Парламентские слушания приурочены к празднованию Дня волонтера (добровольца) 5 декабря, установленного Указом Президента Российской Федерации от 27.11.2017 N 572 "О Дне добровольца (волонтера)" и прошли на следующий день после Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, объединившего 5000 волонтеров и представителей некоммерческих организаций со всех регионов страны. Идеи и предложения по развитию добровольческого движения, озвученные в рамках данного масштабного события, стали ключевыми для обсуждения на парламентских слушаниях.
В Российской Федерации содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений Социальной и молодежной политики.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" предусмотрено увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15%.
Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, включена в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поддержка добровольчества (волонтерства) осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период До 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р.
Вместе с тем участники парламентских слушаний обратили внимание на существующие проблемы:
нехватки или неравномерного распределения в регионах инфраструктуры поддержки добровольческого (волонтерского) движения;
недостаточной проработки механизмов предоставления мер поддержки, в том числе по материально-техническому обеспечению волонтерских организаций;
недостаточного количества образовательных программ для добровольцев;
на сегодняшний день принятые в субъектах Российской Федерации программы поддержки добровольцев достаточно дифференцированы, а где-то и вовсе отсутствуют.
Актуальными для волонтерского движения остаются проблемы взаимопонимания между гражданскими активистами и государственным сектором. Существующие бюрократические правила значительно замедляют работу добровольцев. За последние три года практика правоприменения Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" показала, что не все нормы реализуются, а следовательно, необходим серьезный анализ и организация работы по совершенствованию данного федерального закона.
Заслушав и обсудив выступления депутатов Государственной Думы, доклады представителей министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сообщения представителей некоммерческих организаций, экспертов в области построения гражданского общества, авторов социальных проектов, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации совместно с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Ускорить подготовку заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона "Об обязательном страховании жизни и здоровья добровольцев (волонтеров) и о внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) и иные законодательные акты Российской Федерации".
1.2. Проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих предоставление дополнительных мер государственной поддержки волонтерской деятельности, в частности:
- оплата образовательных услуг;
- оплата услуг связи.
1.3. Проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих освобождение от налогообложения:
доходов, полученных физическими лицами в виде оплаты услуг связи;
доходов, полученных физическими лицами в виде грантов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также доходов, полученных ими из региональных фондов;
товаров, безвозмездно передаваемых социально ориентированным некоммерческим организациям.
1.4. Министерству здравоохранения Российской Федерации проработать вопрос формирования всероссийской базы неизвестных пациентов с публичными открытыми полями, не являющимися персональными данными, к которым мог бы иметь доступ любой желающий. Обеспечить доступ к этой базе персоналу стационарных лечебных учреждений, для внесения соответствующей информации о пациентах.
1.5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проработать вопрос о снятии ограничений в организационно-правовых формах существования добровольной пожарной охраны и снятия территориальных ограничений для территориальной добровольной пожарной дружины (команды).
1.6. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения точного определения местоположения абонентских мобильных устройств в ходе оперативно-розыскной деятельности по поиску пропавших людей, в частности:
обязывающие операторов сотовой связи предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, данные о местоположении мобильных устройств с точностью не более 500 метров;
обязывающие правообладателей операционных систем мобильных устройств и операторов сотовой связи передавать спутниковые координаты мобильного устройства при совершении вызова по номеру экстренных служб "112";
дающие право аварийно-спасательным формированиям в случае пропажи человека в природной среде использовать специальные поисковые устройства.
1.7. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" внести предложения по совершенствованию Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" в срок до 15 января 2022 года.
1.8. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проработать вопрос об изменении Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного дня к отпуску работающим гражданам, участвующим в добровольческой деятельности, на основе данных единой информационной системы в сфере развития добровольчества, (волонтерства).
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Проработать вопрос закрепления обязанности стационарных лечебных учреждений информировать органы внутренних дел в случае поступления пациентов без паспорта путем внесений данных о таковых во Всероссийскую базу неизвестных пациентов.
2.2. Федеральному агентству по делам молодежи разработать комплексную программу софинансирования развития Инфраструктуры поддержки добровольчества в субъектах Российской Федерации, предусматривающей создание специализированных центров в муниципалитетах, в том числе молодежных центров.
2.3. Федеральному агентству по делам молодежи проработать вопрос открытия "Добро.Центров" (службы "одного окна" по теме волонтерства, благотворительности и гражданских инициатив) во всех субъектах Российской Федерации.
2.4. Федеральному агентству по делам молодежи, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность разработки образовательной программы по обучению волонтеров, представителей некоммерческих организаций цифровым компетенциям, навыкам работы в цифровой среде.
2.5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ^стихийных бедствий, Министерству иностранных дел, Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации проработать возможность учета добровольческой (волонтерской) деятельности при поступлении по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и на обучение по программам послевузовского профессионального образования, а также учета профильной добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве практики в вузах.
2.6. Министерству здравоохранения Российской Федерации проработать возможность организации в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения регулярных дней диспансеризации добровольцев (волонтеров) с предоставлением возможности бесплатно и без очереди пройти медосмотр и получить медицинскую книжку или справку о состоянии здоровья для доступа в медицинские и социальные учреждения.
2.7. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору В сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить беспрепятственный доступ волонтеров к работе в организациях здравоохранения и социальной сферы, внедрив единые правила для руководства данных организаций, учитывающие разноплановый характер деятельности волонтёрских организаций.
2.8. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий рассмотреть возможность ограничения или полного исключения опасных практик применения открытого огня в лесном хозяйстве, в том числе контролируемых профилактических выжиганий, для предотвращения возникновения массовых ландшафтных и лесных пожаров.
2.9. Министерству здравоохранения Российской Федерации ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О российском Красном Кресте" с целью закрепления статуса данной организации, ее функционала, организационных и финансовых вопросов.
2.10. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации проработать механизм освобождения волонтерских некоммерческих организаций, занимающих муниципальные помещения, переданные им во временное пользование, от оплаты жилищных и коммунальных услуг за счет бюджетов соответствующего уровня.
2.11. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики и Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" подготовить предложения по внедрению в 2022 году федеральной системы оценки волонтерского труда и вклада некоммерческих организации в финансовых показателях, степени их влияния на экономику.
2.12. Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральному агентству по делам молодежи совместно с Ассоциацией волонтерских центров, Автономной некоммерческой организацией "Национальные приоритеты", Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в целях увеличения вклада волонтеров и некоммерческих организаций в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и решения стратегических задач Российской Федерации:
проанализировать существующие масштабы и. механизмы вовлечения волонтеров и некоммерческих организаций в национальные и федеральные проекты и разработать меры по расширению их участия и повышению его эффективности;
организовать внесение мер поддержки некоммерческих организаций и волонтеров, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, в сервис "Добро.Навигатор" единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства);
обеспечить приоритетность грантовой поддержки проектов волонтерских структур и других некоммерческих организаций; ориентированных на значимый вклад в достижение национальных целей развития и решение стратегических задач Российской Федерации; проработать возможность среднесрочного (на 3-5 лет) финансирования наиболее перспективных из таких проектов.
2.13. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и направления в субъекты Российской Федерации методических рекомендаций по проведению региональных (муниципальных) грантовых конкурсов для физических лиц, в том числе в форме микрогрантов для поддержки социальных и добровольческих проектов.
2.14. Проанализировать перечень дополнительных мер поддержки добровольчества, разработанных Общественной палатой: Российской Федерации совместно с Ассоциацией волонтерских центров, и рассмотреть возможность их внедрения в соответствии с задачей по созданию в Российской Федерации системы социальной поддержки граждан, участвующих в добровольческой деятельности в регионах в федеральный проект "Социальная активность" национального проекта "Образование".
2.15. Рассмотреть возможность внедрения практики добровольческой деятельности среди государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, сотрудников подведомственных организаций в рамках общероссийского проекта взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ.
2.16. Проинформировать Государственную Думу о ходе реализации настоящих рекомендаций парламентских слушаний в период весенней сессии 2022 года (март).
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Разработать и утвердить отраслевые порядки взаимодействия органов, исполнительной власти субъектов Российской Федерации с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями по отдельным направлениям их деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обеспечить снятие барьеров в доступе волонтеров для работы в организациях социальной сферы в период COVID-19.
3.2. Разработать и принять комплексные программы поддержки добровольчества, включающие создание специализированных центров добровольчества в муниципальных образованиях, проведение образовательных программ для волонтеров, а также сотрудников региональных органов исполнительной власти и учреждений по работе с волонтерами. Предусмотреть финансирование указанных мероприятий.
3.3. Разработать и принять программы грантовой поддержки и мер поощрения социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев (волонтеров) - физических лиц. Предусмотреть финансирование указанных мероприятий.
3.4. Развивать в общеобразовательных организациях, а также образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования программы вовлечения в добровольчество с использованием разработанных программ, методической базы и практического опыта Ассоциации волонтерских центров и Российских студенческих отрядов.
3.5. Организовать работу по закреплению полномочий о поддержке и развитии добровольчества в положениях о профильных региональных органах исполнительной власти, взаимодействующих с организаторами добровольческой деятельности, реализующих мероприятия и проекты добровольческой тематики и (или) с участием добровольцев.
3.6. Проработать механизм освобождения волонтерских некоммерческих организаций, занимающих муниципальные помещения, переданные им во временное пользование, от оплаты жилищных и коммунальных услуг за счет бюджетов соответствующего уровня.
4. Комитету Государственной Думы по молодежной политике совместно с Комитетом Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений:
4.1. Осуществлять контроль за реализацией настоящих рекомендаций парламентских слушаний (далее - рекомендации).
4.2. Провести в рамках контроля за исполнением настоящих рекомендаций в период весенней сессии 2022 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по молодежной политике и Комитета Государственной Думы по развитию, гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (март).
4.3. Направить настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации, исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.П. Метелев |
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания РФ "Поддержка и развитие волонтерского движения в России" (утв. 23 декабря 2021 г. N 3.32-11/14)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования России", март 2022 г., N 6