Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Проблемы и противоречия в законодательстве
43. С 26 ноября 2021 года вступило в силу постановление Правительства Омской области от 24 ноября 2021 года N 556-п "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Омской области". С этого периода отношения в области организации и осуществления регионального государственного строительного надзора регулируются нормами Федерального закона N 248-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. В декабре 2021 года при осуществлении регионального государственного строительного надзора Главное управление столкнулось со следующими проблемами правоприменения:
1) в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2161) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает формы документов, используемых органами регионального государственного строительного надзора при осуществлении регионального государственного строительного надзора, при этом до настоящего времени формы документов не утверждены;
2) в соответствии с частями 6, 7 статьи 54 ГрК РФ организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми постановлением Правительства РФ N 2161 (далее - Общие требования).
Пунктом 6 Общих требований к объектам контроля при осуществлении регионального государственного строительного надзора отнесены:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ, при этом не уточнено узаконено ли право пользования или владения.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрена обязанность контрольного (надзорного) органа вести учет объектов контроля.
В тоже время пунктом 21 постановления Правительства РФ N 2161 определена обязанность по ведению реестра объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.
Правовые нормы, определяющие порядок ведения учета объектов контроля "деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ" для регионального государственного строительного надзора не установлены;
3) названия заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, выдаваемого органом государственного контроля (надзора) по результатам осуществления государственного строительного надзора, указанные в части 16 статьи 54 и пункте 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, отличаются.
В соответствии с частью 16 статьи 54 ГрК РФ орган государственного строительного надзора принимает решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации).
44. В соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет". Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" в том числе перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции (далее - Перечень нормативных правовых актов).
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ порядок размещения и актуализации Перечней нормативных правовых актов устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Часть 5 статьи 7 отсутствует
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 года N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования" утверждены Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (далее соответственно - Постановление Правительства РФ N 1722; Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил Перечни нормативных правовых актов формируются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений, а также аккредитацию, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в случае, предусмотренном пунктом 5 Правил, по каждому виду государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, иных разрешений, а также аккредитации, отдельно.
Перечни подлежат размещению в 10-дневный срок со дня их утверждения или актуализации на официальных сайтах заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в 15-дневный срок со дня их утверждения - на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) или разрешительной деятельности.
Вместе с тем в Правилах отсутствуют нормы формирования, размещения Перечней нормативных правовых актов региональными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный контроль (надзор).
Кроме того, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 930/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", на основании пункта 2 постановления Правительства РФ N 1722, утверждён Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Перечень приказа N 930/пр).
Согласно Перечню приказа N 930/пр, обязательные требования Федерального закона N 214-ФЗ, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, содержатся в статьях 2, 3 - 3.2, 4 - 9, 15.4, 18 - 18.2, 19 - 21, 23, 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ.
Однако, обязательные требования, указанные в статьях 1, 11, 17 Федерального закона N 214-ФЗ, в Перечне приказа N 930/пр не отражены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.