В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (частью первой) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь Уставом городского округа "Город Белгород", Белгородский городской Совет решил:
1. Утвердить Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа "Город Белгород" (прилагается).
2. Администрации города Белгорода обеспечить приведение муниципальных правовых актов в соответствие с настоящим решением.
3. Решение вступает в силу после его официального опубликования.
4. Опубликовать решение в газете "Наш Белгород" и разместить на официальном сайте "Белгородский городской Совет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по экономической политике, муниципальной собственности и развитию предпринимательства.
Заместитель председателя |
В.В. Радченко |
Секретарь сессии |
К.А. Климашевский |
Утвержден
решением Белгородского
городского Совета
от 15 февраля 2022 года N 494
Порядок
принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа "Город Белгород"
1. Общие положения
1.1. Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа "Город Белгород" разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (частью первой) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Уставом городского округа "Город Белгород".
1.2. Настоящий Порядок определяет процедуру принятия решений при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в городском округе "Город Белгород".
1.3. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
1.4. Учредителем унитарного предприятия является муниципальное образование городской округ "Город Белгород".
Функции и полномочия учредителя унитарного предприятия осуществляет администрация города Белгорода.
От имени муниципального образования городского округа "Город Белгород" права собственника имущества унитарного предприятия осуществляет комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода.
1.5. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
1.6. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
1.7. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.8. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
1.9. Унитарные предприятия могут создаваться и действовать в следующих видах:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
1.10. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
1.11. Не допускается создание унитарного предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
1.12. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ.
1.13. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
1.14. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
1.15. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
1.16. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
2. Порядок создания унитарного предприятия
2.1. Унитарное предприятие может быть создано путем его учреждения в соответствии с настоящим разделом.
Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.
2.2. Решение о создании муниципального унитарного предприятия принимает администрация города Белгорода.
Инициаторами создания унитарного предприятия могут быть глава администрации города Белгорода, отраслевые (функциональные) органы администрации города Белгорода (далее - Инициатор).
2.3. Унитарное предприятие может быть создано исключительно в случаях, определённых Федеральным законом N 161-ФЗ.
2.4. Инициатор осуществляет подготовку проекта распоряжения администрации города Белгорода о создании унитарного предприятия, проекта устава унитарного предприятия, пояснительную записку с обоснованием необходимости и (или) целесообразности создания предприятия, содержащую основные виды деятельности предприятия, технико-экономическое обоснование.
Технико-экономическое обоснование создания унитарного предприятия должно содержать следующие показатели:
1) затраты на создание унитарного предприятия;
2) виды и объемы производимых унитарным предприятием работ (услуг, продукции);
3) затраты на производство единицы продукции (работ, услуг), объем ожидаемой прибыли, количество рабочих мест;
4) смету затрат на содержание унитарного предприятия.
2.5. Администрация города Белгорода вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.
2.6. Распоряжение администрации города Белгорода о создании унитарного предприятия должно содержать:
1) сведения об учреждении унитарного предприятия;
2) полное и сокращенное фирменное наименование унитарного предприятия;
3) указание на место нахождения унитарного предприятия;
4) цели и предмет деятельности унитарного предприятия;
5) сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника унитарного предприятия;
6) размер и источник формирования уставного фонда унитарного предприятия (за исключением казенного предприятия);
7) перечень движимого и недвижимого имущества, закрепляемого за унитарным предприятием;
8) сведения об утверждении устава унитарного предприятия;
9) решение о назначении и сроках полномочий руководителя унитарного предприятия;
10) поручения должностным лицам о совершении действий, необходимых для государственной регистрации унитарного предприятия.
2.7. Состав муниципального имущества, закрепляемого за создаваемым унитарным предприятием соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, определяется в соответствии с целями и задачами унитарного предприятия, установленными его уставом.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, устанавливается администрацией города Белгорода.
2.8. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Устав унитарного предприятия должен содержать:
1) полное и сокращенное фирменные наименования;
2) сведения о его организационно-правовой форме;
3) указание на его место нахождения;
4) цели, предмет, виды деятельности;
5) сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества;
6) наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
7) порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
9) иные не противоречащие Федеральному закону N 161-ФЗ и иным федеральным законам положения.
2.9. Устав унитарного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 2.8 настоящего раздела, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 2.8 настоящего раздела, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
2.10. Порядок утверждения устава унитарного предприятия устанавливается администрацией города Белгорода.
Устав унитарного предприятия, изменения, внесенные в устав, или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
2.11. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
2.12. Расходы, связанные с созданием унитарного предприятия и его государственной регистрацией, финансируются за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород".
3. Порядок реорганизации унитарного предприятия
3.1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению администрации города Белгорода в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 161-ФЗ и иными федеральными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
3.2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
1) слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
2) присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
3) разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
4) выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
5) преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях.
3.3. Предложения о реорганизации унитарного предприятия должны содержать:
1) пояснительную записку о необходимости и целесообразности реорганизации;
2) экономическое обоснование реорганизации с подробным финансовым анализом и оценкой деятельности унитарного предприятия.
3.4. Решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия оформляется в виде распоряжения администрации города Белгорода
Распоряжение администрации города Белгорода о реорганизации муниципального предприятия в обязательном порядке должно содержать:
1) форму реорганизации;
2) мероприятия, связанные с реорганизацией муниципального унитарного предприятия;
3) состав комиссии по реорганизации.
3.5. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
Распоряжением администрации города Белгорода утверждаются передаточный акт, устав вновь возникшего унитарного предприятия и назначается его руководитель.
При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
3.6. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
Распоряжением администрации города Белгорода утверждаются передаточный акт, изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости назначается руководитель этого унитарного предприятия.
При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.
3.7. Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.
Распоряжением администрации города Белгорода утверждаются разделительный баланс, уставы вновь созданных унитарных предприятий и назначаются их руководители.
При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.
3.8. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.
Распоряжением администрации города Белгорода утверждаются разделительный баланс, уставы вновь созданных унитарных предприятий и назначаются их руководители, а также утверждаются изменения и дополнения в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости назначается его руководитель.
При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.
3.9. Унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное учреждение.
Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Преобразование унитарного предприятия не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками реорганизуемого унитарного предприятия.
3.10. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия.
3.11. Передаточный акт и (или) разделительный баланс унитарного предприятия вместе с учредительными документами представляются для государственной регистрации вновь возникшего хозяйствующего субъекта или изменений в его учредительных документах.
3.12. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
3.13. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
3.14. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 3.13 настоящего раздела.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
3.15. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ.
3.16. Реорганизованные унитарные предприятия в десятидневный срок после их государственной регистрации представляют в администрацию города Белгорода информацию о регистрационных действиях в отношении реорганизуемых унитарных предприятий.
На основании представленных документов администрация города Белгорода вносит изменения в реестр муниципального имущества городского округа "Город Белгород".
4. Порядок ликвидации унитарного предприятия
4.1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях:
1) по решению администрации города Белгорода;
2) на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта "д" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ;
3) по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
4.2. Ликвидация унитарного предприятия влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
4.3. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия распоряжением администрации города Белгорода назначается ликвидационная комиссия, устанавливается порядок и сроки ликвидации унитарного предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
4.5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации унитарного предприятия и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации унитарного предприятия.
4.6. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого унитарного предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается администрацией города Белгорода.
4.7. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого унитарного предприятия производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
4.8. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается администрацией города Белгорода.
4.9. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество унитарного предприятия передается в казну городского округа "Город Белгород".
Председатель ликвидационной комиссии или собственник имущества унитарного предприятия подает заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о прекращении права хозяйственного ведения ликвидируемого унитарного предприятия.
4.10. В случае, если при проведении ликвидации унитарного предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого унитарного предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом.
4.11. Ликвидация унитарного предприятия считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
5. Заключительные положения
5.1. Муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению администрации города Белгорода до 1 января 2025 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского городского Совета от 15 февраля 2022 г. N 494 "Об утверждении Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа "Город Белгород"
Вступает в силу с 19 февраля 2022 г.
Текст решения опубликован в газете "Наш Белгород" от 18 февраля 2022 г. N 6