В соответствии со статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области.
1.2. Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области.
1.3. Ключевые показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 февраля 2022 г. N 126
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области (далее - лицензионный контроль).
1.2. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего социально-экономического развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей осуществления государственного контроля, установленных Правительством Российской Федерации.
1.3. Предметом лицензионного контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - контролируемые лица, лицензиаты), лицензионных требований;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.4. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля, является государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Госжилинспекция).
1.5. Должностными лицами Госжилинспекции, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, включая проведение профилактических мероприятий (далее - должностные лица Госжилинспекции), являются:
1) руководитель Госжилинспекции - главный государственный жилищный инспектор Нижегородской области (далее - руководитель Госжилинспекции);
2) первый заместитель руководителя Госжилинспекции - первый заместитель главного государственного жилищного инспектора Нижегородской области (далее - первый заместитель руководителя Госжилинспекции);
3) заместители руководителя Госжилинспекции - заместители главного государственного жилищного инспектора Нижегородской области (далее - заместители руководителя Госжилинспекции);
4) начальники отделов Госжилинспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
5) должностные лица отделов Госжилинспекции, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) руководитель Госжилинспекции - главный государственный жилищный инспектор Нижегородской области;
2) первый заместитель руководителя Госжилинспекции;
3) заместители руководителя Госжилинспекции.
1.7. Должностные лица Госжилинспекции имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Нижегородской области.
1.8. Должностные лица Госжилинспекции выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностные лица Госжилинспекции несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Объектом лицензионного контроля (далее - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
Учет объектов контроля осуществляется Госжилинспекцией с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
2.1. Госжилинспекция в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
2.2. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Госжилинспекцией на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (далее - критерии риска).
Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.
Критериями риска в рамках осуществления лицензионного контроля являются:
1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений лицензионных требований;
2) вид деятельности контролируемых лиц.
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность контролируемых лиц, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
2.3. В отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения:
1) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года;
2) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 4 года;
документарная проверка - один раз в 4 года;
выездная проверка - один раз в 4 года;
3) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 5 лет;
документарная проверка - один раз в 5 лет;
выездная проверка - один раз в 5 лет.
2.4. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Госжилинспекция разрабатывает индикаторы риска нарушения лицензионных требований. Индикатором риска нарушения лицензионных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями лицензионных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля утверждается Правительством Нижегородской области.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении лицензионного контроля Госжилинспекция осуществляет следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Госжилинспекция осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Госжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и в иных формах.
Госжилинспекция размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензионного контроля;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении лицензионных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководства по соблюдению лицензионных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований, порядок отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска;
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Госжилинспекцией;
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Госжилинспекцией у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения лицензионных требований;
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений Госжилинспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц;
12) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Госжилинспекции;
13) доклады о лицензионном контроле;
14) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Госжилинспекции путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также анализа поступивших в адрес Госжилинспекции обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Госжилинспекцией готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Госжилинспекции (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Госжилинспекции до 10 марта, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Госжилинспекции в сети "Интернет" до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Госжилинспекцией в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Госжилинспекции в сети "Интернет".
3.5. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае наличия у Госжилинспекции сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Госжилинспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
В предостережении указываются:
1) наименование Госжилинспекции;
2) дата и номер предостережения;
3) наименование контролируемого лица, адрес его местонахождения;
4) соответствующие лицензионные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт;
5) информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований;
6) предложения о принятии мер по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
Предостережение не может содержать требование о представлении контролируемым лицом сведений и (или) документов.
Предостережение направляется контролируемому лицу на бумажном носителе посредством почтового отправления по адресу местонахождения либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных должностных лиц Госжилинспекции, посредством системы электронного документооборота, или по адресу электронной почты контролируемого лица.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в Госжилинспекцию возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении контролируемым лицом указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер лицензии контролируемого лица;
4) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
5) обоснование контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражение в отношении предостережения может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе посредством почтового отправления, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, или иными указанными в таком предостережении способами.
Госжилинспекция по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностные лица Госжилинспекции по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование осуществляется должностными лицами Госжилинспекции по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление лицензионного контроля;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет лицензионного контроля.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, указанному в подпункте 3 настоящего пункта, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Госжилинспекции в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом Госжилинспекции.
3.7. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится должностным лицом Госжилинспекции в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Госжилинспекция обязана предложить лицензиату проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности по управлению многоквартирными домами.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Госжилинспекцию не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Госжилинспекции, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Госжилинспекции для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
IV. Осуществление лицензионного контроля
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
Согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий органами прокуратуры осуществляется согласно частям 5 - 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение Госжилинспекции, подписанное уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции, в соответствии с требованиями, установленными статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Госжилинспекции на основании заданий уполномоченных должностных лиц Госжилинспекции.
4.4. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается только после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением лицензионных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
4.5. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
4.6. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе инспекционного визита должностными лицами Госжилинспекции могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.
Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
4.7. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки должностными лицами Госжилинспекции могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.8. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе выездной проверки должностными лицами Госжилинспекции могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов;
6) экспертиза.
Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
4.9. Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением лицензионных требований;
2) выездное обследование.
4.10. Наблюдение за соблюдением лицензионных требований проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Госжилинспекция:
1) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности лицензиата.
4.11. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.
В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование.
4.12. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо Госжилинспекции составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В этом случае должностное лицо Госжилинспекции вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
4.13. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Госжилинспекцию документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы;
3) нахождения в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;
4) наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при предоставлении подтверждающих документов);
5) наличия иных уважительных причин.
4.14. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях, указанных в пункте 4.13 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Госжилинспекцией на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, в Госжилинспекцию.
4.15. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица Госжилинспекции для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом Госжилинспекции самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.
V. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий
5.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.2. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.3. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.5. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований контролируемым лицом Госжилинспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению лицензионных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.6. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений Госжилинспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц
6.1. Действия (бездействие) должностных лиц Госжилинспекции, решения, принятые в ходе осуществления лицензионного контроля, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
6.3. Жалоба на решение Госжилинспекции, действия (бездействие) должностных лиц Госжилинспекции рассматривается руководителем Госжилинспекции (первым заместителем руководителя Госжилинспекции, заместителем руководителя Госжилинспекции).
6.4. Жалоба на действия (бездействие) руководителя Госжилинспекции (первого заместителя руководителя Госжилинспекции, заместителя руководителя Госжилинспекции) рассматривается Правительством Нижегородской области.
6.5. Жалоба на решение Госжилинспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц подается контролируемыми лицами в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Госжилинспекции может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Госжилинспекцией.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Госжилинспекции.
6.6. Жалоба подлежит рассмотрению Госжилинспекцией в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен Госжилинспекцией, но не более чем на 20 рабочих дней.
VII. Ключевые показатели лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели для лицензионного контроля
7.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Госжилинспекции осуществляется по лицензионному контролю на основе системы показателей результативности и эффективности лицензионного контроля.
7.2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности Госжилинспекции входят:
1) ключевые показатели лицензионного контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должна обеспечить Госжилинспекция;
2) индикативные показатели лицензионного контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Ключевые показатели лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели для лицензионного контроля утверждаются Правительством Нижегородской области.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 февраля 2022 г. N 126
Перечень
индикаторов риска нарушения лицензионных требований при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области
Индикаторами риска нарушения лицензионных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области, являются:
1. Трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес государственной жилищной инспекции Нижегородской области от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами лицензионных требований.
2. Отсутствие в течение трех и более месяцев актуализации информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, формами, сроками и периодичностью размещения, установленными в соответствии с частью 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 февраля 2022 г. N 126
Ключевые показатели
регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области
Ключевые показатели и их целевые значения регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области
Ключевым показателем регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области (далее - лицензионный контроль) является соотношение количества граждан - собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда подтверждено причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью вследствие нарушения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (далее - Положение), на каждые 100 тысяч человек к численности населения субъекта Российской Федерации (КП1), который рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
А - количество граждан - собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда подтверждено причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью вследствие нарушения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения, за отчетный год;
Б - численность населения субъекта Российской Федерации.
Ключевым показателем лицензионного контроля является соотношение количества многоквартирных домов, в которых нарушены установленные сроки начала отопительного периода из-за нарушений лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах на каждые 100 многоквартирных домов, к количеству многоквартирных домов в субъекте Российской Федерации (КП2), который рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
А - количество многоквартирных домов, в которых за отчетный год нарушены установленные сроки начала отопительного периода из-за нарушений лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;
Б - количество многоквартирных домов в субъекте Российской Федерации на конец отчетного года.
Целевое значение ключевого показателя КП1 определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя не менее чем на 2%.
Целевое значение ключевого показателя КП2 определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя не менее чем на 2%.
Индикативные показатели для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период;
21) количество заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом контроля является соблюдение лицензионных требований юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиаты); исполнение решений, принятых по результатам осуществления контрольных мероприятий.
Установлено, что объектом контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление контроля, определена государственная жилищная инспекция области.
Кроме того, определены: должностные лица Инспекции, уполномоченные в сфере осуществления контроля; порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля; перечень профилактических мероприятий, проводимых Инспекцией в рамках осуществления контроля, и особенности их проведения; порядок осуществления контрольных мероприятий; меры, принимаемые Инспекцией в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований; порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых Инспекцией и осуществленных ее должностными лицами в ходе реализации контрольных мероприятий.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126 "О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 марта 2022 г. N 5200202203020010, в газете "Нижегородские новости" от 8 апреля 2022 г. N 20