Федеральная налоговая служба, рассмотрев направленное обращение, сообщает следующее.
В обращении поставлен вопрос о подтверждении вывода Общества о том, что в случае, если налогоплательщик согласовал порядок распределения фактических расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - налог, НДД), налоговый орган при проведении мероприятий налогового контроля обязан руководствоваться таким порядком и не вправе его оспаривать при отсутствии изменений в законодательстве о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 333.47 Кодекса на налогоплательщиков возлагается обязанность по ведению раздельного учета фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база. При этом порядок ведения раздельного учета расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно, устанавливается в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных главой 25.4 Кодекса (далее - Порядок ведения раздельного учета). Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.
Аналогичным образом пункт 8 статьи 333.47 Кодекса определяет, что фактические расходы на участке недр, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности налогоплательщика, учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком, установленным им в учетной политике для целей налогообложения (далее - Порядок распределения расходов). Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 статьи 333.47 Кодекса.
Пунктом 10 статьи 333.47 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о согласовании порядка распределения расходов, указанных в пунктах 7 и 8 данной статьи. Форма заявления и порядок согласования указанного порядка утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
По мнению ФНС России, положения пункта 10 статьи 333.47 Кодекса, которые предусматривают возможность согласования Порядка ведения раздельного учета и Порядка распределения расходов налоговым органом, не препятствуют осуществлению налоговыми органами налогового контроля, а также корректировке налоговых обязательств налогоплательщика в случае, если указанные Порядок ведения раздельного учета и Порядок распределения расходов нарушают законодательство о налогах и сборах.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество посчитало, что если налогоплательщик согласовал порядок распределения фактических расходов, учитываемых при определении базы по НДД, то налоговый орган в рамках налогового контроля обязан руководствоваться таким порядком и не вправе его оспаривать при отсутствии изменений в законодательстве, которые непосредственно влияют на указанный порядок. Относительно данной позиции ФНС указала следующее.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база. Также установлено, что фактические расходы на участке недр, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности налогоплательщика, учитываются отдельно по каждому участку недр в определенной доле. Порядок ведения раздельного учета и распределения расходов устанавливается в учетной политике налогоплательщика и не может быть изменен в течение 5 лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно влияют на указанный порядок. В иных случаях порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения 5 налоговых периодов только при условии получения согласования налогового органа.
Нормы НК РФ о согласовании порядка не препятствуют налоговому контролю, а также корректировке налоговых обязательств, если порядок нарушает законодательство о налогах и сборах.
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2021 г. N СД-4-3/17979@ "Ответ на обращение"
Текст письма опубликован не был