Информация по делу
дело N 3а-45/2021
Именем Российской Федерации
город Калуга 1 июля 2021 года
Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Е.Е.И., при секретаре С.В.А., с участием прокурора Б.И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С.Т.С. к Городской Думе муниципального образования городского поселения "Город Людиново" о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 24-р от 25 сентября 2013 года, и Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 10-р от 28 марта 2014 года, установил:
25 сентября 2013 года Городской Думой муниципального образования городского поселения "Город Людиново" принято решение N 24-р "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", который включает карту границ зон с особыми условиями использования территории, на которой отображены границы санитарно-защитной зоны железной дороги межрегионального значения (том 4, л.д. 15-114, 115, 134).
Решением Городской Думой муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 10-р от 28 марта 2014 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново", которые включают в себя карту границ зон с особыми условиями использования территории (том 3 л.д. 6-293, том 4 л.д. 133).
Решениями Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" от 19 июня 2015 N 39-р (л.д. 177-293), 28 декабря 2016 N 104-р (л.д. 20-176), 18 октября 2018 года N 27-р (л.д. 11-19), 7 февраля 2020 года N 07-р утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново".
27 января 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление С.Т.С., в котором просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования городского поселения "Город Людиново" и Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N и земельного участка, истребуемого ею в порядке перераспределения и отображенного на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территорий.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N приобретения смежного с принадлежащим ей земельным участком путем перераспределения обратилась в орган местного самоуправления с заявлением, на что получила отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Полагает, что в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки нарушают ее права, поскольку препятствуют приобретению прав на земельный участок, не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" и Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Административный истец С.Т.С. и ее представитель адвокат К.С.И., будучи уведомлены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях требования административного иска поддержали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново", а также представитель заинтересованного лица администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" С.Я.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.
Заинтересованные лица ОАО "Российские железные дороги", Управление архитектуры и градостроительства Калужской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, будучи уведомлены о времени и месте слушания дела, представителей в суд не направили.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Б.И.И., полагавшей требования административного иска подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентированы статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным представительным органом - Городской Думой городского поселения "Город Людиново", в надлежащей форме (статьи 23, 24, 25 Устава городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области).
Частью 3 статьи 43 Устава городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городское поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского поселения "Город Людиново", размещение на официальном интернет-сайте, зарегистрированном как сетевое издание в установленном законом порядке.
Обнародованием муниципального правового акта считается вывешивание на информационном стенде в административном здании по адресу: <адрес>, и размещение на официальном интернет-сайте, зарегистрированном как сетевое издание в установленном законом порядке.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (части 1, 2 статьи 44 Устава).
Решение Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 24-р от 25 сентября 2013 года официально опубликовано в печатном издании "Людиновский рабочий" N 189 - 190/14123 от 2 октября 2013 года (том 4 л. д. 235-236).
Решение Городской Думы муниципального образования городского поселения город Людиново N 10-р от 28 марта 2014 года официально опубликовано в печатном издании "Людиновский рабочий" N 57 - 61/14256 от 2 апреля 2014 года (том 4 л. д. 228-234).
Решения Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" от 19 июня 2015 N 39-р, 28 декабря 2016 N 104-р, 18 октября 2018 года N 27-р об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" официально опубликованы в печатном издании "Людиновский рабочий" N N 93-94 (14611) от 24 июня 2015 года, 11 (14915) от 20 января 2017 года, 162 (15253) от 26 октября 2018 года.
Решение Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" от 7 февраля 2020 года N 307-р об утверждении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" официально опубликовано путем размещения в сети "Интернет" в разделе "Градостроительство" (http.//адмлюдиново.рф/).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением правил о компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
Как следует из материалов дела, С.Т.С. является собственником земельных участков из состава земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" с кадастровыми номерами N и N, площадью 1500 кв. м и 600 кв. м соответственно, расположенных по адресу: <адрес>.
Смежным с земельным участком с кадастровым номером N является земельный участок площадью 900 кв. м, государственная собственность на который не разграничена.
6 мая 2020 года С.Т.С. обратилась в администрацию муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" с заявлением, в котором просила образовать земельный участок путем перераспределения принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N площадью 600 кв. м с земельным участком площадью 900 кв. м, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, государственная собственность на который не разграничена.
По результатам рассмотрения обращения администрацией муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" принято решение, выраженное в письме от 17 июня 2020 года N С-482-2020-у, об отказе заключения соглашения о перераспределении земельных участков. Отказ основан на том, что испрашиваемый земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново", утвержденных решением Людиновской Городской Думы от 28 марта 2014 года N 10-р (далее - ПЗЗ), расположен в зоне Ж-1 "зона малоэтажного жилищного строительства". Кроме того, согласно карте границ с особыми условиями использования территорий, являющейся приложением к ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается, в том числе, размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Судом установлено, что отображенная на карте границ зон с особыми условиями использования территории Генерального плана и карте границ зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" граница санитарно-защитной зоны железной дороги охватывает принадлежащие С.Т.С. земельные участки с кадастровыми номерами N и N, а также испрашиваемый ею земельный участок площадью 900 кв. м (том 4 л.д. 133, 134).
Следовательно, административный истец, в отношении которого применены оспариваемые нормативные правовые акты и который полагает, что данными актами нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (пункт 4.2 СанПиН).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (пункт 4.2 СанПиН).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм, суд приходит к выводу, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
При рассмотрении дела установлено, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Управлением Роспотребнадзора по Калужской области решения об установлении санитарно-защитных зон для железной дороги, расположенной на земельном участке по адресу: Калужская область, Людиновский район, г. Людиново, направление железной дороги Фаянсовая - Брянск 139 - 170 км, не выдавались.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отображение в соответствующих картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
При определении момента, с которого следует признать в части не действующими оспариваемые нормативные правовые акты, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемых нормативных правовых актов применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативных правовых актов подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Сазоновой Татьяны Степановны о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 24-р от 25 сентября 2013 года, и Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 10-р от 28 марта 2014 года удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденный решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 24-р от 25 сентября 2013 года в части отображения на карте границ зон с особыми условиями использования территорий муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области санитарно-защитной зоны железной дороги межрегионального значения, охватывающей земельные участки с кадастровыми номерами N и N, принадлежащие С.Т.С., и земельный участок площадью 900 кв. м, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, государственная собственность на который не разграничена, являющийся смежным с земельным участком с кадастровым номером N;
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново" Людиновского района Калужской области, утвержденные решением Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" N 10-р от 28 марта 2014 года, в редакции решений Городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Людиново" от 19 июня 2015 N 39-р, 28 декабря 2016 N 104-р, 18 октября 2018 года N 27-р, 7 февраля 2020 года N 07-р в части отображения на карте границ зон с особыми условиями использования территории муниципального образования городского поселения "Город Людиново" санитарно-защитной зоны железной дороги, охватывающей земельные участки с кадастровыми номерами N и N принадлежащие С.Т.С., и земельный участок площадью 900 кв. м, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, государственная собственность на который не разграничена, являющийся смежным с земельным участком с кадастровым номером N.
Сообщение о принятии указанного решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании Городской Думы муниципального образования городского "Город Людиново" Людиновского района Калужской области и на официальном сайте в сети Интернет в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Е.И. Евсютина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 1 июля 2021 г. N 3а-45/2021 "О признании частично не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Людиново", утв. решением городской Думы городского поселения "Г. Людиново" от 28.03.2014 N 10-р, и генерального плана муниципального образования городского поселения "Город Людиново" муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", утв. решением городской Думы городского поселения "Г. Людиново" от 25.09.2013 N 24-р (в ред. от 07.02.2020)"
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)