Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.М. Седовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка С.М. Седова оспаривает конституционность следующих положений приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - приложение N 2 к Правилам):
формулы 3, определяющей размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилое помещение оборудованы индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, примененной в деле заявительницы в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708;
формулы 3.1, по которой рассчитывается размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, при условии что хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения такого дома оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии;
формулы 3.7, определяющей объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Как следует из представленных материалов, С.М. Седова является собственником жилого помещения в многоквартирном доме с вертикальной разводкой внутридомовой инженерной системы отопления, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Также в этом доме есть нежилое помещение, оборудованное устройством для вычисления и распределения тепловой энергии.
Определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, исковые требования заявительницы о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению удовлетворены частично, в том числе были уменьшены суммы перерасчета размера указанной платы в связи с тем, что в первоначальном расчете использован неверный суммарный размер общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 2, 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1-3), 40 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, они позволяют организациям, осуществляющим расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, увеличивать расходы собственников жилых помещений на оплату названной услуги путем использования в расчетах уменьшенного показателя размера общей площади многоквартирного дома.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения приложения N 2 к Правилам не содержат неопределенности и не позволяют при их применении перекладывать затраты при распределении расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, путем уменьшения суммарного размера общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с собственников нежилых помещений на собственников жилых помещений в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и в котором в соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, равно как и не допускают возможности оплаты собственниками жилых помещений расходов на коммунальную услугу по отоплению нежилых помещений, собственниками которых являются юридические лица, заключившие договор на оплату коммунальной услуги по отоплению с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Доводы С.М. Седовой свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав она связывает не с содержанием оспариваемых нормативных положений, а с принятыми по ее делу судебными постановлениями. Разрешение же данного вопроса, равно как и исследование фактических обстоятельств конкретного дела с участием заявительницы, в частности устанавливались ли в данном многоквартирном доме в каких-либо помещениях индивидуальные приборы учета тепловой энергии, и каким образом исчислена общая площадь жилых и нежилых помещений такого дома в целях расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Седовой Светланы Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2022 г. N 114-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Седовой Светланы Михайловны на нарушение ее конституционных прав формулами 3, 3.1 и 3.7 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)