Письмо Ассоциации российских банков от 7 февраля 2022 г. N А-02/1Х-46
Ассоциация российских банков (АРБ) рассмотрела подготовленный Банком России доклад для общественных консультаций "Криптовалюты: тренды, риски, меры" (далее - доклад) и считает необходимым сообщить следующее.
Учитывая наблюдаемый стремительный рост рынка криптовалют как в развитых, так и в развивающихся экономиках, а также его влияние на устойчивость финансовых организаций и стабильность экономики в целом, АРБ полагает подготовленный Банком России доклад весьма своевременным, глубоко раскрывающим природу криптовалют, риски, которые возникают в связи с развитием и использованием криптовалют, а также достаточно полно описывающим международную практику регулирования криптовалют и экономических субъектов, работающим на данном рынке.
По вопросам для консультаций отмечаем следующее.
1. Доклад глубоко анализирует риски, связанные с распространением криптовалют в России как создающие угрозу для благосостояния граждан и для финансовой стабильности, так и угрозу расширения нелегальной деятельности, подробно описывает факторы, приводящие к возникновению данных рисков. АРБ расценивает доклад, как весьма полезный, создающий почву для широкого обсуждения данного вопроса с профессиональным сообществом.
2. По мнению АРБ, вывод доклада о том, что оптимальной стратегией регулирования является запрет использования российской инфраструктуры и посредников для операций с криптовалютами, а также инфраструктуры, обеспечивающей выпуск, обращение и обмен криптовалюты, требует дополнительного обоснования.
Полагаем необходимым совместно с участниками рынка криптовалют и специалистами в области блок-чейн технологий проанализировать влияние такого запрета на развитие в Российской Федерации высокотехнологичных отраслей экономики, а также на рынок труда специалистов в области IT.
На наш взгляд, полный запрет операций с криптовалютой РФ может не позволить полностью исключить участие резидентов Российской Федерации в операциях, связанных с выпуском, обращением и обменом криптовалюты. Напротив, введение запрета может способствовать переходу операций с криптовалютой в "тень", что может приводить к усилению рисков расширения нелегальной деятельности.
Запрет, по нашему мнению, также не позволит защитить интересы граждан, инвестирующих в криптовалюты, и предотвратить отток средств розничных вкладчиков из банковской системы на рынок криптовалют, а лишь подтолкнет инвесторов использовать для целей инвестирования в криптовалюту иностранную инфраструктуру.
Учитывая изложенное, предлагаем отдельно проанализировать сильные и слабые стороны подходов к регулированию рынка криптовалют в юрисдикциях, в которых не предусмотрено полного запрета операций с криптовалютой, а также плюсы и минусы применения таких подходов по сравнению с полным запретом операций с криптовалютой.
Предлагаем рассмотреть возможность использования "комбинированного" подхода к регулированию рынка криптовалют. Запретить наиболее рискованные для экономики операции, например, использование криптовалюты в качестве средства платежа, сохранив возможность легальной торговли криптовалютой только у лицензируемых организаторов торговли, например, на криптовалютных биржах, установив для них обязательное лицензирование, требования в области регулирования деятельности, осуществления процедур ПОД/ФТ, обязательной отчетности. Установить также требование, что эмитентами обеспеченной криптовалюты, могут быть только лицензируемые организация, подлежащие регулированию и надзору.
На наш взгляд, требует также анализа и оценки предложение Минфина по проведению операций с криптовалютой через банки с возложением на них операций по идентификации участников операций.
В целях защиты интересов инвесторов физических лиц может быть рассмотрена целесообразность установления запрета инвестиций в криптовалюту для неквалифицированных инвесторов.
Следует также рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, предоставляющих Банку России полномочия по лицензированию, регулированию и надзору за организациями, осуществляющими выпуск, торговлю криптовалютой, включая применение к ним мер.
Касательно целесообразности установления запрета для кредитных организаций по осуществлению инвестиций к криптовалюту полагаем, что введение такого запрета в настоящее время не является актуальным, учитывая слабую вовлеченность кредитных организаций в такого рода операции. Кроме того, кредитные организации при введении такого запрета и наличии заинтересованности к инвестированию в криптовалюты смогут осуществлять инвестирование через подконтрольные им или аффилированные с ними организации.
Полагаем, что более эффективным для регулирования вложений кредитных организаций в криптовалюты и с ними связанные активы является проектируемый Базельским комитетом по банковскому надзору подход по установлению к активам данного вида в целях расчета достаточности капитала повышенного коэффициента рисков размере 1250.
Надеемся на дальнейшее эффективное сотрудничество.
Президент АРБ, |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 7 февраля 2022 г. N А-02/1Х-46
Текст письма опубликован не был