В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан", Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года N 758, приказываю:
1. Утвердить Порядок действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, согласно приложения к настоящему приказу.
2. Отменить приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан от 12 марта 2021 года N 01-05/56 "Об утверждении Регламентов осуществления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан ведомственного финансового контроля, проверки предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан, имеющие целевое назначение и их использования".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.В. Булушев |
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 3 марта 2022 г.
Регистрационный N 18348
Приложение
к приказу
Министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Республики Башкортостан
от 17 января 2022 г. N 01-05/4
Порядок
действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан" и устанавливает механизм действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) при осуществлении контроля за деятельностью казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства (далее - подведомственные учреждения, объекты контроля).
1.2. Целью контроля за деятельностью подведомственных учреждений является выявление и предотвращение фактов нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан при осуществлении финансовых и хозяйственных операций, использовании имущества, трудовых и иных ресурсов в подведомственных учреждениях, а также обеспечение эффективности использования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
1.3. Предметом контроля является исполнение подведомственными учреждениями требований нормативных правовых актов, регулирующих их уставную и финансово-хозяйственную деятельность.
1.4. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется контроль за:
деятельностью учреждений в соответствии с целями, предусмотренными их учредительными документами;
качеством предоставления учреждениями государственных услуг (выполнения работ);
формированием цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям;
исполнением казенными учреждениями бюджетной сметы;
жалобами потребителей и принятыми по результатам их рассмотрения мерами;
обеспечением законности, обоснованности, экономической эффективности использования средств бюджета Республики Башкортостан;
использованием недвижимого и движимого государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за казенными учреждениями на праве оперативного управления, выявлением неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
изменением (увеличением, уменьшением) дебиторской и кредиторской задолженности учреждений;
достоверностью и полнотой отчета о результатах деятельности учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного имущества Республики Башкортостан;
достоверностью представляемой отчетности;
1.5. Объектами контроля являются подведомственные учреждения - государственные казенные учреждения.
1.6. Контроль за деятельностью подведомственных учреждений осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок (далее - проверка, проверки, контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные (документарные).
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого учреждения.
Камеральная (документарная) проверка проводится по месту нахождения Министерства.
1.7. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым приказом Министерства.
План проверок формируется ежегодно с соблюдением условия периодичности проведения плановых проверок не реже одного раза в три года. В плане проверок указываются объект контроля, дата (месяц, год) проведения последнего контрольного мероприятия, проверяемый период (годы), сроки проведения контрольного мероприятия, ответственный исполнитель.
1.8. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министр). При осуществлении внепланового контрольного мероприятия внесение изменений в план контрольных мероприятий не требуется.
Внеплановое контрольное мероприятие проводится по следующим основаниям:
получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие соответствующую сферу деятельности подведомственных учреждений;
обращения граждан и юридических лиц на нарушения законодательства, в том числе на качество предоставления государственных услуг, а также сведения из средств массовой информации.
1.9. Срок проведения проверки не может превышать 30 календарных дней. Продление срока проведения проверки до 45 календарных дней возможно по приказу на основании мотивированного заключения руководителя ревизионной группы, проводящей проверку.
1.10. Запрещается проведение повторных плановых проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением контрольных проверок исполнения представлений по результатам предыдущих проверок.
1.11. При проведении контрольных мероприятий осуществляются:
анализ учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
проверка наличия в учреждении необходимой документации по профилю деятельности подведомственного учреждения, оформленной в соответствии с действующими требованиями;
оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
выявление отклонений в деятельности учреждений (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении, некачественном выполнении основных видов деятельности, оказание учреждениями платных услуг, не предусмотренных уставами) и разработка рекомендаций по их устранению;
проверка достоверности расчетов, оказанных услуг, выполненных работ, объемов поставленных товаров, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
анализ полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
проверка фактического наличия, сохранности и правильности использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан;
анализ принятых учреждениями мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих проверок.
1.12. При осуществлении контрольных мероприятий члены ревизионной группы имеют право:
запрашивать документы, относящиеся к предмету проверки;
посещать территории и помещения объекта контроля при проведении выездных проверок;
получать пояснения должностных лиц проверяемого объекта контроля;
1.13. При осуществлении контрольных мероприятий члены ревизионной группы обязаны:
соблюдать законодательство, права и законные интересы учреждения;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю или иному уполномоченному должностному лицу учреждения присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю или иному уполномоченному должностному лицу учреждения, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо учреждения с результатами проверки;
соблюдать сроки проведения проверки (ревизии).
1.14. При осуществлении контрольных мероприятий члены ревизионной группы не вправе:
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
превышать установленные сроки проведения проверки.
2. Подготовка к проведению контрольного мероприятия
2.1. Должностным лицом, ответственным за подготовку к проведению контрольного мероприятия, является начальник отдела аудита и анализа Министерства.
2.2. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа Министерства, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период, основание и срок проведения контрольного мероприятия, персональный состав ревизионной группы.
2.3. Ревизионные группы для проведения контрольных мероприятий формирует начальник отдела аудита и анализа Министерства.
Состав ревизионной группы устанавливается исходя из утвержденной программы и темы проверки, объема предстоящих контрольных мероприятий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
В зависимости от тематики проверки в состав ревизионной группы по согласованию включаются сотрудники структурных подразделений Министерства, представители подведомственных учреждений.
В случае возникновения необходимости привлечения к контрольному мероприятию специалистов - сотрудников структурных подразделений Министерства, представителей подведомственных учреждений, отделом аудита и анализа Министерства на имя заместителя министра, курирующего соответствующее структурное подразделение, и (или) директора подведомственного учреждения направляется запрос (служебная записка, письмо) с обоснованием необходимости участия специалистов в контрольном мероприятии с указанием перечня вопросов, подлежащих проверке.
В случаях, требующих применения специальных знаний, к участию в контрольном мероприятии на договорной основе могут привлекаться независимые эксперты для проведения экспертиз, необходимых при проведении контрольных мероприятий. Решение о привлечении независимых экспертов принимается Министром.
2.4. Должностным лицом, ответственным за проведение контрольного мероприятия, является руководитель ревизионной группы, который определяет объем и способы проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки; распределяет вопросы программы проверки между членами ревизионной группы.
Руководитель ревизионной группы:
осуществляет руководство ревизионной группой;
организует подготовку членов ревизионной группы к проведению ревизии (проверки);
знакомит должностных лиц проверяемого подведомственного учреждения с содержанием утвержденной программы;
распределяет обязанности между членами ревизионной группы;
устанавливает порядок работы ревизионной группы;
определяет объем и способы проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки;
распределяет вопросы программы проверки между членами ревизионной группы;
дает членам ревизионной группы указания, обязательные для исполнения;
взаимодействует с должностными лицами проверяемого подведомственного учреждения;
осуществляет контроль за работой ревизионной группы, выполняемой на каждом этапе контрольного мероприятия, и ее результатами;
принимает промежуточные акты, справки;
составляет и подписывает сводный акт по проведенному контрольному мероприятию.
2.5. Члены ревизионной группы:
осуществляют контрольные действия в соответствии с распределением вопросов программы проверки;
представляют руководителю ревизионной группы промежуточные акты, справки о результатах проверки вопросов программы в соответствии с распределением;
подписывают акт по проведенному контрольному мероприятию.
3. Составление программы контрольного мероприятия
3.1. Для проведения контрольного мероприятия составляется программа контрольного мероприятия.
3.2. Программа планового контрольного мероприятия должна содержать: форму контрольного мероприятия, тему контрольного мероприятия, наименование объекта финансового контроля, проверяемый период, срок проведения контрольного мероприятия, способ проведения контрольных действий, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, и их распределение между членами ревизионной группы.
3.3. Тема контрольного мероприятия в программе контрольного мероприятия указывается:
при плановом контрольном мероприятии в соответствии с планом проверок;
при внеплановом контрольном мероприятии в соответствии с основанием для его проведения.
3.4. Программа контрольного мероприятия подписывается начальником отдела аудита и анализа Министерства.
4. Проведение контрольного мероприятия
4.1. Основанием для начала контрольного мероприятия является издание приказа Министерства о проведении контрольного мероприятия, наступление даты контрольного мероприятия.
4.2. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю объекта контроля копию приказа Министерства о проведении проверки и удостоверения членов ревизионной группы на право проведения проверки, ознакомить его с программой проверки, представить членов ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
4.3. В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению уставной деятельности учреждения, финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемого подведомственного учреждения, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольного обмера и применения иных установленных методов (приемов) фактического контроля.
4.4. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проверки.
4.5. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает руководитель ревизионной группы исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета проверяемого учреждения.
4.6. Объем выборки и ее состав определяются членом ревизионной группы, ответственным за проведение контрольного действия, по согласованию с руководителем ревизионной группы, таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения или злоупотребления, то проверка на данном участке проводится сплошным способом.
Контрольные действия в отношении операций с наличными денежными средствами, денежными документами и ценными бумагами проводятся сплошным способом.
4.7. Представляемые объектами контроля копии документов и информация заверяются подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) и печатью учреждения.
4.8. Если руководитель и (или) работники проверяемого подведомственного учреждения отказались допустить ревизионную группу (члена ревизионной группы, ответственного за проведение проверки) к месту проведения проверки, руководитель ревизионной группы (член ревизионной группы) в течение одного рабочего дня составляет в двух экземплярах акт по факту отказа в допуске к месту проведения проверки с указанием даты, места, данных должностного лица, не допустившего к месту проведения проверки: первый экземпляр направляется в Министерство в течение одного рабочего дня; второй экземпляр - в течение одного рабочего дня вручается руководителю или уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения.
4.9. Контрольное мероприятие может быть завершено раньше срока, установленного в приказе о проведении проверки.
5. Оформление результатов контрольного мероприятия
5.1. Результаты проверки оформляются в виде акта проверки.
5.2. Акт проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц.
5.3. В акте проверки не допускаются:
помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления;
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенного учреждения;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного учреждения.
5.4. В акте в обязательном порядке должны указываться:
дата и место составления акта;
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность лица (лиц), проводившего(-их) проверку;
наименование учреждения, в котором осуществлялась проверка (ревизия), должность руководителя (представителя) учреждения, присутствовавшего при ее проведении;
сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях требований законодательства, нормативных правовых актов при осуществлении деятельности учреждения.
5.5. При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
5.6. Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться достаточными доказательствами.
5.7. Материалы проверки состоят из акта проверки, справок членов ревизионной группы и надлежаще оформленных приложений, на которые имеются ссылки (документы, копии документов, сводные справки, таблицы, пояснения должностных, материально ответственных и иных лиц).
5.8. По окончании проверочных мероприятий члены ревизионной группы обязаны в течение 5 рабочих дней представить руководителю ревизионной группы справки о результатах проверки отдельных вопросов программы проверки.
5.9. Акт проверки составляется руководителем ревизионной группы в течение 15 рабочих дней со дня окончания проведения проверки.
Члены ревизионной группы, в том числе руководитель ревизионной группы, несут персональную ответственность за полноту и правильность оформления акта проверки, справок о результатах проверки отдельных вопросов программы проверки и выводов, содержащихся в данных документах.
5.10. Акт проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного учреждения, второй экземпляр для Министерства.
5.11. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем ревизионной группы, членами ревизионной группы, руководителем (уполномоченным должностным лицом) и главным бухгалтером проверенного учреждения.
5.12. Акт проверки направляется в учреждение для ознакомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю (уполномоченному должностному лицу) проверенного учреждения под расписку. О получении одного экземпляра акта проверки руководитель (уполномоченное должностное лицо) проверенного учреждения делает запись в экземпляре акта проверки, который остается в Министерстве. Такая запись должна содержать дату получения акта проверки, подпись, фамилию, инициалы должностного лица.
Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем (уполномоченным должностным лицом) объекта контроля срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта проверки.
5.13. В случае отказа руководителя (уполномоченного должностного лица) проверенного учреждения от подписания или получения акта проверки, руководителем ревизионной группы в акте делается запись об отказе указанного лица от подписи или от получения акта проверки. При этом акт проверки в течение 3 рабочих дней направляется проверенному учреждению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенному учреждению.
Документ, подтверждающий факт направления акта проверки, приобщается к материалам проверки.
5.14. Учреждение, проверка которого производилась, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, в течение 5 рабочих дней с даты получения акта проверки вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом учреждение вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
Письменные возражения представляются в течение 5 рабочих дней с даты получения руководителем (уполномоченным должностным лицом) объекта контроля акта проверки. Данные замечания и возражения приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
5.15. В случае поступления письменных возражений Министерство в течение 15 рабочих дней рассматривает материалы проверки, а при необходимости - в присутствии уполномоченного должностного лица учреждения. Подписанное руководителем ревизионной группы заключение на возражения в течение 5 рабочих дней направляется в учреждение заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю (уполномоченному должностному лицу) проверенного учреждения под расписку. Второй экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.
6. Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
6.1. В целях реализации материалов проверки в адрес подведомственного учреждения в течение 15 рабочих дней после подписания сводного акта проверки либо утверждения заключения на возражения к акту проверки направляется представление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
6.2. Отдел аудита и анализа Министерства обеспечивает контроль за реализацией материалов проверок.
6.3. Учреждение, которому было направлено представление об устранении выявленных недостатков, должно исполнить его в установленный срок и представить в Министерство отчет об исполнении представления с приложением подтверждающих исполнение документов.
В случае, если учреждение не исполнило представление в установленный срок, Министерство вправе рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц учреждения, ответственных за выполнение представления, к дисциплинарной ответственности.
6.4. Результаты контрольных мероприятий учитываются Министерством при решении вопросов о:
соответствии результатов деятельности подведомственных учреждений установленным показателям деятельности и отсутствии выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;
несоответствии результатов деятельности учреждений установленным показателям деятельности и выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях;
определении дальнейшей деятельности учреждений с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;
сохранении, увеличении, уменьшении показателей задания и объемов субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
перепрофилировании деятельности учреждений;
реорганизации подведомственного учреждения, изменении типа подведомственного учреждения или его ликвидации;
принудительном изъятии государственного имущества Республики Башкортостан при наличии оснований, установленных законодательством;
направлении представлений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества Республики Башкортостан.
6.5. По результатам проверки может быть принято решение о направлении материалов проверки в органы прокуратуры или иные правоохранительные органы по принадлежности, если в результате проверки получена информация о нарушении законодательства, содержащая признаки противоправного деяния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан от 17 января 2022 г. N 01-05/4 "Об утверждении Порядка действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан"
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 3 марта 2022 г.
Регистрационный N 18348
Вступает в силу с 6 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 5 марта 2022 г., N 202203050003