Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2022 г. N 3а-222/2022
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 г. N 66а-1077/2022 настоящее определение оставлено без изменения, а частная жалоба - без удовлетворения
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семеновой Ольги Михайловны, Перминовой Дании Нургазизовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681 "Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы",
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 февраля 2019 года, утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.
Данная Республиканская адресная программа имеет основной целью финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в региональной программе по переселению граждан, при условии, что орган местного самоуправления обеспечивает выполнение определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы содержит обоснование ее ресурсного обеспечения (раздел IV), описывает механизм реализации ее мероприятий (раздел V).
Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июня 2014 года N 436, от 26 декабря 2014 года N 1031, от 13 марта 2015 года N 150, от 23 июня 2015 года N 451, от 12 февраля 2016 года N 89, от 17 декабря 2016 года N 948, от 13 февраля 2017 года N 79, от 1 сентября 2017 года N 624, от 14 февраля 2018 года N 88, от 8 декабря 2018 года N 1091 в Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, были внесены изменения, при этом каждый раз указанная программа излагалась в новой редакции.
Семенова О.М., Перминова Д.Н. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, полагая, что отдельные положения утвержденной им Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы противоречат Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, нормам жилищного законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании Семенова О.М., Перминова Д.Н. и их представитель Златкин А.М. административный иск поддержали, не согласились с возможностью прекращения производства по делу.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. пояснила, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681 признано утратившим силу, а потому прав административных истцов не нарушает, просила производство по делу прекратить.
Выслушав административных истцов и их представителя, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего производство по административному делу подлежащим прекращению, суд приходит к следующему.
По смыслу статей 210, 213, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод граждан и организаций.
Согласно части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт отменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Аналогичное основание для прекращения производства по делу содержится в пункте 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 25 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица.
При этом суд отмечает, что в силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце втором пункта 25 постановления от 25 декабря 2018 года N 50, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, который отменен, не может быть прекращено только в том случае, если при его рассмотрении установлены применение этого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 2019 года N 115, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 февраля 2019 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 26 февраля 2019 года N 16, ст. 0432, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, а также все вышеперечисленные постановления, вносившие в него изменения, признаны утратившими силу.
Суд находит несостоятельными доводы административных истцов о том, что в период действия оспариваемого нормативного правового акта были нарушены их права и законные интересы в связи с применением к ним отдельных положений данного акта.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 октября 2016 года, вступившим в законную силу, изъяты путем выкупа для муниципальных нужд принадлежащие Семеновой О.М. квартира N 2, расположенная по адресу: г. Зеленодольск, улица Гоголя, дом 32, доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010507:32, находящийся по этому же адресу, с выплатой указанной гражданке выкупной цены в размере 467773 рубля 68 копеек.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года, изъяты путем выкупа для муниципальных нужд принадлежащие Перминовой Д.Н. квартира N 3, расположенная по адресу: г. Зеленодольск, улица К. Маркса, дом 29, доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010206:5, находящийся по этому же адресу, с выплатой указанной гражданке выкупной цены в размере 401200 рублей 80 копеек.
При рассмотрении указанных выше гражданских дел суд руководствовался нормами жилищного законодательства (статьями 10, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) и исследовал вопрос о соблюдении условий для изъятия жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, а также о рыночной стоимости изымаемых жилых помещений и доли в праве собственности на земельные участки.
Городским судом при разрешении названных гражданских дел не применялись нормы Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, или аналогичной муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2016 годы в Зеленодольском муниципальном районе.
Более того, вопреки доводам административных истцов приведенные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда имеют основной целью финансовое и организационное обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в этой программе по переселению граждан, не содержат в себе норм жилищного законодательства, являющихся основанием для изъятия аварийных жилых помещений для муниципальных нужд. Перечисление в них аварийных многоквартирных домов служит целям определения размера необходимого финансирования и поддержки за счет средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, в административном исковом заявлении Семеновой О.М., Перминовой Д.Н. оспаривается постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681, которое признано недействующим и не затрагивает права, свободы и законные интересы административных истцов, а потому производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 214, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Семеновой Ольги Михайловны, Перминовой Дании Нургазизовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 681 "Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы" прекратить.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2022 г. N 3а-222/2022
Текст определения опубликован не был
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 г. N 66а-1077/2022 настоящее определение оставлено без изменения, а частная жалоба - без удовлетворения