В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом Минераловодского городского округа Ставропольского края, Положением о контрольно-счетном органе Минераловодского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 сентября 2021 года N 99, Положением о бюджетном процессе в Минераловодском городском округе Ставропольского края, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 9 сентября 2016 года N 286, Совет депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края по экономике, финансам и бюджету.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его обнародования и подлежит размещению на официальном сайте администрации Минераловодского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края |
А.А. Зубач |
Исполняющий полномочия главы Минераловодского городского округа |
Д.В. Городний |
Утвержден
решением Совета депутатов
Минераловодского городского
округа Ставропольского края
от 18 февраля 2022 г. N 156
Порядок
проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о контрольно-счетном органе Минераловодского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 сентября 2021 года N 99, Положением о бюджетном процессе в Минераловодском городском округе Ставропольского края, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 9 сентября 2016 года N 286, и определяет организационные, методические основы проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - местный бюджет) за отчетный финансовый год.
2. Годовой отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год до его рассмотрения Советом депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Минераловодского городского округа (далее - ГАБС) и подготовку заключения контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа (далее - контрольно-счетный орган) на годовой отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год.
3. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом в соответствии с настоящим Порядком, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края и нормативными правовыми актами Минераловодского городского округа Ставропольского края.
II. Предмет и цель внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
1. Предметом внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются процесс и результаты исполнения решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края о бюджете Минераловодского городского округа Ставропольского края за отчетный финансовый год (далее - решение о бюджете Минераловодского городского округа).
Данные и информация о предмете внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета содержатся в следующих документах:
1) годовом отчете об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год;
2) документах и материалах, представляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год;
3) годовой бюджетной отчетности ГАБС за отчетный финансовый год;
4) документах и материалах, необходимых для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и полученных по запросу контрольно-счетного органа в установленном порядке.
2. Целью проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета является определение соответствия фактических показателей исполнения местного бюджета показателям, утвержденным решением о бюджете Минераловодского городского округа за отчетный финансовый год, полноты и своевременности исполнения показателей местного бюджета, установление законности исполнения местного бюджета, достоверности учета и отчетности, эффективности использования бюджетных средств за отчетный финансовый год.
3. Объектами проверки являются орган, организующий исполнение местного бюджета (далее - финансовый орган), ГАБС.
III. Задачи проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
Задачами внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета являются:
1) проверка соблюдения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Ставропольского края и муниципальных правовых актов Минераловодского городского округа Ставропольского края при исполнении решения о бюджете Минераловодского городского округа за отчетный финансовый год;
2) проверка соблюдения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности ГАБС;
3) установление полноты и достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
4) сопоставление фактических показателей исполнения местного бюджета с показателями, утвержденными решением о бюджете Минераловодского городского округа на отчетный финансовый год и на плановый период;
5) установление законности, целевого и эффективного использования средств местного бюджета;
6) оценка причин неисполнения местного бюджета;
7) проверка эффективности формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью;
8) проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;
9) оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее.
IV. Этапы проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета включается в годовой план работы контрольно-счетного органа на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о контрольно-счетном органе Минераловодского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 сентября 2021 года N 99, и Положения о бюджетном процессе в Минераловодском городском округе Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 9 сентября 2016 года N 286.
2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета начинается с издания распоряжения председателя контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа, определяющего также ответственных исполнителей по каждому мероприятию.
3. Организация внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета включает следующие этапы:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
4. На подготовительном этапе внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета изучается содержание следующих документов:
1) Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по реализации их основных положений;
2) основных направлений бюджетной политики, налоговой и долговой политики Минераловодского городского округа Ставропольского края;
3) основных итогов социально-экономического развития Минераловодского городского округа Ставропольского края за отчетный финансовый год;
4) бюджетного прогноза Минераловодского городского округа Ставропольского края (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
5) муниципальных программ Минераловодского городского округа Ставропольского края (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ);
6) проекта решения о бюджете Минераловодского городского округа за отчетный финансовый год;
7) нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения местного бюджета в отчётном финансовом году, а также устанавливающих требования к решению о бюджете Минераловодского городского округа на отчетный финансовый год и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
8) при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа местного бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений контрольно-счетного органа на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
5. В ходе основного этапа внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляются:
1) проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС;
2) проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении местного бюджета;
3) оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении местного бюджета, и информации по направленным запросам.
6. На заключительном этапе внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется подготовка заключения контрольно-счетного органа с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, утверждение заключения контрольно-счетного органа и одновременное направление его в Совет депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края и главе Минераловодского городского округа Ставропольского края.
V. Формы и методы проведения внешней проверки
1. При проведении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляются следующие формы контроля:
1) экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза) по анализу данных бюджетной отчётности и иной информации об исполнении местного бюджета;
2) контрольно-ревизионные мероприятия (с выходом на объект) по проверке достоверности данных бюджетной отчётности ГАБС.
2. Контрольное мероприятие в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровнях.
Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки.
Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.
Решение о форме проведения контрольного мероприятия принимается руководителем мероприятия на подготовительном этапе проверки.
3. Методы проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета:
1) сплошная проверка;
2) выборочная проверка (отбор отдельных элементов).
Определение метода проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета зависит от результатов предварительного изучения деятельности, оценки надежности системы внутреннего контроля, рисков хозяйственной деятельности объекта проверки, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения контрольно-счетного органа.
4. Проверка проводится методом достоверности и последовательности показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета.
5. Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме с остатками и оборотами по счетам главной книги.
В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в форме отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие используют соответствующие регистры аналитического учета.
6. Проверка достоверности позволяет определить:
1) согласуется ли между собой результаты операций, финансовое положение и другая информация в бюджетной отчетности;
2) должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли квалифицированы и представлены данные в бюджетной отчетности;
3) соответствует ли бюджетная отчетность всем требованиям законодательства и других нормативных актов, применяемых к деятельности муниципального образования.
7. Контрольные процедуры, проводимые при внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета, делятся по характеру используемого материала (информации) на документальные и фактические.
Документальная проверка проводится на основе первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетных смет и расчетов к ним, отчетности, нормативной и другой документации, подлежащей предоставлению объектом проверки.
На камеральном уровне осуществляется документальная проверка на основании представленной объектом проверки, а также полученной из внешних источников документации (информации).
При выездной проверке возможно применение документальных и фактических контрольных процедур.
8. Процедуры, осуществляемые при проведении камеральной проверки, предусматривают:
1) проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в Минераловодском городском округе Ставропольского края:
а) проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс (формирование и исполнение местного бюджета, сводной бюджетной росписи, бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса, уведомлений о бюджетных ассигнованиях);
б) анализ исполнения местного бюджета за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей местного бюджета, соответствие показателей исполнения местного бюджета плановым показателям);
в) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения;
2) проверку годовой отчетности об исполнении местного бюджета на:
а) соответствие порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности;
б) соответствие показателей отчетности данным бюджетных регистров, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях в бюджетной отчетности (достоверность показателей годового отчета);
в) соответствие плановых показателей, указанных в отчётности ГАБС, показателям утверждённого местного бюджета с учётом изменений, внесённых в ходе исполнения местного бюджета;
г) корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
д) установление полноты бюджетной отчётности ГАБС и её соответствия требованиям нормативных правовых актов;
е) проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки;
3) проведение прочих контрольных (аналитических) процедур:
а) анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, причин и сроков их возникновения;
б) анализ структуры расходов местного бюджета, их соответствия кодам бюджетной классификации;
в) анализ соблюдения методологии бюджетного учета, формирования бюджетных регистров;
г) анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств - выполнение плана оказания муниципальных услуг и другие конкретные показатели, характеризующие основную деятельность проверяемого ГАБС;
д) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения.
9. Выездная проверка основывается на проведении экспертизы первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности объекта внешней проверки.
При выездной проверке могут осуществляться следующие контрольные процедуры (помимо процедур, перечисленных в пункте 5 раздела V настоящего Порядка):
1) экспертиза правоустанавливающих документов и договоров;
2) анализ существующего порядка организации и ведения бюджетного учета, оценка надежности средств внутреннего контроля;
3) выборочная сверка данных бюджетного учета с данными бюджетных регистров и показателями годовой отчетности;
4) выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств (по полноте и обоснованности, правильности отнесения к соответствующему периоду, соответствия данных учета данным первичной документации и другое);
5) проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и другое);
6) проверка и анализ нетиповых финансово-хозяйственных операций, бюджетных записей, корректирующих проводок в учете и их документальной обоснованности;
7) выборочная проверка целевого и эффективного использования ресурсов, анализ исполнения доходов и расходов местного бюджета;
8) проведение визуального осмотра (наблюдения), выборочной инвентаризации, контрольных замеров и прочих подобных процедур;
9) анализ материалов по результатам внешних контрольных мероприятий и принятых по их результатам мер;
10) проверка соблюдения требований по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
VI. Оформление результатов внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
1. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета оформляются заключением контрольно-счетного органа.
2. Структура заключения (акта) контрольно-счетного органа по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС может включать следующие основные разделы:
1) общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);
2) организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);
3) результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к бюджетной отчетности);
4) прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.);
5) выводы по результатам внешней проверки.
3. Структура заключения контрольно-счетного органа на годовой отчет об исполнении местного бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о бюджете Минераловодского городского округа и может включать следующие основные разделы:
1) общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения контрольно-счетного органа на годовой отчет об исполнении местного бюджета и т.д.);
2) анализ бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Минераловодского городского округа (общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС);
3) предварительные итоги социально-экономического развития Минераловодского городского округа Ставропольского края, общая характеристика исполнения местного бюджета;
4) исполнение доходной части местного бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
5) исполнение расходной части местного бюджета, включая общую оценку расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации; исполнение расходной части местного бюджета в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, в том числе с разбивкой на программные и непрограммные расходы;
6) анализ использования средств резервных фондов администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края;
7) анализ бюджетной отчетности исполнения местного бюджета, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
8) анализ исполнения муниципальных программ Минераловодского городского округа Ставропольского края, в том числе в разрезе подпрограмм и основных мероприятий;
9) анализ долговых и гарантийных обязательств Минераловодского городского округа Ставропольского края;
10) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
11) выводы и предложения.
VII. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета
Заключение контрольно-счетного органа на годовой отчет об исполнении местного бюджета готовится и утверждается в порядке, установленном Регламентом контрольно-счетного органа Минераловодского городского округа, с учетом сроков его направления в Совет депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края и главе Минераловодского городского округа Ставропольского края, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и Положением о бюджетном процессе в Минераловодском городском округе Ставропольского края, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 9 сентября 2016 года N 286.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 18 февраля 2022 г. N 156 "Об утверждении Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края"
Вступает в силу со дня обнародования
Текст решения опубликован на официальном сайте Минераловодского городского округа Ставропольского края (www.min-vody.ru) 18 февраля 2022 г.