Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14033-2021
"Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. N 1232-ст)
Environmental management. Quantitative environmental information. Guidelines and examples
УДК 502.3:006.354
ОКС 13.020.10
Дата введения - 1 марта 2022 г.
Взамен ГОСТ Р 57651-2017/ISO/TS 14033:2012
Жирный шрифт в тексте не приводится
Предисловие
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. N 1232-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14033:2019 "Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры" (ISO 14033:2019 "Environmental management - Quantitative environmental information - Guidelines and examples", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом ПК 4 "Оценка экологических показателей" Технического комитета ТК 207 "Экологический менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р 57651-2017/ISO/TS 14033:2012
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
В настоящем стандарте содержатся рекомендации и примеры сбора и предоставления количественной экологической информации. Настоящий стандарт предназначен для поддержки процессов анализа и верификации количественной экологической информации, а также для постоянного совершенствования экологического менеджмента и достижения целей устойчивого развития. Цель настоящего стандарта - способствовать разделению сложного процесса обработки данных о состоянии окружающей среды с помощью системного анализа и метрологии на отдельные упрощенные этапы с четко поставленной задачей для содействия процессу сбора и обработки количественной экологической информации. Настоящий стандарт предназначен для специалистов, которые работают с количественной экологической информацией и обеспечивают ее сбор, обобщение, предоставление отчетности и рассмотрение.
Поскольку настоящий стандарт касается вопросов измерения, сбора и обобщения данных, он тесно связан с такими аспектами цифровизации, как "цифровые двойники" (digital twins), позиционирование датчиков и сбор, обработка и интерпретация информации от датчиков, а также с понятиями, связанными с большими данными ("big data"), например со статистическим анализом и получением статистических выводов. В настоящем стандарте содержатся рекомендации по эффективному и рациональному размещению датчиков (или других источников данных), необходимых для подобного анализа, а также по прозрачному и понятному способу указания ссылок на источники данных для облегчения интерпретации и статистического анализа больших данных.
Система подходов к сбору, обобщению и рассмотрению данных основана на общих принципах постоянного совершенствования системы экологического менеджмента и итеративном подходе типа Plan - Do - Check - Act (PDCA), т.е. на цикле Деминга "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй".
В настоящем стандарте качество данных рассматривается с точки зрения рекомендаций и примеров сбора, обобщения и предоставления данных с качеством, требуемым для их использования в количественной экологической информации. Качество данных является предполагаемым, косвенным результатом применения рекомендаций, приведенных в настоящем стандарте, однако в тексте настоящего стандарта оно напрямую не рассматривается.
Рекомендации, установленные в настоящем стандарте, охватывают ряд процессов, начиная от планирования, определения и сбора количественных данных и заканчивая их математической обработкой. Данные рекомендации можно использовать для оценки мероприятий, результатом выполнения которых является получение количественной экологической информации с помощью различных методов и средств, используемых, например, для оценки жизненного цикла или экологической результативности. Эти рекомендации не содержат описания конкретных методов и средств, однако относятся к способам получения и предоставления количественных данных для различных приложений. Положения настоящего стандарта определяют требования к данным как к отдельным единицам, а не к массивам значений, например базам данных. Положения настоящего стандарта разработаны с учетом того, что многие виды применения количественной экологической информации предназначены для проведения различных видов оценки в рамках организаций. Таким образом, количественная экологическая информация может влиять на уровень достоверности при принятии решений, касающихся развития технологий, инвестиционных и финансовых решений. Любой тип предполагаемого применения информации и связанная с этим оценка зависят от первоначального определения ожиданий от результатов, полученных с использованием количественной экологической информации, перед установлением статистических и численных критериев, которые будут использоваться для сбора данных.
Рекомендации настоящего стандарта разработаны с учетом того, что многие области применения экологической информации предназначены для проведения количественных сравнений, таких как выравнивание и бенчмаркинг, контроль постоянного совершенствования (по сравнению с предыдущим годом), количественной идентификации приоритетных областей, численной оценки и сравнения рисков, принятия решений в рамках проектирования, инвестиций или закупок. Настоящий стандарт обеспечивает количественные сравнения, подчеркивая те аспекты планирования сбора и предоставления данных, которые особенно важны для получения сопоставимых количественных результатов.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по сбору и предоставлению разнообразной количественной экологической информации и данных. Если организация применяет настоящий стандарт для различных целей в рамках собственной системы экологического менеджмента или для собственных конкретных средств, целей или прикладных задач, то максимальную выгоду можно получить, следуя принципам, описанным в разделе 5.
Для применения настоящего стандарта в целях сбора, обобщения и представления количественной экологической информации особое внимание следует уделить выявлению навыков и компетенций, необходимых специалистам-практикам.
В приложении Е приведена дополнительная информация, предназначенная для предотвращения неправильной интерпретации представленных рекомендаций.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по процессам систематического и методического сбора и анализа количественной экологической информации и данных о системах, а также направлен на поддержку применения стандартов и отчетов по экологическому менеджменту.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для организаций, касающиеся общих принципов деятельности и комплекса мер, необходимых для получения количественной экологической информации и достижения внутренних и/или внешних целей. Подобными целями могут быть, например установление процедур инвентаризации данных и поддержка принятия решений, связанных с экологическими политиками/стратегиями и ориентированных, в частности, на сравнение количественной экологической информации, имеющей отношение к различным организациям, видам деятельности, объектам, технологиям и продукции.
В настоящем стандарте рассматриваются вопросы, связанные с определением, сбором, обработкой, интерпретацией и представлением количественной экологической информации. В нем содержатся рекомендации по установлению точности, верифицируемости и надежности данных для предполагаемого применения. В нем используются проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя подходы к подготовке информации, предназначенной для конкретных задач экологического менеджмента.
Настоящий стандарт применим ко всем организациям, независимо от их типа, размера, местоположения, структуры, видов деятельности, продукции, уровня развития и наличия/отсутствия у них системы экологического менеджмента.
Примечание 1 - В соответствии с ИСО 14031 количественная информация предназначается для измерения экологической результативности в виде ключевых показателей экологической эффективности.
Примечание 2 - Количественная информация также применяется к количественной оценке риска для целей управления рисками.
Настоящий стандарт дополняет содержание других международных стандартов по тематике экологического менеджмента.
Примечание 3 - В приложениях А и В приведены наглядные и универсальные примеры применения руководящих принципов и системы подходов к сбору, обработке и рассмотрению данных. В приложениях С и D приведены учебные примеры по применению руководящих принципов в конкретных отраслях и отдельных стандартов серии ИСО 14000 соответственно. Приложение Е содержит пояснительную информацию, предназначенную для предотвращения неправильной интерпретации рекомендаций, приведенных в настоящем стандарте.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 14050, Environmental management - Vocabulary ("Экологический менеджмент. Словарь")
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 14050, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- Платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- МЭК Электропедия: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
3.1 Термины, относящиеся к видам информации
3.1.1 базовые данные (basic data): Данные, получаемые в процессе сбора информации.
Примечание - В зависимости от природы объекта характеризующие его базовые данные могут состоять из одного или нескольких значений и единиц измерений. Некоторые базовые данные могут быть безразмерными, например индексы или коэффициенты.
3.1.2 данные о деятельности (activity data): Количественная мера деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду.
3.1.3 количественные данные (quantitative data): Числовые данные, включающие в себя единицы измерения или контекст для безразмерных данных.
3.1.4 количественная информация (quantitative information): Информация, полученная по результатам анализа и обработки количественных данных (см. 3.1.3), имеющая значение для достижения конкретной цели или задачи.
Примечание - Количественные данные можно получать из источников данных (см. 3.2.2), которые представляют собой первичные данные (см. 3.1.5) либо вторичные данные (см. 3.1.6).
3.1.5 первичные данные (primary data): Данные, получаемые в результате известных прямых измерений или же путем прямых или косвенных расчетов, основанных на данных, полученных путем прямых измерений.
3.1.6 вторичные данные (secondary data): Данные, полученные любыми способами, отличающимися от способов получения первичных данных, производные данные (см. 3.1.5).
3.1.7 метаданные (metadata): Данные, содержащие информацию о других данных.
Пример - Дата первоначального измерения данных или описание системы (см. 3.2.4), которую данные должны характеризовать, или информация о способе получения данных.
3.2 Термины, относящиеся к управлению информацией
3.2.1 метрология (metrology): Наука об измерениях, охватывающая как экспериментальные, так и теоретические методы измерений для любого уровня неопределенности (см. 3.3.3) в любой области науки и техники.
Примечание 1 - Подробнее о метрологии см. JCGM 200:2012.
Примечание 2 - Метрология включает все теоретические и практические характеристики измерений, независимо от степени неопределенности измерений и области применения.
3.2.2 источник данных (data source): Происхождение данных.
Примечание 1 - Источник данных может содержать первичные (см. 3.1.5) или вторичные данные (см. 3.1.6).
Пример - Литературные источники, базы данных, человеческие ресурсы, измерительные устройства.
3.2.3 свойство (property): Аспект или качество чего-либо, определяемые путем измерений.
[ИСО/ТС 15926-6:2013, определение 3.1.12 с изменением: предпочтительный термин "физическая величина" и примечание 1 удалены]
3.2.4 система (system): Группа или группы независимых и взаимосвязанных объектов или процессов.
3.2.5 системный анализ (systems analysis): Методика выявления и рассмотрения свойств системы (см. 3.2.4) путем изучения ее внутренних компонентов, зависимостей и связей между ними.
3.2.6 приоритетная система (foreground system): Подсистема, находящаяся в центре внимания системного анализа (см. 3.2.5).
3.3 Термины, относящиеся к характеристике информации
3.3.1 качество данных (data quality): Характеристика данных, определяющая их способность удовлетворять установленным требованиям.
Примечание - В настоящем стандарте в соответствии с разделом 6 термин "установленные требования" относится к термину "требования согласно цели", а термин "способность отвечать установленным требованиям" относится к термину "достижение цели".
[ИСО 14044:2006, определение 3.19 с изменением: добавлено примечание]
3.3.2 прозрачность (transparency): Открытое, исчерпывающее и понятное предоставление информации.
[ИСО 14044:2006, определение 3.7]
3.3.3 неопределенность (uncertainty): Разброс (отклонение) под действием случайных или систематических причин.
Примечание - Неопределенность - это состояние недостатка, в том числе частичного, информации, связанного с пониманием или знанием события, его последствий или вероятности наступления.
4 Применение количественной экологической информации
4.1 Общие положения
Количественную экологическую информацию используют для выполнения экологических измерений, расчетов, оценок, сравнений, отчетов и обмена информацией о системах. Настоящий стандарт предназначен для поддержки любого подобного вида использования или применения количественной экологической информации в соответствии с международными стандартами в области экологического менеджмента. Примерами подобной информации являются: показатели экологической результативности, обмен экологической информацией, экологические декларации, оценки жизненного цикла; отчеты о выбросах парниковых газов, о мерах по предотвращению изменения климата, адаптации к изменению климата, углеродный след; водный след; экологическая результативность; отчетность перед органами государственной власти, отчетность по устойчивому развитию, социальной ответственности, верификации природоохранных технологий (ETV), учет затрат на материальные потоки и денежная оценка.
Роль практического применения настоящего стандарта показана на рисунках 1, 2 и 3. Практическое применение требований (рекомендаций) настоящего стандарта к разным видам количественной экологической информации в свою очередь указывает на способы получения и предоставление данных и информации. Практическое применение настоящего стандарта определяет предполагаемое использование, а также требования или ожидания, касающиеся принципов достоверности, точности и прозрачности данных. Настоящий стандарт содержит конкретные руководящие принципы на тот случай, когда применение предполагает сравнение между количественной экологической информацией о различной продукции, процессах или системах.
4.2 Внутреннее применение количественной экологической информации
В настоящем стандарте содержатся рекомендации по сбору и предоставлению количественной экологической информации для внутреннего применения в следующих стандартных областях:
- мониторинг показателей экологической результативности: сбор и предоставление информации о выполнении повторяющихся задач по обработке информации, необходимых для документирования и поддержки постоянного улучшения системы экологического менеджмента;
- оценка экологического риска: сбор и предоставление количественной экологической информации относительно выявленных факторов риска и возможных воздействий, как предполагаемых, так и случайных;
- исследования, направленные на оценку жизненного цикла продукции и услуг (LCA): определение процедур сбора и предоставления данных для инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCI) при внутреннем использовании количественной экологической информации;
- учет затрат на материальные потоки (MFCA): определение объема количественной информации относительно материальных и энергетических потоков на уровне процессов организации, которые собирают и предоставляют для повышения эффективности производственных систем;
- бизнес-аналитика данных (business intelligence): определение количественных методов и процедур оценки экологической результативности и конкретных требований, ориентированных на мировой рынок;
- установление средне- и долгосрочных экологических целей, связанных или объединенных с данными о финансовой деятельности;
- автоматическая оптимизация производственных показателей с целью снижения риска воздействия производственного объекта на окружающую среду.
Для обеспечения согласованности количественной экологической информации, используемой в различных областях применения, а также для максимального удобства ее использования может оказаться целесообразным использование единого набора рекомендаций и процедур сбора (предоставления) данных.
4.3 Внешнее применение количественной экологической информации
Настоящий стандарт содержит рекомендации по сбору и предоставлению количественной экологической информации для таких областей ее применения вне организации, как:
- схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов (GHG) и отчетности по выбросам парниковых газов;
- корпоративная экологическая отчетность и отчетность по устойчивому развитию;
- государственная отчетность;
- внешние коммуникации, например экологическая маркировка, экологическое декларирование продукции и другие официальные оценки ее жизненного цикла, путем разработки рекомендаций по определению требований к прозрачности, точности и к другим характеристикам, которые важны при передаче результатов комплексных исследований сторонним организациям;
- отчетность об экологической результативности, например установление количественных оценок экологической эффективности продукции и услуг компании;
- предоставление результатов верификации природоохранных технологий (ETV), основанных на новых экологических технологиях с подтвержденными характеристиками;
- обмен информацией между всеми финансовыми партнерами, например отчетами об устойчивом развитии или финансовыми базами данных;
- информация о возможности для покупателей продукции вручную или автоматически оптимизировать обращение с ней, использование или переработку отходов для минимизации риска воздействия продукции на окружающую среду;
- информация о возможности для поставщиков товаров и услуг вручную или автоматически оптимизировать свои поставки с целью минимизации риска воздействия продукции на окружающую среду в процессе ее поставки.
В процессе внешнего обмена количественной экологической информацией между различными организациями устанавливаются требования к целостности, надежности и прозрачности. Для выполнения этих требований разработаны общие руководящие принципы, использование которых позволит провести анализ данных, а также обеспечить верифицируемость (проверяемость) и достоверность данных. Информацию, собранную и предоставленную в соответствии с общими руководящими принципами, легче интерпретировать и, следовательно, использовать в различных областях применения.
4.4 Применение количественной экологической информации для сравнительного анализа
Настоящий стандарт содержит рекомендации для случаев применения, когда количественная экологическая информация предназначается для сравнительного анализа, например в случае оценки:
- выбросов углекислого газа различными производственными предприятиями;
- экологической эффективности различной продукции;
- влияния жизненного цикла различных функциональных подразделений организации;
- потребления электроэнергии различными производственными подразделениями организации.
При сборе и предоставлении данных, предназначенных для сравнения, важно учитывать не только рассматриваемую область применения, но также и то, что любые решения можно обобщить и воспроизводить при сборе тех же или аналогичных данных и при использовании другого способа (системы) для сравнения.
Целью получения количественных экологических данных может быть проведение сравнительных исследований, например:
a) системы на двух или нескольких временных периодах;
b) влияния изменений в производственных системах, участках и продуктовых линейках;
c) различных организационных и функциональных границ внутри организации или за ее пределами.
5 Принципы формирования и предоставления количественной экологической информации
5.1 Общие положения
Следующие фундаментальные принципы обеспечивают достоверность количественной экологической информации и могут применяться в качестве рекомендаций для принятия решений, связанных с настоящим стандартом.
5.2 Актуальность
Выбранные источники данных, границы систем, методы измерений и оценки должны соответствовать требованиям заинтересованных сторон и/или областям применения.
Примечание - Требования могут различаться для каждой из заинтересованных сторон и в разных областях применения.
5.3 Достоверность
Количественная экологическая информация должна быть правдивой, точной и не вводящей в заблуждение заинтересованные стороны.
5.4 Целостность
Сопоставимые, согласованные между собой и не противоречащие друг другу количественные экологические данные и сведения получают с использованием общепризнанных и воспроизводимых методов, учитывающих требования к целостности данных.
5.5 Сопоставимость
Количественную информацию об окружающей среде необходимо формировать, отбирать и предоставлять согласованным способом, с использованием унифицированных единиц измерения для возможности сопоставления информации.
Пример - Сопоставление экологических показателей организации с течением времени; сопоставление экологических показателей различных организаций или аналогичных организаций в разных странах.
5.6 Прозрачность
Процессы, процедуры, методы, источники данных и предположения, используемые для формирования и предоставления количественной информации, должны быть доступны всем заинтересованным сторонам.
Примечание - Последнее необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащее толкование результатов и дать четкие основания для любых экстраполяций, упрощений или используемых моделей, выполняемых с учетом конфиденциальности информации (если это необходимо). Кроме того, раскрывается информация о любой неизвестности или неопределенности информации.
5.7 Полнота
Всю наиболее значимую для области предполагаемого применения количественную экологическую информацию необходимо предоставлять в таком объеме, который в дальнейшем не потребует дополнения.
5.8 Точность
Систематические погрешности и связанные с ними неопределенности необходимо, насколько это практически реализуемо, сводить к минимуму, а также устранять отклонения, связанные с субъективными искажениями.
5.9 Адекватность
Количественная экологическая информация представляется актуальной и в полной мере понятной для всех заинтересованных сторон благодаря использованию форматов, языков и носителей информации, отвечающих их ожиданиям и потребностям.
5.10 Значимость
Основное внимание следует уделять той количественной экологической информации, которая действительно имеет значение и может влиять на принятие решений предполагаемым пользователем, и обеспечивать эффективный сбор и предоставление данной информации.
Примечание - Понятие значимости используют для определения той информации, которая, если она будет пропущена или искажена, может существенно влиять на сбор количественной экологической информации для области ее предполагаемого применения, приводя к заблуждениям или недопониманию. Приемлемая степень значимости зависит от области предполагаемого применения.
6 Руководящие указания
6.1 Общие положения
6.1.1 Подход на основе цикла PDCA
Рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, основаны на общеизвестном цикле постоянного улучшения процесса "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), в рамках которого последовательно выполняются этапы планирования, выполнения, проверки и корректировки для улучшения процесса соответственно (Plan - Do - Check - Act, PDCA-цикл), см. рисунок 2. Руководящие указания по сбору и анализу количественной экологической информации сформированы в обобщенную систему подходов, описанную в данном разделе и приведенную на рисунках 1, 2 и 3.
Все этапы PDCA-цикла и их конечные результаты необходимо документировать.
Принятая в настоящем стандарте система подходов основывается на модели процесса. Входной информацией для данного процесса являются требования, предъявляемые к намеченной цели, установленные в зависимости от фактической области применения количественной экологической информации. Требования к цели и решение о ее достижении выходят за рамки настоящего стандарта, однако их следует устанавливать в соответствии с областью применения. Сама по себе область применения находится за рамками настоящего стандарта. Конечным результатом (выходом) процесса является достижение цели. Основное внимание в системе подходов уделяется процессу реализации поставленной цели. Описание рабочего PDCA-цикла начинается с 6.2. Рисунок 2 детально демонстрирует реализацию этого цикла.
Акцент в руководящих указаниях ставится на задачах, которые связаны с этапами "планирование", "выполнение" и "проверка". Этап корректировки для улучшения также является частью системы подходов, но в данном стандарте он рассматривается в меньшей степени. На первых трех этапах количественную экологическую информацию подготавливают и предоставляют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к намеченной цели. Каждая задача на этапе "планирование" соответствует задаче на этапе "выполнение" и охватывает проработку конкретных вопросов, начиная от планирования и сбора данных и заканчивая предоставлением количественной экологической информации. Этап "проверка" обеспечивает оценку фактического соответствия между задачами на этапах "планирование" и "выполнение", а также их общего соответствия требованиям, необходимым для достижения намеченной цели.
Руководящие указания в соответствии с рисунками 1 и 2 обеспечивают представление о процессе, состоящем из трех этапов:
- формулирование требований, необходимых для достижения намеченной цели;
- реализация цели;
- достижение цели.
Примечание 1 - Цифры на рисунке 1 относятся к подразделам настоящего стандарта.
Примечание 2 - Из-за выбранной конфигурации обобщенной системы подходов, изображенной на рисунке 2, PDCA-цикл на рисунке 1 показан в направлении против часовой стрелки.
Рисунок 1 - Обобщенная процессная модель системы подходов настоящего стандарта
Примечание - Цифры на рисунке 2 относятся к пунктам и подпунктам настоящего стандарта.
Рисунок 2 - Руководящие указания по сбору и предоставлению количественной экологической информации с использованием цикла PDCA
На рисунке 2 верхняя половина задач отнесена к системному анализу (см. 6.2.1-6.2.3 и 6.3.3-6.3.5), а нижняя половина задач - к метрологии (см. 6.2.3-6.2.5 и 6.3.1-6.3.3). Задачи 6.2.3 и 6.3.3 отнесены к обеим категориям, что указывает на обоснованность получения количественных экологических данных с применением соответствующих областей науки, стандартов и метрологических методов, и на то, что количественная оценка системы основана на применении соответствующих результатов научных исследований, стандартов и методов системного анализа. Последнее также означает, что при выборе (см. 6.2.3) и объединении параметров (см. 6.3.3) представленная система подходов обеспечивает объединение этих областей (метрологии и системного анализа) для количественной оценки экологической информации.
Использование обобщенной структуры обеспечивает системный подход к проверке количественной экологической информации. Данная проверка может проводиться, например, путем проверки качества данных, экспертной оценки или проверки сторонней независимой организацией (третьей стороной). В 6.4.2.1 и 6.4.2.2 описаны две различные формы проведения анализа и проверки: последовательная проверка и проверка получаемой количественной экологической информации.
Система подходов предназначена для использования с применением как итеративного, так и рекурсивного методов - для разных целей и разными способами.
Итеративное использование PDCA-цикла выполняется последовательно. На каждой итерации оно позволяет осуществлять постепенную реализацию этапов планирования и выполнения разными способами с тем, чтобы наиболее эффективно и результативно удовлетворить требования, предъявляемые к намеченной цели. Данный цикл также служит для адаптации этапов "планирование" и "выполнение" к любым изменяющимся целевым требованиям, например требованиям к повышению прозрачности данных, вводу дополнительных параметров и т.п.
Порядок рекурсивного использования системы подходов схематически приведен на рисунке 3. Если источник данных появляется в результате количественной оценки модели открытой системы, то систему подходов можно применять к произвольному числу уровней разделения работ по практическим соображениям или для удовлетворения требований, предъявляемых к намеченной цели.
Рисунок 3 - Схема рекурсивного применения системы подходов
На рисунке 3 показано схематическое представление того, как система подходов может рекурсивно использоваться для разделения или агрегирования системы с целью идентификации или настройки источников данных; на рисунке в качестве примеров приведены измерения, справочные источники информации и источники экспертных данных.
Система подходов содержит руководящие указания с трех различных точек зрения, а именно:
а) в нисходящем порядке (сверху вниз) - в качестве пошаговых рекомендаций по определению количественной экологической информации для конкретной области применения на этапе "планирование" (см. 6.2);
b) в восходящем порядке (снизу вверх) - в качестве подробных и пошаговых рекомендаций по обобщению базовых данных и формированию количественной экологической информации, предназначенной для конкретных областей применения на этапе "выполнение" (см. 6.3);
c) объекта и способа проверки, анализа и верификации конкретной обобщенной количественной экологической информации на этапе "проверка" (см. 6.4).
В 6.2-6.5 рекомендации приведены в нисходящем порядке, начиная с этапа "планирование". Дополнительные наглядные и общие примеры применения рекомендаций приведены в приложениях А и В соответственно.
6.1.2 Источники и категории данных
6.1.2.1 Общие положения
В настоящем стандарте с целью формирования запрашиваемой количественной экологической информации содержатся рекомендации по сбору данных из источников данных. В некоторых случаях для конкретной области применения могут устанавливаться собственные требования к источникам данных, которые в дальнейшем будут использоваться для составления запрашиваемой количественной экологической информации. Предполагается, что полученная количественная экологическая информация может служить источником данных и для других областей применения. Для получения полезных рекомендаций необходимо предоставлять максимально четкое описание и определение различных источников и категорий данных, упоминаемых в других стандартах серии ISO 14000. Примерами этого являются метод измерений, приоритетные и контекстные данные, источники данных и различные специфические данные. В настоящем подразделе описаны различные типы и категории источников данных.
6.1.2.2 Первичные и вторичные данные
6.1.2.2.1 Общие положения
В данном подразделе приведены указания, относящиеся к первичным и вторичным данным.
Рисунок 4 - Источники первичных и вторичных данных
Позиции А-F в тексте ниже относятся к позициям на рисунке 4.
6.1.2.2.2 Первичные данные
А: Используемый метод измерений первичных данных определен в явном или неявном виде и сообщен наблюдателю (эксперту). Для получения указаний, касающихся методов измерений, см. 6.1.2.3.
Пример - Источником первичных данных могут быть, например, средства измерений с оптическим считыванием или диаграммы; счета на оплату электроэнергии и сырья или данные, полученные по результатам лабораторных испытаний.
В и С: Применение любого определенного метода расчета к одним или нескольким первичным данным приводит к получению первичных данных.
6.1.2.2.3 Вторичные данные
D: Применение любого произвольного метода расчета к одним или нескольким первичным данным приводит к получению вторичных данных.
Е: Преобразование вторичных данных (с использованием любого метода расчета) приводит к получению вторичных данных.
F: Применение любого метода расчета к любой комбинации из первичных и вторичных данных приводит к получению вторичных данных.
6.1.2.2.4 Метод расчета данных
Метод расчета является строгой математической операцией. Любые параметры или переменные (например, коэффициенты выбросов), необходимые для выполнения расчетов, являются первичными либо вторичными данными.
Метод расчета может содержать алгоритм или математическую формулу без использования каких-либо вторичных данных (коэффициентов) или параметров.
Произвольным методом расчета может быть любой неизвестный алгоритм или математическая формула либо известный алгоритм или математическая формула с различными вторичными данными (коэффициентами) или параметрами.
6.1.2.2.5 Источники данных
Для первичных данных существует несколько ключевых параметров, зависящих от данных, которые требуется собрать, например:
- выбор метода;
- место для проведения измерений;
- выбор объекта измерений;
- частота измерений.
Из вторичных данных необходимо выбирать лишь в достаточной степени представительные с точки зрения целевых требований. Для источников вторичных данных можно проводить оценку достоверности, актуальности и достаточности данных для поставленной цели.
6.1.2.3 Метод измерений
Метод измерения - это любой способ получения данных с помощью конкретной измерительной системы или измерительного прибора, например термометра, способ получения численных значений параметров из справочников или базы данных либо расчетных значений, предоставляемых экспертом. Методы измерений позволяют получать первичные или вторичные данные в зависимости от выбранного метода измерений.
6.1.2.4 Приоритетные и контекстные данные
Приоритетные данные относятся к той части изучаемой системы, которой пользователь информации может управлять. Например, приоритетными данными могут быть данные о деятельности организации, выполняющей оценку экологической результативности жизненного цикла, в то время как контекстными данными в этом случае будут данные о цепочке поставок и сроке службы продукции. Иллюстрация приоритетных и контекстных данных приведена на рисунке 5.
Разделение на приоритетные и контекстные данные относится к их роли в системном анализе, а не к классификации источников этих данных.
Приоритетная система - это подсистема, находящаяся в центре внимания системного анализа, направленного на изучение последствий изменения приоритетной системы либо на принятие решений относительно ее изменений.
Примечание - В некоторых областях применения необходимо, чтобы приоритетные данные являлись первичными данными.
Рисунок 5 - Иллюстрация приоритетных и контекстных данных
6.1.2.5 Специфические и общие данные
Специфические данные - это данные (первичные или вторичные), которые относятся к определенной категории, например:
- к конкретному объекту, в том числе к производственному участку, экосистеме, населению, местоположению транспортного средства, городу и организации;
- конкретной технологии, относящейся к данным, полученным от измерительного оборудования или от исследуемой системы;
- конкретной организации, включая любую организацию в соответствии с ISO 14001;
- конкретным отраслям промышленности, например к энергетике и транспорту;
- конкретным регионам, например к геополитическим областям и странам.
Специфические и общие (универсальные) данные схематически показаны на рисунке 6.
Рисунок 6 - Применение специфических и общих данных
Специфические данные имеют значительно более узкую область применения, чем общие данные. Выбор конкретного вида данных определяется требованиями к цели, для которой информацию собирают и обобщают. Вид данных (специфические или базовые) не определяет качество данных, поскольку оно определяется их уместностью.
6.1.2.6 Метаданные
Для того, чтобы количественная информация была пригодной для анализа, прозрачной и интерпретируемой, необходимо предоставлять метаданные, обладающие достаточным объемом сведений относительно характера количественных экологических данных, например о методе измерений, недостатке данных и области применения системы.
В настоящем стандарте предполагается, что достаточный объем метаданных для каждого этапа ("планирование", "выполнение" и "проверка") будет предоставляться вместе с промежуточными данными, а также с получаемой количественной информацией. Последнее подразумевает, что при выполнении каждого этапа будет предоставляться достаточный объем метаданных.
6.2 Этап планирования
6.2.1 Разработка концепции системы в целом
На этом этапе начинается реализация цели. Определяются границы системы, по которой должна собираться количественная информация. Основная задача этапа планирования заключается в определении всех характеристик целевых требований, которые применимы с точки зрения сбора и обобщения данных. Все характеристики требований должны иметь четкую концептуальную основу и быть понятными с точки зрения требований к информации и к данным.
Разработка концепции системы в целом включает понимание основ для сбора количественной экологической информации. Сюда входит следующее:
- цель информации и предполагаемое использование;
- объект, о котором должна быть представлена информация;
- границы системы;
- заинтересованные стороны и целевая аудитория;
- требования к общему качеству информации.
6.2.2 Разделение системы на компоненты
Разделение системы на компоненты означает выделение в объекте (см. 6.2.1) управляемых компонентов. Разделение может выполняться рекурсивно для достижения уровня, на котором необходимо получать данные (см. рисунок 3).
Примечание - Если система, указанная в 6.2.1, достаточно проста и удобна для анализа, эту операцию можно пропустить.
Разделение системы на компоненты может выполняться с учетом различных характеристик, например исходя:
- из деятельности, функций и процессов, выполняемых рассматриваемой системой;
- эксплуатационных, технологических, временных, географических или иных особенностей рассматриваемой системы;
- организационных, экономических или функциональных структур и границ системы;
- физических свойств, например способности системы к преобразованию, транспортировке или накоплению запасов;
- числа биологических видов, экосистем, компонентов природной среды и материальных потоков в систему в пределах системы и из нее;
- других свойств, например показателей, аспектов, входных ресурсов и выходных потоков (результатов деятельности системы) и запасов системы.
При выполнении разделения системы на компоненты для сравнения соответствующих характеристик важно, чтобы отдельные компоненты одной и той же системы можно было функционально сопоставлять с компонентами любой другой системы, предназначенной для сравнения.
6.2.3 Выбор параметров
Выбор параметров - это процесс выявления поддающихся количественному выражению компонентов системы, которые могут содержать количественные данные. Выбранные параметры - это параметры, запрашиваемые в соответствии с требованиями к реализации поставленной цели, либо параметры, необходимые для выполнения расчетов и агрегирования (усреднения) для количественного выражения запрашиваемых данных.
Из характеристик системы можно выбирать различные типы параметров, например:
- технические параметры: данные о деятельности организации/предприятия, данные о производстве, географические данные, данные об энергопотреблении и выбросах;
- экологические параметры: данные о биоразнообразии и среде обитания, данные о биогенных веществах и биологические данные;
- социально-экономические параметры: демографические данные, данные в области здравоохранения, данные о состоянии развития общества и экономические данные;
- другие параметры.
При выборе параметров, применяемых для сопоставления, важно, чтобы экологическая значимость отдельных параметров была сопоставима с экологической значимостью параметров любой из систем, которые предполагается сравнивать.
6.2.4 Определение базовых данных
Определение базовых данных - это описание тех данных, которые необходимы для количественной оценки каждого выбранного согласно 6.2.3 параметра. Сюда входит следующее:
- какие базовые данные необходимы для получения количественного значения параметра;
- как базовые данные следует преобразовывать в количественное значение параметра;
- какова должна быть шкала прецизионности и статистической репрезентативности (представительности).
Примечание - Если какой-либо параметр может измеряться непосредственно (или может быть получен из любого источника данных), то определения базовых данных не потребуется; при этом можно переходить к определению непосредственно метода измерений (см. 6.2.5).
Базовые данные определяют для того, чтобы соответствовать качественным и количественным целевым требованиям. Сюда также включается выбор подходящих статистических или численных указаний для последующего анализа и преобразования в полезные данные.
Базовые данные могут зависеть от того, для какого объекта, какого свойства и какого уровня точности они предназначены. При определении базовых данных, предназначенных для сравнения, важны их сопоставимость с любыми другими базовыми данными и их идентичное определение для любой из сопоставляемых систем.
6.2.5 Определение методов измерений
Определение методов измерений включает в себя описание способа получения базовых данных с требуемым диапазоном прецизионности и статистической репрезентативности (см. 6.2.4 и 6.1.2.3).
С точки зрения промышленной цифровизации это тот этап, на котором должны быть определены, выбраны и установлены системы датчиков.
Метод измерения зависит от объекта, от которого получены данные, от свойств данных, а также от требуемого диапазона значений прецизионности базовых данных. Метод измерения должен быть пригодным с точки зрения определения базовых данных. Методы могут выбираться с учетом существующих стандартов, справочных данных и/или заключений экспертов.
При идентификации методов измерений для их сравнения важно, чтобы они давали сопоставимые результаты для систем, предназначенных для сравнения.
Частью идентификации метода измерений является обеспечение качества данных, связанное с метрологическим подтверждением его пригодности, которое может включать в себя задание исходных данных (точки отсчета), калибровку, валидацию измерительной системы и верификацию полученных данных.
6.3 Этап выполнения
6.3.1 Настройка методов измерений
Настройка метода измерений означает начало реализации запланированного в 6.2.5.
В ряде случаев необходимые измерительная аппаратура и процедуры уже существуют, и поэтому их необходимо только указать; в других случаях может потребоваться доработка существующих измерительных систем.
С точки зрения промышленной цифровизации на этой стадии необходимо выполнить подключение датчиков и систем датчиков.
Значимость любого отклонения от плана необходимо оценивать и, при необходимости, использовать поправочные значения (коррекцию) или устанавливать порядок корректировки.
6.3.2 Сбор базовых данных
Базовые данные необходимо собирать в соответствии с методом измерений, описанным в 6.2.5. На качество полученных данных влияют отклонения и нарушения при измерениях. Оценки значимости величины этих отклонений следует выражать в виде диапазонов или распределений неопределенности полученных базовых данных.
Сточки зрения промышленной цифровизации на этой стадии необходимо регистрировать данные с датчиков и сохранять их в базах данных.
6.3.3 Объединение параметров
На этапе "планирование" параметры необходимо объединять, как описано в 6.2.3. Если текущая обработка данных отличается от установленной на этапе планирования, то это отклонение должно быть обосновано, оценено или проанализировано с целью определения его значимости. Значимость должна оцениваться итеративно, начиная с качественного анализа, впоследствии приводящего к тщательному статистическому анализу неопределенности.
С точки зрения промышленной цифровизации именно здесь проводятся статистический анализ больших данных, их фильтрация и использование других методов и средств, связанных с обработкой и анализом данных в составе экологических информационных систем.
6.3.4 Синтез компонентов системы
Синтез компонентов системы - это стадия, на которой результаты проведенного анализа данных следует преобразовывать в количественное выражение всех подсистем изучаемой системы.
Примечание - В настоящем стандарте термин "синтез" относится к объединению всех подсистем для того, чтобы они в своей совокупности образовывали полную систему, отвечающую целевым требованиям.
Компоненты системы следует синтезировать в соответствии с требованиями этапа "планирование", описанного в 6.2.2. Для сбора компонентов системы воедино все параметры, объединенные согласно 6.3.3, необходимо связывать с параметрами каждого компонента системы в соответствии с 6.2.2.
Параметры, выбранные в соответствии с 6.2.3 и имеющие различное происхождение, могут не иметь определенной взаимосвязи друг с другом. Целью синтеза является определение этой взаимосвязи для четкого и последовательного описания результирующего компонента синтезируемой системы. Взаимосвязи между параметрами могут быть установлены с помощью механических либо других физических или химических связей, синхронизации временных периодов, установления логических или любых других подходящих связей.
При наличии каких-либо отклонений от этапа "планирование", таких как отсутствие данных о компонентах системы, необходимо оценивать значимость этих отклонений и принимать соответствующие меры. Примерами таких мер могут быть следующие: принимать во внимание их отсутствие или выполнять приблизительную оценку с соответствующей степенью неопределенности в обоих случаях.
6.3.5 Агрегирование системы в целое
Агрегирование системы в целое - это стадия, на которой результаты анализа данных необходимо преобразовывать в количественные показатели всей изучаемой системы. Агрегирование системы в целое осуществляется в соответствии с целями, определенными в соответствии с 6.2.1. Компоненты системы объединяют в соответствии с пригодным типом агрегирования, отвечающим целевым требованиям.
При наличии отклонений от этапа "планирование" или при отсутствии данных о компонентах системы необходимо оценивать значимость отклонений и принимать соответствующие меры. Примерами таких мер могут быть следующие: принимать во внимание их отсутствие или выполнять приблизительную оценку с соответствующей степенью неопределенности в обоих случаях. В зависимости от значения величины значимости принятых мер может оказаться недостаточно. Поэтому вместо них может понадобиться корректировка этапа "планирование".
6.4 Этап проверки
6.4.1 Общие сведения
Этап "проверка" предусматривает анализ документации и данных, полученных в процессе сбора и предоставления количественной экологической информации. Этот этап тесно связан с анализом информации, поэтому термин "анализ" будет использоваться в том же смысле, что и "проверка".
Этап "проверка" в значительной степени основывается на доступности документации, подготовленной на этапах "планирование" и "выполнение". Также настоятельно рекомендуется тщательно документировать каждую стадию на этапе "проверка". Особенно важно документировать любые замечания по результатам анализа информации, их отнесение к соответствующей документации этапов "планирование" и "выполнение". В приложениях А и В приведен ряд примеров подготовки документации на этапе "проверка".
Проведение анализа информации для обеспечения единообразия подходов и методов на этапах "планирование" и "выполнение" в отношении сопоставляемых условий может проводиться для каждой задачи или для нескольких задач на протяжении всего рабочего процесса. Подобный анализ информации распространяется на процессы планирования (см. 6.2, планирование), сбора данных, их обработки и предоставления (см. 6.3, выполнение), а также на процессы мониторинга, сопоставления и оценки (см. 6.4).
Анализ данных на этапе "планирование" позволяет определить, верны ли технические требования с учетом конкретной области применения данных. Анализ этапов сбора, обработки и предоставления данных позволяет проверить выполнение технических требований, установленных при планировании, а также правильно ли предоставлены результаты.
Если по результатам анализа информации приходят к выводу, что получение и предоставление информации осуществляется в соответствии с установленными техническими требованиями, то количественную экологическую информацию можно предоставлять в соответствии с поставленной целью. В противном случае может потребоваться повторная процедура планирования.
Любые меры по обеспечению качества данных, включая проверку их на достоверность, могут помочь в проведении сводного анализа процессов сбора и предоставления количественной экологической информации. Потребности в улучшении и потенциальные возможности, которые предстоит определить и реализовать на практике, включают как совершенствование методов и процессов, так и данные и информацию, получаемые в результате последовательных итераций.
Выполнение этапа "проверка количественной экологической информации" должно быть систематическим и последовательным. Он может реализовываться различными способами.
6.4.2 Применение системы подходов для проверки или анализа данных
6.4.2.1 Последовательная проверка данных
Обобщенная система подходов, установленная в настоящем стандарте, - это структура, состоящая из отдельных операций планирования, сбора и обобщения данных, при условии, что на предшествующих этапах установлены требования к последующим. Например, требования, предъявляемые согласно поставленной цели, определяют требования к разработке концепции всей системы, которые, в свою очередь, устанавливают границы системы и условия разделения системы на компоненты и т.д. Между всеми этапами может проверяться целостность для обеспечения отсутствия пробелов и расхождений на этапе планирования, а также при практическом выполнении работ: от требований к реализации цели до определения метода измерения или от определения метода измерений до окончательного обобщения количественной экологической информации.
Если проверка целостности данных применяется на протяжении всей процедуры количественного анализа, то можно будет своевременно приостановить работу для выполнения корректирующих мероприятий во избежание расходования ресурсов на некорректные данные и решения.
Таким образом, следование требованиям системы подходов при предоставлении и обобщении количественной экологической информации поддерживает последовательную проверку целостности на этапах планирования и выполнения.
6.4.2.2 Проверка или анализ полученной количественной экологической информации
Обобщенная система подходов обеспечивает поддержку процессов количественной проверки и количественного анализа экологических отчетов независимо от того, предоставлялась ли эта информация с использованием данной системы подходов или нет.
Каждый шаг в системе подходов дает эксперту представление о виде экологической информации и ее объеме. На самом высоком уровне эксперт может концентрировать свое внимание на том, соответствует ли объем экологической информации требованиям, предъявляемым для реализации намеченной цели. На следующем уровне эксперт может сосредоточиться на разделении системы на компоненты и на том, что они окончательно определены и не дублируются. На нижнем уровне эксперт может проверить, полностью ли параметры соответствуют установленным требованиям, правильно ли они определены, что они не накладываются друг на друга и правильно рассчитаны. Еще на более низких уровнях эксперт может проверять правильность выбора базовых данных, статистических данных, источников данных и методов измерений.
Кроме того, систему подходов можно было бы использовать для оценки того, насколько глубокими являются анализ или проверка данных для определения, например, идентифицированы ли при проверке отдельные источники базовых данных или она проведена до уровня синтезированных компонентов системы. Рекурсивное использование системы подходов, как показано на рисунке 3, также способно обеспечивать структурированный подход к прозрачному анализу компонентов системы (вплоть до базовых данных).
Этот анализ может существенно упрощаться при условии, что система подходов использовалась на этапах планирования и выполнения в процессе сбора количественной экологической информации.
6.4.3 Процедура проверки
Процедуру проверки могут выполнять различные эксперты и на разных этапах работы. В этом случае эксперт, проводящий итоговую проверку (анализ), должен обеспечивать целостность всей процедуры и ее соответствие общей цели проверки.
Настоящий стандарт обеспечивает поддержку для организации процедуры проверки (анализа), предоставляя различные рабочие средства сбора данных, их связи и вопросы, подлежащие документированию.
Данные и процедура расчета, необходимая для получения данных, должны быть проверены.
Примеры выполнения процедуры на этапе "проверка" приведены в приложении А, а общая информация, касающаяся проверки, - в приложении В.
6.5 Этап корректировки
Основываясь на результатах, полученных на этапе "проверка", следует принимать необходимые меры по постоянному улучшению процессов сбора и предоставления количественных экологических данных.
Этап корректировки в значительной степени основан на использовании документации, составленной по результатам этапа "проверка". Также настоятельно рекомендуется документировать и этап корректировки, поскольку документация может использоваться в качестве технических требований на следующих этапах: "планирование" и "выполнение".
Можно автоматизировать и сделать комбинированную стадию "проверка" и "корректировка" для формирования предложений по использованию новых или усовершенствованных средств измерений параметров и датчиков, а также для предоставления рекомендаций по управлению экологической результативностью системы.
В приложениях А и В приведен ряд примеров оформления документации на этапе "корректировка".
Библиография
Ключевые слова: экологический менеджмент, количественная экологическая информация, принципы формирования количественной экологической информации, цикл Деминга, PDCA-цикл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14033-2021 "Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. N 1232-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 марта 2022 г.