Решение Белгородского городского Совета от 15 февраля 2022 г. N 495
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа "Город Белгород"
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом городского округа "Город Белгород", Белгородский городской Совет решил:
1. Утвердить Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа "Город Белгород" (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
3. Опубликовать решение в газете "Наш Белгород" и разместить на официальном сайте "Белгородский городской Совет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию Белгородского городского Совета по вопросам законности и развития местного самоуправления.
Заместитель председателя |
В.В. Радченко |
Секретарь сессии |
К.А. Климашевский |
Утвержден
решением Белгородского
городского Совета
от 15 февраля 2022 года N 495
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа "Город Белгород"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок установления и оценки обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа "Город Белгород" (далее - Порядок) определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах городского округа "Город Белгород" (далее - муниципальные нормативные правовые акты), которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений (далее - обязательные требования).
Понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значении, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Белгородской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
1.2. Установление и оценка обязательных требований осуществляется в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
1.3. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
2. Порядок установления обязательных требований и правовое регулирование их установления
2.1. Установление обязательных требований осуществляется посредством принятия органами местного самоуправления городского округа "Город Белгород" в пределах их полномочий муниципальных нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты.
2.2. При установлении обязательных требований муниципальными нормативными правовыми актами должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности, предоставление разрешений);
5) отраслевые (функциональные) органы администрации города Белгорода и (или) их должностные лица, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая при разработке проекта муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
2.4. Муниципальным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления в силу такого правового акта.
По результатам оценки применения обязательных требований в соответствии с настоящим Порядком может быть принято решение о продлении установленного муниципальным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
2.5. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению.
2.6. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта, устанавливающий обязательные требования, затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и экономической деятельности, орган местного самоуправления города Белгорода, ответственный за его разработку, обеспечивает проведение оценки регулирующего воздействия в порядке, установленном администрацией города Белгорода.
В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Белгородской области, муниципальным нормативным правовым актам проводится правовая экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
2.7. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта, устанавливающий обязательные требования, должен выноситься на публичные слушания в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления города Белгорода, ответственный за его разработку, обеспечивает проведение публичных слушаний в порядке, установленном Уставом городского округа "Город Белгород".
2.8. Муниципальные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Уставом городского округа "Город Белгород".
Положения муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего муниципального нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Положения абзаца второго настоящего пункта не применяются в отношении муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории городского округа "Город Белгород" или ее части, а также муниципальных нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
Положения муниципальных нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые муниципальные нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в абзаце втором настоящего пункта, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
2.9. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных муниципальными нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные муниципальным нормативным правовым актом большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных муниципальными нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.10. При отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию муниципального нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, муниципальные нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, не подлежат применению на территории городского округа "Город Белгород" со дня отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего муниципального нормативного правового акта не было установлено иным муниципальным нормативным правовым актом.
3. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится ежегодно отраслевыми (функциональными) органами администрации города Белгорода, уполномоченными на осуществление соответствующего вида муниципального контроля (далее - контрольный орган).
3.3. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
1) формирование проекта Перечня муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - Перечень) и его публичное обсуждение на официальном сайте администрации города Белгорода (https://www.beladm.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт администрации города Белгорода); доработка Перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение контрольным органом и опубликование;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) формирование контрольным органом проекта доклада, его публичное обсуждение на официальном сайте администрации города Белгорода, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, подписание контрольным органом и направление доклада для рассмотрения в орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт;
4) рассмотрение проекта доклада органом местного самоуправления, принявшим муниципальный нормативный правовой акт, с последующим информированием контрольного органа о результатах рассмотрения проекта доклада;
5) проведение оценки фактического воздействия муниципального нормативного правового акта.
3.4. Формирование проекта Перечня осуществляется контрольным органом.
Перечень содержит в себе:
1) список муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и подлежащих оценке (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования):
муниципальные нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от четырех до шести лет, включаются в проект Перечня на очередной год за три года до окончания срока действия;
муниципальные нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от трех до четырех лет, включаются в проект Перечня на очередной год за два года до окончания срока действия;
муниципальные нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет менее трех лет, включаются в проект Перечня на очередной год за один год до окончания срока действия;
2) контрольный орган, проводящий оценку применения муниципальных нормативных правовых актов;
3) сроки проведения оценки муниципальных нормативных правовых актов.
3.5. В целях проведения публичного обсуждения контрольный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки доклада размещает на официальном сайте администрации города Белгорода проект Перечня в целях приема предложений от субъектов предпринимательской и экономической деятельности городского округа "Город Белгород", общественных объединений в сфере предпринимательской и экономической деятельности, органов местного самоуправления городского округа "Город Белгород", саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа "Город Белгород".
В информации о приеме предложений по включению муниципального нормативного правового акта в Перечень указывается срок приема предложений по Перечню и контактные данные, в том числе адрес электронной почты, для их направления.
3.6. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте администрации города Белгорода.
Контрольный орган рассматривает все предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения Перечня, составляет сводную информацию предложений по проекту Перечня с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает при необходимости проект Перечня и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания срока публичного обсуждения размещает указанную сводную информацию на официальном сайте администрации города Белгорода.
Доработанный проект Перечня утверждается правовым актом администрации города Белгорода и подлежит опубликованию на сайте администрация города Белгорода не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки контрольным органом доклада.
3.7. Контрольный орган проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, представленных в утвержденном Перечне, а также целей, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, представленных в утвержденном Перечне, по соответствующей сфере общественных отношений.
3.8. В доклад включается следующая информация:
1) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
2) результаты оценки применения обязательных требований;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
3.9. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований должна включать следующие сведения:
1) цели введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе муниципального нормативного правового;
2) реквизиты муниципального нормативного правового акта и содержащиеся в нем обязательные требования;
3) сведения о внесенных в муниципальный нормативный правовой акт изменениях (при наличии);
4) сведения о полномочиях разработчика на установление обязательных требований;
5) период действия муниципального нормативного правового акта и его отдельных положений (при наличии);
6) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены обязательные требования;
7) основные группы субъектов регулирования, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
3.10. Результаты оценки применения обязательных требований должны содержать следующую информацию:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
2) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом интересам, на устранение которого направлено установление обязательных требований);
3) оценка фактических расходов и доходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения установленных муниципальным нормативным правовым актами обязанностей или ограничений;
4) количество и содержание обращений субъектов регулирования к контрольному органу, связанных с применением обязательных требований;
5) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом обязательных требований, в случае если муниципальным нормативным правовым актом установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений;
6) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов.
3.11. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада муниципальному нормативному правовому акту один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт;
2) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в муниципальный нормативный правовой акт;
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и признании утратившим силу муниципального нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
3.12. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в муниципальный нормативный правовой акт или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и признании утратившим силу муниципального нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (положительным влиянием на снижение рисков, в целях предупреждения которых установлены обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
2) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких муниципальных нормативных правовых актах;
3) наличие в различных муниципальных нормативных правовых актах противоречащих друг другу обязательных требований;
4) наличие в муниципальном нормативном правовом акте неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
5) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
6) противоречие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Белгородской области, решениям Белгородского городского Совета и (или) целям и положениям муниципальных программ городского округа "Город Белгород";
7) отсутствие у органа местного самоуправления, установившего обязательные требования, полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
3.13. В целях публичного обсуждения проекта доклада контрольный орган не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки Перечня, размещает проект доклада на официальном сайте администрации города Белгорода с одновременным извещением субъектов регулирования, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, и заинтересованных структурных подразделений администрации города Белгорода.
3.14. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 календарных дней со дня его размещения на официальном сайте администрации города Белгорода.
Предложения и замечания по проекту доклада направляются по электронному или почтовому адресу, указанному на официальном сайте администрации города Белгорода.
3.15. Контрольный орган рассматривает поступившие предложения, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте администрации города Белгорода. Сводка предложений подписывается руководителем контрольного органа и приобщается к проекту доклада.
В случае согласия с поступившими предложениями (замечаниями) контрольный орган в течение 20 календарных дней со дня истечения срока публичного обсуждения проекта доклада, осуществляет доработку проекта доклада и отражает поступившие предложения (замечания) в проекте доклада.
В случае несогласия с поступившими предложениями (замечаниями) контрольный орган в пределах срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта Порядка, готовит мотивированные пояснения по отклонению поступивших предложений (замечаний) и отражает их в проекте доклада.
О результатах рассмотрения предложений (замечаний) контрольный орган в письменной форме информирует автора предложений (замечаний) в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующих предложений (замечаний).
3.16. Контрольный орган направляет доработанный доклад, подписанный руководителем контрольного органа, для рассмотрения в орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт, с одновременным размещением доклада на официальном сайте администрации города Белгорода.
3.17. Орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления доклада, рассматривает его на предмет соблюдения требований к форме и содержанию доклада, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований и принимает одно из следующих решений:
1) о возможности продления срока действия муниципального нормативного правового акта, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт (в отношении муниципальных нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, его отдельных положений;
2) о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.19. По итогам проведения оценки фактического воздействия муниципального нормативного правового акта орган местного самоуправления, принявший муниципальный нормативный правовой акт, принимает решение о необходимости признания утратившим силу муниципального нормативного правового акта, о возможности внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, либо о необходимости продления срока его действия.
3.20. Сведения о принятом решении, включается в доклад с одновременным опубликование доклада на официальном сайте администрации города Белгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского городского Совета от 15 февраля 2022 г. N 495 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами городского округа "Город Белгород"
Вступает в силу с 19 февраля 2022 г.
Текст решения опубликован в газете "Наш Белгород" от 18 февраля 2022 г. N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Белгородского городского Совета от 25 июля 2023 г. N 748
Изменения вступают в силу с 25 июля 2023 г.