Постановление Администрации ГО ЗАТО Видяево Мурманской области от 8 февраля 2022 г. N 140
"О системе оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево"
В соответствие с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Мурманской области от 29.12. 2004 года N 585-01-ЗМО "О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Мурманской области от 20.04.2021 N 209-ПП "Об утверждении положения о системах оповещения населения Мурманской области", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 г. N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" в целях совершенствования системы оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево.
2. Главному специалисту - по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации ЗАТО Видяево, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Решетников Д.М.) осуществлять контроль готовности действующих систем оповещения.
3. Признать утратившим силу постановление администрации ЗАТО Видяево от 06.07.2017 N 409 "О системе оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево о чрезвычайных ситуациях".
4. Данное постановление подлежит опубликованию в газете "Вестник Видяево" и размещению на официальном сайте органов местного самоуправления ЗАТО Видяево: www.zatovid.ru.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава ЗАТО Видяево |
В.А. Градов |
Положение
о системе оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево
(утв. постановлением администрации ЗАТО Видяево от 8 февраля 2022 года N 140)
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оповещении и информировании населения муниципального образования ЗАТО Видяево (далее - Положение) определяет состав, основные задачи системы оповещения населения муниципального образования ЗАТО Видяево, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствованию системы оповещения населения муниципального образования ЗАТО Видяево об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории муниципального образования ЗАТО Видяево.
1.2. Системы оповещения населения муниципального образования ЗАТО Видяево функционируют:
1.2.1. На муниципальном уровне - муниципальная система оповещения населения.
1.2.2. На объектовом уровне:
1.2.2.1. Локальная система (системы) оповещения в организациях, эксплуатирующих потенциально опасный объект.
1.2.2.2. Объектовая система (системы) оповещения на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время.
1.3. Комплексная система (системы) экстренного оповещения населения создается муниципальном и объектовом уровнях.
1.4. Системы оповещения населения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
2. Основные понятия
В настоящем Положении применяются следующие понятия, установленные законодательством Российской Федерации:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Резерв технических средств оповещения - специализированная упорядоченная совокупность изделий средств оповещения, в том числе оборудования, запасных частей, сменяемых узлов, типовых элементов замены, территориально распределенная и размещенная как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на объектах операторов связи, базах и складах промышленных и иных предприятий и организаций, с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Комплект ЗИП - запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.
Запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены, находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
3. Состав, назначение и основные задачи систем оповещения ЗАТО Видяево
3.1. В состав систем оповещения населения муниципального образования ЗАТО Видяево входят:
3.1.1. Муниципальная система оповещения населения (далее - МСО).
3.1.2. Локальные системы оповещения (далее - ЛСО) в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также объектовые системы оповещения, на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
3.1.3. Комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной связи) и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории ЗАТО Видяево.
3.1.6. Мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
3.2. Основной задачей МСО ЗАТО Видяево является своевременное получение с повседневного и запасного пункта управления Правительства Мурманской области сигналов оповещения и экстренной информации и доведение её до:
3.2.1. Руководящего состава гражданской обороны и Видяевского звена Мурманской территориальной подсистемы РСЧС (далее - ВЗ МТП РСЧС).
3.2.2. Органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципального образования ЗАТО Видяево.
3.2.3. Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального казённого учреждения "Аварийно-спасательная служба ЗАТО Видяево" (далее - ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево).
3.2.4. Специально подготовленных сил ВЗ МТП РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования ЗАТО Видяево.
3.2.5. Дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
3.2.6. Населения, проживающего на территории муниципального образования ЗАТО Видяево.
3.3. Основной задачей ЛСО является доведение сигналов оповещения и экстренной информации от ДДС с основного (запасного - при наличии) пункта управления организации до:
3.3.1. Руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, и объектового звена РСЧС.
3.3.2. Объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных.
3.3.3. Персонала организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
3.3.4. Руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО.
3.3.5. Населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
3.4. Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации оповещения до руководителей и персонала организации, а также населения, находящегося на его территории.
3.5. Основной задачей комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) всех уровней являются:
3.5.1. Экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.
3.5.2. Экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности.
3.5.3. Экстренное оповещение органов управления ВЗ МТП РСЧС в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.
3.6. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:
3.6.1. Сети эфирного аналогового и цифрового телевещания.
3.6.2. Сети кабельного телевидения.
3.6.3. Сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи.
3.6.4. Сети связи общего пользования.
3.6.5. Мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Оперативный дежурный ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево сигналы оповещения и экстренной информации получает от оперативного дежурного Правительства Мурманской области через Государственное областное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" (ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области") по каналам проводной телефонной связи и по аппаратуре МСО муниципального образования ЗАТО Видяево.
3.8. Доведение сигналов оповещения и экстренных сообщений по системе МСО до населения муниципального образования ЗАТО Видяево производится автоматически оперативным дежурным Правительства Мурманской области, а также вручную с Пункта управления Правительства Мурманской области. На местном уровне доведение экстренной информации до населения ЗАТО Видяево производится вручную с поста оперативного дежурного ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево голосом посредством передачи сообщения на громкоговорители системы МСО.
3.9. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения муниципального образования ЗАТО Видяево в составе системы МСО Мурманской области используются:
3.9.1. Комплекс кабельного телевизионного вещания АО "РС Телеком".
3.9.2. Комплекс технических средств оповещения, введенного в эксплуатацию МСО муниципального образования ЗАТО Видяево.
3.9.3. Комплексы телекоммуникационных средств и каналов связи операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи.
4. Порядок оповещения населения муниципального образования ЗАТО Видяево
4.1. Основной способ оповещения населения ЗАТО Видяево - передача кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево сигналов оповещения и экстренной информации посредством передачи сообщения на громкоговорители системы МСО.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево по каналу кабельного телевизионного вещания АО "РС Телеком".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению с перерывом программы вещания, при этом допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
4.2. Органы повседневного управления ВЗ МТП РСЧС, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигналы оповещения до органов местного самоуправления муниципального образования, органов управления ВЗ МТП РСЧС, сил гражданской обороны и населения муниципального образования ЗАТО Видяево.
4.3. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и ВЗ МТП РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и ВЗ МТП РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения.
4.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Для оповещения населения ЗАТО Видяево, в резервном варианте при отказе системы МСО могут быть задействованы автомашины экстренных служб: МКУ АСС ЗАТО Видяево, ОМВД России по ЗАТО п. Видяево, пожарная машина СПСЧ N 7 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России", оборудованные громкоговорящими системами, и носимые средства оповещения - мегафоны, ручные сирены.
4.5. Распоряжение на задействование систем оповещения отдается:
4.5.1. МСО муниципального образования - Главой ЗАТО Видяево или лицо его замещающее с немедленным уведомлением Губернатора Мурманской области.
4.5.2. Локальной (объектовой) системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей данный объект, с немедленным уведомлением Главы ЗАТО Видяево или лица, его замещающее.
4.6. Задействование и эксплуатацию систем оповещения населения осуществляют:
4.6.1. МСО муниципального образования ЗАТО Видяево - оперативный дежурный ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево.
4.6.2. Локальной (объектовой) системы оповещения - дежурный (диспетчер) организации, эксплуатирующей объект.
4.7. Постоянно действующие органы управления ВЗ МТП РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения населения. В случае несанкционированного задействования системы оповещения ответственные должностные лица, организации и операторы связи, а также организации телерадиовещания:
4.7.1. Незамедлительно принимают меры по прекращению задействования системы оповещения.
4.7.2. Оповещают оперативно-дежурную службу Правительства Мурманской области.
5. Организация поддержания систем оповещения населения в состоянии готовности
5.1. С целью поддержания систем оповещения населения ЗАТО Видяево о чрезвычайных ситуациях в постоянной готовности к использованию по предназначению планируются, организуются и проводятся:
5.1.1. Комплексные технические проверки, которые проводит отдел оповещения ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" при проведении комплексной технической проверки РАСЦО Мурманской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения. Проверки проводятся два раза в год с участием организаций и операторов связи.
5.1.2. Ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО) проводится перед технической проверкой готовности к задействованию системы оповещения населения только на технических средствах оповещения, установленных в помещениях в местах размещения дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
Проведение ЕТО осуществляется персоналом дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
В ходе проведения технической проверки готовности к задействованию системы оповещения населения проверяется работоспособность оконечных средств оповещения путем их удаленного мониторинга.
Выполнение ЕТО отражается в журнале несения дежурства уполномоченного на задействование системы оповещения населения оперативного дежурного (дежурного диспетчера) органа повседневного управления РСЧС муниципального и объектового уровней.
5.1.3. Внеплановые проверки готовности МСО ЗАТО Видяево проводятся по мере необходимости при внеплановой проверке готовности Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Мурманской области (далее - РАСЦО Мурманской области) с включением или без включения оконечных средств оповещения населения проводятся по мере необходимости.
5.1.4. Квалификационная подготовка оперативных дежурных, непосредственно отвечающих за задействование системы оповещения населения соответствующего уровня.
5.1.5. Технические проверки готовности эксплуатируемых МСО (ЛСО) с включением или без включения оконечных средств оповещения населения. Результаты проведения технических проверок систем оповещения оформляются актом проведения проверки МСО (ЛСО), в соответствии с Табелем срочных донесений.
5.1.6. Своевременное восстановление работоспособности (исправности) технических средств систем оповещения населения.
5.1.7. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения, пополнение запасных частей и принадлежностей, а также своевременный ремонт.
5.1.9. Модернизация (реконструкция) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) систем оповещения населения, а также сопряжение (интеграция) систем оповещения населения с системами мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и другими системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
5.1.10. Защита информации в системе оповещения населения и защита от несанкционированного доступа в систему оповещения населения.
5.2. По результатам технических проверок готовности систем оповещения населения Мурманской области составляется акт проведения проверки.
5.3. Акт проведения проверки МСО ЗАТО Видяево утверждается председателем комиссии - Главой ЗАТО Видяево, или лицом его замещающим.
6. Организация запасов (резервов) технических средств оповещения населения
6.1. Резервы технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Резерв (запас) технических средств оповещения, как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения и комплекты запасных частей и принадлежностей (ЗИП).
6.2. Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических средств систем оповещения населения.
6.3. Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и других транспортных средствах.
6.4. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и неплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и скомплектованы в зависимости от назначения и особенностей использования.
6.5. Номенклатура, объемы, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения определяются постановлением Администрации ЗАТО Видяево.
6.6. Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать:
6.6.1. Состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность и взаимозаменяемость его отдельных узлов, а также временное отсутствие необходимых изделий в местах хранения.
6.6.2. Возможности выхода из строя технических средств оповещения с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов.
6.6.3. Прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации.
6.6.4. Эффективность использования резервов технических средств оповещения.
7. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения населения
Финансирование содержания, поддержания в постоянной готовности и развития систем оповещения населения, создания и содержания запасов технических средств оповещения, возмещение затрат, понесенных организациями и операторами связи, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно правовыми актами Мурманской области и Администрации ЗАТО Видяево.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации ГО ЗАТО Видяево Мурманской области от 8 февраля 2022 г. N 140 "О системе оповещения и информирования населения муниципального образования ЗАТО Видяево"
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Видяево" от 18 февраля 2022 г. N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации ЗАТО Видяево Мурманской области от 14 октября 2024 г. N 873
Изменения вступают в силу с 14 октября 2024 г.