В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований (утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 N 61 (11) приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2021 год.
2. Признать утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 10.12.2020 N ПР-277.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Кушнареву A.B.
Министр |
М.В. Фишкин |
Приказ вносит
отдел административного производства
Обзор
правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2021 год
1. Общие положения
К полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) относится осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По каждому виду регионального контроля (надзора) приняты следующие региональные нормативные правовые акты, утверждающие положения по осуществляемым видам контроля (надзора):
региональный государственный экологический контроль (надзор) - постановление Правительства Ростовской области от 27.09.2021 N 784 (вступило в силу 29.09.2021);
региональный государственный геологический контроль (надзор) - постановление Правительства Ростовской области от 13.09.2021 N 733 (вступило в силу 14.09.2021);
региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий - постановление Правительства Ростовской области от 18.10.2021 N 844 (вступило в силу 19.10.2021).
Необходимо отметить, что до принятия вышеуказанных положений по осуществляемым видам контроля (надзора) применялись нормативные правовые акты, принятые в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". После принятия вышеуказанных положений применяется Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
При выявлении нарушений природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами министерство принимает меры по контролю (надзору) за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также привлекает виновных лиц к административной и иным видам ответственности в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Водный кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
4. Земельный кодекс Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
7. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
8. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
9. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
10. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
11. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
12. Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
13. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
14. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
15. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415".
Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации
1. Областной закон от 11.03.2003 N 316-ЗС "Об охране окружающей среды в Ростовской области".
2. Областной закон от 03.11.2006 N 578-ЗС "Об экологической экспертизе в Ростовской области".
3. Областной закон от 25.10.2002 N 275-ЗС "О недропользовании на территории Ростовской области".
4. Областной закон от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
5. Постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 810 "О мерах по противодействию выжиганию сухой растительности на территории Ростовской области".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Постановление Правительства Ростовской области от 15.02.2017 N 89 "Об утверждении Порядка предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр".
8. Постановление Правительства Ростовской области от 27.11.2014 N 789 "О создании государственного природного заказника "Горненский".
9. Постановление Правительства Ростовской области от 31.12.2015 N 227 "О создании государственного природного заказника "Левобережный".
10. Постановление Правительства Ростовской области от 12.05.2017 N 354 "Об охраняемых ландшафтах и охраняемых природных объектах".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. Постановление Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 612 "О природном парке "Донской".
Подробный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий размещен на официальном сайте - минприродыро.рф.
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
1. Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области, в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2. Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (далее - хозяйствующие субъекты).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра, который состоит из федерального и региональных государственных реестров, ведение которых осуществляется по месту нахождения объектов, соответственно, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объекты НВОС регистрируются с применением государственной информационной системы (далее - ГИС) на основании заявки о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (далее - заявка).
Постановка на учет объектов НВОС, актуализация сведений в государственном реестре объектов НВОС или снятие с государственного учета объекта НВОС осуществляется в соответствии положениями ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Внесение и изменение сведений в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с применением ГИС на основании заявки и документов, представляемых хозяйствующими субъектами для постановки, актуализации учетных сведений об объекте НВОС в государственном реестре или снятия с государственного учета объекта НВОС.
Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" приказом министерства от 08.11.2018 N ПР-216 утверждена Методика определения результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора (далее - Методика).
Указанная методика устанавливает перечень и порядок расчета показателей оценки результативности и эффективности осуществляемого на территории Ростовской области регионального государственного экологического надзора, отражающих основные направления и уровень эффективности деятельности министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, для снижения уровня причиняемого вреда (ущерба) окружающей среде и природным ресурсам.
Для каждого ключевого показателя результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора утверждены Паспорта (приказ министерства от 20.01.2020 N ПР-6).
В связи со вступлением с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и принятием положений о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), региональном государственном геологическом контроле (надзоре), региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий постановлением Правительства Ростовской области от 10.01.2022 N 5 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области" утверждены новые ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели осуществляемых министерством региональных видов контроля (надзора).
В рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий существует ряд проблем правоприменительной практики.
1. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль (надзор) за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом от 21.02.1992 N 2395-1, Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Таким образом, к условиям лицензии относится выполнение работ по рекультивации, контроль за которым у министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области отсутствует.
В соответствии с изложенным необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", наделив министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля (надзора).
2. В рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) признаки нарушений природоохранного законодательства выявляются, в том числе при проведении выездных обследований, при рассмотрении обращений граждан. В данном случае должностными лицами государственного органа составляются акты обследования территории, фиксирующие признаки нарушений обязательных требований действующего законодательства.
Однако, нередко возникают случаи, при которых сведения о субъекте правонарушения отсутствуют. Например, осуществление противоправных деяний, связанных со сливом жидких бытовых отходов на почву, с незаконным размещением отходов в неустановленных местах, а также незаконным недропользованием. Объединяет указанные административные правонарушения то, что в большинстве случаев они совершаются с использованием транспортных средств, что влечет необходимость установления их владельцев до возбуждения административного производства, с целью соблюдения требований КоАП РФ.
Все способы возбуждения дела об административном правонарушении, а именно составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 27.8 КоАП РФ), составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ), составление протокола о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ), вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ) предусматривают указание сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Соответственно, в случае отсутствия сведений о владельце транспортного средства возбудить дело об административном правонарушении не представляется возможным.
Порядок запроса сведений о владельцах транспортных средств установлен ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Согласно ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 332-ФЗ) информация о владельцах транспортных средств предоставляется в порядке, установленном приказом МВД России от 11.09.2018 N 586, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу об административном правонарушении, которое может быть вынесено в рамках возбужденного дела, но в силу положений КоАП РФ такое возбуждение дела невозможно.
Для решения указанной проблемы необходимо введение возможности получения должностными лицами органов государственного контроля (надзора), являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, сведений о владельцах транспортных средств до возбуждения дела об административном правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на факт совершения административного правонарушения.
Пункт 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусматривает, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решением данного вопроса могло бы стать внесение изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", путем дополнения ч. 1 ст. 66 абзацем 8 следующего содержания: "запрашивать от уполномоченных органов государственной власти сведения о владельцах транспортных средств при наличии достаточных данных, указывающих на факт совершения административного правонарушения.".
Урегулирование обозначенной проблемы обеспечит принятие своевременных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
3. Проведение маркшейдерских работ и лабораторных исследований, как правило, является неотъемлемой частью мероприятий в сфере геологического контроля (надзора), проводимых на основании поступившей информации о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере природопользования. Более того, результаты лабораторных исследований являются единственным способом доказывания ущерба, причиненного компонентам окружающей среды.
В настоящее время маркшейдерские работы и лабораторные исследования являются объектами закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Несмотря на то, что цена государственного контракта на оказание соответствующих экспертных услуг зачастую позволяет проводить закупки в форме запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 указанного Федерального закона, данные способы не являются эффективными в связи с наличием существенных ограничений годового объема таких закупок.
При этом проведение конкурентных закупочных процедур фактически исключает оперативное взятие проб по специфическим компонентам, в том числе по причине того, что такие закупки проводятся в начале года по наиболее часто встречающимся загрязняющим веществам.
Проведение процедуры по закупке занимает порядка двух месяцев. Таким образом, с момента фиксации факта причинения ущерба до проведения анализа или маркшейдерских работ проходит существенный временной интервал, приводящий в большинстве случаев к недопустимости полученных доказательств.
Еще одной проблемой при проведении закупок маркшейдерских работ и лабораторных исследований является то, что заключаемые государственные контракты рассчитаны на определенный период в соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями.
В связи с невозможностью достоверного планирования потенциального нанесения ущерба объектам охраны окружающей среды, контракты заключаются на всю сумму выделенных бюджетных средств, что в конечном итоге приводит либо к не освоению бюджетных средств в рамках уже заключенного контракта, либо к потребности выделения дополнительных средств и прохождению дополнительных закупочных процедур, что опять же существенно увеличивает срок проведения надзорных мероприятий.
Как представляется, в целях обеспечения эффективности проводимых мероприятий в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора) необходимо дополнить ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пунктом 56, предусматривающим возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) маркшейдерских работ и лабораторных исследований.
4. В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 11 указанного Закона Российской Федерации предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Пользование недрами без лицензии образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Статьей 3.5 КоАП РФ предусмотрено, что сумма административного штрафа для граждан устанавливается в размере, не превышающем 5 000 рублей по данной категории правонарушения и санкция ч. 1 ст. 7.3 составляет от 3 000 до 5 000 рублей.
Стоимость реализации 1 м3 тонкоплитчатого выветрелого песчаника на рынке составляет от 2 500 до 4 500 рублей.
Недобросовестные землевладельцы и арендаторы земельных участков осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) с целью реализации потребителю, при этом не оформляя, или не продлевая лицензии на право пользования недрами.
Индивидуальные предприниматели прекращают деятельность в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и как физические лица продолжают осуществлять добычу ОПИ с целью его реализации.
В таких условиях количество лицензионных участков недр будет уменьшаться, а самовольное недропользование увеличиваться.
Исходя из имеющейся статистики следует, что 50% незаконного недропользования в Ростовской области осуществляется гражданами без статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Учитывая стоимость реализации ОПИ, наблюдается несоразмерность существующей санкции на граждан за незаконное недропользование наносимому вреду окружающей среде и государственной собственности. Назначаемый размер штрафа равен стоимости 1 м3 добытого ОПИ.
Одной из превентивных мер борьбы с незаконным недропользованием является ужесточение административной ответственности к гражданам, осуществляющим незаконное недропользование.
Таким образом, внесение изменений в КоАП РФ в части увеличения размера штрафных санкций на граждан за пользование недрами без лицензии позволит в значительной мере снизить случаи сознательного нарушения гражданами требований действующего законодательства в области недропользования.
5. Еще одним проблемным вопросом является взаимодействие министерства с мировыми судьями по вопросу передачи протоколов и материалов дел по ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности в суд.
Так, существует практика возвращения данных протоколов и материалов дел должностным лицам, составившим протокол, на доработку путем направления определений.
Согласно нормам КоАП РФ, должностное лицо, составившее протокол, не имеет право обжаловать указанное определение.
Таким образом, необходимо дополнить нормы законодательства об административных правонарушениях, правом должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении на обжалование определения возвращения данных протоколов и материалов дел.
6. В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при проведении выездного обследования не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В рамках проведения выездного обследования осуществляется такой вид контрольного (надзорного) действия как осмотр.
Согласно ст. 76 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Также, ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" закреплена обязанность ознакомления контролируемого лица с актом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Следовательно, выездное обследование проводиться без взаимодействия с контролируемым лицом, однако осмотр проводиться, в том числе в рамках данного обследования в присутствии контролируемого лица или его представителя.
На основании изложенного с целью устранения указанного противоречия необходимо внести соответствующие изменения в ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающие порядок фиксации результатов выездного обследования.
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 утверждены критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического контроля (надзора).
Пунктом 3 указанного постановления определен закрытый перечень административных правонарушений, привлечение к административной ответственности по которым влечет повышение категории риска.
К таким административным правонарушениям отнесены составы административных правонарушений, предусмотренные статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 КоАП РФ.
Однако необходимо отметить следующее.
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительстве Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В связи с чем, бесконтрольное использование объекта негативного воздействия, не поставленного на государственный учет, влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде.
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Следовательно, согласно действующей редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, не подразумевает повышение категории риска, что является необоснованным и требует изменения указанной нормы нормативного правового акта.
Вышеуказанная проблематика актуальна не только для Ростовской области, но и для других субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части дополнения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
2. Правоприменительная практика в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), а также контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) (по состоянию на 08.12.2020).
Полномочия по региональному государственному экологическому контролю (надзору), регионального государственного геологического контроля (надзора) в 2021 году осуществлялись министерством в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным с прокуратурой Ростовской области и размещенном на официальном сайте министерства (минприродыро.рф) и в информационных системах контроля (надзора).
Необходимо отметить, что до октября 2021 года - до принятия положений по осуществляемым видам контроля (надзора) - применялись нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". После принятия положений, соответственно - с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
При формировании плана проведения плановых проверок на 2021 год включена (после согласования с прокуратурой Ростовской области) 61 плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год исключены 8 плановых проверок, в том числе 6 - в связи с внесением изменений в статью 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в части осуществления геологического надзора, 2 - в связи с отнесением к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, фактически проведено 53 плановые проверки (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или 100% от запланированного количества. Количество проведенных плановых проверок по сравнению с 2020 годом увеличилось в 1,2 раза, так как в 2020 году были введены ограничения и запрет на проведение плановых проверок с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
В течение 2021 года государственными инспекторами осуществлялся контроль за устранением ранее выявленных нарушений. С этой целью проведено 113 внеплановых проверок по исполнению ранее выданных предписаний. Доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства составила 80%.
Кроме того, проведена 1 внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Ростовской области, в отношении ООО "Спецстрой" с целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства и вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в Советском районе г. Ростова-на-Дону. По результатам проверки выявлен ряд нарушений природоохранного законодательства, ООО "Спецстрой" привлечено к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое частично не исполнено.
Кроме того, по результатам административного расследования в связи с неэффективностью работы очистного оборудования по решению судебных органов деятельность ООО "Спецстрой" приостановлена на 90 суток.
Также в 2021 году по решению суда (на основании материалов министерства по итогам проверочных мероприятий, проведенных с участием органов прокуратуры) решением суда деятельность цеха производства полипропиленовой нити АО "Меринос" приостановлена на 90 суток.
Случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия в 2021 году, не выявлено.
По итогам проведенных плановых и внеплановых проверок в 2021 году выявлено 188 нарушения требований природоохранного законодательства.
Анализ выявленных правонарушений позволяет сделать следующие выводы:
практически все выявленные нарушения связаны с низким уровнем организации природоохранной деятельности на предприятиях, отсутствием предусмотренных законодательством учетных, инструктивных, нормативных и разрешительных документов, определяющих природоохранную деятельность объектов;
большинство выявляемых случаев нарушений природоохранного законодательства являются значительными, а именно образующие угрозу нанесения вреда окружающей среде.
Наиболее характерными нарушениями, зафиксированных в 2021 году, являются: отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления; отсутствие документов, подтверждающих класс опасности образующихся отходов; отсутствие производственного экологического контроля; отсутствие проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; распашка прибрежных защитных полос водных объектов; пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных данных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, неэффективность использования газоочистного оборудования.
В рамках проведения плановых и внеплановых проверок в 2021 году вынесено 188 постановлений, из них 18 в виде предупреждений и 170 в виде административных штрафов, по которым привлечено к административной ответственности: должностных лиц - 75; юридических лиц - 86; индивидуальных предпринимателей - 9. Сумма наложенных штрафов составила свыше 2,2 млн. рублей, взыскано свыше 1,7 млн. рублей.
Всего в рамках полномочий в 2021 году вынесено 1559 постановлений, по результатам которых привлечено к административной ответственности: физических лиц - 341; юридических лиц - 337; должностных лиц - 726; индивидуальных предпринимателей - 155.
Сумма наложенных штрафов в 2021 году составила 25,6 млн. рублей, взыскано с учетом штрафов, наложенных в предыдущие годы, 23,6 млн. рублей.
В 2021 году министерством рассчитано и предъявлено 38 ущербов компонентам окружающей среды на общую сумму 27,6 млн. рублей, из них:
10 ущербов, причиненных почвам на сумму 4,1 млн. рублей;
3 ущерба, причиненных водным объектам на сумму 5,0 млн. рублей;
25 ущерба, причиненных недрам на сумму 18,5 млн. рублей.
С целью профилактики нарушений обязательных требований министерством утверждена программа, предусматривающая ряд мероприятий.
К таким мероприятиям относится выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований природопользователям (433), использование проверочных листов при проведении каждой плановой проверки (53) и другие мероприятия.
Также, с целью предупреждения и профилактики нарушений требований природоохранного законодательства министерством ведется работа с хозяйствующими субъектами по разъяснению требований действующего законодательства.
В апреле-мае 2021 года в режиме видеоконференции проведено 5 кустовых (зональных) совещаний с природопользователями и должностными лицами администраций муниципальных образований Ростовской области. Общее количество участников - порядка 800 человек.
Министерством организуются и регулярно проводятся публичные обсуждения для представителей органов местного самоуправления, муниципальных и коммерческих предприятий и организаций. Данные мероприятия проведены в июле и декабре 2021 года.
Целью данных мероприятий является разъяснение положений действующего природоохранного законодательства и проведение анализа часто допускаемых правонарушений для повышения правовой грамотности природопользователей. Общее количество участников - порядка 700 человек.
В целях информирования природопользователей на официальном сайте министерства размещен перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, перечень типовых нарушений обязательных требований при осуществлении надзора, перечень обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении надзора, который актуализируется ежеквартально. Кроме того, размещены проверочные листы для возможности осуществления природопользователями самоконтроля.
В судебных инстанциях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основания проведения надзорных мероприятий не оспаривались.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 14 марта 2022 г. N ПР-69 "Об утверждении обзора правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2021 год"
Вступает в силу с 14 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован не был