В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Законом Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области":
1. Утвердить Порядок проведения правового мониторинга согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Начальникам структурных подразделений Главного управления содержания территорий Московской области организовать работу по проведению правового мониторинга в соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Руководитель Главного управления содержания |
С.З. Аипова |
Утвержден
распоряжением Главного управления
содержания территорий
Московской области
от 7 февраля 2022 г. N 8-Р
Порядок
проведения правового мониторинга
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения правового мониторинга (далее - Порядок) устанавливает цели, задачи и виды проведения правового мониторинга в сферах деятельности Главного управления содержания территорий Московской области (далее - ГУСТ Московской области).
2. Правовой мониторинг представляет собой деятельность ГУСТ Московской области по осуществлению мониторинга нормативных правовых актов Московской области и мониторинга их правоприменения в сферах деятельности ГУСТ Московской области (далее - мониторинг).
3. Объектом мониторинга являются: закон (законы) Московской области; отдельные нормативные предписания (положения) закона (законов) Московской области; иные нормативные правовые акты Московской области; несколько законов и/или иных нормативных правовых актов Московской области (правовой комплекс) в сферах деятельности ГУСТ Московской области (далее - объект мониторинга).
4. При осуществлении мониторинга ГУСТ Московской области руководствуется:
Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
Законом Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области";
Методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" (далее - Методика);
настоящим Порядком.
5. Целями мониторинга являются:
выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия законов Московской области, иных нормативных правовых актов Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
совершенствование законодательства Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
создание эффективного механизма правотворческого процесса в Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области.
6. Основными задачами мониторинга являются:
обеспечение систематизации законодательства Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
выявление коллизий между нормативными правовыми актами, входящими в правовую систему Московской области, выявление и восполнение пробелов в законодательстве Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
создание постоянно действующей системы обратной связи между законодателем и правоприменителем;
контроль за исполнением законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области;
разработка предложений по совершенствованию правотворческого процесса в сферах деятельности ГУСТ Московской области.
7. Виды мониторинга.
Мониторинг подразделяется на текущий и плановый:
текущий - мониторинг нормативных правовых актов Московской области, непрерывно проводимый ГУСТ Московской области по вопросам, относящимся к его ведению;
плановый - мониторинг правоприменительной практики, проводимый ГУСТ Московской области в отношении конкретного объекта мониторинга в соответствии с планом проведения мониторинга на соответствующий период.
Текущий мониторинг проводится правовым управлением ГУСТ Московской области во взаимодействии со структурными подразделениями ГУСТ Московской области в рамках текущей деятельности ГУСТ Московской области.
Плановый мониторинг проводится структурными подразделениями ГУСТ Московской области по направлениям деятельности в соответствии с планом проведения мониторинга ГУСТ Московской области (далее - План) и согласно Методике.
II. Порядок формирования плана проведения мониторинга
8. Мониторинг проводится в соответствии с Планом, ежегодно утверждаемым руководителем ГУСТ Московской области в ранге министра (далее - руководитель).
9. В целях формирования Плана на следующий год структурные подразделения ГУСТ Московской области в пределах своей компетенции ежегодно в срок до 1 октября представляют в правовое управление ГУСТ Московской области предложения в проект Плана по МСЭД.
10. Предложения в План формируются структурными подразделениями ГУСТ Московской области с учетом практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов Московской области, основных направлений деятельности Правительства Московской области на соответствующий период, программ социально-экономического развития Московской области, плана противодействия коррупции, а также предложений Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области (в том числе Контрольно-счетной палаты Московской области, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Избирательной комиссии Московской области), органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, прокурора Московской области, иных государственных органов Московской области, институтов гражданского общества, средств массовой информации и подразделений ГУСТ Московской области.
Предложения в проект Плана должны содержать перечень нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить, обоснование необходимости их включения в План, наименование ответственного исполнителя (соисполнителя) - структурного подразделения ГУСТ Московской области, осуществляющего мониторинг соответствующего нормативного правового акта, и срок проведения мониторинга.
11. На основании предложений, поступивших от структурных подразделений ГУСТ Московской области, правовое управление ГУСТ Московской области обобщает предложения к проекту Плана и ежегодно до 15 ноября формирует и представляет на утверждение руководителю проект Плана на следующий календарный год.
12. План мониторинга ежегодно до 1 декабря утверждается руководителем.
13. В Плане отражаются:
1) наименование нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить (с обоснованием необходимости их включения в план проведения мониторинга);
2) наименования структурных подразделений ГУСТ Московской области, ответственных за проведение мониторинга;
3) наименование центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, участвующих в мониторинге (при наличии);
4) сроки осуществления мониторинга.
III. Порядок реализации инициативы проведения мониторинга
14. Мониторинг может проводиться по инициативе Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области (в том числе Контрольно-счетной палаты Московской области, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Избирательной комиссии Московской области), органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, прокурора Московской области.
15. Реализация инициативы проведения мониторинга осуществляется путем внесения соответствующих мероприятий в План.
16. При наличии поручений Губернатора Московской области, Правительства Московской области, прокурора Московской области мониторинг осуществляется без внесения изменений в утвержденный План на основании приказа руководителя, которым устанавливаются лица, ответственные за проведение мониторинга, сроки проведения мониторинга, порядок подготовки доклада по результатам мониторинга.
IV. Виды информации, используемой при осуществлении мониторинга
17. При осуществлении мониторинга ГУСТ Московской области используются следующие виды информации:
1) практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Московской области и иных государственных органов, органов местного самоуправления Московской области;
2) правовая информация о результатах рассмотрения, а также протестов (представлений, писем) органов прокуратуры, экспертных заключений Управления Минюста России по Московской области; информация правоохранительных органов;
3) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
4) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
5) информация, поступившая от граждан;
6) социологическая информация, формируемая на основе данных социологических исследований;
7) информация, поступившая из иных источников.
V. Формы участия в реализации мероприятий по проведению мониторинга
18. Мониторинг может осуществляться в следующих формах:
1) непосредственное проведение мониторинга структурными подразделениями ГУСТ Московской области;
2) направление представителей ГУСТ Московской области для участия в работе экспертных (рабочих) групп иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления Московской области;
3) представление информации о практике применения нормативных правовых актов Московской области в сферах деятельности ГУСТ Московской области по запросам, поступившим в ГУСТ Московской области, в целях проведения мониторинга;
4) обращение с инициативой о проведении мониторинга.
VI. Порядок подведения итогов мониторинга и реализации соответствующих предложений
19. По результатам проведения мониторинга ответственные подразделения ГУСТ Московской области до 1 марта года, следующего за отчетным, в течение которого был осуществлен мониторинг, представляют на бумажном и электронном носителях правовое управление ГУСТ Московской области отчет о результатах мониторинга, осуществленного ими в соответствии с Планом.
20. Отчет о результатах проведенного правового мониторинга содержит следующие положения:
1) выводы о состоянии объекта мониторинга;
2) заключение по результатам мониторинга с указанием обнаруженных коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга;
3) проект правового акта с предложениями о внесении изменений в законодательство Московской области.
21. В отчете о результатах мониторинга подводятся итоги мониторинга по следующим критериям:
соответствие нормативного правового акта законодательству высшей юридической силы;
актуальность нормативного правового акта Московской области;
реальность исполнения норм, в том числе финансовая, организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта Московской области;
результативность принятия нормативного правового акта Московской области (социально-экономический эффект, изменения в регулируемых общественных отношениях, достижение нормативно установленных целей).
22. По результатам мониторинга в зависимости от целей, задач и видов мониторинга ответственное подразделение ГУСТ Московской области:
подготавливает и вносит в установленном порядке в пределах компетенции ГУСТ Московской области проекты нормативных правовых актов Московской области о принятии (издании), изменении или признании утратившими силу (отмене) нормативных правовых актов Московской области;
вносит предложения о принятии мер по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков нормотворческой и (или) правоприменительной деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области;
принимает меры по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков нормотворческой и (или) правоприменительной деятельности в пределах установленной компетенции.
23. Правовое управление ГУСТ Московской области ежегодно по результатам анализа информации о результатах проведенного подразделениями ГУСТ Московской области мониторинга, осуществленного в предыдущем году, в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, подготавливает отчет о проведенном мониторинге (далее - Отчет), который утверждается приказом руководителя.
Приказ руководителя об итогах мониторинга должен содержать следующие положения:
1) о принятии к сведению Отчета;
2) предложения по совершенствованию законодательства Московской области;
3) поручения для реализации результатов мониторинга (при необходимости);
4) о возложении контроля за исполнением итогов мониторинга;
5) об опубликовании Отчета и приказа руководителя об итогах мониторинга.
24. Приказ руководителя об итогах мониторинга направляется соответствующим должностным лицам органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с их компетенцией, а также лицам, ответственным за исполнение поручений и предложений по совершенствованию законодательства по итогам мониторинга.
VII. Сроки реализации соответствующих предложений
Внесение изменений в нормативные правовые акты Московской области и ГУСТ Московской области по результатам мониторинга осуществляется в срок не более трех месяцев со дня утверждения Отчета.
VIII. Порядок осуществления контроля за реализацией результатов мониторинга
25. Контроль за реализацией результатов мониторинга осуществляется лицом, на которое руководителем возложен контроль за их реализацией.
26. Структурное подразделение ГУСТ Московской области, ответственное за реализацию результатов мониторинга, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет информацию о ходе реализации результатов мониторинга лицу, осуществляющему контроль за результатами мониторинга, и в правовое управление ГУСТ Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главного управления содержания территорий Московской области от 7 февраля 2022 г. N 8-Р "Об утверждении Порядка проведения правового мониторинга"
Текст распоряжения опубликован на сайте Главного управления содержания территорий Московской области (https://gust.mosreg.ru) 7 февраля 2022 г.