Во исполнение требований пункта 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 2.2 целевой модели "Осуществления контрольной (надзорной) деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 N 147-р, приказываю:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства Российской Федерации вместо "31.07.2017" следует читать "31.01.2017"
1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением государственного строительного надзора при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области согласно приложению к настоящему приказу.
2. Организационному управлению обеспечить опубликование в пятидневный срок со дня подписания настоящего приказа на официальном сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Главного управления государственного строительного надзора Московской области Т.М. Алборова.
Министр Правительства Московской области |
А.П. Гарибян |
Утверждено
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 15.02.2022 N 24
Руководство
по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением государственного строительного надзора при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением государственного строительного надзора Московской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области (далее - Руководство) разработано в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Целью данного Руководства является оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации включая разъяснение отдельных положений настоящего руководства, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания, а также предотвращение нарушений собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области.
1. Общие положения
Настоящее Руководство распространяется на нежилые здания, строения и сооружения повышенного уровня ответственности (далее - Объекты) независимо от их назначения и формы собственности, отнесенных распоряжением Правительства Московской области от 19.06.2018 N 370-РП "О перечне эксплуатируемых нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области" (далее - распоряжение Правительства Московской области N 370-РП) к объектам повышенного уровня ответственности и устанавливает общие требования к организации, и осуществлению их эксплуатации.
Организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области (далее - государственный контроль (надзор) осуществляет Отдел надзора за эксплуатацией объектов недвижимости Управления специальных видов надзора Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительством Московской области от 21.09.2021 N 894/33 "Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области".
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
1) соблюдение собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности требования о наличии положения по технической эксплуатации поднадзорных объектов, разработанного и утвержденного в порядке, установленном законодательством Московской области;
2) соблюдение собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности требования соответствия положения по технической эксплуатации поднадзорных объектов обязательным требованиям по технической эксплуатации, установленным федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Московской области;
3) соблюдения собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности требований утвержденного положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта.
В соответствии с требованиями ст. ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления государственного контроля (надзора)
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется государственным контролем (надзором):
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий, сооружений";
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме";
- Закон Московской области N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области";
- ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст);
- СП 68.13330.2017 Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП 3.01.04-87";
- приказ Минэнерго России от 13.01.2006 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного приказа Минэнерго России вместо "13.01.2006" следует читать "13.01.2003"
3. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Лицами, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках государственного контроля (надзора) являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений, сооружений, отнесенных распоряжением Правительства Московской области N 370-РП к объектам повышенного уровня ответственности на территории Московской области.
4. Правоприменительная практика при осуществлении государственного контроля (надзора)
Сотрудниками Главгосстройнадзора Московской области в 2021 году проведено 86 проверок, из них 30 плановых проверок юридических лиц и 56 внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний. Заявлений и обращений о нарушениях, связанных с причинением вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан не поступало.
По итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выдано 47 предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, проектной документации и положения по технической эксплуатации.
Всего по результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 452 нарушения обязательных требований.
Основными нарушениями обязательных требований являются:
1) отсутствие или несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной документации (техпаспорта объекта, технического журнала, актов текущих и общих осмотров, приказов о назначении ответственного лица за эксплуатацию здания, о назначении комиссии по проведению общих и внеочередных осмотров здания и др.) - 218;
2) несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем - 95;
3) невыполнение требований положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем (техническое обследование конструкций здания, геодезический мониторинг несущих конструкций здания, наблюдения за трещинами и повреждениями конструкций и др.) - 54;
4) несвоевременно проведение систематического контроля за поверхностью элементов инженерного оборудования и строительных конструкций здания (необходимо периодически очищать от мусора, пыли и других загрязнений, возникающих в процессе эксплуатации) - 38;
5) невыполнение рекомендаций по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями - 25;
6) отсутствие архивной исполнительной документации выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта - 13;
7) несвоевременное проведение проверки состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств - 9.
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений |
1 |
Отсутствие или несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной документации (технический паспорт, технический журнал, акты текущих и общих осмотров, приказы) |
218 (48,3%) |
2 |
Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем |
95 (21%) |
3 |
Невыполнение требований положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем |
54 (12%) |
4 |
Несвоевременно проведение систематического контроля за поверхностью элементов инженерного оборудования и строительных конструкций здания (необходимо периодически очищать от мусора, пыли и других загрязнений, возникающих в процессе эксплуатации) |
38 (8.3%) |
5 |
Невыполнение рекомендаций по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями |
25 (5.6%) |
6 |
Отсутствие архивной исполнительной документации, выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта |
13 (2.8%) |
7 |
Несвоевременное проведение проверки состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств. |
9 (2%) |
8 |
Всего нарушений: |
452 |
5. Соблюдения порядка исполнения обязательных требований
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований Закона Московской области от 13.04.2006 N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области" необходимо:
1) разработать положение по технической эксплуатации поднадзорного объекта на основании инженерно-технических мероприятий по эксплуатации поднадзорного объекта и утвердить его в порядке, установленном органом, осуществляющим государственный надзор в соответствии с настоящим законом (статья 8 "Положение по технической эксплуатации поднадзорного объекта");
2) обеспечить наличие и регулярное заполнение основных документов по технической эксплуатации здания, сооружения, к которым относятся:
технический (эксплуатационный) паспорт на здание, его форма указаны в приложении положения по технической эксплуатации здания, сооружения;
технический журнал по эксплуатации здания, сооружения, его форма приводится в приложении положения по технической эксплуатации здания, сооружения.
Целью составления паспорта на здание и технического журнала по его эксплуатации является создание системы показателей и характеристик, необходимых для текущего и перспективного планирования службами технического надзора и эксплуатации работ по ремонту здания, а также для анализа эффективности этих работ и проектных решений, принятых при строительстве и реконструкции. Паспорт на здание следует составлять в двух экземплярах и хранить в соответствии с требованиями положения по технической эксплуатации. После приемки здания в эксплуатацию сотрудник службы эксплуатации должен заполнить оба экземпляра паспорта и один из них передать главному инженеру службы эксплуатации. При этом в паспорт должны быть внесены данные проекта с учетом изменений проектных решений в ходе строительства. В процессе эксплуатации здания записи в оба экземпляра паспорта следует заносить одновременно, как правило, после проведения осенних и весенних общих осмотров на основании данных технического журнала по эксплуатации здания.
Приложениями к паспорту являются:
1) чертежи или ксерокопии рабочих чертежей (включая план кровли), разрезов, фасадов здания с внесенными в них отступлениями от проекта, если таковые имели место в процессе строительства или расширения;
2) перечень предусмотренных проектом требований по обеспечению нормальной эксплуатации здания, его отдельных элементов и прилегающей территории.
Указанные материалы могут храниться на бумажных или электронных носителях.
Технический журнал по эксплуатации здания является документом, отражающим состояние эксплуатируемого объекта. Технический журнал по эксплуатации здания следует составлять в одном экземпляре и хранить в службе технической эксплуатации.
В журнал заносятся:
1) данные о результатах систематических наблюдений за зданием и его конструктивными элементами;
2) заключения по результатам инструментальных наблюдений за осадками и другими деформациями конструктивных элементов;
3) основные заключения по результатам периодических технических осмотров
объекта;
4) сведения о фактах серьезных нарушений правил технической эксплуатации здания и мерах по пресечению таких нарушений;
5) данные о проведенных капитальных ремонтах (сроки, характер ремонта, объем и место производства работ);
6) сведения о проведенных реконструкциях (сроки, характер).
Все эти сведения отражают не только историю эксплуатации объекта, но и его техническое состояние на каждый данный период времени и используются при планировании ремонта и при составлении дефектных ведомостей.
Ответственным за правильное ведение и хранение паспорта и технического журнала по эксплуатации здания, полноту и достоверность внесенных в них сведений, а также своевременное внесение изменений является главный инженер службы технической эксплуатации или иное должностное лицо, контролирующее эксплуатацию здания.
Также в обязательном порядке необходимо назначить приказом руководителя юридического лица, ответственного за техническую эксплуатацию здания, сооружения и издать приказ о назначении комиссии по проведению общих и внеочередных осмотров здания.
Техническое состояние здания, сооружения и категория технического состояния должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров, установленных соответствующим разделом утвержденного положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта. Результаты осмотров должны служить основанием для проведения обследования поднадзорного объекта с целью принятия решения о необходимости текущего или капитального ремонта поднадзорного объекта.
Подтверждение соответствия по безопасной технической эксплуатации поднадзорных объектов проводится путем периодических осмотров.
Периодические осмотры подразделяются на текущие, общие и внеочередные. Текущие периодические осмотры проводятся в сроки, предусмотренные положением по технической эксплуатации. Общие осмотры проводятся два раза в год, весной и осенью. Внеочередные осмотры проводятся после стихийных бедствий или аварий. Общие и внеочередные осмотры зданий и сооружений проводятся специальной технической комиссией, назначенной приказом собственника (пользователя), в который включается порядок и продолжительность работы комиссии. Состав комиссии определяется в соответствии с положением по технической эксплуатации поднадзорного объекта.
Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также меры и сроки их устранения. Один из экземпляров приобщается к журналу по технической эксплуатации здания.
При выявлении недопустимого или аварийного состояния проводится обследование здания.
Обследования проводятся при необходимости углубленного изучения, оценки состояния и определения мер по видам ремонта или усилению строительных конструкций. Обследования проводятся по специальным методикам, которые разрабатываются организациями, выполняющими указанные обследования, и включают визуальный осмотр, инструментальную проверку, анализ материалов конструкции, проверочные расчеты, выводы о необходимости и сроках выполнения ремонта соответствующего вида.
Отчеты или заключения по результатам обследования являются неотъемлемым приложением журнала по технической эксплуатации, и являются частью производственной и технической документации, подлежащей обязательному хранению.
Запрещается непосредственное использование поднадзорных объектов до утверждения положения по технической эксплуатации (п. 3 ст. 8 Закона Московской области N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области").
Рекомендации:
- необходимо проводить постоянное изучение требований нормативных документов в области эксплуатации объектов недвижимости и положения по технической эксплуатации объекта;
- организация обучения персонала службы эксплуатации требованиям по поддержанию в надлежащем состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий, сооружений" необходимо:
1) обеспечить сохранность, надлежащее техническое состояние и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций здания, его санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения (электроснабжения, водопровода, канализации, отопления, вентиляции и др.);
2) осуществлять систематические наблюдения за состоянием строительных конструкций, включая ежедневные наблюдения, поэлементные осмотры, запись и анализ показаний приборов, в том числе в системе инструментального мониторинга (при необходимости).
В целях предохранения строительных конструкций зданий от перегрузок нельзя допускать:
1) не предусмотренных проектом здания установки и креплений к несущим и ограждающим конструкциям оборудования, различных подвесных транспортных систем, в том числе для очистки окон, информационных табло и т.п. Дополнительные нагрузки могут быть допущены после поверочных расчетов, усиления, при необходимости, строительных конструкций и только с письменного разрешения генерального проектировщика или другой специализированной организации, имеющей на это право по действующему законодательству Российской Федерации;
2) изменения нагрузок от временных устройств и приспособлений, используемых при производстве ремонтных работ.
Основой правильной технической эксплуатации здания является качественное и регулярное выполнение контроля за состоянием строительных конструкций и окружающей территории, а также своевременное проведение ремонтных работ, которые подразделяются на 2 вида: текущий и капитальный ремонты.
Состав и сроки работ по ремонту или восстановлению строительных конструкций здания определяются на основании данных о техническом состоянии строительных конструкций и закономерностях его изменения во времени, полученных в процессе выполнения работ по контролю с учетом действующих нормативных и инструктивных документов.
Текущий ремонт производится с целью предупреждения преждевременного износа строительных конструкций, как правило, после устранения причин появления повреждений строительных конструкций.
Все работы по текущему ремонту делятся на профилактический ремонт, планируемый заранее, и непредвиденный.
Периодичность профилактического текущего ремонта не должна превышать двух лет.
Решение о проведении профилактического текущего ремонта на планируемый год производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации собственника (пользователя) здания. Комиссия должна руководствоваться данными всех видов технических осмотров, проведенных в установленном порядке и занесенных в журнал эксплуатации здания.
Ремонтные работы производятся регулярно в течение года по графику службы эксплуатации здания, разработанному на основании материалов общих, текущих и внеочередных осмотров, а также по заявкам персонала, непосредственно отвечающего за эксплуатацию помещений здания.
Непредвиденный текущий ремонт должен выполняться срочно для ликвидации дефектов, выявленных в процессе эксплуатации здания.
К капитальному ремонту здания относится - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Рекомендации:
- своевременное проведение мероприятий по профилактическим и контрольным действиям на эксплуатируемых объектах с записью результатов в техническом журнале и эксплуатационном паспорте;
- своевременное принятие мер к проведению ремонтных работ по выявленным недостаткам при проведении текущих и общих осмотров зданий и сооружений.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения, Правила обследования и мониторинга технического состояния" необходимо провести первое обследование технического состояния здания, сооружения не позднее чем через два года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Проведение обследования и мониторинг технического состояния зданий и сооружений осуществляется также:
1) по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;
2) при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);
3) по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);
4) по инициативе собственника объекта;
5) при изменении технологического назначения здания (сооружения);
6) по предписанию органов, уполномоченных на ведение регионального государственного контроля (надзора) за эксплуатацией объектов недвижимости.
Обследования специализированными организациями производятся при необходимости углубленного изучения, оценки состояния и определения мер по ремонту или усилению строительных конструкций.
Обследования производятся также при замене или модернизации оборудования, изменении объемно-планировочных и конструктивных решений, а также когда оценка либо определение мер по устранению дефектов или повреждений строительных конструкций здания вызывает затруднения у работников службы эксплуатации.
Обследования проводятся по специальным методикам, разрабатываемым организациями, выполняющими обследования, и включают помимо осмотра инструментальную проверку, анализ материалов конструкции, поверочные расчеты и другие работы.
Результаты обследований специализированными организациями должны оформляться научно-техническими отчетами и актами или заключениями, составляемыми в соответствии с договорами и рабочими программами на выполнение ремонтных или восстановительных работ.
Материалы по обследованию здания специализированными организациями, хранятся в техническом архиве.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований СП 68.13330.2017 "Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" необходимо: всю проектную и производственную техническую документацию на здание, хранить в техническом архиве организации собственника (пользователя) здания, как документацию строгой отчетности.
В техническом архиве должна храниться следующая проектная и производственная техническая документация на здание:
1) материалы инженерно-геологических изысканий (данные о геологических и гидрогеологических условиях площадки и т.д.);
2) проектная документация на стадии "П";
3) рабочие чертежи;
4) акты приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченных строительством объектов;
5) заводские сертификаты на поставленные стальные конструкции;
6) паспорта на материалы и оборудование;
7) акты на скрытые работы;
8) акты приемки работ по антикоррозийной защите строительных конструкций;
9) акты на испытание отдельных узлов (видов) инженерных систем;
10) приказы, распоряжения и предписания по эксплуатации здания, изданные службой технической эксплуатации здания, контролирующих и инспектирующих органов;
11) служебные и докладные записки по вопросам эксплуатации и ремонтов здания;
12) годовые графики поэлементных осмотров строительных конструкций;
13) графики текущих периодических осмотров;
14) акты технических, общих периодических и внеочередных осмотров;
15) планы проведения обследований строительных конструкций специализированными организациями;
16) договоры на обследования здания специализированными организациями или о постановке здания на абонементное обслуживание;
17) технические задания на обследование здания специализированными организациями;
18) материалы обследований строительных конструкций специализированными организациями (отчеты, заключения, акты и т.п.);
19) заявки на проведение, годовые и перспективные графики выполнения геодезических проверок пространственного положения строительных конструкций и их элементов;
20) приказы директора и акты о проведении общих периодических и внеочередных осмотров, а также о причинах аварии строительных конструкций;
21) заявки на проведение ремонтных работ и описи работ;
22) задания на выполнение капитальных ремонтов или реконструкции;
23) графики и проекты производства работ по ремонту здания;
24) проектная и сметная документация на капитальный ремонт;
25) договоры с подрядными организациями на проектирование и выполнение капитального ремонта;
26) сводные заявки на основные материалы, строительные изделия, оборудование и механизмы для ремонтных работ;
27) перспективные планы и титульные списки капитального ремонта;
28) документация, предоставляемая генеральным подрядчиком или специализированной организацией при сдаче здания в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции;
29) акты освидетельствования скрытых работ;
30) приказы руководителя организации собственника (пользователя) здания по приемке в эксплуатацию здания после капитального ремонта;
31) акты комиссии по приемке в эксплуатацию здания после капитального ремонта;
32) журнал учета аварий конструкций здания;
33) графики очистки строительных конструкций;
34) акты комиссии по определению износа строительных конструкций и переоценке основных фондов;
35) акты комиссии по выведению из эксплуатации и списанию здания или его части;
36) приказы руководителя организации собственника (пользователя) здания о проведении учебы и проверке знаний работников служб контроля и эксплуатации здания;
37) инструкция о противопожарном режиме здания;
38) схемы эвакуации людей в случае пожара.
Перечень документации (реестр) должен вестись и находиться у лица ответственного за техническую эксплуатацию здания.
Рекомендации: приведение в надлежащее состояние архивной и текущей технической документации в соответствии требований положения по технической эксплуатации.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований главы 6.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо:
1) по итогам выполненного технического обследования здания специализированной организацией составляется технический отчет, в котором указываются методы проведения технического обследования, состояние строительных конструкций здания на период проведения технического обследования и дается оценка состояния конструкций, а также рекомендации по устранению дефектов здания;
2) данные рекомендации необходимо тщательно проанализировать и в зависимости от тяжести дефектов конструкций приступить к их устранению в ходе текущих или внеплановых ремонтов;
3) для большего изучения состояния отдельных конструкций и узлов здания, необходимо выполнить дополнительное обследование, разработать проект усиления конструкций и выполнить работы силами специализированной организации;
4) рекомендации, выданные по итогам технического обследования, обязательны к выполнению в максимально короткие сроки.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо собственникам (пользователям) здания обеспечивать соответствие здания установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий;
В качестве энергосберегающих мероприятий предусмотрено:
1) теплоизоляция наружных ограждающих конструкций;
2) оснащение индивидуального теплового пункта средствами автоматизации, приборами контроля и учета потребляемой тепловой энергии;
3) применение современных отопительных приборов с термостатическим регулированием теплоотдачи;
4) автоматическое регулирование параметров теплоносителей калориферов приточных вентиляционных установок;
5) водосберегающая сантехническая арматура и оборудование; учет расходов воды;
6) применение светильников с высокой степенью светоотдачи, рациональное управление освещением; выбор актуального современного энергосберегающего электрооборудования; учет потребления электроэнергии.
Для оценки в эксплуатируемом здании потребности энергии на отопление и вентиляцию, установлены классы энергосбережения "А++, А+, А, В+, В, С+, С, С" в % отклонения расчетной удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания от нормируемой (базовой) величины.
Класс энергосбережения устанавливается на основе результатов обязательного расчетно-экспериментального контроля нормируемых энергетических показателей при вводе в эксплуатацию законченного строительством здания.
Срок, в течение которого выполнение требований расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию обеспечивается застройщиком, должен составлять не менее пяти лет с момента ввода их в эксплуатацию.
Требования энергетической эффективности здания подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности здания.
Таким образом, собственнику (пользователю) здания необходимо проводить энергетическое обследование здания силами специализированной организации с составление отчета.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме" необходимо обеспечить устранение повреждений средств огнезащиты строительных конструкций, инженерного оборудования здания, сооружения, а также осуществлять проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).
Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности должна проводиться не реже 1 раза в год комиссией назначенной приказом руководителя собственника (пользователя) здания, с составлением соответствующего акта проверки, в котором указывается состояние на момент проверки огнезащитной обработки конструкций и принятое решение об устранении нарушений покрытия в случае выявления таковых нарушений.
В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ необходимо обеспечить проведение повторной обработки 'конструкций и инженерного оборудования здания, сооружения.
Для соблюдения установленного порядка в части исполнения обязательных требований приказ Минэнерго России от 13.01.2006 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" необходимо осуществлять проверку стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным лицом за электрохозяйство, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного приказа Минэнерго России вместо "13.01.2006" следует читать "13.01.2003"
6. Административная ответственность
Должностные лица Отдела надзора за эксплуатацией объектов недвижимости Управления специальных видов надзора наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Кодекса Московской области об административных правонарушениях (далее - КоАП МО):
Наименование КоАП, статьи |
Санкция статьи |
Субъекты правонарушения |
ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками (пользователями) поднадзорных объектов |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками (пользователями) поднадзорных объектов |
ст. 19.7 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в |
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками (пользователями) поднадзорных объектов |
соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5., частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5- 3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ
|
|
|
ст. 14.1 КоАП МО Осуществление эксплуатации поднадзорных объектов без оформленного и утвержденного в установленном порядке положения о технической эксплуатации здания (строения, сооружения) |
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. |
Юридические лица индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками (пользователями) поднадзорных объектов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 15 февраля 2022 г. N 24 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением государственного строительного надзора при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 18 февраля 2022 г.