Письмо Ассоциации российских банков от 10 марта 2022 г. N А-02/11-90
О предложениях по развитию института региональных банков см. письмо Банка России от 25 марта 2022 г. N 03-23/2187
11 ноября 2021 года Ассоциация российских банков отправила письмо с предложениями по развитию института региональных банков (письмо N А-02/1Н-333 прилагается).
22 декабря 2021 года был получен отрицательный ответ ЦБ на все наши предложения за подписью Заместителя Председателя банка России (письмо N 08-23/12315).
В свете последних событий АРБ считает целесообразным повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса.
К нашему сожалению, в полной мере реализовался под воздействием внешних факторов риск концентрации и огосударствления российского банковского сектора, о котором все последние годы постоянно говорила Ассоциация российских банков, в результате под санкциями оказались банки, контролирующие примерно 70% банковских активов страны.
По данным Банка России на 01.01.2022 в регионах РФ функционируют 179 региональных кредитных организаций, в том числе 166 банков, из которых 88 банков имеют универсальную лицензию, 78 базовую и 13 небанковских кредитных организаций. В 24 регионах функционирует по одному банку, в 22 регионах по 2-3 банка. В 26 регионах региональные банки отсутствуют. Таким образом, в 86% субъектах РФ количество региональных банков минимально либо такие банки отсутствуют.
В настоящее время, следует обратить внимание (переориентировать бизнес) на универсальные региональные малые и средние банки. В 2014 - 2015 годах из-за введения пропорционального регулирования и ограничения бизнес-моделей банков с базовой лицензией (именно в этот кластер попало большинство региональных малых и средних банков), они лишились значительной части клиентов - состоятельных физических лиц, а также юридических лиц - крупнейших градообразующих предприятий.
К сожалению, кластер региональных банков сильно поредел в последние годы, а реализованная Банком России концепция пропорционального регулирования повлекла за собой снижение их конкурентоспособности.
Опыт предыдущих кризисов в 1998, 2014 - 2015 гг. показывает, что региональные малые и средние банки легче преодолевали кризисы, больнее ударяющие по крупным банкам в силу большей вовлеченности последних в операции на финансовом рынке и в операции с государственными ценными бумагами. Региональные банки демонстрировали более высокие показатели рентабельности, чем даже банки с государственным участием.
Следует отметить, что за последние 8 лет число регионов РФ, в которых отсутствуют региональные банки либо функционирует только один банк, существенно увеличилось. В 2013 году такая ситуация имела место в 16 регионах, в настоящее время количество таких регионов возросло в 3 раза и составило 50.
В текущей ситуации, когда большинство крупнейших банков (прежде всего с госучастием) оказалось под санкциями, либо находится под угрозой введений санкций, целесообразно подумать о поддержке, в том числе финансовой и информационной, кластера региональных банков для формирования на их основе финансовой опоры региональных экономик в условиях действующих и возможно будущих ограничений на крупные федеральные банки, в том числе с государственным участием.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования банковской системы России в регионах РФ Ассоциация российских банков повторно предлагает к реализации следующие мероприятия:
1. В целях государственной поддержки региональных банков ввести в банковском законодательстве термин "регионально значимый банк" и установить следующие критерии для отнесения банка к данной категории:
1) Регистрация банка за пределами г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей;
2) Банк не относится к системно значимым кредитным организациям;
3) Отсутствие претензий к текущей деятельности со стороны Банка России (отнесение банка к 2-й квалификационной группе и выше оценки экономического положения);
4) Более 50% работающих активов банка сформированы за счет денежных средств, предоставленных предприятиям, функционирующим на территории региона и гражданам, проживающим (либо работающим) на территории региона, в котором зарегистрирован банк;
5) Наличие у банка рейтинга российского рейтингового агентства.
2. Предоставить следующие преференции регионально значимым банкам:
1) автоматическое участие банка во всех федеральных программах на территории региона, в котором данный банк зарегистрирован;
2) право банка на обслуживание клиентов всех категорий без ограничений на территории данного региона;
3) разработка и внедрение специальной региональной программы ИТ-поддержки деятельности региональных банков (при финансировании данной программы за счет федеральных институтов развития). В качестве примера можно рассмотреть, в частности, создание и функционирование единой ИТ-инфраструктуры для кооперативных банков Германии. До запуска данной программы предоставить региональным банкам право принятия самостоятельного решения о целесообразности участия в сложных технологических проектах.
4) использование механизма докапитализации региональных банков посредством ОФЗ (за основу - программа докапитализации 2015 года).
Осуществить запуск данной программы поддержи региональных банков только в регионах их регистрации (за исключением г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Реализация вышеизложенных предложений АРБ, по нашему мнению, будет способствовать сохранению института региональных банков в субъектах РФ, поддержанию стабильности банковской системы на местах.
Благодарим и выражаем искреннюю признательность за длительное и плодотворное сотрудничество.
Президент Ассоциации, |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 марта 2022 г. N А-02/11-90
Текст письма опубликован не был