Приказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
от 4 марта 2022 г. N 421-ОД
"Об организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Амурской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Амурской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законом Амурской области от 08.02.2005 N 432-ОЗ "О пожарной безопасности", Положением о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 223,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Амурской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Амурской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Ишмухамедова М.И.
Заместитель председателя Правительства |
А.А. Севостьянов |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства лесного
хозяйства и пожарной
безопасности Амурской области
от 4 марта 2022 г. N 421-од
Порядок
организация тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Амурской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Амурской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Амурской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Амурской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - организация тушения ландшафтных пожаров).
2. В настоящем Порядке применяются понятия в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и Амурской области в сфере пожарной безопасности.
3. Организация тушения ландшафтных пожаров предусматривает организованное применение сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, определенных постановлениями Правительства Амурской области от 15.12.2009 N 588 "Об Амурской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 30.12.2010 N 742 "О силах и средствах Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - силы АОТП РСЧС).
4. Общее руководство организацией тушения ландшафтных пожаров осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - Министерство) через противопожарную службу Амурской области.
5. Положения настоящего Порядка распространяются на органы управления, силы АОТП РСЧС.
6. Организация тушения ландшафтных пожаров обеспечивается:
регламентированным сосредоточением сил тушения ландшафтных пожаров на месте ландшафтного пожара, предусмотренным расписаниями выездов (далее - Расписания выездов), планом привлечения сил и средств для тушения пожаров и выполнения аварийно-спасательных работ (далее - План привлечения);
организацией управления действиями сил и средств АОТП РСЧС по тушению ландшафтного пожара;
профессиональными действиями и дисциплинированностью участников тушения ландшафтного пожара.
7. Разработка проектов Расписаний выездов, Планов привлечения, их согласование и утверждение осуществляется в порядке, установленном Боевым уставом подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным приказом МЧС России от 16.10. 2017 N 444 (далее - Боевой устав), Положением о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденным приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 (далее - Положение о ПСГ).
8. По предложению главы муниципального района, муниципального (городского округа) между Министерством и администрацией муниципального района, муниципального (городского) округа могут быть заключены соглашения о взаимодействии при тушении ландшафтных пожаров, в котором определяется порядок и условия привлечение сил и средств муниципального звена АОТП РСЧС к тушению ландшафтных пожаров, механизм и условия возмещения понесенных расходов на тушение ландшафтных пожаров в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Соглашение).
9. Тушение ландшафтных пожаров должно осуществляться в соответствии с требованиями по охране труда и техники безопасности.
II. Порядок тушения ландшафтных пожаров
10. При тушении ландшафтных пожаров обеспечивается соблюдение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон), Боевого устава, Положения о ПСГ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области, в том числе приказов и методических рекомендаций МЧС России в сфере пожарной безопасности.
11. В составе подразделений государственной противопожарной службы в целях тушения ландшафтных пожаров создаются группы оперативного реагирования (далее - ГОР). В зоне ответственности противопожарной службы Амурской области ГОР являются основными силами тушения ландшафтных пожаров.
Личный состав ГОР при несении службы руководствуется Федеральным законом, Боевым уставом, Положением о ПСГ, трудовым договором, должностной инструкцией.
Выезд личного состава ГОР к тушению ландшафтного пожара в районе (подрайоне) выезда осуществляется по распоряжению начальника пожарно-спасательного гарнизона, а в случае привлечения к тушению ландшафтного пожара, возникшего вне территории пожарно-спасательного гарнизона, а также крупного ландшафтного пожара, требующего привлечения максимального количества сил и средств, не предусмотренного Расписаниями выездов, по решению региональной диспетчерской службы государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская Авиабаза" (далее - РДС).
По прибытию к месту ландшафтного пожара личный состав ГОР подчиняется указаниям руководителя тушения пожара (далее - РТП).
12. По распоряжению начальника пожарно-спасательного гарнизона, РДС к тушению ландшафтных пожаров привлекаются все силы и средства АОТП РСЧС, предназначенные для тушения пожаров независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и формы собственности.
13. Тушение ландшафтного пожара осуществляется в соответствии с Расписаниями выездов, Планом привлечения и включают в себя следующие этапы:
приём и обработка сообщения о ландшафтном пожаре;
выезд и следование к месту ландшафтного пожара (вызова);
действия на месте ландшафтного пожара (вызова) (далее - боевые действия или БД);
сбор и возвращение в место постоянной дислокации.
Тушение ландшафтного пожара начинается с момента поступления сообщения о ландшафтном пожаре в пожарную охрану и заканчивается с завершением восстановления боеготовности подразделений АОТП РСЧС, участвующих в тушении ландшафтного пожара.
В случае поступления вызова о ландшафтном пожаре, если подразделение пожарной охраны участвует в тушении пожара, возникшего в пределах территории населенного пункта выезд подразделения пожарной охраны к тушению ландшафтного пожара не осуществляется. Начальником пожарно-спасательного гарнизона принимается решение о привлечении к тушению ландшафтного пожара дополнительных сил и средств АОТП РСЧС, свободных от несения службы, с введением в боевой расчет всех имеющихся в наличии средств пожаротушения (при наличии дополнительных средств), либо направляется информация в РДС об отсутствии сил и средств для тушения ландшафтного пожара и необходимости привлечении для тушения ландшафтного пожара дополнительных сил и средств АОТП РСЧС, не входящих в состав пожарно-спасательного гарнизона.
Обмен информацией между участниками тушения ландшафтного пожара, начиная с поступления сообщения о ландшафтном пожаре в пожарную охрану, ведется непрерывно до прибытия подразделения в место постоянной дислокации с одновременным ведением документации о тушении ландшафтного пожара, определенной Боевым уставом.
14. Подразделением пожарной охраны, на которое возложены функции по приему и обработке сообщения о ландшафтном пожаре (далее - диспетчер) осуществляется:
прием информации о ландшафтном пожаре, ее регистрация с заполнением путёвки для выезда на ландшафтный пожар по форме, определенной Боевым уставом;
направление к месту ландшафтного пожара сил и средств, предусмотренных Расписанием выезда (Планом привлечения) по адресу, указанному заявителем;
уточнение полученной информации и доведение её следующим к месту ландшафтного пожара подразделениям пожарной охраны, а также руководителю по пожарно-спасательного гарнизона.
15. В случае возникновения ландшафтных пожаров для тушения которых необходимо привлечение сил и средств федеральной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной, частной, добровольной пожарной охраны, в том числе крупных пожаров, создающих угрозу населенным пунктам, диспетчер в обязательном порядке информирует центр управления в кризисных ситуациях Главного правления МЧС России по Амурской области и РДС.
16. Обработка сообщения о ландшафтном пожаре не должна задерживать выезд и следование подразделений пожарной охраны к месту ландшафтного пожара.
Отсутствие сведений об объекте ландшафтного пожара и данных о заявителе не может задержать выезд подразделений пожарной охраны на пожар.
17. Выезд и следование подразделений пожарной охраны, в том числе ГОР, к месту ландшафтного пожара (вызова) проводится в безусловном порядке и достигается движением мобильных средств пожаротушения (в исключительных случаях пешим порядком) по оптимальному маршруту с докладом диспетчеру обо всех происшествиях в пути следования.
18. Следование подразделения пожарной охраны к месту вызова может быть изменено, отменено (прекращено) по распоряжению диспетчера в соответствии с установленным в пожарно-спасательном гарнизоне порядком.
19. Основной задачей при тушении ландшафтного пожара является спасение людей в случае опасности (угрозы) непосредственного воздействия на них опасных факторов ландшафтного пожара, защита имущества от ландшафтного пожара, локализация и ликвидация пожара в сроки и размерах, определяемых тактическими возможностями сил тушения ландшафтного пожара, участвующих в тушении ландшафтного пожара (далее - боевая задача или БД).
20. Для решения боевой задачи руководствуются следующими принципами:
при непосредственной угрозе воздействия на людей опасных факторов ландшафтного пожара и невозможности их самостоятельной эвакуации в безопасную зону - силы и средства, направляются на спасение людей;
при прямой угрозе жизни и здоровью участникам тушения ландшафтного пожара - силы и средства, направляются на их спасение;
при угрозе распространения природных (ландшафтных) пожаров на населённые пункты (объекты) - силы и средства, направляются на предотвращение распространения пожара на населённые пункты (объекты);
при опасности распространения ландшафтного пожара на другие территории - силы и средства, направляются на предотвращение дальнейшего распространения ландшафтного пожара.
21. По прибытию подразделения к месту ландшафтного пожара (вызова), руководитель, возглавляющий первое прибывшее подразделение (старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны) становится РТП, и как правило, выполняет следующие действия:
передает диспетчеру информацию о прибытии и обстановке на месте ландшафтного пожара (вызова) по внешним признакам;
проводит оценку обстановки по внешним признакам;
подтверждает или изменяет установленный для данного пожара (вызова) ранг и номер ландшафтного пожара;
организует сбор сведений о ландшафтном пожаре (далее - разведка пожара), и при необходимости, - установку мобильных средств пожаротушения для забора воды из источников противопожарного водоснабжения;
организует приведение в готовность участников тушения ландшафтного пожара, пожарного оборудования, инструмента, приборов подачи огнетушащих веществ (далее - боевое развёртывание).
22. Разведка ландшафтного пожара, боевое развертывание, тушение пожара, проведение аварийно-спасательных и иных работ, при достаточности сил и средств, могут осуществляться одновременно.
23. В ходе разведки ландшафтного пожара устанавливаются:
1) вид и скорость распространения ландшафтного пожара, его контур и примерная площадь;
2) основной тип (вид) горючих материалов;
3) тактические части ландшафтного пожара (фронт, фланги и тыл);
4) наиболее опасные направления распространения ландшафтного пожара (создание угрозы ценным лесным насаждениям и (или) насаждениям, в которых возможен переход ландшафтного пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);
5) наличие естественных и искусственных препятствий для распространения ландшафтного пожара;
6) возможное усиление или ослабление ландшафтного пожара вследствие особенностей рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;
7) возможность подхода, подъезда к кромке ландшафтного пожара и применения механизированных средств локализации и тушения ландшафтного пожара;
8) наличие источников водоснабжения и возможности их использования;
9) наличие опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;
10) безопасные мест стоянки транспортных средств, расположения людей;
11) возможные пути и направления ввода сил и средств;
12) пути отхода лиц, осуществляющих тушение ландшафтного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия.
13) наличие угрозы жизни и здоровью людей, их местонахождение, пути и способы их спасения;
14) соответствие тактических возможностей прибывших для выполнения БД сил и средств требуемым для решения боевой задачи;
В ходе разведки ландшафтного пожара в зависимости от обстановки могут решаться и другие задачи.
Разведка ландшафтного пожара проводится с момента прибытия подразделения к месту пожара (вызова) и продолжается до полной ликвидации пожара.
24. Боевое развертывание проводится личным составом подразделений, прибывших на ландшафтный пожар в соответствии с обязанностями, предусмотренными табелем боевого расчета личного состава на пожарных автомобилях и состоит из следующих этапов:
подготовка к боевому развертыванию;
предварительное боевое развертывание;
полное боевое развертывание.
25. Решение о порядке проведения боевого развертывания принимается РТП исходя из обстановки на ландшафтном пожаре.
26. РТП определяет план выполнения работ по тушению ландшафтного пожара и в устной форме доводит до руководителей (я) подразделений (я), привлечённых(ого) к тушению ландшафтного пожара.
План выполнения работ по тушению ландшафтного пожара включает в себя:
1) технические способы и тактические приемы ликвидации ландшафтного пожара;
2) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению ландшафтного пожара;
3) распределение имеющихся в наличии сил и средств пожаротушения по периметру ландшафтного пожара;
4) организация связи с силами тушения ландшафтного пожара;
5) привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения;
6) мероприятия по сбору информации о ситуации на ландшафтном пожаре, ходе проведения работ по его тушению.
27. К аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожара относятся:
осуществление поиска и перемещения людей из зоны воздействия опасных факторов пожара;
оказание первой помощи пострадавшим;
оказание помощи участникам БД.
28. Участники БД в случае обнаружения людей, которым требуется помощь, проводят их спасение или эвакуацию.
29. Для спасения людей используются кратчайшие и безопасные пути из зоны ландшафтного пожара.
30. Порядок и способы спасения людей определяются в зависимости от обстановки на ландшафтном пожаре и состояния людей, нуждающихся в помощи.
31. Основными способами спасения являются:
перемещение людей в безопасное место;
защита людей от воздействия опасных факторов пожара.
Перемещение спасаемых людей в безопасную зону с учетом их состояния и условий тушения ландшафтного пожара осуществляется посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
32. Спасение людей при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими БД. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие БД не ведутся или приостанавливаются.
Решение о прекращении спасательных работ принимает РТП на основании оценки обстановки (отсутствие нуждающихся в спасении, все нуждающиеся в спасении люди находятся в безопасной зоне и т.д.).
33. При ведении БД в условиях сильного ветра:
принимаются меры по созданию резерва сил и средств для ликвидации возможных новых очагов пожара;
организуется наблюдение за состоянием территории, расположенной с подветренной стороны, в том числе путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами пожаротушения;
на основных путях распространения пожара в необходимых случаях создаются противопожарные разрывы;
рассматривается возможность передислокации участников БД в случае внезапного изменения направления ветра.
34. При ведении БД в условиях недостатка воды используются подвоз воды и создание временных водоемов, в том числе с привлечением техники муниципальных образований и организаций, тактические приемы и способы забора и подачи воды из всех доступных водоисточников.
35. При ведении БД в условиях особой опасности:
предусматривается расстановка и нахождение мобильных средств пожаротушения и участников БД на территории, прилегающей к зоне пожара, где отсутствует возможность распространения опасных факторов;
для работы в опасной зоне привлекается минимальное количество участников БД, оснащённых средствами защиты;
устанавливается единый сигнал выхода из опасной зоны, который доводится до участников БД;
предусматриваются резервные варианты боевого развёртывания с выставлением дополнительных постов для ликвидации новых очагов пожара;
предусматривается возможность передислокации участников БД в случае внезапного изменения обстановки;
используются другие тактические приемы и способы ведения БД исходя из специфики местности, на территории которой возник ландшафтный пожар.
36. При тушении ландшафтных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
1) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке ландшафтного пожара;
2) засыпка кромки ландшафтного пожара грунтом;
3) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;
4) отжиг горючих материалов перед кромкой ландшафтного пожара;
5) тушение водой и огнетушащими растворами, в том числе с применением авиации.
37. Захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке ландшафтного пожара применяют для остановки продвижения огня при тушении низовых ландшафтных пожаров слабой и средней интенсивности.
38. Засыпка кромки ландшафтного пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задерненных почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.
39. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос производится тракторной техникой с почвообрабатывающими орудиями, ручными (в том числе механизированными) орудиями в целях:
1) локализации ландшафтных пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;
2) локализации ландшафтных пожаров, распространение которых было приостановлено;
40. Ландшафтный пожар считается локализованным, если одновременно выполнены следующие условия:
отсутствует или предотвращена угроза людям и (или) животным;
отсутствует угроза распространения пожара;
созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.
41. Локализация пожара достигается:
сосредоточением и задействованием для тушения пожара сил и средств, в соответствии с установленным для данного пожара номером или рангом;
организацией бесперебойной подачи огнетушащих веществ.
42. Основными способами локализации ландшафтного пожара, помимо подачи огнетушащих веществ на путях распространения горения, могут быть:
ограничение распространения горения на соседние объекты;
ограничение распространения горения по горючим веществам и материалам.
43. Расход и вид подаваемых огнетушащих веществ определяются величиной пожарной нагрузки, особенностями развития пожара, тактическим замыслом РТП, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники.
44. Пожар считается ликвидированным, если соблюдены следующие условия:
прекращено горение;
исключены условия для самопроизвольного возникновения горения.
45. После завершения БД, составляется акт о пожаре, иные документы, установленные Боевым уставом.
46. Участники БД, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска на ландшафтном пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
47. Участники БД:
выполняют требования настоящего Боевого устава при неукоснительном соблюдении требований Правил охраны труда;
обеспечивают работу закрепленных мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструментов и их сохранность;
контролируют изменение обстановки на ландшафтном пожаре, а при получении команд и сигналов вносят коррективы в собственные действия с последующим докладом непосредственному руководителю;
поддерживают связь и информационный обмен;
проявляют взаимовыручку и оказывают первую помощь пострадавшим;
выполняют работы в соответствии с возложенными на них обязанностями при проведении БД, осознают связанную с этим угрозу их жизни и здоровью.
III. Финансирование работ по организации работ по тушению ландшафтных пожаров
48. Финансирование работ по тушению ландшафтных пожаров осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение пожарной безопасности" государственной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения области, утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 454 (далее - ГП).
49. Объем бюджетных ассигнований на тушение ландшафтных пожаров, предусмотренных ГП на текущий финансовый год определяется с учетом фактических расходов Министерства, государственного казенного учреждения Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" (далее - Учреждение) на тушение ландшафтных пожаров за прошлый финансовый год.
50. В случае, если в календарном квартале текущего финансового года размеры фактических расходов на тушение ландшафтных пожаров превысили предусмотренные программным мероприятием расходов размер бюджетных ассигнований на тушение ландшафтных пожаров подлежит увеличению согласно подтвержденным Министерством обосновывающими документами расходам.
51. Возмещение расходов юридическим лицам, привлеченных к тушению ландшафтных пожаров, осуществляется в случаях и порядке, определенном Федеральным законом, на основании заключенных в соответствии с законодательством о контрактной системе между Учреждением и юридическими лицами государственных контрактов (договоров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 4 марта 2022 г. N 421-ОД "Об организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Амурской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Амурской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Вступает в силу с 4 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 марта 2022 г. N 2801202203100001