Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 24 февраля 2022 г. N 116/пр
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций за 2021 год
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с частью 1 статьи 55.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпунктом 5.4.82 пункта 5 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, уполномочено осуществлять федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций (далее государственный контроль).
Контролируемыми лицами являются Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - национальные объединения саморегулируемых организаций).
Предметом федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций определено соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
С 1 июля 2021 года организация и осуществление государственного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). В развитие положений указанного федерального закона приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1006 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций";
- приказ Минстроя России от 1 ноября 2021 г. N 799/пр "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций";
- приказ Минстроя России от 20 декабря 2021 г. N 960/пр "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2022 год".
С учетом численности и особенностей деятельности национальных объединений, в том числе их организационно-правовой формы (в соответствии со статьей 55.20 Кодекса созданы два национальных объединения в форме ассоциации (союза), которые являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства) и выполняемых ими функций, предусмотренных частью 8 статьи 55.20 Кодекса, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
В 2021 году в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановых проверок Министерством внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
Случаи причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не выявлены.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований национальными объединениями саморегулируемых организаций не выдавались.
В целях обеспечения соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований Министерством проводится работа разъяснительного характера, в том числе направляются позиции по вопросам правоприменения.
В результате проведенного анализа осуществления государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций типичных нарушений обязательных требований в 2021 году не выявлено.
Вместе с тем мониторинг поступивших в адрес Министерства обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в том числе саморегулируемых организаций, выявлены вопросы, которые явились основанием для актуализации обязательных требований.
Так, пунктом 5 части 6 статьи 55.5-1 Кодекса к иностранным гражданам для включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства (далее - национальный реестр), ведение которых осуществляется Национальными объединениями саморегулируемых организаций (пункт 11 части 8 статьи 55.20 Кодекса), предъявляется обязательное требование о наличии разрешения на работу. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" иностранным гражданам, постоянно или временно проживающим в Российской Федерации, такое разрешение не выдается. В этой связи право на включение сведений в соответствующий национальный реестр об иностранном гражданине, осуществляющем свою трудовую деятельность на основании патента, или в случае, когда получение специального разрешения не требуется, не могло быть реализовано.
Кроме того, единый реестр членов саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется национальными объединениями саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55.20 Кодекса, в настоящее время не содержит информации о кадровом обеспечении члена саморегулируемой организации и о фактическом совокупном размере его обязательств по договорам подряда, указанным в статье 55.8 Кодекса. В этой связи для рационального выбора и принятия решений у потребителей работ, услуг отсутствует возможность на одном информационном ресурсе в текущий момент времени определять фактическую правоспособность члена саморегулируемой организации заключать договоры подряда, а также его фактические компетенции и квалификации. Вследствие отсутствия такого механизма возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции.
Из содержания части 14 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что обязанность по возврату после 1 июля 2021 года в течение года взноса, внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, членство которых прекращено в саморегулируемой организации при соблюдении установленных условий, возложена исключительно на саморегулируемую организацию. Вместе с тем возврат такого взноса в случае исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и переходе к национальным объединениям саморегулируемых организаций прав на средства компенсационных фондов законодательством не был урегулирован.
В связи с вышеизложенным Минстроем России в инициативном порядке в целях актуализации обязательных требований были подготовлены соответствующие изменения в Кодекс, и 30 декабря 2021 г. принят Федеральный закон N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 447-ФЗ). Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства был актуализирован приказом Минстроя России от 30 декабря 2021 г. N 1060/пр.
С учетом проводимой Правительством Российской Федерации совместно с Банком России работы по развитию конкуренции на рынке банковских услуг и унификации требований к уполномоченным банкам для обеспечения их доступа к публичным финансам, была принципиально изменена концепция требований к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Так, взамен обязательных требований к размеру основного капитала кредитной организации введен уровень кредитного рейтинга в качестве основного критерия (постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 662).
По результатам анализа источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольных (надзорных) функций, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований не выявлено.
Регулирование в установленной сфере ведения находится в развитии, связанном с созданием, формированием и использованием новых технологий, и в 2021 году переведено в федеральные государственные информационные системы, созданные для этих целей в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.
При этом в развитие норм Федерального закона N 447-ФЗ в 2022 году будут актуализированы обязательные требования нормативными правовыми актами в части:
- состава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений;
- перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона N 447-ФЗ, состава сведений, включаемых в национальный реестр, порядка внесения изменений в национальный реестр, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра;
- оснований для принятия национальными объединениями саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Кодекса.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 февраля 2022 г. N 116/пр "Об утверждении доклада... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.