей субсидий.
г. Ростов-на-Дону
22 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 22 февраля 2022 г. N 1584 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову о приоритизации государственных субсидий на транспортировку промышленной продукции при экспорте отечественного оборудования для ветрогенерации"
Вступает в силу с 22 февраля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 1 марта 2022 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 1 марта 2022 г. N 6100202203010003