В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
Порядок
государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 марта 2022 г. N 87)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике (далее - органы местного самоуправления) полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор) осуществляется Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Комитет по делам ГО и ЧС) на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
3. Предметом государственного надзора является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики, уставов муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Объектом государственного надзора является деятельность, действия (бездействие) органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предъявляемые к органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
5. Иные понятия и термины, используемые в целях применения настоящего Положения, применяются в значении, определенном Федеральным законом N 131-ФЗ.
6. Должностными лицами Комитета по делам ГО и ЧС, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц Государственного комитета Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченных на осуществление государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 августа 2020 года N 395 "О Государственном комитете Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям".
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении проверки, являются:
1) председатель Комитета по делам ГО и ЧС;
2) первый заместитель (заместитель) Комитета по делам ГО и ЧС.
8. Должностные лица Комитета по делам ГО и ЧС, уполномоченные на осуществление государственного надзора, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Должностные лица Комитета по делам ГО и ЧС, уполномоченные на осуществление государственного надзора, при осуществлении государственного надзора обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство Удмуртской Республики, права органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмурткой Республики полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не препятствовать присутствию должностных лиц органов местного самоуправления, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
5) предоставлять органам местного самоуправления, их должностным лицам, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством;
6) знакомить органы местного самоуправления, их должностных лиц с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
7) знакомить органы местного самоуправления, их должностных лиц с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействуя и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
10) не требовать от органов местного самоуправления, их должностных лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Должностные лица Комитета по делам ГО и ЧС, уполномоченные на осуществление государственного надзора, при осуществлении государственного надзора в пределах своих полномочий имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения и помещения, территории, используемые при осуществлении деятельности органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от органов местного самоуправления, в том числе руководителей и других работников, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
6) составлять по результатам контрольных (надзорных) мероприятий акты;
7) выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с выявленными нарушениями, в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
9) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями, для решения вопросов о привлечении к административной ответственности;
10) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Комитета по делам ГО и ЧС оказывается противодействие или угрожает опасность;
11) совершать иные действия, предусмотренные федеральным законодательством.
11. Должностные лица Комитета по делам ГО и ЧС, уполномоченные на осуществление государственного надзора, при осуществлении государственного надзора не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего государственный надзор;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, не предусмотренные решением Комитета по делам ГО и ЧС;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
8) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий;
9) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
10) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
12. Органы местного самоуправления, их должностные лица при осуществлении государственного надзора имеют право:
1) присутствовать при проведении проверок, давать пояснения по вопросам их проведения;
2) получать от Комитета по делам ГО и ЧС и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету государственного надзора;
3) получать от Комитета по делам ГО и ЧС информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе в случае проведения внеплановой проверки по требованию прокурора в рамках исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами проверок, сообщать Комитету по делам ГО и ЧС о своем согласии или несогласии с ними;
5) не предоставлять информацию по запросу, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Комитета по делам ГО и ЧС, решения Комитета по делам ГО и ЧС, повлекшие за собой нарушение прав органа местного самоуправления при осуществлении государственного надзора, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
13. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих проверок:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
14. Проверки проводятся на плановой и внеплановой основе на основании решений Комитета по делам ГО и ЧС, принимаемых в форме распоряжений.
15. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного в соответствии с частями 2.3 - 2.5 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ.
16. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.
17. Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения Комитета по делам ГО и ЧС по согласованию с прокуратурой Удмуртской Республики, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Удмуртской Республики о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
18. В распоряжении Комитета по делам ГО и ЧС о проведении проверки указываются:
1) основание проведения проверки;
2) наименование органа (органов) местного самоуправления, в отношении которого (которых) проводится проверка;
3) вид проверки;
4) срок проведения проверки;
5) фамилии, имена, отчества (при наличии), должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению проверки;
6) перечень документов, предоставление которых органом местного самоуправления, его должностными лицами необходимо для проведения проверки.
19. Срок проведения плановой (внеплановой) проверки не может превышать 10 рабочих дней.
20. О проведении плановой проверки органы местного самоуправления уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, о проведении внеплановой проверки - не позднее чем за один рабочий день до начала ее проведения.
21. В ходе проведения документарной проверки должностными лицами Комитета по делам ГО и ЧС в первую очередь рассматриваются документы органа местного самоуправления, имеющиеся в распоряжении Комитета по делам ГО и ЧС, в том числе акты предыдущих проверок, документы, связанные с исполнением органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах проверок, осуществленных Комитетом по делам ГО и ЧС в отношении этого органа местного самоуправления ранее.
22. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Комитета по делам ГО и ЧС, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение органом местного самоуправления своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Комитет по делам ГО и ЧС направляет в адрес органа местного самоуправления мотивированный запрос с требованием представить в указанный в таком запросе срок иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы.
Срок для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу Комитета по делам ГО и ЧС составляет не менее 10 рабочих дней.
Сокращение срока представления информации допускается в случае установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
23. По результатам проверки не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт проверки в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются письменные объяснения, полученные в рамках проверки, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
24. В случае выявления нарушений должностными лицами Комитета по делам ГО и ЧС принимаются следующие меры:
1) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
2) составление протокола об административном правонарушении, который вместе с материалами проверки, подтверждающими выявленные нарушения, направляется для рассмотрения в судебные органы в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
25. Предписание об устранении выявленных нарушений оформляется Комитетом по делам ГО и ЧС на бумажном носителе и содержит:
1) сведения, касающиеся решения о проведении проверки;
2) сведения о выявленных нарушениях;
3) требование об устранении выявленных нарушений;
4) сроки устранения выявленных нарушений;
5) сроки информирования Комитета по делам ГО и ЧС об устранении выявленных нарушений.
26. Направление органам местного самоуправления, их должностным лицам предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется не позднее 10 рабочих дней с даты составления акта проверки.
27. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Комитета по делам ГО и ЧС, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Жалоба на решение Комитета по делам ГО и ЧС, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда орган местного самоуправления узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
29. Жалоба на предписание Комитета по делам ГО и ЧС может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления предписания об устранении выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Объектом государственного надзора является деятельность органов местного самоуправления, а также должностных лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении проверки, являются:
1) председатель Комитета по делам ГО и ЧС;
2) первый заместитель (заместитель) Комитета по делам ГО и ЧС.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных или выездных проверок.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок не чаще одного раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения Комитета по делам ГО и ЧС по согласованию с прокуратурой Удмуртской Республики, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц, и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ.
В случае выявления нарушений должностными лицами Комитета по делам ГО и ЧС выдается предписание об устранении выявленных нарушений либо составляется протокол об административном правонарушении.
Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 марта 2022 г. N 87 "Об утверждении Порядка государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления в Удмуртской Республике полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Вступает в силу с 14 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики" (www.udmurt.ru) 3 марта 2022 г. N 05030320220306, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 марта 2022 г. N 1800202203090008