Верховным судом Республики Алтай во исполнение плана работы на второе полугодие 2021 года проведено обобщение практики разрешения судами споров, связанных с предоставлением гражданам земельных участков.
Произведенный анализ представленной категории дел, позволяет сделать вывод о том, что стороны административно-правовых отношений стали все чаще прибегать к судебной защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Целью настоящего обобщения является рассмотрение вопросов применения законодательства, регулирующего земельные правоотношения, связанные с предоставлением гражданам земельных участков.
За анализируемый период Верховным судом Республики Алтай рассмотрено за 2019 года 7 апелляционных жалоб на решения судов первой инстанции по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, связанных с предоставлением гражданам земельных участков, за 2020 год - 6 апелляционных жалоб, за 2021 год - 10 апелляционных жалоб, из них в 2020 году отменено Восьмым кассационным судом общей юрисдикции 1 апелляционное определение и в 2021 году отменено одно апелляционное определение.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц: условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Бесплатное предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай регулируется Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категории граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай".
01 августа 2003 года Постановлением Государственного Собрания Эл Курултай принят Закон Республики Алтай N 13-1 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай".
Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона Республики Алтай от 10.11.2015 N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай".
Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай", в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Алтай, муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Алтай, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, основания для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и предельные размеры земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам в собственность, а также порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 68-РЗ, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в случаях: 1) индивидуального жилищного строительства; 2) ведения дачного хозяйства (утратил силу. - Закон Республики Алтай от 18.03.2019 N 12-РЗ); 3) ведения личного подсобного хозяйства; 4) ведения садоводства.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", бесплатно предоставляются многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона.
Согласно ст. 3 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 68-РЗ, в соответствии с настоящим Законом земельные участки в случаях, установленных в статье 2 настоящего Закона, однократно бесплатно предоставляются в собственность гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа в Республике Алтай, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение садоводства, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящимся к следующим категориям: (в ред. Закона Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ):
1) гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи);
2) молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, включая неполные семьи, возраст родителя в которой не превышает 35 лет (далее также - молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи) (в ред. Закона Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ);
3) гражданам, являющимся ветеранами боевых действий;
4) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
5) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, земельные участки предоставляются в общую долевую собственность.
Статьей 5 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 68-РЗ, предусмотрены основания снятия граждан с учета.
1. По результатам актуализации сведений, предоставленных гражданином при постановке на учет, гражданин снимается с учета при наличии одного из следующих оснований:
1) получение письменного заявления гражданина об отказе от права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность;
2) бесплатное предоставление гражданину земельного участка в соответствии с настоящим Законом;
3) смена заявителем места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район, городской округ в Республике Алтай, а равно смена заявителем места жительства в связи с переездом за пределы Республики Алтай (в ред. Закона Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ);
4) приобретение заявителем в собственность или на ином праве земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или ведения дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства (в ред. Закона Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ);
5) смерть заявителя, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи;
6) предоставление гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (п. 6 введен Законом Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ).
1.1. Уполномоченный орган осуществляет актуализацию сведений, предоставленных гражданином при постановке на учет ежегодно, в том числе на основании документов и (или) информации, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай (часть 1.1 введена Законом Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ).
2. После актуализации сведений, предоставленных гражданином при постановке на учет, при наличии оснований, установленных частью 1 настоящей статьи, снятие гражданина с учета оформляется решением уполномоченного органа, которое уполномоченный орган направляет гражданину в течение 5 рабочих дней со дня окончания актуализации сведений, предоставленных гражданином при постановке на учет, с указанием основания и даты снятия с учета. Информация о снятии гражданина с учета фиксируется в книге учета граждан с указанием даты принятия решения и даты направления решения гражданину.
3. В случае смерти (или признания умершим) состоящего на учете гражданина, входящего в категории "многодетная семья", "полная молодая семья" или "семья, имеющая детей-инвалидов", право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка сохраняется за вторым родителем.
4. В случае смены заявителем места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район, городской округ в Республике Алтай гражданин, в отношении которого было принято решение о снятии его с учета, вправе направить заявление в уполномоченный орган о постановке на учет по новому месту жительства (в ред. Закона Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ).
4.1. Граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона, поставленные на учет в соответствии с настоящим Законом, сохраняют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка независимо от достижения детьми соответствующего возраста (часть 4.1 введена Законом Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ).
4.2. Граждане, указанные в пункте 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона, поставленные на учет в соответствии с настоящим Законом, сохраняют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка независимо от достижения ими соответствующего возраста (часть 4.2 введена Законом Республики Алтай от 17.12.2018 N 82-РЗ).
4.3. В случае смены места жительства одним из родителей в многодетной семье, право на предоставление земельного участка на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай сохраняется за родителем, с которым проживают дети (часть 4.3 введена Законом Республики Алтай от 08.07.2020 N 33-РЗ).
5. Положения настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Часть 1 статьи 5 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия гражданина с учета.
Как показывает судебная практика, органы местного самоуправления нередко снимали с учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков и по иным основаниям - наличие ранее в собственности или на ином праве земельного участка (апелляционное определение по делу N 33а-985/2019 от 11.12.2019, N 33а-1082/2019 от 18.12.2019, N 33а-649/2019 от 05.09.2019, N 33а-255/2021 от 15.04.2021, N 33а-306/2021 от 13.05.2021, N 33а-62/2021 от 28.01.2021, N 33а-282/2021 от 29.04.2021, N 33а-47/2021 от 21.01.2021, N 33а-281/2021 от 29.04.2021).
Так, к примеру, решением комиссии по вопросам предоставления на территории МО "Майминский район" бесплатно в собственность земельного участка было принято решение об исключении К. из списка граждан, состоящих на учете на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по льготной категории "Молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи" по причине того, что ей на праве долевой собственности в 2015 году, до постановки ее на соответствующий учет, принадлежал земельный участок.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам, указал, что наличие у К. до постановки на учет в 2015 году в собственности 1/3 доли на земельный участок не может служить основанием для исключения ее из списка граждан, состоящих на учете на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по льготной категории "Молодые семьи", поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о реализации К. права на приобретение в собственность или на ином праве земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или ведения дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства и ведения садоводства.
Такие основания для снятия гражданина с учета как наличие ранее в собственности или на ином праве земельного участка либо утрата гражданином оснований, дающих право на получение земельного участка, Законом Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ не предусмотрены.
Решения суда первой инстанции, апелляционные определения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке не обжаловались.
Также одним из оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, являлось смена заявителем места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район, городской округ в Республике Алтай, а равно смена заявителем места жительства в связи с переездом за пределы Республики Алтай (апелляционное определение по делу N 33а-534/2019 от 11.07.2019, N 33а-611/2019 от 08.09.2019).
Так, к примеру, Л. был исключен из списка граждан, состоящих на учете, в связи с тем, что был прописан на территории Алтайского края. Вместе с тем, как указывал истец, его семья как до постановки на учет, так и во время нахождения на учете, проживала на территории района, где имел право на предоставление земельного участка.
Судом при принятии решения об удовлетворении заявленных требований и восстановлении Л. на учете в списках граждан, имеющих право на предоставление земельного участка, были приняты во внимание нормы ст. 20 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", представленные истцом документы, свидетельствующие о том, что Л. с момента постановки на учет проживал на территории муниципального района, место жительства не менял.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции указала, что сам по себе факт регистрации Л. по месту жительства на территории другого муниципального образования Алтайского края не опровергает его фактическое проживание на территории района, где заявитель имел право на предоставление земельного участка.
Решения суда первой инстанции, апелляционные определения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке не обжаловались.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
1. Земельный участок не может быть предоставлен на праве аренды без проведения торгов в случае, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
А., обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности заключить с ней договор аренды земельного участка, поскольку ей отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с тем, что в соответствии с Решением седьмой сессии четвертого созыва от 27 декабря 2012 года N 37/6 "О схеме территориального планирования муниципального образования "Онгудайский район" испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения.
Разрешая требования А. и отказывая их удовлетворении, суд первой инстанций, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что использование земельного участка в заявленных административным истцом целях предполагал осуществление запрещенной ч.ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ деятельности по размещению специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов, распашку земель, по выпасу сельскохозяйственных животных и организации для них летних лагерей, ванн, тогда как спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Катунь, которая относится к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, использование данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевом участке, то есть для производства сельскохозяйственной продукции, не исключает возможности осуществления гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий.
Нахождение испрашиваемого участка в пределах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоне реки Катунь, исключает возможность ведения на нем хозяйственной деятельности (выпас животных, распашку земель, необходимую для посадки плодовых деревьев и ягодных кустарников), в связи с возможными последствиями планируемой хозяйственной деятельности - увеличение антропогенной нагрузки, замусоривание участка, нарушение растительного и почвенного покрова, увеличение загрязнения поверхности поступающих в водоем стоков.
(Решение суда первой инстанции, апелляционное определение по делу N 33а-735/2020 от 03.12.2020, судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оставлены без изменения (дело N 88А-5022/2021 от 08.04.2021).
2. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора может быть установлен по согласию сторон договора на срок менее трех лет.
А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации о признании незаконными действий при заключении договора аренды в части определения срока его действия, действий, направленных на прекращение договора и изъятие земельного участка, о возложении обязанности внести изменения в договор, указав срок аренды участка 20 лет.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, о том, что договор аренды с А. заключался без проведения торгов и на земельный участок, который ранее неоднократно предоставлялся ей в аренду, в связи с чем, оснований для установления срока аренды в 20 лет не имелось.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указала, что договор аренды заключался с А. без проведения торгов, земельный участок неоднократно предоставлялся в аренду, у истца было достаточно времени для строительства индивидуального жилого дома, однако каких-либо действий по строительству жилого дома ею предпринято не было.
В соответствии с ч. 12 ст. 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
В связи с чем, действия администрации по заключению договора аренды на срок 11 месяцев являются правомерными.
(Апелляционное определение по делу N 33а-401/2021 от 24.06.2021, в кассационном порядке не обжаловалось).
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
1. Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ имеют арендаторы земельного участка только в случае возведения на соответствующем земельном участке капитального строения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Так, Я. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального района о признании решения об отказе заключить договор купли-продажи земельного участка незаконным. Административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок, на котором возведена хозяйственная постройка, право собственности на которую было зарегистрировано за Я., которая и обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка собственность за плату без проведения торгов в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. Однако Я. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов в связи с тем, что хозяйственная постройка имеет вспомогательное назначение и не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
При рассмотрении административного иска, суд первой инстанции не нашел оснований, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания оспариваемого отказа незаконным, указав, что наличие возведенного строения на земельном участке не порождает у арендатора права на приобретение арендованного земельного участка в собственность, так как возведенный объект имеет вспомогательное назначение, земельный участок не используется по целевому назначению.
Судебная коллегия признала выводы суда первой инстанции правильными указав, что в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
На земельном участке возведена лишь хозяйственная постройка вспомогательного использования, которая по специальному целевому назначению земельного участка не использовалась, следовательно, условия приобретения земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) административным истцом выполнены не были, так как спорный земельный участок, на котором расположено возведенное строение имеет разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с чем, судебная коллегия указала, что исходя из специального предназначения земельного участка, возведение на нем объекта вспомогательного назначения, не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
(Апелляционное определение по делу N 33а-648/2019 от 22.08.2019, Судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции решение суда первой инстанции, апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай оставлены без изменения (дело N 88А-1279/2019 от 05.12.2019).
2. Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" о признании необоснованным и незаконным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта и бездействия в связи с непринятием в установленные сроки решения и не направления ответа, указывая, что ей на основании договора аренды был предоставлен земельный участок, Ш. обратилась в МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" с заявлением о заключении договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта на земельном участке однако ей отказано в заключении договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок был обременен правами третьих лиц.
Судом установлено, что с заявлением о заключении договора на размещение и эксплуатацию нестационарного объекта Ш. первоначально обратилась в период действия договора аренды, однако в последующем просила оставить его без рассмотрения, повторно с аналогичным заявлением Ш. обратилась после истечения срока аренды.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции установил, что оспариваемый административными истцом отказ МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку Ш. обратилась с заявлением о заключении договора после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, что не соответствовало требованиям п. 6 Положения о нестационарных объектах на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск", а также п. 1 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ. Наличие на земельном участке постройки, не являющейся объектом недвижимости, не влекло возникновения у владельца постройки права на приобретение земельного участка на основании ст. 39.20 ЗК РФ
(Апелляционное определение по делу N 33а-259/2020 от 04.06.2020, в кассационном порядке не обжаловалось).
3. К. обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска с требованиями о возложении обязанности на Администрацию г. Горно-Алтайска заключить с ней новый договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для завершения строительства индивидуального жилого дома, мотивировав требования тем, что являлась арендатором спорного земельного участка, где расположен принадлежащий ей объект незавершенного строительства, получено разрешение на строительство, в связи с чем, имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок и в силу пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Обращалась к ответчику по вопросу продления договора аренды и приобретения земельного участка в собственность, но получила отказ.
Суд первой инстанции, установив, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу объект незавершенного строительства, предоставлялся однократно для завершения строительства, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанности заключить с К. новый договор аренды земельного участка для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Судебная коллегия указал, что поскольку арендатором уже было реализовано право на однократное заключение договора аренды без торгов для завершения строительства, а строительство объекта недвижимости не было закончено, то вывод суда о применении к правоотношениям сторон положений пункта статьи 239.1 ГК РФ является верным.
То обстоятельство, что разрешение на строительство было выдано на срок, превышающий срок договора аренды, не имел правового значения, кроме того, разрешение было отменено, а соответствующих требований о признании последующей отмены разрешения незаконным, истцом не заявлялось.
(Апелляционное определение по делу N 33-264/2021 от 21.04.2021, в кассационном порядке не обжаловалось).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, указывая, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, который граничит с земельным участком, распоряжение которым осуществляет Администрация г. Горно-Алтайска. С целью увеличения площади земельного участка Т. обратилась в уполномоченный орган администрации - Муниципальное учреждение "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" с заявлением о заключении с ней соглашения. Уполномоченный орган принял решение об отказе в заключении соглашения, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом МО "Город Горно-Алтайск" на срок до 2037 года является проездом (дорогой) и входит в границы санитарно-защитной зоны предприятия - автозаправочной станции (далее - АЗС), что препятствует утверждению схемы расположения земельного участка. На момент принятия решения 06.09.2019 года испрашиваемый земельный участок не входил в границы какого-либо проезда (дороги). Кадастровым инженером изготовлена схема расположения земельного участка, в которой указан перечень координат, характерных точек границ земельного участка в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в границы испрашиваемого участка не может входить проезд (дорога), который состоит на кадастровом учете. Дорога имеет иные, чем испрашиваемый истцом земельный участок координаты и не входит в границы территории испрашиваемого земельного участка.
Административному истцу отказано в заключение соглашения о перераспределении земельных участков на основании п.п.11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что разработка схемы расположения земельного участка невозможна без нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных п. 4, 5, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а испрашиваемая территория являлась проездом и входила в границы санитарно-защитной зоны автомобильной заправочной станции. В отказе имелась ссылка на п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в соответствии с которыми в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Судами установлено, что на Генеральном плане МО "Город Горно-Алтайск" обозначена зона с особыми условиями использования относительно объекта АЗС, в соответствии с фрагментом карты весь земельный участок, а также испрашиваемая к перераспределению часть земельного участка администрации, находилась в санитарно-защитной зоне АЗС, в радиусе 100 метров.
Вместе с тем, судебная коллегия указала, что суд первой инстанции при разрешении спора, верно применил положения ст. ст. 39.28, 39.39 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. ст. 23, 30, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222; санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74 и пришел к выводу о том, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности не устанавливает, а только отображает сведения, установленные в других документах. Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. В данном случае, доказательств, подтверждающих наличие документа, устанавливающего санитарно-защитную зону для АЗС, не было представлено, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Т. административные исковые требования.
Изучение правоприменительной практики показало, что судами в целом правильно применяется законодательство при рассмотрении дел изучаемой категории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, связанных с предоставлением гражданам земельных участков, за период 2019-2021 годы (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Республики Алтай от 7 февраля 2022 г.)
Текст справки предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании