Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 16 июня 2021 г. N LX-5
О работе
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в 2020 году
Общие положения
В 2020 году Парламентское Собрание провело 13 регламентных мероприятий, в том числе пятьдесят восьмую и пятьдесят девятую сессии Парламентского Собрания (7 июля и 21 декабря, Москва - Минск, рассмотрено в общей сложности 23 вопроса) и 11 заседаний комиссий Парламентского Собрания (рассмотрено 189 вопросов, в том числе 96 вопросов - методом опроса депутатов - членов комиссий). Заседания Совета Парламентского Собрания не проводились, при этом четыре решения были приняты методом опроса членов Совета.
Обстоятельства отчетного периода (складывающаяся в Беларуси и России эпидемиологическая ситуация с новой коронавирусной инфекцией, а также меры, принимаемые для противодействия ее распространению) послужили причиной проведения большинства регламентных мероприятий в режиме видео-конференц-связи. Эти же обстоятельства внесли изменения в деятельность Парламентского Собрания, поскольку в силу объективных причин ряд мероприятий, включенных в План-график работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2020 год и в План международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2020 год, был отменен или перенесен на более поздние сроки.
В 2020 году после прошедших в ноябре 2019 года в Республике Беларусь выборов к работе в Парламентском Собрании приступили вновь сформированные депутации палат Национального собрания Республики Беларусь. В связи с этим было избрано новое руководство депутатского корпуса и обновлен состав комиссий Парламентского Собрания от белорусской Стороны.
Несмотря на объективные сложности, Парламентское Собрание продолжило работу по выполнению Плана мероприятий Союзного государства на 2019-2020 годы, посвященных 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, утвержденного постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 8 июля 2019 г. N 1.
В частности, 7 мая в рамках мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, депутаты Парламентского Собрания вместе с членами Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (далее - Молодежная палата) провели онлайн-видеоконференцию, в ходе которой обсудили вопросы сохранения исторической памяти о героических подвигах советского солдата в годы Великой Отечественной войны, отношения современной молодежи к событиям 1941-1945 гг., совместной деятельности по противодействию фальсификации истории.
С помощью видео-конференц-связи были соединены студии пресс-центров в Москве и Минске, а также студии в городах Витебске, Гродно, Кирове, Краснодаре, Махачкале, Могилеве, Назрани, Оренбурге, Пскове и Хойники.
В мероприятии участвовали депутаты Парламентского Собрания - члены Комиссии по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также члены Молодежной палаты и представители молодежных организаций из различных городов Беларуси и России.
Как и в прошедшем году, на заседаниях комиссий регулярно рассматривались ход и результаты реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы (далее - Приоритетные направления).
В 2020 году в формате видеоконференции состоялись два заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства (далее - постоянно действующий семинар):
шестьдесят первое заседание, тема заседания - "Интеграция систем общего образования Республики Беларусь и Российской Федерации как основа создания единого образовательного пространства Союзного государства" (19 ноября, Москва - Минск);
шестьдесят второе заседание, тема заседания - "Актуальные проблемы демографической политики в Республике Беларусь и Российской Федерации" (16 декабря, Москва - Минск).
В отчетном году продолжилась деятельность Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - НКС). 23 декабря в режиме видео-конференц-связи состоялось заседание президиума НКС. На заседании были подведены итоги работы НКС в 2020 году. Было отмечено, что проведение сравнительно-правового анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по предметам ведения рабочих групп НКС существенно осложнилось в силу сложившейся эпидемиологической ситуации.
Был также рассмотрен план работы НКС на 2021 год. Он предусматривает сосредоточение усилий на приоритетных направлениях развития Союзного государства,
в частности - на разработке предложений по реализации перспективных направлений и форм поэтапного сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
в свете разрабатываемого проекта Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства.
В отчетном году продолжила свою деятельность Молодежная палата. Состоялись два ее заседания, а также заседание Совета Молодежной палаты. Мероприятия проводились в режиме видео-конференц-связи.
17 ноября в гг. Москве и Минске в пятом заседании Молодежной палаты приняли участие депутаты члены Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам и Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, члены Молодежной палаты, представители Секретариата Парламентского Собрания, Постоянного Комитета Союзного государства (далее - Постоянный Комитет), приглашенные лица.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы:
о деятельности Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в 2018-2020 гг.;
об избрании председателя Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
об избрании первого заместителя председателя Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
об избрании заместителей председателя Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
об утверждении составов комиссий Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
о составе Экспертного совета Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
о Плане работы Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на 2021 год.
В ходе заседания были избраны новый председатель Молодежной палаты, первый заместитель и заместители председателя, был скорректирован состав комиссий Молодежной палаты.
15 декабря в гг. Москве и Минске состоялись заседание Совета Молодежной палаты и шестое заседание Молодежной палаты. В работе приняли участие члены Молодежной палаты, а также депутаты - члены Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.
На заседании Совета Молодежной палаты были обсуждены планы работы комиссий Молодежной палаты на первое полугодие 2021 года. Были также рассмотрены актуальные проблемы развития молодежной политики Союзного государства, обсуждены основные направления деятельности и инициативы по созданию новых молодежных проектов.
Члены Молодежной палаты представили к обсуждению предложения по разработке проектов, направленных на популяризацию темы Союзного государства, сохранение исторической памяти и культурного наследия, повышение квалификации молодых специалистов Беларуси и России, поддержку и развитие предпринимательской активности, изучение экологического состояния приграничных регионов, расширение межгосударственных спортивных связей и проведение соревнований на Кубок Союзного государства.
По итогам обсуждения приняты решения, которыми даны поручения профильным комиссиям Молодежной палаты разработать и внести на рассмотрение Совета Молодежной палаты планы подготовки и порядок реализации представленных проектов.
Депутаты Парламентского Собрания приняли участие в VII Форуме регионов Беларуси и России, который прошел 28-29 сентября в режиме видеомоста между Москвой и Минском и был посвящен теме сохранения исторического наследия Великой Победы как основы развития социально-экономических и духовных связей народов двух стран.
Нормотворческая деятельность
В 2020 году приоритетными в работе комиссий Парламентского Собрания (при ведущей роли Комиссии по законодательству и Регламенту) являлись вопросы формирования единого правового пространства Союзного государства и возможности использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества; сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обеспечения равных прав граждан, равных условий субъектам хозяйствования и в сфере цифровой экономики; правового регулирования бюджетных правоотношений в Союзном государстве.
В 2020 году Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту (далее - комиссия) основное внимание уделяла следующим вопросам:
формирование единого правового пространства Союзного государства и работа над проектом Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства;
возможность и целесообразность использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества;
сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обеспечения равных прав граждан;
вопросы формирования и исполнения бюджета Союзного государства;
курирование деятельности Молодежной палаты.
В отчетном году в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в режиме видео-конференц-связи проведено одно заседание комиссии (30 сентября, Москва - Минск). В остальное время комиссия работала дистанционно и принимала решения методом опроса членов комиссии.
Основным направлением в работе комиссии в отчетный период явилось формирование единого правового пространства Союзного государства.
На заседании 30 сентября комиссия заслушала представителей Постоянного Комитета по вопросам "О ходе реализации "Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы" и "О работе над проектом Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства". Были приняты решения о ходе дальнейшей работы по данным документам.
По запросу комиссии Постоянный Комитет предоставил Мониторинг Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы. В данном документе содержится детальная информация о ходе выполнения Приоритетных направлений,
Особое внимание в отчетном периоде комиссия уделила вопросам использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества.
В целях реализации решения Совета Парламентского Собрания от 20 ноября 2019 г. N 6 "Об использовании в рамках Союзного государства потенциала модельного законодательства" и рекомендаций пятьдесят девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства "Модельное законотворчество в Союзном государстве" (19-20 сентября 2019 года) в отчетный период комиссия приняла решение о проведении парламентских слушаний "Модельное законотворчество в Союзном государстве".
Целью слушаний должна стать выработка системных и комплексных рекомендаций, направленных на формирование модельных законодательных актов в рамках Союзного государства. По итогам слушаний предполагается определить сферы законодательства, нуждающиеся в регулировании с помощью модельных законодательных актов.
Проведение слушаний запланировано на 19-20 января 2021 года в режиме видео-конференц-связи.
В течение 2020 года комиссия продолжила практику рассмотрения вопросов гармонизации законодательства в области обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.
На заседании 30 сентября комиссия рассмотрела прорабатываемый с 2018 года вопрос об уведомительном порядке приема на работу граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации. Комиссия согласилась с позицией министерств внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, сформированной в результате обсуждения данного вопроса 15 мая 2019 года на заседании Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики.
В 2021 году комиссия планирует проработать вопрос о возможности распространения действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в Республике Беларусь и Российской Федерации, на всю территорию Союзного государства.
На протяжении отчетного периода комиссия продолжила курировать деятельность Молодежной палаты. Председатель комиссии выступил с докладом на ее пятом заседании.
В 2020 году работа по формированию нормативно-правовой базы Союзного государства велась и в ряде других комиссий Парламентского Собрания.
Так, депутаты - члены Комиссии по экономической политике занимались вопросом совершенствования нормативно-правовой базы государств-участников, регулирующей меры государственной поддержки совместных белорусско-российских производителей сельскохозяйственной техники и тракторов в целях обеспечения развития сельскохозяйственного машиностроения в рамках Союзного государства.
На заседании комиссии 24 ноября депутаты - члены комиссии заслушали представителей ЗАО "Брянсксельмаш", ОАО "Череповецкий литейно-механический завод" и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также изучили информацию, представленную ОАО "Гомсельмаш", ОАО "МТЗ" и Министерством промышленности Республики Беларусь. Комиссия приняла к сведению итоговый отчет о работе Временной комиссии Совета Федерации по вопросам законодательного обеспечения развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации в первом полугодии 2020 года и обращение первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
В принятом комиссией решении отмечено, что российские производители сельскохозяйственной техники и тракторов, осуществляющие сборку техники из комплектующих, поставляемых с территории Республики Беларусь, но не достигших достаточного уровня локализации производства, лишены государственных мер поддержки. Постоянному Комитету предложено в рамках реализации Приоритетных направлений создать рабочую группу по развитию сельскохозяйственного машиностроения Союзного государства, работа которой будет направлена на обеспечение развития аграрного сектора экономики Союзного государства. В состав рабочей группы кроме представителей заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь предложено включить депутатов Парламентского Собрания.
Комиссия продолжила начатую в 2019 году работу по контролю за организацией работы в государствах - участниках Договора о создании Союзного государства по учету имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства в ходе реализации программ и проектов Союзного государства, и решению проблем в части обеспечения коммерциализации результатов реализации программ и проектов Союзного государства.
Решением, принятым на заседании 24 ноября, комиссия предложила своим членам внести предложения по совершенствованию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства в части обеспечения практического внедрения (коммерциализации) результатов реализации программ (включая результаты интеллектуальной деятельности).
5 октября на заседании Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам при обсуждении вопроса о ходе реализации раздела 5 Приоритетных направлений "Совершенствование бюджетной политики Союзного государства" было констатировано, что в результате деятельности рабочей группы по разработке нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс в Союзном государстве, Советом Министров Союзного государства принято более 20 нормативных актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса.
Интеграция в экономической сфере
В течение 2020 года Парламентское Собрание последовательно работало над вопросами создания единого экономического пространства Союзного государства, равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов, формирования единого союзного научно-технологического пространства, а также дальнейшего развития межрегионального сотрудничества Беларуси и России.
Как и в предшествующие годы, в сфере интересов союзных парламентариев находились разработка, реализация и финансирование программ Союзного государства экономической направленности. Основная работа на этом участке союзной интеграции ведется Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике (далее - комиссия).
В рамках контроля и поддержки хода формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства на заседании комиссии 28 сентября была заслушана информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о результатах реализации в 2019 году соответствующего раздела Приоритетных направлений. По результатам рассмотрения был выработан ряд рекомендаций министерствам и ведомствам Беларуси и России, являющимися ответственными за решение поставленных задач.
Депутаты - члены комиссии отметили ряд недостатков в деятельности Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, в том числе:
Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь не выработана окончательная редакция Положения о деятельности подкомиссии по вопросам развития медицинской и фармацевтической науки;
не завершена работа по формированию подкомиссии по машиностроению;
не истребованы предложения от заинтересованных министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации для дальнейшей доработки Рекомендаций по распределению прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках реализации программ Союзного государства;
также необходимо:
организовать более тесное взаимодействие с Национальным центром интеллектуальной собственности и Федеральной службой по интеллектуальной собственности для разработки последних проектов типовых положений (норм) по распределению прав на объекты интеллектуальной собственности;
активизировать работу по обновлению Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства;
существенно доработать проект постановления Совета Министров Союзного государства "О Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства" с целью приведения его в соответствие с нормативно-правовой базой Союзного государства.
Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предложено до конца 2020 года обеспечить устранение перечисленных недостатков.
В отчетный период депутаты - члены комиссии осуществляли мониторинг хода реализации совместных программ экономического профиля. Комиссией также осуществлялся регулярный контроль за ходом подготовки проектов новых программ, являющихся важнейшим фактором, стимулирующим инновационное, высокотехнологичное производство в рамках экономической интеграции Беларуси и России.
В отчетном году депутаты - члены комиссии рассмотрели ход реализации следующих научно-технологических программ Союзного государства:
"Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей";
"Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения";
"Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных".
В каждом из этих случаев депутаты - члены комиссии обращали внимание государственных заказчиков-координаторов и государственных заказчиков на необходимость проведения полного комплекса мероприятий, предписанного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 841 "Об организации обособленного учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства и о внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Постановление N 841), в том числе в целях обеспечения успешного внедрения указанных результатов реализации программы в хозяйственный оборот государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Анализируя итоговый отчет о выполнении в 2016-2019 годах научно-технической программы Союзного государства "Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний", депутаты - члены комиссии отметили, что, согласно заключению контрольных органов, государственные заказчики программы не в полной мере выполнили требования Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. В приложениях к итоговому отчету не содержится стоимостная оценка объектов собственности (в виде имущества, документации и интеллектуальной собственности), созданных на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Кроме того, итоговый отчет не содержит оценку эффективности реализации программы. Члены комиссии приняли решение рекомендовать государственному заказчику-координатору устранить все недостатки и замечания и доработать итоговый отчет согласно требованиям Порядка разработки и реализации программ Союзного государства с целью скорейшего внесения его на рассмотрение Советом Министров Союзного государства, о чем информировать Парламентское Собрание.
В течение отчетного периода ход формирования единого экономического пространства и результаты выполнения союзных программ (в соответствии с предметом ведения) систематически анализировались и другими комиссиями Парламентского Собрания, предлагались меры по устранению государственными заказчиками недостатков, выявленных в процессе реализации программ. Кроме того, депутаты Парламентского Собрания оценивали целесообразность и необходимость разработки проектов новых союзных программ и мероприятий.
Организация и совершенствование бюджетного процесса
В 2020 году в целях реализации своих полномочий участника бюджетного процесса Союзного государства Парламентское Собрание принимало бюджет Союзного государства, осуществляло предварительный, текущий и последующий контроль за его исполнением.
Комиссии, входящие в состав Парламентского Собрания, в рамках своей компетенции рассматривали вопросы финансирования и хода выполнения программ и мероприятий Союзного государства (в части, касающейся предмета ведения каждой из комиссий), анализировали материалы, предоставляемые Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, и принимали решения, направленные на устранение выявленных контрольными органами недостатков. Так, например, Комиссия по экономической политике констатировала, что практика утверждения бюджета Союзного государства в ходе текущего финансового года отрицательно сказывается на сроках проведения конкурсных процедур и заключения контрактов на реализацию программ Союзного государства.
Комиссии Парламентского Собрания также участвовали в определении параметров проекта бюджета Союзного государства на 2021 год.
Ведущая роль на этом направлении парламентской деятельности принадлежит Комиссии по бюджету и финансам (далее - комиссия). Вопросы, выносившиеся в течение года на рассмотрение депутатов - членов комиссии, касались проблем соблюдения финансовой дисциплины, хода и результатов исполнения бюджета Союзного государства, предложений по совершенствованию бюджетного процесса.
На заседании 5 октября комиссия рекомендовала профильным департаментам Постоянного Комитета и профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве. В качестве основного приоритета бюджетно-финансовой политики в сфере управления финансами Союзного государства было предложено считать финансовое обеспечение научно-технологических программ, нацеленных на создание новых технологий и инновационных продуктов. Рекомендовано также при формировании проекта бюджета Союзного государства уделять внимание мероприятиям молодежной направленности и вопросам социального обеспечения граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.
С целью разрешения сложившихся противоречий в позиции белорусской и российской сторон в вопросе поддержки экспорта в третьи страны совместно произведенной белорусско-российской продукции и определения основных направлений деятельности на перспективу депутатами - членами комиссии было принято решение о проведении совместного заседания с Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике с приглашением представителей Министерства промышленности Республики Беларусь и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также Банка развития Республики Беларусь, ВЭБ.РФ и Постоянного Комитета.
Рассматривая вопрос об исполнении бюджета Союзного государства в первом полугодии 2020 года, депутаты признали исполнение бюджета в целом удовлетворительным и поддержали комплекс мер, предпринимаемых Постоянным Комитетом по исполнению бюджетных назначений текущего года.
Отдельным вопросом комиссия рассмотрела ход исполнения программ Союзного государства. Отмечено, что в 2020 году из бюджета Союзного государства финансируется 12 программ. По восьми программам исполнение составило более 90 процентов к полугодовой бюджетной росписи, по четырем программам - 60 и более процентов. В соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства и в рамках финансового контроля, осуществляемого Парламентским Собранием, государственным заказчикам-координаторам программ Союзного государства, допустившим неполное освоение средств, были направлены соответствующие запросы. Кроме того, комиссия обратила внимание на несоблюдение сроков и невысокое качество подготовки отчетов некоторыми заказчиками-координаторами.
На заседание были приглашены представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющегося государственным заказчиком-координатором Программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и Министерства обороны Российской Федерации - государственного заказчика-координатора программ "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" и "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона". Принятое комиссией решение было направлено указанным министерствам и в профильные комиссии Парламентского Собрания для принятия мер в целях полного освоения бюджетных средств и выполнения показателей программ в запланированных объемах до конца 2020 года.
Члены комиссии отметили, что в новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства (постановление Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12) была регламентирована ответственность исполнителей программ за ненадлежащую их реализацию, за неэффективное использование средств бюджета Союзного государства, а также были прописаны обязанность включения в паспорт программы информации о внедрении полученных результатов и ответственность за неисполнение этих обязательств.
В связи с этим комиссия приняла решение обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство здравоохранения Республики Беларусь с просьбой в срок до 31 октября 2020 года сообщить депутатам - членам комиссии причины неосвоения денежных средств по мероприятию "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также о мерах, принимаемых министерствами по устранению недостатков в организации исполнения мероприятия.
При рассмотрении вопроса "О ходе подготовки проекта бюджета Союзного государства на 2021 год" депутаты - члены комиссии приняли к сведению информацию Постоянного Комитета о том, что из 12 финансируемых программ Союзного государства четыре программы завершаются в 2020 году, еще пять программ - в 2021 году, в разработке и на разных стадиях согласования находятся семь новых программ. С целью активизации работы над проектами новых проектов и программ Союзного государства комиссия рекомендовала профильным комиссиям Парламентского Собрания провести рабочие встречи с министерствами и ведомствами, Комиссией по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства.
В дополнение к предложенной повестке депутаты рассмотрели вопрос "Об организации в Российской Федерации работы по учету имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства".
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 841 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) должно было осуществить доработку программного обеспечения автоматизированной системы учета и до 1 декабря 2019 года направить сведения об имуществе, созданном и (или) приобретенном в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, внесенных в данную систему, в Постоянный Комитет. Постоянный Комитет и комиссия дважды в 2020 году обращались в Росимущество с просьбой представить сведения об имуществе, подлежащем обособленному учету в соответствии с пунктом 3 Постановления N 841. Для рассмотрения данного вопроса комиссия приняла решение о проведении совместного заседания с Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике с приглашением всех заинтересованных сторон.
Основными вопросами заседания 21 декабря стали рассмотрение проекта Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2021 год", одобрение отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2019 год и рассмотрение проекта Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2020 год".
При рассмотрении хода исполнения бюджета Союзного государства в 2020 году депутаты приняли к сведению информацию Постоянного Комитета по данному вопросу и признали удовлетворительным исполнение бюджета по состоянию на 1 октября 2020 года государственными заказчиками-координаторами и государственными заказчиками программ и мероприятий.
В ходе рассмотрения проекта бюджета Союзного государства на 2021 год депутаты - члены комиссии отметили, что долевой взнос Российской Федерации уменьшен на 10 процентов (с учетом того, что в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета оптимизированы финансовые обязательства по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств). В связи с этим Республика Беларусь также скорректировала сумму долевого взноса. Таким образом, отчисления государств-участников уменьшились с 4,9 до 4,4 миллиарда рублей. Доходная часть с учетом неналоговых доходов составляет 4715,15 миллиона рублей, расходная часть - 4 667,62 миллиона рублей. Из них 3 919,7 миллиона рублей предполагается направить на финансирование девяти программ и 26 мероприятий.
Депутаты - члены комиссии в полном составе входят в состав согласительной комиссии по бюджету Союзного государства от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. На основании соответствующего решения Совета Министров Союзного государства согласительной комиссией в 2020 году было одобрено финансирование научно-технической программы "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" на сумму до 120 миллионов рублей. Финансирование указанной программы началось в апреле 2020 года.
Социальная политика
В отчетном году депутаты Парламентского Собрания занимались проблемами обеспечения в Союзном государстве равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, контролировали ход реализации Приоритетных направлений по широкому спектру вопросов социальной политики, а также процесс финансирования, подготовку, проведение и итоги мероприятий социальной направленности.
Основная часть работы Парламентского Собрания на этом направлении велась Комиссией по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам (далее - комиссия).
Помимо перечисленных выше также важными из числа рассмотренных на заседаниях комиссии вопросов были:
об опыте работы по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Беларусь и Российской Федерации;
о приоритетных направлениях развития Союзного государства в области укрепления института семьи, стимулирования рождаемости, здоровья и увеличения продолжительности жизни;
о создании скульптурной композиции "Монумент Воину-победителю" для Историко-культурного мемориального комплекса "Северный фас Курской дуги";
об итогах реализации проекта Союзного государства "Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий";
о создании и реализации совместных образовательных проектов и программ Республики Беларусь и Российской Федерации в образовательной сфере;
о деятельности Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
о разработке проекта Союзного государства по созданию Полоцкого кадетского корпуса для совместного обучения учащихся из Республики Беларусь и из близлежащих областей Российской Федерации.
В отчетном году комиссия инициировала, организовала и провела шестьдесят первое и шестьдесят второе заседания постоянно действующего семинара.
В ходе шестьдесят первого заседания его участники обсудили следующие вопросы:
приоритетные направления и первоочередные задачи по формированию единого образовательного пространства Союзного государства;
разработка единых образовательных стандартов и единых образовательно-методических комплексов в дошкольном и школьном уровнях общего образования в Союзном государстве;
сохранение исторической правды о Победе в Великой Отечественной войне как фундамент концепции воспитания в образовательных организациях общего образования Республики Беларусь и Российской Федерации;
инновационное развитие системы общего образования в Союзном государстве: создание и реализация общесоюзных образовательных проектов в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Участники шестьдесят второго заседания выступили с докладами по вопросам общественного здравоохранения и демографии, осветили медицинские пути решения демографической проблемы и привели экономические аргументы в пользу инвестиций в здоровье людей, обсудили приоритетные направления в области укрепления института семьи, стимулирования рождаемости, обменялись опытом применения мер социальной поддержки семей при рождении детей в Беларуси и России.
Было отмечено, что увеличение демографического потенциала и укрепление здоровья населения Беларуси и России являются важнейшим фактором развития Союзного государства. Демографическое благополучие государств - участников Договора о создании Союзного государства должно быть обеспечено разработкой и реализацией комплекса мер по стабилизации численности населения, повышению рождаемости и снижению смертности. Деятельность по укреплению института семьи, а также формирование условий, при которых семья будет ощущать уверенность в будущем и защищенность от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье, должны стать важнейшими приоритетами государственной политики.
В отчетном году Парламентское Собрание участвовало в проведении XXIX Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" (16-19 июля, г. Витебск). 17 июля прошел День Союзного государства, по традиции начавшийся с церемонии возложения цветов к Вечному огню на площади Победы. Депутаты Парламентского Собрания приняли участие в мероприятии вместе с ветеранами и представителями Постоянного Комитета, Витебского областного исполнительного комитета, молодежных организаций и гостями фестиваля. Главным событием Дня Союзного государства стал концерт "Живая музыка кино". В его торжественной части было оглашено приветствие участникам и гостям фестиваля Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России В.В. Володина.
По итогам проведения фестивальных конкурсов специальные призы и дипломы Парламентского Собрания были вручены лучшему исполнителю эстрадной песни от Республики Беларусь и лучшему исполнителю эстрадной песни от Российской Федерации, а также представителям Беларуси и России - участникам Международного детского музыкального конкурса.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Республике Беларусь и в Российской Федерации были отменены и перенесены на 2021 год следующие мероприятия социальной направленности:
"Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России";
фестиваль Союзного государства "Творчество юных";
фестиваль "Молодежь - за Союзное государство";
участие в проведении Дня Союзного государства в рамках гражданско-патриотической кадетской смены учащихся Союзного государства "За честь Отчизны" в учреждении образования "Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубренок";
Спартакиада Союзного государства для детей и юношества;
олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность";
Минский международный кинофестиваль "Лiстапад".
Деятельность по обеспечению безопасности и обороны
В 2020 году депутаты - члены Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью (далее - комиссия) регулярно рассматривали вытекающие из Договора о создании Союзного государства вопросы, касающиеся обеспечения безопасности Союзного государства и повышения его обороноспособности. Обсуждались вопросы сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области национальной безопасности с целью нормативно-правового регулирования этой сферы правоотношений в рамках Союзного государства.
В ходе проведения регламентных мероприятий депутаты - члены комиссии заслушивали представителей профильных министерств и ведомств Беларуси и России по вопросу о выполнении раздела 3 "Координация и взаимодействие в сфере миграционной политики" и раздела 12 "Углубление военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов, обеспечение общественной безопасности" Приоритетных направлений. При этом обсуждался ход разработки проектов:
Концепции миграционной политики Союзного государства и плана ее реализации на период до 2025 года;
концепции программы Союзного государства "Обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, используемых для транспортного сообщения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь";
концепции программы Союзного государства "Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений России и Беларуси, социального и медицинского обеспечения спецконтингента, включая улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей".
Депутаты - члены комиссии контролировали ход исполнения бюджета Союзного государства в части финансирования программ Союзного государства в области безопасности, обороны и борьбы с преступностью. Речь идет о программах "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства" на период 2017-2021 годов, "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" на 2018-2021 годы, "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона" на период 2016-2021 годов и "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" на 2018-2022 годы.
Помимо этого депутаты - члены комиссии заслушивали информацию о ходе реализации Плана совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2020 году и Плана совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2020 году.
Председатель комиссии принял участие в заседании совместной коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, прошедшем в режиме видео-конференц-связи (27 октября, Москва - Минск). Основной темой заседания была организация практической работы по созданию и укреплению необходимого совместного военного потенциала с целью противодействия вызовам и угрозам военного характера, направленным против Союзного государства.
В ходе заседания были подведены итоги деятельности оборонных ведомств за прошедший период и выполнения мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства, рассмотрены результаты совместной работы генеральных штабов по планированию применения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с изменениями военно-политической обстановки и прогнозом ее развития до 2025 года.
Участники заседания обсудили основные вопросы, касающиеся организации и проведения совместного стратегического учения вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации "Запад-2021", которое станет главным мероприятием совместной подготовки органов военного управления и войск в 2021 году и обеспечит дальнейшее совершенствование действующей системы обеспечения военной безопасности Союзного государства.
Важным моментом стало подписание ряда документов, направленных на дальнейшее развитие и углубление военного сотрудничества России и Беларуси, совершенствование объединенных военных систем.
Утверждены Замысел совместного стратегического учения вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации "Запад-2021", План двустороннего сотрудничества на 2021 год, План работы совместной коллегии на 2021 год, подписаны постановления о проведении совместных специальных учений при подготовке к совместному стратегическому учению "Запад-2021", о совместной работе по противодействию попыткам фальсификации причин, итогов и наследия Второй мировой войны и Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве в рамках Единой региональной системы ПВО.
В рамках мероприятия состоялась рабочая встреча Министра обороны Республики Беларусь с председателем комиссии, в ходе которой обсуждался ряд вопросов, связанных с реализацией программ Союзного государства по профилю комиссии.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, а также с мерами, принимаемыми для противодействия ее распространению, депутаты - члены комиссии не принимали участия в ежегодной научно-практической конференции "Комплексная защита информации", которая в отчетном году прошла 15-17 сентября в Подмосковье.
Деятельность в сфере экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
Комиссия Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий (далее - комиссия), к компетенции которой относятся охрана окружающей среды, а также совместные действия Республики Беларусь и Российской Федерации в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в отчетном периоде занималась:
вопросами исполнения бюджета Союзного государства, финансирования и хода выполнения программ и мероприятий Союзного государства в области экологии, охраны окружающей среды и предупреждения техногенных аварий и катастроф;
проработкой вопросов совершенствования нормативно-правового обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках подготовки проекта Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства.
На контроле комиссии находились вопросы выполнения раздела 19 "Экологическая, ядерная, радиационная безопасность и преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" Приоритетных направлений.
В течение отчетного периода на заседаниях комиссии обсуждалось принятие государственными заказчиками мер по устранению недостатков, имевших место в согласовании проектов программ, а также в реализации программ и мероприятий в области экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, оказания медицинских реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф.
Особое внимание в отчетном году комиссия уделяла контролю за ходом реализации:
программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства";
Программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с поручением Парламентского Собрания Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Российской Федерации в течение года прорабатывался вопрос "О мероприятии Союзного государства по оказанию медицинских реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф". Состоялись две встречи в онлайн-формате с участием представителей министерств, где были обсуждены состав учреждений здравоохранения, принимающих участие в организации мероприятия, перечень заболеваний и численность пациентов для проведения реабилитации.
Было определено, что проведение медицинской реабилитации детей в Республике Беларусь планируется осуществлять на базе государственного учреждения "Республиканская больница спелеолечения" Министерства здравоохранения Республики Беларусь (ежегодно планируемое число пациентов в возрасте от 5 до 18 лет - 50 человек, дополнительно 50 сопровождающих взрослых).
Со стороны Российской Федерации проведение реабилитации запланировано на базе следующих учреждений:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Детский дерматологический санаторий имени Н.А. Семашко Министерства здравоохранения Российской Федерации", г. Сочи (ежегодно планируемое число пациентов - 50 человек, дополнительно 50 сопровождающих взрослых);
Санаторно-курортный комплекс "Вулан" - научно-клинический филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Геленджик (ежегодно планируемое число пациентов - 35 человек, дополнительно 35 сопровождающих взрослых);
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Искра", г. Евпатория (ежегодно планируемое число пациентов - 20 человек, дополнительно 20 сопровождающих взрослых).
Международная деятельность
В отчетном году Парламентское Собрание (прежде всего по линии Комиссии по вопросам внешней политики, далее - комиссия) продолжило работу, направленную на установление и дальнейшее развитие связей с международными парламентскими организациями и национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, развитие института наблюдения за выборами в высшие органы законодательной и исполнительной власти государств - участников Договора о создании Союзного государства и других государств.
Вместе с тем формат международных парламентских контактов претерпел кардинальные изменения. Значительная часть запланированных на 2020 год международных мероприятий по причине пандемии коронавируса были отменены или же прошли в режиме видео-конференц-связи.
В этих условиях депутаты - члены комиссии, решая задачи содействия формированию позитивной международной повестки дня, продолжали осуществлять международную деятельность, в том числе опираясь на личные парламентские контакты, что позволяло своевременно получать информацию, обмениваться опытом и определять направления совместных действий.
В течение отчетного года депутаты Парламентского Собрания в онлайн-формате принимали участие в мероприятиях межпарламентских организаций, при которых Парламентское Собрание имеет статус постоянного наблюдателя:
Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) - двух заседаниях Совета ПА ОДКБ (15 июня и 30 ноября), 13-м пленарном заседании ПА ОДКБ (30 ноября);
27-й Генеральной Ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия (17 сентября);
206-й внеочередной сессии Руководящего Совета Межпарламентского Союза (1-3 ноября);
заседании Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) и 51-м пленарном заседании МПА СНГ (27 ноября).
Было также обеспечено участие председателя комиссий в двух заседаниях Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству и в совместном заседании трех постоянных комиссий ПА ОДКБ.
Представители Парламентского Собрания участвовали в работе семинара на тему "Приоритеты международного парламентского сотрудничества в условиях формирования многополярного мира для развития Республики Беларусь" (5 марта, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, г. Минск).
В рамках межпарламентского общения первостепенное значение придавалось продвижению на международных парламентских площадках интересов и положительного имиджа Союзного государства, информированию международного сообщества о состоянии белорусско-российской интеграции, перспективах строительства Союзного государства и роли Парламентского Собрания в этом процессе.
По инициативе депутатов - членов комиссии в августе было принято Заявление Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в связи с ситуацией, сложившейся в Республике Беларусь после выборов Президента Республики Беларусь 9 августа 2020 года. В развитие положений, содержащихся в Заявлении, депутатами - членами комиссии в рамках межпарламентского диалога проведена работа по разъяснению внутриполитической ситуации в Республике Беларусь и путей ее преодоления. Текст Заявления направлен во многие международные парламентские структуры.
Важной составляющей международной деятельности Парламентского Собрания, как и в прежние годы, явилось участие его представителей в наблюдении за выборами в высшие органы власти государств - участников СНГ и других стран. При этом неизменно соблюдались принципы политической нейтральности и невмешательства в ход избирательного процесса.
Представители Парламентского Собрания в составе миссий наблюдателей от СНГ участвовали в международном наблюдении за проведением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (9 февраля), выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (1 марта), выборов Президента Республики Беларусь (9 августа), выборов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (4 октября), выборов Президента Республики Таджикистан (11 октября) и выборов Президента Республики Молдова (1 ноября - первый тур, 15 ноября - второй тур).
Депутаты - члены комиссии постоянно использовали современные информационно-коммуникационные технологии в медийной деятельности с целью освещения проводимых мероприятий и информирования общественности о ходе реализации интеграционных процессов в Союзном государстве.
Принимая План международной деятельности Парламентского Собрания на 2021 год, депутаты - члены комиссии обратили внимание на необходимость повышения эффективности работы по отстаиванию на международных парламентских площадках белорусско-российских позиций по ключевым вопросам повестки дня, а также продолжения работы по расширению международных парламентских контактов.
Информационная политика
В 2020 году деятельность Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике (далее - комиссия) была направлена на решение задач формирования общего информационного пространства Союзного государства, а также становления и развития союзных средств массовой информации.
14 июля в результате обсуждения вопроса "О приведении организационно-правовой формы Редакции газеты "Союзное вече" в соответствие с действующим законодательством" депутаты - члены комиссии методом опроса приняли решение:
считать целесообразным реорганизовать Негосударственное учреждение Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече" путем его преобразования в Автономную некоммерческую организацию "Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече";
одобрить разработанный Главным управлением правового и документационного обеспечения Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проект Устава Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече";
предложить Совету Парламентского Собрания утвердить Устав Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече".
15 октября председатель комиссии провел рабочее совещание с руководителями союзных средств массовой информации. На встрече присутствовали: Председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства, шеф-редактор газеты "Союз. Беларусь - Россия", заместитель главного редактора журнала "Союзное государство", первый заместитель главного редактора газеты "Союзное вече" и руководитель проектов СМИ Союзного государства АО "Издательский дом "Комсомольская правда".
Было отмечено, что информационная политика Союзного государства в свете современной реальности и существующих информационных угроз требует значительного переформатирования деятельности союзных средств массовой информации, а именно:
перехода телевизионного канала "БелРос" в полноформатный режим вещания с использованием собственных студийных возможностей и наличия собственных съемочных групп;
развития и продвижения интернет-ресурсов газеты "Союзное вече", газеты "Союз. Беларусь - Россия", журнала "Союзное государство";
создания и развития социальных сетей и телеграм-каналов СМИ Союзного государства.
Также обсуждалась необходимость обратить внимание Постоянного Комитета на тот факт, что концепция развития телеканала "БелРос" более двух лет не может выйти на рассмотрение и принятие решения Советом Министров Союзного государства, что препятствует качественному развитию телеканала и перспективе увеличения его финансирования.
Редакция газеты "Союзное вече" предложила Учредителю рассмотреть возможность изыскать в 2021 году в рамках бюджета Союзного государства средства на развитие интернет-ресурса газеты и в дальнейшем - на усиление его присутствия в социальных сетях и телеграм-каналах с тематикой Союзного государства.
16 октября председатель комиссии провел рабочую встречу с председателем Совета директоров газеты "Комсомольская правда" и с Генеральным директором радиостанции "Говорит Москва" по вопросам взаимодействия российских и белорусских СМИ.
Высказанные в ходе встречи предложения руководителей средств массовой информации Союзного государства нашли свое отражение в решениях комиссии, принятых в ходе заседания 29 октября.
Так, в ходе обсуждения вопроса "Об информационной политике Союзного государства в свете современной реальности" участники заседания обменялись мнениями об основных тенденциях трансформации современных СМИ, о развитии новых информационных и коммуникационных технологий. Особое внимание было уделено роли социальных медиа в процессе формирования информационной повестки и воздействия на общественное мнение.
Депутаты - члены комиссии отметили важность деятельности по объективному освещению интеграционных процессов Беларуси и России и своевременному реагированию на появление искаженной или намеренно фальсифицированной информации. По мнению парламентариев, информационная политика Союзного государства в свете современной реальности и существующих информационных угроз требует серьезного переформатирования деятельности союзных средств массовой информации. В этих целях предлагается принять меры к дальнейшему развитию потенциала телевизионного канала "БелРос" (с обеспечением полноформатного режима вещания), а также организовать работу по совершенствованию и продвижению интернет-ресурсов газеты "Союзное вече", газеты "Союз. Беларусь - Россия" и журнала "Союзное государство". Редакциям союзных СМИ рекомендовано расширить присутствие и активизировать работу в социальных медиа.
В ходе обсуждения на заседании комиссии вопроса "О роли региональных СМИ в процессе формирования общего информационного пространства Союзного государства" депутаты - члены комиссии пришли к мнению, что, несмотря на ощутимое присутствие союзных СМИ в областях и регионах Беларуси и России, существует необходимость качественного повышения роли региональных средств массовой информации в формировании общего информационного пространства Союзного государства. В этих целях предлагается шире использовать возможности Министерства информации Республики Беларусь и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Кроме того, комиссиям Парламентского Собрания предложено рассмотреть на своих заседаниях вопрос об активизации деятельности по популяризации идеи союзного строительства, способствующей формированию общего информационного пространства Союзного государства, путем организации такой работы в областях и регионах, которые представляют депутаты, делегированные в Парламентское Собрание.
17-18 ноября председатель и заместитель председателя комиссии приняли участие в работе экспертно-медийного форума "Информационная безопасность Союзного государства. Современные вызовы и новые технологии", который проводил Постоянный Комитет при организационном участии МИА "Россия сегодня", ГУ "Национальный пресс-центр Республики Беларусь" и РУП "Дом прессы".
Выступая с приветствием на открытии форума, председатель комиссии подчеркнул, что необходимо донести до как можно большего числа людей мысль о том, насколько важна информационная безопасность. Искаженная информация подобна болезни и может разрушить организм не только одного человека, но и целой страны и даже цивилизации. В этой ситуации следует соблюдать "информационную гигиену", чтобы противостоять созданным за рубежом мощным информационным технологиям. Информационная политика, повестка которой транслирует правду гражданам Союзного государства, - это гарант безопасности наших стран.
Заместитель председателя комиссии, выступая на секции "Информационная защита Союзного государства. Системный подход и объединение усилий", отметил, что союзные СМИ транслируют мнение гражданского общества и его запросы. Анализ их аккаунтов позволяет сделать вывод о необходимости активизации работы на опережение, равно как и повышение внимания к региональному контенту. Необходимо также более точно определяться с целевой аудиторией и решать проблему недостаточной информированности граждан о результатах реализации программ и мероприятий Союзного государства, которые направлены на улучшение качества жизни.
О задачах на 2021 год
В 2021 году депутаты Парламентского Собрания продолжат работу по поиску путей углубления сотрудничества в рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также по выработке и принятию решений относительно дальнейшей стратегии развития Союзного государства.
Среди приоритетных задач деятельности Парламентского Собрания - работа над формированием единого правового пространства Союзного государства. Достижению этой цели будут способствовать как возобновление работы над проектом Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства, так и инициированная союзными парламентариями разработка модельных законодательных актов.
Проведение запланированных на 2021 год парламентских слушаний "Модельное законотворчество в Союзном государстве" призвано выработать предложения по сферам законодательства, которые нуждаются в регулировании с помощью модельных законодательных актов. Эта работа будет вестись при активном участии Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В сфере внимания Парламентского Собрания остается тема законодательного урегулирования вопросов союзной собственности, в том числе - оформления соответствующих имущественных прав Союзного государства.
С учетом того обстоятельства, что бюджет Союзного государства является важным инструментом развития интеграционных процессов, Парламентскому Собранию предстоит предпринять ряд шагов в этом направлении. Прежде всего речь идет об активизации разработки нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс Союзного государства.
Представляется целесообразным поднять вопрос о необходимости представления экономическими министерствами государств-участников прогноза дальнейшего развития интеграции в рамках Союзного государства. Разработка этого документа, предваряющего процесс формирования проекта бюджета Союзного государства на очередной год, предусмотрена статьей 46 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
В целях обеспечения рассмотрения Парламентским Собранием вопроса об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за истекший год в первой половине года, следующего за отчетным, совместно с другими участниками бюджетного процесса в Союзном государстве предстоит проработать вопрос о сокращении сроков представления в Парламентское Собрание соответствующего отчета Совета Министров Союзного государства, а также сроков подготовки заключения контрольных органов по данному отчету.
В сфере особого внимания депутатов Парламентского Собрания по-прежнему остаются вопросы реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16 июня 2021 г. N LX-5 "О работе Парламентского Собрания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.