Во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", распоряжений Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", от 12.11.2020 N 2945-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года":
1. Утвердить Программу развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года согласно приложению.
2. Назначить координатором работы по реализации Программы развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года отдел образования администрации района (Абрамова).
3. Руководителям образовательных учреждений района принять участие в реализации Программы развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в печатном средстве массовой информации Сампурского района Тамбовской области - газете "Официальный вестник Сампурского района Тамбовской области".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района по социальным вопросам И.А. Акимову.
Глава района |
Н.Н. Евдокимов |
Утверждена
постановлением
администрации района
от 17.12.2021 N 680
Программа
развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года |
Основания для разработки Программы |
Федеральные документы Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; Федеральный закон от 05.04.2021 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о просветительской деятельности); Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 N 2/20); Региональные документы Закон Тамбовской области от 01 октября 2013 года N 321-З "Об образовании в Тамбовской области"; Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" (постановление администрации Тамбовской области от 28.12.2012 N 1677 с изменениями); Государственная программа Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" (постановление администрации Тамбовской области от 28.10.2013 N 1206 с изменениями); Региональный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование" (утвержден главой администрации области 01.02.2021); Региональный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (утвержден главой администрации области 01.02.2021); Региональный проект "Современная школа" национального проекта "Образование" (утвержден главой администрации области 01.02.2021); Муниципальные документы Муниципальная программа "Развитие образования Сампурского района" на 2014 - 2024 годы, утвержденная постановлением Администрации района от 08.11.2013 N 687 |
Разработчики Программы |
Отдел образования администрации района; муниципальное казенное учреждение "Информационный ресурсный центр обеспечения сферы образования" |
Исполнители, соисполнители Программы |
Отдел образования администрации района; отдел культуры, архивного дела, молодежной политики и спорта администрации района; муниципальное казенное учреждение "Информационный ресурсный центр обеспечения сферы образования"; муниципальные образовательные организации, учреждения культуры |
Цель Программы |
Развитие воспитания в Сампурском районе во взаимодействии систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, обеспечивающего формирование гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. |
Задачи Программы |
Обеспечение целостности и системности воспитания, взаимосвязи и преемственности всех его компонентов (целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания) при заинтересованном и конструктивном участии всех субъектов воспитательной деятельности (семьи, образовательных организаций, организаций культуры, средств массовой информации). Развитие "инфраструктуры детства" как социальной инфраструктуры области, содействующей успешной социализации детей, подростков и молодежи и интегрирующей воспитательные возможности заинтересованных ведомств, организаций, структур, общественности. Создание условий для саморазвития и самореализации каждого ребенка посредством использования ресурсов воспитывающего пространства муниципалитета, включения в различные социальные проекты и программы. Создание единой экосистемы воспитания. Развитие системы профессионального роста педагогических работников в сфере воспитания, внедрение технологий "Наставничество" и др. Обеспечение организационно-методических условий для повышения социальной, коммуникативной, психолого-педагогической компетентности родителей. Развитие муниципального банка продуктивных моделей управления современной воспитательной практикой. Проведение мероприятий по оценке качества образования по направлению "Система организации воспитания обучающихся" на основе муниципальных показателей. |
Приоритетные направления реализации Программы |
1. Развитие социальных институтов воспитания через: развитие воспитания в системе образования; повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся; поддержку семейного воспитания; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов. 2. Обновление воспитательного процесса на основе отечественных, региональных и местных традиций с учетом современных достижений педагогической науки и лучших практик через: гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризацию научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья; трудовое, профессиональное воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание; развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся; поддержку общественных объединений в сфере воспитания; 3. Организация профилактической работы, через: профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; поддержку семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации; осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности. 4. Развитие профессиональных компетенций педагогов в вопросах воспитания через: повышение компетенций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях; сетевое и межведомственное взаимодействие для методического обеспечения воспитательной работы; повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей. |
Принципы реализации Программы |
Воспитывающее обучение; государственно-общественное управление воспитанием; гуманистическая направленность, целостность, обеспечивающие системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов; демократизм и диалогичность воспитательного субъект-субъектного взаимодействия и равноправного сотрудничества; разнообразие воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания; личностно-значимая деятельность воспитанников; создание дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью; природосообразность и вариативность воспитательных систем; индивидуализация в воспитании; толерантность и учет духовной составляющей жизни ребенка, подростка, молодого человека. |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2025 годы |
Механизмы реализации программы |
Правовые: разработка нормативной правовой базы (положения, правила, др.) для организации работы по направлениям воспитания. Организационно-управленческие: включение в систему показателей для оценки эффективности деятельности образовательных организаций показателей и критериев, характеризующих состояние системы воспитания; организация мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации Программы; реализация рабочих программ воспитания в каждом образовательном учреждении; реализация воспитывающей функции учебных дисциплин; формирование развивающе-воспитывающей среды в рамках интеграции общего и дополнительного образования; эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания. Научно-методические: системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания; разработка и реализация воспитательных и социально-педагогических проектов, направленных на решение отдельных актуальных задач развития учащихся в процессе внешнего и внутреннего партнерства. Кадровые: повышение квалификации работников образования, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс, с целью обеспечения соответствия их профессиональной компетентности современным образовательным трендам; сохранение и развитие кадрового потенциала, обеспечивающего воспитательную деятельность образовательных организаций (заместители директоров по воспитательной работе, старшие вожатые, социальные педагоги, психологи, тьюторы, др.); создание районного объединения классных руководителей. Финансово-экономические: обеспечение финансирования системы воспитания за счет средств региональных и местных бюджетов; участие в конкурсах в сфере воспитания на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Информационные: развитие механизмов и форм трансляции в молодежную аудиторию актуальной информации о социальных, экономических, политических, культурных событиях и вовлечение в этот процесс детей и молодежи; использование современных медиа средств, ИКТ-технологий, цифровых ресурсов, способствующих активному привлечению общественности к решению проблем воспитания и реализации социального партнерства в их решении. |
Ожидаемые результаты |
Обеспечено качественное обновление воспитания и позитивное изменение отношения к нему в обществе в процессе реализации Программы. Обеспечены условия непрерывного повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности педагогов, родителей, сотрудников учреждений культуры и других организаций в области воспитания. Обеспечены условия для поддержки и развития социальной инфраструктуры Сампурского района, содействующей успешной социализации детей, подростков и молодежи и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных и других организаций. Созданы условия для формирования ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей. Созданы для каждого ребенка условия для образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности по всем основным направлениям развития воспитания. Созданы условия для повышения эффективности комплексной поддержки, социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Создана целостная система мониторинга качества воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных организациях Сампурского района. |
1. Общие положения
Программа развития воспитания в Сампурском районе на 2021 - 2025 годы (далее Программа) разработана в рамках реализации Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года
2945-р.
Программа не относится к категории муниципальных программ и не создает расходных обязательств местного бюджета по заявленным направлениям и мерам, так как расходные обязательства установлены другими муниципальными программами.
Программа направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, предпосылок для объединения усилий семьи, общества и государства, нацеленных на воспитание подрастающего поколения.
Программа служит основой для разработки соответствующих нормативно-правовых актов, программ, проектов с учетом социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей территории района.
Программа определяет основы:
совершенствования управления развитием воспитания в системе образования Сампурского района;
обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания в муниципалитете;
повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Сампурского района.
2. Состояние системы воспитания в Сампурском районе
Современные социальные процессы экономической дезинтеграции, социальной дифференциации общества, обесценивание духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание, деформировали традиционные моральные нормы, нравственные установки. В ситуации доступности информации, распространяемой посредством прессы, телевидения, радио, сети Интернет на подрастающее поколение обрушивается поток сведений, нацеливающих на праздный образ жизни, культ потребления, насилия и пр., что приводит к постепенной утрате обществом традиционного российского гражданского самосознания и базовых национальных ценностей. Отмечается распространение равнодушия, индивидуализма, немотивированной агрессии, недостаточно уважительного отношения к людям, государству и социальным институтам.
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества.
Национальный проект "Образование" является инициативой, направленной на достижение двух ключевых задач. Первая - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Приоритетной задачей ближайших лет является реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
В основе решения задач воспитания - программный подход. Сущность педагогического программирования заключается в оформлении представлений о педагогическом замысле и действиях по его реализации: определению и систематизации условий для поэтапного достижения прогнозируемого результата развития личности ребенка, выявлению способов их эффективного формирования и организацию непрерывной коррекции на основе диагностики личностного роста, воспитанности.
Инфраструктура воспитания в районе представлена учреждениями и организациями, относящимися к сфере образования, культуры, социальной защиты, органов внутренних дел, деятельность которых строится на принципе межведомственного взаимодействия и направлена на организацию и осуществление воспитания детей и молодежи, защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья: создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.
Муниципальная организационная модель воспитания представлена сетью центров по различным направлениям воспитания:
Центр духовно-нравственного воспитания (Ивановский филиал МБОУ "Сатинская СОШ"); Ресурсный центр патриотического воспитания (Сампурский филиал МБОУ "Сатинская СОШ");
Муниципальный ресурсный центр дополнительного образования детей (МБОУДО "Сампурский ДЮЦ");
Муниципальный ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (МБОУ "Сатинская СОШ");
Центр по работе с одарёнными детьми (МБОУ "Сатинская СОШ");
Муниципальная опорная площадка по работе с детьми группы социального риска (МБОУ "Сатинская СОШ").
В последние годы важную роль в воспитании обучающихся играют инновационные структуры, созданные в рамках реализации национального проекта "Образование" - Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (МБОУ "Сатинская СОШ", Сампурский филиал МБОУ "Сатинская СОШ"), Центр образования естественнонаучного и технологического профилей "Точка роста" (Ивановский филиал МБОУ "Сатинская СОШ").
Воспитательная работа в образовательных учреждениях направлена на решение общегосударственной задачи: социальная адаптация и интеграция в общество детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. В организациях создана комплексная инфраструктура воспитания, позволяющая добиться стабильно высоких показателей уровня социализации, воспитанности, трудоустройства, удовлетворенности всех участников образовательных отношений. При выборе форм и содержания воспитания учитываются особенности контингента обучающихся с ОВЗ, детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные мероприятия строятся с позиции событийности. Позитивно развивается в районе общественное движение, что является показателем демократизации воспитательного пространства и соответствует современным тенденциям развития образовательной организации. Обучающиеся общеобразовательных учреждений являются членами Тамбовской региональной общественной организации "Союз детских организаций", Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников, детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия". Детское и молодежное общественные движения представлены в районе поисковым движением; волонтерским (добровольческим) движением; клубами по интересам (спортивными, патриотическими и др.). Наибольшее количество обучающихся объединяют "Союз детских организаций Тамбовской области" (943 чел.) и РДШ (253 чел.), направления работы которых, охватывают практически все сферы воспитательного пространства. С целью профессиональной ориентации обучающиеся общеобразовательных учреждений района принимают участие в реализации региональных проектов: "Совершенствование профориентационной работы на основе профессиональных проб с использованием АИС "Предпрофильная подготовка и профильное обучение", "Апробация моделей реализации предметной области "Технология" на площадках организаций, имеющих высокооснащенные "ученико-места" и современное оборудование", "Совершенствование системы ранней профориентации и развитию талантов у школьников 6-11 классов "Билет в будущее" и другие.
Важной составляющей муниципальной системы воспитания подрастающего поколения является родительская общественность. В целях просвещения родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей в образовательных учреждениях района на постоянной основе работают родительские советы, консультационные пункты для родителей, в МБОУ "Сатинская СОШ" - родительская школа.
Вместе с тем, в сфере воспитания существуют следующие проблемы.
Первая группа проблем связана с необходимостью программного обеспечения воспитания в образовательных организациях. Программы воспитания и социализации в настоящее время в большинстве своем носят формальный характер, громоздки, не учитывают специфику, традиции школьного коллектива. Основными формами воспитательных мероприятий остаются беседы, лекции, викторины и др.
Необходимость качественного изменения программ воспитания определила включение общеобразовательных организаций (с 2020 года) в разработку и апробацию примерной программы воспитания.
Апробированные программы были направлены на решение задач гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, на разрешение вопросов гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирования российской идентичности школьников, их духовного и нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей, приобщения к культурному наследию, физического воспитания и формирования культуры здоровья, трудового воспитания и профессионального самоопределения, экологического воспитания, развития добровольчества (волонтерства) среди обучающихся, на решение вопросов организации воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся и пр.
Вторая группа проблем связана с кадровым обеспечением воспитательного процесса. Современный педагог испытывает затруднения в реализации воспитательной функции, которая эффективно осуществляется только при наличии у педагога знаний о приоритетных направлениях воспитательной деятельности, современных воспитательных методах и технологиях, отвечающих запросам обучающихся, диагностике и мониторинге процесса воспитания, анализа результатов мониторинга. Это делает необходимым повышение квалификации работников образования по названному направлению. Старение педагогических кадров, кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования нарушают межпоколенческие связи, демонстрируют разницу владения и использования современными технологическими компетенциями. Недостаточный уровень владения методикой применения современных интерактивных форм воспитательной работы, в т.ч. - связанных с применением цифровых технологий.
Третья группа проблем связана с необходимостью повышения педагогической культуры родителей. Отмечаются устранение современных родителей от вопросов воспитания и проблем личностного развития детей, слабость межличностных связей между родителями и детьми, авторитетность внешнего (не всегда позитивно направленного) окружения ребенка, подростка, утрата влияния семьи на ребенка. Психолого-педагогическое просвещение родителей, сотрудничество воспитательных институтов, образовательных организаций с семьей может помочь формированию компетенций родителей, их потребности расширять родительский опыт.
Четвертая группа проблем связана с недостаточным использованием сетевого и межведомственного взаимодействия в сфере воспитания, что обусловлено автономностью и закрытостью образовательных организаций.
В числе ресурсов, которые могут быть использованы, рассматриваются кадровые (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными воспитательными технологиями; специалисты по методикам воспитания и т. п.), информационные (базы данных, электронные библиотеки и т.д.); учебно-методические (рабочие программы воспитания; методические материалы, пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня воспитанности, компьютерные диагностирующие программы и т.д.
SWOT-анализ муниципальной системы воспитания
Сильные стороны муниципальной системы воспитания
1. В Сампурском районе накоплен положительный опыт по включению обучающихся, педагогов, родителей в творческую продуктивную деятельность по различным направлениям в рамках реализации региональных сетевых проектов и программ:
"Православная культура Тамбовского края" (в области духовно-нравственного воспитания);
"Большая перемена" (в области образовательно-просветительской деятельности);
"Культура для школьника", региональная олимпиада школьников по краеведению "Тамбовский край: известный и неизвестный", "Наследники традиций", "Выходные с пользой" (в области культурно-исторического просвещения);
"Тамбовщина патриотическая", "Тамбовский край: известный и неизвестный" (в области гражданско-патриотического воспитания);
"Тамбовский край - территория экологической культуры", "Эколята-дошколята", "Эколята", "Молодые защитники Природы" (в области экологического воспитания);
"СМИ БУДУЩЕГО 2.0" (в области по профессионального самоопределения);
"Развитие дворового спорта на Тамбовщине" (в области физической культуры и спорта).
В образовательных учреждениях реализуются социально значимые проекты (экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, добровольческие, культурные, информационно-просветительские и т.д.), способствующие формированию активной жизненной позиции, любви к Родине, их социализации в обществе, воспитанию трудолюбия, милосердия целеустремленности, самосовершенствованию и самоорганизации. В 2020 году в социально-значимую проектную деятельность было вовлечено 950 обучающихся (90% от общего количества обучающихся).
2. Создание творческой развивающей среды, способствующей проявлению и развитию мотивированных и одаренных детей, обеспечивает конкурсное движение. Ежегодно в рамках календаря массовых мероприятий с обучающимися проводится более 40 муниципальных конкурсных мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическое воспитание, на приобщение детей к культурному наследию, в которых принимают участие не менее 50% обучающихся района.
3. Система дополнительного образования детей является значимой сферой, в которой происходит рост самооценки детей, их профессиональное самоопределение, становление и социализация в обществе. В соответствии с проектом "Успех каждого ребенка" в районе осуществляется обеспечение доступности детей к дополнительному образованию, развитие открытого образования, направленного на закрепление и практическое применение предметных знаний, получаемых в рамках общего образования, а также введение обучающихся в основы современных профессий и практик. Дополнительное образование в районе реализуется в учреждении дополнительного образования "Сампурский детско-юношеский центр", общеобразовательных и дошкольных учреждениях и охватывает сферы деятельности и интересов - образование и культуру, что позволяет консолидировать ресурсы в рамках межведомственного взаимодействия. Показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в 2021 составил 78,2%. На базе данных структур обучаются 1191 чел., в том числе дети с ОВЗ и инвалидностью. С сентября 2018 года осуществлен переход на систему персонифицированного дополнительного образования детей. Сертификат дополнительного образования позволяет детям (независимо от места проживания) самостоятельно выбирать организации и программы дополнительного образования с учетом своих интересов, возможностей и потребностей. На муниципальном уровне разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие муниципальную систему персонифицированного финансирования дополнительного образования. Все муниципальные организации, реализующие программы дополнительного образования, включены в реестр поставщиков образовательных услуг и размещают свои образовательные программы в специальный навигатор информационной системы.
4. Активно развивается детское и молодежное, волонтерское движения. Это важнейшее звено в системе воспитания и социализации подрастающего поколения, поскольку в них происходит совмещение трех основных направлений развития личности: деятельности, общения и самопознания.
Деятельность "Российского движения школьников", "Юнармии", "Волонтерских отрядов" и др. направлена на формирование лидерских качеств, разработку, внедрение образовательных программ и социальных проектов для развития актива общественных объединений и педагогов, сопровождающих их деятельность.
Членами 62 детских общественных объединений являются 943 школьника (90% от их общего числа).
5. В Сампурском районе на основе межведомственного взаимодействия выстроена работа с несовершеннолетними, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, направленная на координацию действий всех субъектов профилактики по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, своевременному выявлению несовершеннолетних с девиантным поведением и организации адресной профилактической работы.
На базе МБОУ "Сатинская СОШ" работает муниципальная опорная площадка по работе с детьми группы социального риска. В рамках работы площадки внедрены и реализуются инновационные технологии и услуги: "Сеть социальных контактов", "Наставничество", "Реабилитация через досуговую деятельность", "Родительская школа", реализуются программы дополнительного образования детей, модифицированные для работы с детьми целевой группы с реабилитационной составляющей.
В целях помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях района получила распространение служба медиации (примирения). На базе школ создано 11 служб медиации (примирения). Работа школьных служб примирения осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами и планом работы на текущий год. В состав служб примирения входят заместители директора по воспитательной работе, руководители филиалов, педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители, обучающиеся, родители. Работа службы позволяет снизить уровень агрессии подростков, осуществить профилактику подростковой дезадаптации, девиации и правонарушений.
6. В целях просвещения родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей в образовательных учреждениях района на постоянной основе действуют общественные объединения родителей общешкольные родительские советы. Деятельность родительских советов направлена на активизацию позиции родительской общественности в решении проблем школы, инициирование проведения мероприятий, общественных акций.
7. Развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных района осуществляется на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Педагогические работники обучаются в региональной межведомственной школе профессионального мастерства системы дополнительного образования на базе Регионального модельного центра.
В целях развития профессиональной компетентности педагогических работников сферы воспитания ежегодно педагоги района принимают участие в конкурсах профессионального мастерства: "Учитель года", "Воспитатель года", "Сердце отдаю детям", "Воспитать человека" и др.
Слабые стороны муниципальной системы воспитания
1. Снижение внимания к вопросам воспитания в результате доминирования предметного начала, процесса обучения в общеобразовательных организациях.
2. Недостаточная стратегическая ориентация воспитательной деятельности образовательных организаций, отсутствие в программах воспитательной работы четких целей, ориентированных на достижение обучающимися конкретных результатов, на формирование конкретных компетенций.
3. Отсутствие инструментария для диагностики и мониторинга в сфере воспитания.
4. Недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций в области организации воспитания.
Возможности муниципальной системы воспитания
1. Развитие воспитывающего пространства района, обеспечивающего целостность, системность, взаимосвязь и преемственность от муниципальной программы воспитания до рабочих программ воспитания образовательных организаций.
2. Организация и развитие дополнительного образования детей в организациях дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования.
3. Дальнейшее развитие детских и молодежных общественных объединений (РДШ, Юнармия и др.).
4. Создание условий для дальнейшего развития системы родительского просвещения, индивидуальной работы с семьями.
5. Создание условий для дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, развитие службы медиации в образовательных организациях.
6. Организация воспитания подрастающего поколения в условиях защищенности от информации, причиняющей вред здоровью: ограничение доступа обучающихся в образовательных организациях к запрещенным сайтам (система контентной фильтрации), выявление противозаконных ресурсов (работа кибердружин).
7. Популяризация научных знаний среди обучающихся посредством деятельности детских технопарков "Кванториум", "Точка роста" и др.
Риски муниципальной системы воспитания
1. Межведомственная и межуровневая разобщенность создает разрывы в системе обучения и воспитания.
2. Перегрузка планов воспитательной работы образовательных организаций мероприятиями без учета комплексного подхода, преемственности и системности к их проведению.
3. Преобладание традиционных форм и форматов проведения воспитательных мероприятий (лекции, беседы, встречи, в том числе дистанционные) без учета возрастных особенностей детей, что не способствует усвоению социально значимых знаний, развитию социально-значимых отношений, приобретению опыта осуществления социально значимых дел.
4. Недооценивание воспитывающей функции урочной деятельности.
Анализ муниципальной системы воспитания является базовой основой при проектировании программы развития воспитания в Сампурском районе.
3. Основные направления развития системы воспитания в Сампурском районе
Направление 1. Развитие социальных институтов воспитания
Развитие воспитания в системе образования в целях социального, индивидуального развития обучающихся на основе комплексного подхода, направленного на поддержку процессов самопознания, самообразования, самореализации, саморазвития, самоорганизации жизнедеятельности, самоопределения, с осмыслением и осознанием ценности самостоятельности и инициативы, с поиском социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного потенциала:
внедрение в систему воспитания форм и методов, основанных на передовом педагогическом опыте и способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
профилизация общего образования, многопрофильность системы дополнительного образования детей;
использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка;
выявление и поддержка одаренных детей;
использование потенциала сферы культуры для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и проектную деятельность;
создание оптимальных условий для овладения детьми навыками коммуникации, повышение уровня владения русским языком, иностранными языками;
развитие системы социально-педагогического партнерства образовательных организаций с различными учреждениями и организациями района;
повышение профессионально-педагогической компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций в области воспитания.
Ключевые мероприятия:
муниципальные конкурсы профессионального мастерства с целью выявления и обобщения передового опыта воспитания;
муниципальные этапы всероссийской олимпиады школьников, творческих конкурсов, спортивных соревнований, муниципальные, школьные мероприятия для обучающихся; участие в областных мероприятиях;
реализация рабочих программ воспитания образовательных организаций;
издание методических рекомендаций для педагогов, реализующих программы воспитания на различных уровнях образования;
апробация и своевременная корректировка критериев и показателей эффективности воспитательной деятельности.
Поддержка семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся в целях содействия развитию ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей, создания условий для формирования у родителей (законных представителей), детей семейных ценностей и традиций, информационной поддержки родительского просвещения:
содействие в повышении квалификации работников образования в сфере просвещения родителей (законных представителей), в сфере семейного воспитания;
обеспечение методического сопровождения просвещения родителей (законных представителей);
популяризация опыта воспитания в многодетных и приемных семьях; возрождение традиции профессиональных семейных династий;
участие семьи в воспитательной деятельности организаций, работающих с детьми, проведение совместных мероприятий;
расширение сети семейных клубов и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом особенностей и традиций местных сообществ;
создание условий для консультирования родителей по различным вопросам семейного воспитания;
обеспечение системной профилактики семейного неблагополучия через организацию психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семье, развитие социального партнерства учреждений и ведомств, актуализацию воспитательного потенциала семьи.
Ключевые мероприятия:
реализация программ просвещения родителей (в том числе, на основе сетевого и межведомственного взаимодействия);
организация научно-практических конференций, муниципальных родительских собраний, конкурсов, смотров для повышения родительской культуры;
реализация инвариантного модуля "Работа с родителями" рабочих программ воспитания образовательных организаций;
распространение лучших практик семейного воспитания;
организация работы родительских школ, лекториев, психолого-педагогических практикумов, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет;
реализация программ внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования детей и молодежи в сфере семейного воспитания.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов в целях формирования информационной компетенции детей и родителей для решения учебных и жизненных (личных, социальных, глобальных), умения самостоятельно и эффективно действовать в информационной среде, развивать познавательную культуру:
создание условий, методов и технологий для развития обучающихся в информационной среде (Интернет, кино, телевидение, книги);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
развитие ответственности и информационной культуры обучающихся как активных пользователей электронных ресурсов, членов сетевых сообществ.
Ключевые мероприятия:
применение разнообразных средств защиты обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к Интернет-ресурсам;
участие в реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда"
введение и реализация вариативного модуля "Медиашкола" в рабочие программы воспитания образовательных организаций;
распространение передового педагогического опыта воспитания в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации;
участие в реализации регионального сетевого образовательного проекта "СМИ БУДУЩЕГО 2.0";
организация и развитие школьного медиапространства;
организация творческого общения в формате "Классные встречи" между детско-юношескими, молодежными СМИ, местными СМИ с последующим развитием системы сотрудничества на основе совместных творческих проектов.
Направление 2. Обновление воспитательного процесса на основе отечественных и местных традиций с учетом современных достижений педагогической науки и лучших практик
Гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности в целях формирования у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству, устойчивой системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющей противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии и иным видам деструктивной идеологии:
воспитание активной гражданской позиции и ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
формирование культуры межнационального общения;
укрепление идей интернационализма, дружбы и взаимопомощи народов, уважения к национальному достоинству людей, их чувствам и религиозным убеждениям;
расширение правовой культуры детей и их участия в различных формах самоуправления;
развитие принципов коллективизма и солидарности;
формирование системы нравственных установок личности, позволяющих противостоять идеологиям экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным и национальным признакам;
повышение качества преподавания гуманитарных предметов, которые помогают ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, выработке собственной позиции, анализе истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к символам государства (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества;
создание условий для правовой, социальной и культурной адаптации детей.
Ключевые мероприятия:
общественно - значимые акции;
социальные проекты (благотворительные, экологические, патриотические, краеведческие и др., в том числе в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации";
участие во Всероссийском конкурсе "Большая перемена";
участие в региональном конкурсном марафоне "Тамбовщина патриотическая";
обновление школьных музеев, музейных комнат, Залов Боевой славы образовательных организаций;
присвоение имен героев - земляков детским и молодежным общественным организациям;
открытые дискуссионные площадки, научно-практические конференции по обсуждению поведенческих, нравственных, социальных проблем, касающихся жизни образовательных организаций;
конкурсы, фестивали для детей и молодежи, направленные на укрепление традиций народов России, толерантного отношения к людям других национальностей, в том числе детей из семей мигрантов.
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области гражданского и патриотического воспитания, формирования российской идентичности.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей в целях развития ценностно-смысловой сферы личности: ценностных ориентаций, ценностно-смысловых установок, нравственных чувств, формирования выраженной в поведении нравственной позиции:
выработка устойчивой нравственной позиции, способности к сознательному выбору добра, гуманизма, духовности;
развитие установки на позитивное отношение к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
формирование у детей положительных жизненных и духовных ориентиров и планов;
содействие сотрудничеству между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
обучение детей и молодежи выработке моделей поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе проблемных.
Ключевые мероприятия:
реализация вариативного модуля "Духовно-нравственное воспитание" рабочих программ воспитания образовательных организаций;
участие в реализации межрегионального проекта Центрального федерального округа "Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды";
реализация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики";
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей;
акции, направленные на восстановление культурно-исторической преемственности поколений через увековечивание памяти об утраченных святынях;
благотворительные акции;
муниципальные конкурсы "Память храня", "Красота Божьего мира", "Моя семейная реликвия", "Православная культура Тамбовского края", "Семья - зеркало души", и др.;
олимпиада школьников по основам православной культуры;
участие в региональном Пасхальном фестивале "Пасхальный свет".
Приобщение детей, подростков и молодежи к культурному наследию в целях формирования высоких эстетических вкусов, умения давать правильную эстетическую оценку произведениям искусства, предметам быта, поступкам людей и т. д.:
изучение российского национального культурного наследия в рамках учебных предметов, программ внеурочной деятельности, дополнительного образования;
использование ресурсов музеев и театров в воспитании детей и молодежи;
использование кинематографических средств (художественные, документальные, научно-популярные и др. фильмы) в воспитании и общекультурном развитии детей;
развитие деятельности библиотек, в том числе с использованием информационных технологий, по приобщению детей и молодежи к мировой и отечественной культуре;
сохранение, поддержка и развитие народных промыслов, культурных традиций и творчества.
Ключевые мероприятия:
экскурсии, экспедиции, походы, направленные на приобщение детей к культурному наследию;
участие в реализации межведомственного проекта "Культура для школьников";
участие в реализации межведомственного проекта "Пушкинская карта";
обучение в Региональной сетевой школе проектно-исследовательских технологий в сфере краеведения "Наследники традиций";
организация предметно-эстетической среды в образовательных организациях;
конкурсы литературно-художественного творчества;
творческие отчеты коллективов и объединений;
театрализованные, музыкальные, литературные и иные праздники, связанные со знаменательными датами;
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области приобщения детей, подростков и молодежи к культурному наследию.
Популяризация научных знаний среди детей, подростков и молодежи в целях вовлечения молодежи в научную, научно-техническую и инновационную деятельность, распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации):
повышение привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержка научно-технического творчества;
создание условий для получения детьми достоверной информации о достижениях науки;
формирование у обучающихся потребности в интеллектуальном развитии;
формирование образовательно-развивающего пространства для профориентации детей и молодежи;
поддержка лучших практик по популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности;
поддержка кружкового движения и дополнительного образования.
Ключевые мероприятия:
реализация дополнительных общеобразовательных программ;
реализация современных программ и технологий работы с детьми на базе инновационных площадок дополнительного образования (образовательные центры цифрового и гуманитарного образования "Точки роста", школьные спортивные клубы и др.);
научно-практические конференции, конкурсы научно-технологических проектов, интеллектуальные игры;
направление обучающихся в летние профильные смены для одаренных детей в организациях отдыха и оздоровления Тамбовской области, в Международном детском центре "Артек", Федеральных детских центрах "Орлёнок", "Смена" и др.
участие в образовательных программах Образовательного центра "Сириус";
участие в федеральных проектах "Большие вызовы", "НТИ Олимпиада", др.;
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области популяризации научных знаний среди детей, подростков и молодежи.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья в целях формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха:
развитие массового детского спорта;
формирование в детской и семейной среде мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, нарко - и табакозависимости, распространения социально-значимых заболеваний в образовательных организациях;
совершенствование организации питания детей;
организация работы по созданию и популяризации деятельности школьных спортивных клубов и спортивных лиг.
Ключевые мероприятия:
соревнования по различным видам спорта;
акции, посвященные профилактике пагубных привычек;
просветительская работа, направленная на пропаганду ЗОЖ;
участие в реализации региональных межведомственных проектов "Дворовый спорт", "Туризм на Тамбовщине: малая Родина - большие возможности", др.
фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в т.ч. среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
муниципальные этапы Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры";
мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе профилактические акции "Неделя безопасности", "Внимание дети!", конкурсы "Безопасное колесо", "Дорога глазами детей";
реализация воспитательных активностей: занятия физической культурой и спортом, выбор индивидуальных режимов двигательной активности, осознание своих возможностей, индивидуальный рацион здорового питания, личная гигиена, профилактика заболеваний, употребления алкоголя, табака, наркотиков.
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области физического воспитания и формирования культуры здоровья.
Трудовое, профессиональное воспитание и профессиональное самоопределение в целях профессионального просвещения школьников; диагностики и консультирования по вопросам профориентации, организации профессиональных проб школьников, формирующих готовность школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, формирования добросовестного отношения к работе:
обобщение и распространение лучших практик в области профессиональной ориентации обучающихся;
содействие трудоустройству выпускников, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
совершенствование партнерских моделей деятельности, направленных на повышение привлекательности для молодежи перспективных для региона направлений и видов деятельности, профессиональной подготовки;
создание и развитие центров молодежного инновационного творчества;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школ, дополнительного образования.
Ключевые мероприятия:
циклы профориентационных уроков, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
участие в реализации региональных проектов по профориентации: "Совершенствование системы ранней профориентации и развитию талантов у школьников 6-11 классов "Билет в будущее", "Профессиональная навигация школьников посредством проведения Всероссийских открытых уроков "ПроеКТОриЯ" и др.;
реализация программы профессиональных проб в рамках элективного курса "Профессии в деталях";
взаимодействие с Центром опережающей профессиональной подготовки;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер - классах, посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия района и области, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
цикл мероприятий по привитию мальчикам и девочкам трудовых навыков, способствующих социализации детей в обществе и семейной жизни;
организация на базе летних лагерей дневного пребывания профориентационных смен, трудовых бригад, отрядов наставников из числа обучающихся.
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области трудового, профессионального воспитания и профессионального самоопределения.
Экологическое воспитание в целях формирования экологической компетентности обучающихся как системы знаний, умений, ценностных ориентиров, обеспечивающих формирование экологической культуры и ответственности за состояние и улучшение социо-природной среды:
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области экологического воспитания;
развитие межведомственного взаимодействия и социального партнерства в реализации программ и проектов эколого-патриотической направленности, в том числе посредством реализации программ в сетевой форме;
внедрение актуальных практик и эффективных технологий эколого-патриотического воспитания;
координация, организация и проведение мероприятий (конкурсов, конференций, фестивалей, форумов, акций и т.д.), направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения;
формирование информационной среды в муниципалитете для освещения событий реализации направления развития экологического воспитания.
развитие у обучающихся личностных экологических качеств: потребность получать и применять новые экологические знания, правила экологического поведения и т.д.
Ключевые мероприятия:
участие в областном межведомственном экологическом марафоне "Тамбовский край - территория экологической культуры";
детский экологический форум "Зеленая планета";
конкурсы юных исследователей окружающей среды;
акции "Дни защиты от экологической опасности".
Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся, поддержка общественных объединений в сфере воспитания (в т.ч. Российского движения школьников) в целях содействия самореализации подростков и молодежи, социальной и творческой инициативе подрастающего поколения, формированию ценностных ориентаций, гражданской позиции, определению сферы профессиональной деятельности, развитию лидерского и творческого потенциала детей:
создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) в решении социальных задач, а также повышение признания добровольчества (волонтерства) в обществе;
поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций;
развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
объединение детей и подростков образовательных организаций для совместного участия в различных видах социально значимой деятельности: пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек, оказания помощи социально незащищенным слоям населения, участия в проведении спортивных состязаний и других акций и мероприятий;
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
популяризация и поддержка лучших практик в области добровольческой деятельности (конкурсные мероприятия);
развитие конкурсных механизмов отбора и поддержки социально значимых идей и проектов детских и молодежных объединений;
распространение новых технологий и демонстрация общественности эффективных практик социально полезной деятельности РДШ;
информационная поддержка детских общественных объединений, в т.ч. продвижение РДШ в средствах массовой информации;
содействие и укрепление внутриведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности РДШ.
Ключевые мероприятия:
реализация вариативного модуля "Детские общественные объединения" рабочей программы воспитания образовательных организаций;
обучение основам добровольческой деятельности (федеральная "Школа волонтеров наследия", региональная "Школа волонтера", семинары, тренинги);
реализация добровольческих инициатив, проектов и программ (реализация Всероссийского проекта взаимопомощи "#МыВместе!", Всероссийского конкурса волонтерских инициатив "Доброволец России");
участие в реализации проекта "Классные встречи" - встречи с деятелями культуры и искусства, учеными, спортсменами, общественными деятелями и известными личностями современности;
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области развития добровольчества (волонтерства) среди обучающихся, поддержки общественных объединений в сфере воспитания.
Направление 3. Организация профилактической работы
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся в целях предупреждения детской и подростковой безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, восстановление процессов семейной и детской социальной адаптации:
развитие межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и оказанию помощи семьям и детям в сложной жизненной ситуации, организации занятости, досуга семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
интеграция усилий специалистов по поиску современных технологий психолого-педагогической поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей "группы риска", технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, а также по восстановлению ресурсов их социального окружения;
совершенствование деятельности социально-психологических служб образовательных организаций по социальной адаптации семей и детей в трудной жизненной ситуации, "группе риска", по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
научное и программно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, психолого-педагогической поддержке семей и детей в трудной жизненной ситуации, "группе риска".
Ключевые мероприятия:
внедрение технологии "наставничества" при организации психолого-педагогической поддержки семей и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей "группы риска";
повышение квалификации педагогов в обновлении технологий социально-педагогической и психологической поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей;
тиражирование программ родительского просвещения и повышения компетентности родителей;
информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по психолого-педагогической поддержке семей и обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, "группе риска", по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
выявление лучших практик воспитательной и профилактической работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, на психолого-педагогическую поддержку семей и детей в трудной жизненной ситуации, "группе риска";
участие в реализации регионального проекта по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся "В точку";
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации в целях активного включения семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в воспитательное и образовательное пространство, предоставление ресурсов правовой, социальной, медицинской, специализированной помощи:
обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по поддержке семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации социализации детей, содействие укреплению семьи;
повышение психологопедагогической компетентности родителей;
обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
развитие информационной поддержки семейного воспитания;
использование эффективных методов и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.
Ключевые мероприятия:
раннее выявление семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
мониторинг эмоционального благополучия находящихся в трудной жизненной ситуации семей и детей "группы риска";
реализации межведомственных планов и программ по противодействию жестокому обращений с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации;
деятельность школьной службы примирения по профилактике и разрешения школьных, детско-родительских конфликтов.
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов по вопросам поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности в целях сохранения психического и физического здоровья детей в процессе образования и воспитания, защиты их от негативных проявлений, угроз и рисков в открытом информационном пространстве и социуме:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
содействие психологической безопасности обучающихся посредством создания в образовательных организациях воспитательной среды, способствующей защищенности личности;
обеспечение защиты детей, подростков и молодежи от негативного влияния информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию, а также воспитание ответственного поведения, ответственности за свои поступки в информационной деятельности на всех уровнях образования.
Ключевые мероприятия:
организация системы спортивных и оздоровительных мероприятий, нацеленных на дальнейшее формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, на развитие культуры безопасной жизнедеятельности, на профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
разработка и реализация в общеобразовательных организациях рабочих программ воспитания, нацеленных на создание воспитательной среды в общеобразовательной организации, способствующей психологической защищенности личности, обеспечивающей ее развитие;
организация научно-методической работы в образовательных организациях в области обеспечения защиты детей, подростков и молодежи от негативного влияния информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию, а также воспитание ответственности за свои поступки в информационной деятельности на всех уровнях общего образования;
муниципальный и межмуниципальный обмен опытом, лучшими практиками в области обеспечения физической, информационной и психологической безопасности детей, подростков и молодежи.
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов по вопросам обеспечения физической, информационной и психологической безопасности детей.
Адаптация детей мигрантов, имеющих разный уровень владения русским языком, разный уровень общей культуры, в целях их социализации, поддержки и развития:
включение в воспитательный и образовательный процессы различных мер повышения уровня языковой компетентности и поддержки детей мигрантов, таких как изучение русского как иностранного, занятий с логопедом и психологом, увеличение времени на выполнение задания;
разработка комплекса мер, направленных на успешное преодоление "пробелов" в знаниях: дополнительные занятия по предметам, использование специальных учебно-методических средств обучения, разработка специальной системы контроля знаний (вариативность форм, индивидуализация);
обучение родителей приемам и способам поддержки детей в учебной деятельности;
повышение социо- и этнокультурной компетентности педагогов;
принятие мер, направленных на создание толерантной среды в школе; развитие компетенций специалистов организаций общего и дополнительного образования, участвующих в социально-педагогическом сопровождении детей мигрантов;
включение детей мигрантов в дополнительное образование, внеклассную деятельность наравне с другими школьниками; оказание психологической помощи обучающимся посредством проведения тренингов на сплочение, преодоление барьеров межкультурной коммуникации.
Ключевые мероприятия:
проведение мониторинга состояния межкультурной коммуникации в образовательной среде; выявление проблем социально-психологической адаптации детей мигрантов;
усиление культурно-просветительского компонента массовых культурных, спортивных, развлекательных мероприятий для молодежи;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми.
принятие правил ненасильственного поведения и общения в школе, повышение информированности учащихся, родителей, педагогов об этнокультурных особенностях приезжих обучающихся, традициях, ценностях принимающей стороны; проведение внеклассных мероприятий, направленных на создание благоприятного психологического климата в классных коллективах;
развитие методического обеспечения и повышения квалификации педагогов по вопросам адаптация детей мигрантов.
Осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся в целях развития личности ребенка в условиях каникулярного времени с использованием воспитательного и оздоровительного потенциала детских организаций отдыха и оздоровления детей:
усиление воспитательно-образовательного потенциала организации детского отдыха и оздоровления;
расширение сетевого взаимодействия и укрепление социального партнерства для усиления воспитательно-образовательного характера досуговой деятельности в системе отдыха и оздоровления;
совершенствование форматов организации отдыха и оздоровления в соответствии с запросами современного общества;
совершенствование механизмов подготовки кадров системы отдыха и оздоровления детей.
Ключевые мероприятия:
расширение спектра профильных и тематических смен;
развитие заочных образовательных форматов каникулярного времени: онлайн-смен, онлайн-мероприятий, сетевых заочных проектов по актуальным направлениям воспитания;
интеллектуально-творческие игры;
спортивные соревнования среди команд пришкольных лагерей;
организация работы досуговых площадок на базе образовательных учреждений и учреждений культуры.
Направление 4. Развитие профессиональных компетенций педагогов в вопросах воспитания
Повышение компетенций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях:
содействие в подготовке соответствующих профессиональных кадров, их переподготовке и повышении квалификации;
повышение престижа педагогических работников, осуществляющих деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, особенно классных руководителей;
создание наиболее эффективных механизмов управления сферой воспитания.
Ключевые мероприятия:
участие в реализации регионального проекта "Институт классного руководства: новый формат";
организация деятельности методических объединений классных руководителей;
обучение классных руководителей проектному подходу к управлению классом и работе с каждым учеником.
Сетевое и межведомственное взаимодействие для методического обеспечения воспитательной работы в целях обеспечения преемственности воспитания в дошкольных образовательных организациях, в системе общего и дополнительного образования:
создание условий для разнообразия форм самообразования педагогических работников в сфере воспитания и социализации обучающихся, в том числе с использованием цифровой образовательной среды, сетевых профессиональных сообществ;
создание эффективной системы методического сопровождения на основе выявления профессиональных дефицитов педагогических работников в области воспитания и социализации обучающихся;
расширение разнообразия форм сопровождения профессионального развития педагогических работников в сфере воспитания и социализации обучающихся, в том числе наставничества и тьюторства;
расширение спектра методической и инновационной деятельности для формирования банка эффективных практик в сфере воспитания и социализации обучающихся.
Ключевые мероприятия:
участие в реализации модели непрерывного повышения квалификации педагогов, предполагающей организацию проблемных семинаров;
расширение спектра методических активностей, в которых педагогический работник может реализовать собственные идеи (конкурсы, конференции, олимпиады и др.);
организация методической работы в образовательных организациях с учетом профессиональных дефицитов педагогических работников в области воспитания и социализации обучающихся;
муниципальный банк лучших практик воспитания.
Повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей в целях:
формирования позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе;
создания эффективных механизмов привлечения к педагогической деятельности талантливой молодежи;
организации работы по ранней профориентации детей на педагогические профессии, начиная с детского сада.
Ключевые мероприятия:
презентация персональной позиции и персонального опыта на семинарах, мастер-классах, в фокус-группах;
конкурсы профессионального мастерства, подкреплнные материальным стимулированием (
Воспитать человека
,
Классный руководитель года
, др.);
конференции, фестивали, форумы педагогического мастерства;
поддержка молодых педагогов.
4. Организация реализации Программы
Соисполнители Программы:
направляют ответственному исполнителю Программы предложения в годовой план реализации Программы;
осуществляют анализ и оценку результатов выполнения работ по реализации мероприятий, подготовку и своевременное представление отчетных материалов ответственному исполнителю Программы;
осуществляют, в пределах своих полномочий, разработку проектов нормативных правовых актов, утверждение нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Сампурского района Тамбовской области от 17 декабря 2021 г. N 680 "Об утверждении Программы развития воспитания в Сампурском районе на период до 2025 года"
Вступает в силу с 30 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Официальный вестник Сампурского района Тамбовской области" от 30 декабря 2021 г. N 10