Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Удмуртской Республики
на долгосрочный период до 2035 года
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2035 года
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2035 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1218 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 2015 года N 449 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки и осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период", Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2014 года N 81-РЗ "О стратегическом планировании в Удмуртской Республике и внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики".
Долгосрочный прогноз сформирован на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, а также Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 января 2021 года N 2765-р в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Оценка факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на долгосрочный период
На социально-экономическое развитие Удмуртской Республики оказывают влияние внешние и внутренние факторы и ограничения экономического роста.
К факторам, определяющим конкурентные преимущества Удмуртской Республики относятся:
выгодное географическое положение Удмуртской Республики: республика находится между Уралом и Поволжьем на мощной судоходной магистрали - реке Каме;
богатый природно-ресурсный потенциал: запасы нефти, большая лесосырьевая база;
развитый промышленный потенциал и материально-техническая база предприятий оборонно-промышленного комплекса, крупные производства в деревообрабатывающем комплексах, предприятия пищевой, химической и легкой промышленности;
высокий уровень развития человеческого потенциала: инженерно-технические и научные кадры, наличие высших учебных заведений, которые осуществляют подготовку почти по всем категориям специалистов, необходимых для региональной экономики и социальной сферы.
К слабым сторонам, ограничивающим региональное развитие относятся:
сохраняющаяся зависимость развития экономики от сектора нефтедобычи и условий государственного оборонного заказа;
зона рискованного земледелия;
неблагоприятная демографическая ситуация. Сокращение численности населения Удмуртской Республики происходит как за счет снижения рождаемости и роста смертности, так и по причине миграционной убыли населения, причем с преобладанием лиц трудоспособного возраста. Сформировавшиеся тенденции сокращения численности населения республики приводят к недостатку высококвалифицированных работников в основных сферах экономики региона;
высокая степень износа основных фондов, недостаточные темпы технического и технологического переоснащения в основных отраслях экономики;
низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, формирующие негативный имидж республики для субъектов инвестиционной деятельности, а также сдерживающий развитие внутрирегиональной логистики;
высокий уровень государственного долга, осложняющий финансирование обязательств региона.
Ключевыми возможностями развития экономики Удмуртской республики в долгосрочной перспективе являются:
постепенная переориентация экономики на обрабатывающие производства, сокращение доли добывающих отраслей;
уникальные компетенции предприятий оборонно-промышленного комплекса, потенциал трансфера технологий;
развитие потенциала монопрофильных муниципальных образований с использованием механизмов создания территорий опережающего социально-экономического развития;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие транспортной инфраструктуры, повышение транспортной доступности, расширение логистических цепочек.
Ограничениями развития Удмуртской Республики в части внешнего воздействия являются:
нестабильность внешней среды: зависимость от цен на нефть, сохраняющееся санкционное влияние;
истощение действующих нефтяных месторождений, ухудшение качества добываемых ресурсов, сложность в извлечении полезных ископаемых, высокие затраты;
негативные демографические тенденции: естественная и миграционная убыль населения.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2021 год
Валовой региональный продукт в 2021 году оценивается на уровне 730,3 млрд рублей или 100,7% в сопоставимой оценке.
Объем отгруженных промышленных товаров собственного производства в 2021 году составил по предварительным данным 762,3 млрд рублей, что на 37,6% выше уровня 2020 года. Индекс промышленного производства по оперативной оценке составил 105,7%.
Позитивное влияние на динамику промышленного производства внесло восстановление объемов добычи нефти в условиях планового смягчения ограничений в рамках соглашения ОПЕК+. Объем отгруженной продукции в добыче полезных ископаемых составил 324 млрд рублей, индекс производства - 103,7%.
В обрабатывающих отраслях также наблюдается рост. По итогам 2021 года объем отгруженной продукции составил 382,9 млрд рублей, индекс производства - 108,2%.
Объем продукции сельского хозяйства предварительно составил 74,5 млрд рублей или 96,8% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.
В 2021 году в строительной отрасли объем подрядных работ согласно оперативной информации вырос на 16,5% в сопоставимой оценке и составил 68,2 млрд рублей. Введено в действие 841,4 тыс. кв. м жилых домов, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
За 9 месяцев 2021 года объем инвестиций в основной капитал составил 72,7 млрд, рублей или 101,5% в сопоставимых ценах.
Оборот розничной торговли предварительно составил в 2021 году 265,6 млрд рублей, что на 3% выше уровня 2020 года. Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2021 году (на конец года) по оперативным данным сложилась на уровне 108,7%. Среднегодовой индекс потребительских цен составил 106,7%.
По итогам 11 месяцев 2021 года среднемесячная заработная плата выросла на 7,0% и составила 37 755 рублей. Реальная заработная плата сложилась на уровне 100,4%.
По состоянию на 1 января 2022 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила по оперативной информации 7,3 тыс. человек, что на 8,7 тыс. человек меньше, чем в 2020 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,9%. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) снизился с 6,26% в 2020 году до 3,7% в 2021 году.
Варианты внутренних условий и характеристик, направления социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2035 года является одним из основных документов стратегического планирования Удмуртской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Удмуртской Республики и других документов стратегического планирования.
Прогноз разработан по трём сценариям, отражающим возможные изменения внешних и внутренних условий, влияющих на темпы развития Удмуртской Республики.
Консервативный вариант (вариант 1) учитывает сохранение инерционных трендов, сложившихся в предыдущие годы. Характеризуется достаточно низкими темпами социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Базовый вариант (вариант 2) предполагает сдержанный внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Вместе с тем прогнозируется повышение экономической эффективности за счет технического перевооружения и модернизации предприятий в традиционных отраслях.
Стратегический вариант (вариант 3) отражает развитие экономики в условиях более высоких темпов экономического роста за счет реализации программных и стратегических документов по развитию отдельных видов экономической деятельности и социальной сферы. Стратегический вариант прогноза предусматривает повышение инвестиционной составляющей экономического роста, диверсификацию экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств.
Наибольший вклад в прирост ВРП в долгосрочной перспективе будут вносить базовые несырьевые отрасли (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство).
Объем валового регионального продукта по консервативному варианту прогноза оценивается в 2030 году в 1 042,3 млрд рублей или 100,1% к 2020 году в сопоставимых ценах, в 2035 году - 1 283,2 млрд рублей или 101% к 2020 году в сопоставимых ценах, по базовому варианту: в 2030 году - 1 174,1 млрд рублей или 112,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, в 2035 году - 1 560,5 млрд рублей или 122% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, в стратегическом варианте: в 2030 году - 1 490,7 млрд рублей или 144,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, в 2035 году - 2427,2 млрд рублей или 192,2% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
Промышленное производство
Промышленность Удмуртской Республики оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое развитие региона. Доля промышленного комплекса составляет около 50% в структуре суммарного объема валового регионального продукта Удмуртской Республики.
Промышленность региона представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, важной особенностью которого является преобладание сферы добычи полезных ископаемых (нефти) и наличие большого количеств высокотехнологичных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитый сектор оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В долгосрочной перспективе в добывающей отрасли пересмотрены плановые показатели извлечения нефти в сторону уменьшения с учетом естественного истощения природных ресурсов и фактической выработанности запасов, в связи с чем ожидается снижение доли добывающего сектора и переориентация промышленности на обрабатывающие направления.
В прогнозный период в обрабатывающих отраслях ожидается позитивная динамика, которая будет обеспечена, в том числе увеличением выпуска конкурентоспособной и высокотехнологичной гражданской продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса республики.
К числу перспектив развития относится формирование новых направлений производства, таких как катера (боевые и гражданские) и яхты, беспилотные летательные аппараты, боевая и гражданская экипировка, аксессуары, порошковая металлургия.
Опережающими темпами будут развиваться производство готовых металлических изделий, производство электронных и оптических изделий, электрического оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, химических веществ и химических продуктов, производство пищевых продуктов. Ожидается динамичный рост производства легковых автомобилей благодаря повышенному спросу населения.
Кроме того, стратегический вариант прогноза предусматривает создание новых производств в обрабатывающем секторе промышленности, в частности развитие нефтехимической промышленности.
Увеличению объемов производства в обрабатывающей отрасли будет способствовать также реализация инвестиционных проектов крупными промышленными предприятиями республики.
Индекс промышленного производства по консервативному варианту прогноза в 2030 году составит 99,2% к 2020 году, в 2035 году - 95,8%, по базовому варианту - 112,8% и 117,8% в 2030 и 2035 годах соответственно к уровню 2020 года, в стратегическом варианте - 128,2% и 146,4% в 2030 и 2035 годах соответственно к уровню 2020 года.
Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс является одной из приоритетных сфер экономики республики, формирующих продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В долгосрочной перспективе увеличение валовой продукции сельского хозяйства предполагается за счет наращивания производственных мощностей, повышения уровня инвестиционной и инновационной активности, реализации экспортного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ключевой отраслью агропромышленного комплекса Удмуртской Республики является молочное животноводство, также приоритетное направление и мощный подъем в развитии должно получить специализированное мясное скотоводство. Ключевые факторы развития животноводства связаны с развитием селекционной работы и улучшением племенной базы сельскохозяйственных животных региона, а также созданием современных и высокоэффективных животноводческих комплексов.
Главными факторами развития растениеводства являются активное внедрение интенсивных технологий по мелиорации земель, улучшение способов обработки почвы, применение минеральных и биоудобрений, эффективных средств защиты растений, внедрение использования элитных семян и высокоурожайных сельскохозяйственных культур, применение современной сельскохозяйственной техники.
Одна из точек роста агропромышленного комплекса - льняная отрасль, предприятия которой занимаются как выращиванием льна-долгунца, так и производством котонизированного льноволокна, имеющего высокий спрос за рубежом. Также большим потенциалом роста обладает производство рапса с целью реализации масла и использования жмыха на корм скоту.
По консервативному варианту прогноза с учетом неблагоприятных природно-климатических и погодных условий, а также нестабильной экономической ситуации темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в 2022 - 2035 годах сложатся в границах 1,5 - 2,0% ежегодно. В базовом варианте ежегодный темп роста продукции сельского хозяйства составит 2,3 - 3,5% ежегодно, в стратегическом - более 3,5% ежегодно в сопоставимой оценке.
Строительство
В долгосрочной перспективе на развитие строительного комплекса Удмуртской Республики будет оказывать влияние реализация мероприятий по увеличению объемов строительства и ввода жилья, строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
С учетом прогнозной динамики объем работ по строительной отрасли будет увеличиваться в консервативном варианте на 1,5% - 2,6% в сопоставимой оценке ежегодно, в базовом варианте на 2,0% - 2,6% в сопоставимой оценке ежегодно, в стратегическом варианте - 2,5% - 4,2% в сопоставимой оценке ежегодно.
Увеличение объемов строительства и ввода жилья планируется за счет снижения административной нагрузки на застройщиков, совершенствования нормативно-правовой базы, вовлечения в оборот неиспользуемых или неэффективно используемых территорий.
Строительство жилого фонда в регионе будет также поддерживаться реализацией адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, государственными программами, направленными на улучшение жилищных условий и получение ипотечных займов по льготной процентной ставке для покупки вновь возводимого жилья и на строительство малоэтажного индивидуального жилья.
К 2035 году ввод в действие жилых домов по консервативному варианту прогноза составит 1 219 тыс. кв. м (151,9% к 2020 году), по базовому варианту прогноза - 1 245 тыс. кв. м (155,1% к 2020 году), по стратегическому варианту - 1 281 тыс. кв. м (159,6% к 2020 году).
Инвестиции
Основой для инвестиционного роста Удмуртской Республики в долгосрочной перспективе послужат проводимые мероприятия по формированию благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшению инвестиционного климата.
Приоритетными являются направления по развитию инвестиционной инфраструктуры, финансовых инструментов ведения предпринимательской деятельности, использования федеральных мер поддержки. В частности:
1) реализация федеральных мер поддержки в части осуществления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры (постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704).
2) развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
3) реализация мер государственной политики направленных на поддержку инвестиционной деятельности, включающая безбарьерное общение с органами власти (режим "одного окна");
расширение перечня видов экономической деятельности для резидентов ТОСЭР, реализующих новые инвестиционные проекты в моногороде Глазове;
введение налоговых льгот для инвесторов, реализующих новые инвестиционные проекты (инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, льгота по налогу на имущество организаций);
установление льготных условий аренды и выкупа земельных участков, предоставленных без проведения торгов для реализации новых проектов;
4) реализация на территории региона новых инвестиционных инициатив, обеспечивающих на прогнозируемый период приток инвестиций, в отрасли сельского хозяйства, промышленности, строительстве и социальной сфере.
По консервативному варианту, предусматривающему ухудшение общеэкономической ситуации и повышение уровня настороженности инвесторов, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит в 2030 году 149,6% к уровню 2020 года, в 2035 году - 177% к уровню 2020 года.
По базовому варианту прогноза в условиях улучшения инвестиционной активности предприятий и продолжения реализации мер поддержки инвестиционной деятельности темпы роста инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке в 2030 году составит 170,1% к уровню 2020 года, в 2035 году - 222,3% к уровню 2020 года.
По стратегическому варианту на фоне улучшения динамики цен на нефть, кредитных условий для инвесторов и благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности темп роста в основной капитал составит в 2030 году 226,2% к уровню 2020 года, в 2035 году - 317,2% к уровню 2020 года.
Потребительский рынок
В долгосрочной перспективе положительное влияние на развитие потребительского рынка окажут развитие он-лайн торговли, обновление и расширение товарных групп, продвижение республиканских товаропроизводителей на внутриреспубликанских и межрегиональных рынках.
Сдерживающим фактором развития послужит средний уровень доходов населения, ограничивающий спрос на товары и услуги, а также недостаточный объем кредитных ресурсов.
В прогнозном периоде темп роста оборота розничной торговли в сопоставимой оценке по консервативному варианту составит в среднем 100,1% ежегодно, по базовому варианту - в среднем 100,8% ежегодно, в стратегическом варианте - 103,5%.
Индекс потребительских цен по базовому варианту в среднесрочном периоде 2022 и 2023 годов с учетом высокой базы 2021 года составит 106,0% и 104,4% в среднем за год соответственно. Далее в долгосрочной перспективе инфляция ожидается на уровне 4% ежегодно. Снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров и сбалансированность товарных рынков.
В долгосрочной перспективе ожидается снижение темпов роста цен в результате проведения единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение ценовой стабильности, а также восстановление потребительского спроса.
Продолжение реализации Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования обеспечит закрепление инфляции на целевом уровне в 4,0% до конца 2035 года.
Транспортная и энергетическая инфраструктура
Главная цель развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Удмуртской Республики - увеличение объема предоставляемых транспортных услуг населению, удовлетворение потребностей в грузовых и пассажирских перевозках по автомобильным дорогам, соответствующим нормативным требованиям.
Основные мероприятия по обеспечению стабильного развития дорожно-транспортного комплекса в долгосрочной перспективе будут направлены на увеличение доли автомобильных дорог, отвечающих нормативному состоянию, строительство и реконструкцию автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, обновление парка электротранспортных средств и модернизацию путевого хозяйства в городе Ижевске, создание современной улично-дорожной инфраструктуры.
Ожидается, что к 2030 году доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам, достигнет уровня 85%, увеличившись на 15,4 процентных пункта к уровню 2020 года.
Достижение показателя будет обеспечено реализацией национального проекта "Безопасные и качественные дороги", в том числе посредством реконструкции региональных дорог и ремонта существующей улично-дорожной сети.
Учитывая энергодефицитный характер энергосистемы Удмуртской Республики в прогнозном периоде до 2035 года, при росте производства и увеличении инвестиционной активности прогнозируется незначительная положительная динамика. Объем потребленной электроэнергии к 2035 году составит 9 491 млн кВт.ч, что на 4,79% выше значений 2020 года. Рост будет обеспечен, в том числе с учетом строительства новых мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующих объектов.
Демография
В ближайшие годы, в том числе по оценке Росстата, прогнозируется ухудшение демографической ситуации, ожидается сохранение процесса естественной убыли населения. Тенденция снижения численности женщин фертильного возраста будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода.
Кроме того, негативные аспекты демографической ситуации в республике обусловлены отрицательным сальдо миграции, в большей степени за счет лиц трудоспособного возраста.
Вследствие снижения рождаемости, риска увеличения смертности, обусловленной старением населения и сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также миграционной убыли населения ожидается ежегодное сокращение численности населения.
В долгосрочной перспективе есть основания предполагать, что негативные демографические тенденции частично нивелируются мерами по улучшению демографической ситуации, реализуемыми в рамках перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р, а также дополненными мерами, направленными на усиление государственной поддержки семей с детьми, разработанными в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации.
По предварительной оценке, численность населения в базовом варианте прогноза к 2030 году составит 1 433,8 тыс. человек, сократившись на 63,4 тыс. человек или на 4,2%, к 2035 году - 1 403 тыс. человек (сокращение составит 94,2 тыс. человек или 6,3% к 2020 году).
Консервативный вариант прогноза предусматривает более значительное сокращение численности населения - до 1 391,2 тыс. человек к 2030 году и до 1319,0 тыс. человек - к 2035 году.
Стратегический сценарий прогноза, направленный на повышение качества и продолжительности жизни населения республики, рост рождаемости и увеличение миграционного потока в республику, позволит в большей степени нивелировать негативные демографические тренды. При этом численность населения Удмуртской Республики составит в 2030 году 1 458,7 тыс. человек, в 2035 году - 1 441,4 тыс. человек.
Труд и занятость
Развитие рынка труда до 2035 года будет в большей степени обусловлено демографическими тенденциям и направлено на создание условий для обеспечения экономики республики профессиональными кадрами и повышение эффективности их использования, на развитие и модернизацию профессионального образования, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление безработицы.
В прогнозный период до 2035 года будет наблюдаться незначительный рост численности занятого в экономике населения до 7 00,4 тыс. человек в 2030 году и до 707,6 тыс. человек в 2035 году по базовому сценарию. В консервативном варианте прогноза - до 699,4 тыс. человек и 706,6 тыс. человек соответственно в 2030 и 2035 годах. В стратегическом варианте - до 703,4 тыс. человек и 710,7 тыс. человек соответственно в 2030 и 2035 годах.
Росту численности трудовых ресурсов будет способствовать реализация пенсионной реформы посредством увеличения возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости, а также сокращение теневой занятости населения. Кроме того, сложившаяся ситуация создает новые требования к рынку труда, а также потребность в корректировке миграционной политики, ориентированной на качественный миграционный прирост и социально-культурную адаптацию мигрантов.
Сохранение экономического роста и дальнейшее развитие экономики приведет к росту потребности в трудовых ресурсах и снижению уровня безработицы. Ожидается, что в 2035 году уровень общей безработицы по методологии МОТ снизится до 4,3% при реализации консервативного сценария, до 4,2% - при реализации базового сценария и до 4,0% - при стратегическом варианте прогноза.
При этом уровень регистрируемой безработицы уменьшится в 2035 году до 1,04% в консервативном варианте прогноза, до 0,9% - в базовом варианте и до 0,88% - в стратегическом варианте.
В целях улучшения ситуации на рынке труда Удмуртской Республики реализуется Концепция миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года, государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики".
Уровень жизни населения
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников к 2030 году составит в базовом варианте прогноза 67,8 тыс. рублей, 65,0 тыс. рублей - в консервативном варианте, 81,8 тыс. рублей - в стратегическом варианте. К 2035 году рост номинальной заработной платы к 2020 году составит 2,6 раза в базовом варианте (до 91,9 тыс. рублей), 2,3 раза - в консервативном варианте (до 83,9 тыс. рублей), 3,1 раза - в стратегическом варианте (до 113,5 тыс. рублей).
Увеличение оплаты труда планируется за счет реализации комплекса мер экономического и социального характера, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, реализацию крупных инвестиционных проектов, создание высокопроизводительных рабочих мест, а также путем обеспечения поддержания достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой в регионе, проведения ежегодной индексации заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений.
Среднемесячная заработная плата организаций прогнозируется темпами, опережающими темпы роста потребительских цен. Учитывая прогнозируемый уровень инфляции в Удмуртской Республике, реальная заработная плата ежегодно будет увеличиваться к уровню предыдущего года в среднем на 1,3% по консервативному варианту прогноза, на 2,0% - по базовому варианту, на 3,7% - по стратегическому варианту.
Благодаря положительной динамике реальной заработной платы, развитию мер государственной социальной помощи, стабилизации экономической ситуации, в долгосрочной перспективе ожидается рост реальных среднедушевых доходов населения. К 2030 году их рост к 2020 году составит 108,9% по базовому варианту прогноза, 100,1% - по консервативному варианту и 138,1% - по стратегическому варианту. К 2035 году рост реальных среднедушевых доходов населения к 2020 году составит 116,7% по базовому варианту прогноза, 100,1% - по консервативному варианту и 165,7% - по стратегическому варианту.
Прогнозные значения реальных среднедушевых денежных доходов населения рассчитываются с учетом прогнозируемого роста заработных плат, индексации социальных выплат, увеличения МРОТ, мер поддержки потребительского спроса и адресной государственной поддержки отдельных категорий граждан.
Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. В прогнозном периоде по мере роста денежных доходов доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет снижаться до целевого значения 6,1% к 2030 году в базовом и стратегическом вариантах, в консервативном варианте - до 6,3%, далее до 2035 года предполагается сохранение достигнутого уровня.
Снижению уровня бедности населения в регионе будет способствовать, в том числе комплекс мер, реализуемых в рамках Региональной программы снижения доли населения Удмуртской Республики с доходами ниже величины регионального прожиточного минимума, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2020 года N 470.
Основные параметры государственных программ Удмуртской Республики
Переход на формирование и исполнение бюджета Удмуртской Республики на основе государственных программ осуществлен в регионе с 2014 года.
В Удмуртской Республике реализуется 30 государственных программ в различных сферах деятельности, ожидается утверждение еще 2 государственных программ в сферах развития языков народов Удмуртской Республики и ремонта и модернизации общеобразовательных организаций Удмуртской Республики.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики содержатся в бюджетном прогнозе Удмуртской Республики на долгосрочный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.