Во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"
приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области регионального государственного контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", на территории Московской области.
Министр сельского хозяйства и продовольствия |
С.Б. Воскресенский |
Утвержден
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 16.12.2021 N 19П-192
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области регионального государственного контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", на территории Московской области в октябре - декабре 2021 года
Настоящий доклад подготовлен в целях:
обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Доклад о правоприменительной практике Министерства подготовлен за октябрь - декабрь 2021 года при осуществлении контрольных функций:
регионального государственного контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", на территории Московской области (далее - государственный контроль);
в отношении управляющих рынками компаний - юридических лиц, которым принадлежат рынки, которые состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеют разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на территории Московской области.
за соблюдением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, возложенных на Министерство постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - постановление Губернатора Московской области N 108-ПГ).
Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
Исполнение государственного контроля осуществляется на основании:
Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ);
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Закона Московской области N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области";
Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях";
постановления Правительства Московской области от 30.05.2007 N 403/18 "О мерах по реализации Закона Московской области "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области";
постановления Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Московской области";
постановления Правительства Московской области от 29.05.2013 N 354/7 "Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений".
Постановления Правительства Московской области прошли специализированную антикоррупционную экспертизу в Главном управлении региональной безопасности Московской области на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции, опубликованы в свободном доступе на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в разделе "Государственный контроль", подразделах "Контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Полномочия Министерства при осуществлении контрольных функций за соблюдением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, определены следующими основными нормативными правовыми актами:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
3) Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
4) Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
5) Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
6) Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП МО);
7) Постановлением Губернатора Московской области N 108-ПГ;
8) Постановлением Губернатора Московской области от 07.10.2020 N 434-ПГ "Об утверждении Перечня центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Раздел 2. Организация государственного контроля
Отдел развития розничной торговли Управления развития торговли Министерства (далее - отдел развития розничной торговли) является структурным подразделением Министерства.
В своей деятельности отдел развития розничной торговли руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Московской области, Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Положением об управлении развития торговли, Положением об отделе развития розничной торговли.
Деятельность отдела в отчетном году осуществлялась на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности руководителя и работников отдела за состояние дел на порученном участке и выполнения отдельных поручений.
Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций:
- проведение плановых выездных проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом N 271-ФЗ;
- анализ состояния рыночной торговли на территории Московской области;
- формирование Плана организации розничных рынков на территории Московской области;
- ведение Реестра розничных рынков на территории Московской области;
- взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам, относящимся к компетенции отдела развития розничной торговли;
- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти по вопросам, относящимся к компетенции отдела развития розничной торговли;
- участие в подготовке и проведении заседаний Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка, образованной постановлением Правительства Московской области от 01.07.2014 N 514/26, а также иных мероприятий, относящихся к компетенции отдела развития розничной торговли;
- участие в заседаниях рабочих групп, комиссий (совещаний и пр.), инициированных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, по вопросам, относящимся к компетенции отдела развития розничной торговли;
- объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций по вопросам, относящимся к компетенции отдела развития розничной торговли.
Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций:
постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (далее - постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6);
приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 22.05.2020 N 20П-74 "О должностных лицах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.4, частями 1 - 3 статьи 3.6, статьями 4.1 - 4.5 КоАП МО".
Раздел 3. Кадровое обеспечение государственного контроля
Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля - 4 единицы, укомплектованность - 100%.
Квалификация работников Министерства полностью соответствует установленным требованиям.
В отчетном периоде повышение квалификации работников отдела развития розничной торговли не проводилось.
Раздел 4. Проведение государственного контроля
На конец IV квартала количество объектов государственного контроля, в отношении которых отделом развития розничной торговли осуществляется контроль за соблюдением обязательных требований, на территории Московской области составляет 130.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, отделом развития розничной торговли в IV квартале 2021 года не проводились.
Эксперты и экспертные организации к мероприятиям по государственному контролю в сфере торговли не привлекались в связи с отсутствием оснований.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отделом контроля в сфере торговли не установлено.
При осуществлении государственного контроля риск-ориентированный подход не применялся.
При осуществлении государственного контроля отделом развития розничной торговли проведен ряд мероприятий по профилактике нарушений, в том числе: введена практика выдачи предостережений юридическим лицам о недопустимости нарушения обязательных требований; на регулярной основе готовятся и размещаются на сайте Министерства обзоры правоприменительной практики; ежегодно повышается профессиональный уровень знаний должностных лиц, непосредственно осуществляющих профилактические мероприятия и взаимодействие с подконтрольными субъектами, систематически проводится профилактическая работа с подконтрольными субъектами по соблюдению обязательных требований в сфере рыночной торговли; постоянно проводятся информирования подконтрольных субъектов с целью соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров (вебинаров), конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации.
В целях мониторинга исполнения Федерального закона N 271-ФЗ и законодательства Московской области в сфере организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также обеспечения проведения единой политики в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области, постановлением Правительства Московской области от 01.07.2014 N 514/26 "О Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка" образована Московская областная межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка.
За IV квартал 2021 года было проведено 3 заседания, на которых рассмотрены вопросы соответствия требованиям действующего законодательства 15 розничных рынков и других торговых объектов, имеющих признаки "розничного рынка", расположенных на территории Московской области.
Во исполнение постановления Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 и распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 22.06.2007 N 5-Р "Об утверждении рекомендации по ведению реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торгового места на розничных рынках, расположенных на территории Московской области" ежемесячно осуществляется прием информации от управляющих рынками компаний: Реестра продавцов на розничных рынках, расположенных на территории Московской области (далее - Реестр продавцов), Реестра договоров о предоставлении торгового места на розничных рынках, расположенных на территории Московской области (далее - Реестр договоров).
В IV квартале 2021 года представлено в Министерство 360 Реестров продавцов и 360 Реестров договоров.
Также, в IV квартале 2021 года контрольно-надзорные мероприятия на территории Московской области продолжали проводиться в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В результате проведённых проверок в отношении 3273 торговых объектов установлены следующие нарушения:
Отсутствие медицинских масок в торговых центрах, торговых комплексах - 966;
Отсутствие масок в магазинах - 622;
Привлечено к административной ответственности - 216
(юридические лица - 20, ИП - 97, физические лица - 99);
По ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ в отношении юридических лиц составлено протоколов - 20;
по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей
- составлено протоколов - 97;
- по ч. 2 ст. 3.6. КоАП МО в отношении физических лиц
- составлено протоколов - 34;
- вынесено постановлений - 69;
Сотрудниками МВД по ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ в отношении физических лиц составлено протоколов - 2;
Выдано предупреждений (памятка) за отсутствие маски - 372;
Устранено нарушений на месте по требованию сотрудников Министерства - 1588.
Раздел 5. Обязательные требования, определяющие порядок и условия организации деятельности розничных рынков на территории Московской области
Розничный рынок на территории Московской области (далее - розничный рынок) организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
План организации розничных рынков на территории Московской области (далее - План) формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.12.2012 N 1590/47 "Об утверждении Порядка формирования плана организации розничных рынков на территории Московской области" на основании предложений органов местного самоуправления, городских округов.
Основанием для включения розничного рынка в План является соответствие его организации и деятельности требованиям, установленным Федеральным законом N 271-ФЗ.
План предусматривает адреса мест расположения розничных рынков в Московской области, их количество, типы.
План утверждается постановлением Правительства Московской области и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Выдача разрешения на право организации розничного рынка:
Разрешение на право организации розничного рынка (далее - Разрешение) выдается после внесения адреса места расположения розничного рынка в План.
Государственную услугу "Выдача разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального района (городского округа) Московской области" (далее - Государственная услуга) предоставляет Министерство в соответствии с Федеральным законом N 271-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка", Административным регламентом по предоставлению Государственной услуги, утвержденным распоряжением Министерства.
Непосредственное предоставление Государственной услуги осуществляет структурное подразделение Министерства - отдел развития розничной торговли.
Министерство обеспечивает предоставление Государственной услуги на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области (МФЦ).
Лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются юридические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории Московской области, в пределах которой организуется рынок (далее - Заявитель).
Государственная услуга включает в себя 4 подуслуги:
- выдача Разрешения;
- продление срока действия Разрешения;
- переоформление Разрешения;
- выдача дубликата Разрешения.
Раздел 6. Действия органов государственного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Сведения о принятых органами государственного контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям).
В отчетном году Министерством предприняты следующие меры по фактам выявленных правонарушений:
Наименование показателей |
IV квартал 2021 г. |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях |
0 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания |
0 |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, в том числе по видам наказаний: |
0 |
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения |
0 |
лишение специального права, предоставленного физическому лицу |
0 |
административный арест |
0 |
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства |
0 |
дисквалификация |
0 |
административное приостановление деятельности |
0 |
предупреждение |
0 |
административный штраф - всего, в том числе: |
0 |
на должностное лицо |
0 |
на индивидуального предпринимателя |
0 |
на юридическое лицо |
0 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел |
0 |
из них количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений применены меры уголовного наказания |
0 |
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, |
0 |
по решению суда |
0 |
по предписанию органов прокуратуры |
0 |
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
0 |
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания |
0 |
Количество предписаний выданных в рамках контроля соблюдения обязательных требований законодательства |
0 |
Количество предписаний выданных в рамках контроля соблюдения обязательных требований, неисполненных после истечения срока предписаний |
0 |
Направлено в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок |
0 |
из них заявлений, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 16 декабря 2021 г. N 19П-192 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области регионального государственного контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", на территории Московской области в октябре-декабре 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 20 декабря 2021 г.