Я, главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав санитарно-эпидемиологическую ситуацию по обеспечению населения питьевой водой гарантированного качества в территориях области отмечаю, что состояние источников и водопроводов централизованного питьевого водоснабжения, качество воды в местах водозабора существенно не изменилось.
Остается без динамики к улучшению санитарно-техническое состояние большинства подземных источников централизованного водоснабжения, которые в 11,2% не отвечают обязательным требованиям санитарного законодательства. Вызывает обеспокоенность тот факт, что 9,0% питьевых источников не имеют организованной зоны санитарной охраны. В 14 административных территориях области показатель превышает среднеобластное значение.
Увеличился удельный вес проб питьевой воды из источников централизованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 11,7% в 2020 г. до 14,0% в 2021 году, ввиду отсутствия комплекса сооружений для проведения водоподготовки, при снижении микробного загрязнения до 0,1% (2020 г. - 0,3%).
В ряде территорий на 21,6% питьевых водопроводах не организован производственный лабораторный контроль, что исключает подачу потребителю питьевой воды гарантированного качества.
С целью предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий в период прохождения паводка 2022 года и снижения угрозы здоровью населения постановляю:
1. Рекомендовать главам городских округов, муниципальных образований Оренбургской области:
1.1. Разработать план санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для подготовки, прохождения паводка и послепаводковый период 2022 г.
1.2. Подготовить места временного проживания для размещения жителей в случае затопления населенных пунктов, где предусмотреть обеспечение питьевой водой, продуктами питания, горячим питанием гарантированного качества, мягким и твердым инвентарем в соответствии гигиеническими требованиями.
1.3. Обеспечить водоочистные и канализационные сооружения достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств с учетом расхода в сутки.
1.4. Предусмотреть альтернативные варианты обеспечения питьевой водой населения: расфасованной в емкости, оборудованными автомашинами и питьевыми цистернами для подвоза населению в наиболее подверженных подтоплению территориях.
1.5. Обеспечить сельское население питьевой водой гарантированного качества, с проведением обеззараживания воды каптажей, общественных колодцев и водоразборных колонок.
1.6. Организовать рейды по контролю за санитарным состоянием городов и населенных пунктов, проведением своевременной очистки от мусора территорий, гаражных кооперативов, ликвидацией стихийных свалок. В неканализованных жилых и общественных зданиях провести дезинфекцию выгребных ям, емкостей-накопителей стоков и децентрализованных источников водоснабжения.
1.7. Предусмотреть закуп вакцин для иммунизации против брюшного тифа, острого вирусного гепатита А и шигеллезов граждан, подлежащих профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям в соответствии с приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", - работники, обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети, осуществляющие санитарную очистку, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов (против брюшного тифа).
1.8. Осуществлять контроль за восстановлением и устойчивым функционированием объектов жизнедеятельности населения на подтопленных и затопленных территориях (в первую очередь - водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, территорий от мусора, общественное питание, торговлю, здравоохранения), проведение дезинфекции территорий, помещений, для чего необходимо создать запас дезинфицирующих средств.
1.9. Проводить разъяснительную работу среди населения о существующих угрозах, изменениях в обстановке, состоянии хозяйственно-питьевых водопроводов, результатах исследований воды, местах подвоза питьевой воды, необходимости обеззараживания источников каптажей, общественных колодцев и колонок в местах подтопления, наличии средств дезинфекции в магазинах, мерах профилактики инфекционных заболеваний.
2. Организациям, осуществляющим содержание и эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения, водоочистных и канализационных очистных сооружений:
2.1. Обеспечить соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки питьевой воды и очистки сточных вод, режима обработки и обеззараживания питьевой воды, сточных вод.
2.2. Принять меры по обеспечению водоочистных и канализационных очистных сооружений достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств (из расчета на сутки, не менее чем на 10 дней работы), специальной техникой (бульдозеры, экскаваторы и др.), материалами (трубами, отводами различных диаметров, и др.) для бесперебойной работы, как в рабочем режиме, так и в чрезвычайной ситуации.
2.3. Проводить производственный контроль качества питьевой воды после водоподготовки и в разводящих сетях, эффективности очистки сточных вод. Информацию в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальные отделы еженедельно представлять.
2.4. Обеспечить соблюдение режимных мероприятий в зонах строго режима (1 пояс зон санитарной охраны) источников питьевого водоснабжения.
2.5. Устранять в установленные сроки аварийные ситуации на канализационных и водопроводных сетях с последующей дезинфекцией, лабораторным контролем качества питьевой воды.
2.6. Уведомлять Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области об аварийных ситуациях, отключениях подачи воды или технических нарушениях, которые могут привести к ухудшению качества питьевой воды для населения, принимая меры по их устранению.
3. Рекомендовать Управлению Россельхознадзора по Оренбургской области (Рябых С.В.) провести оценку ветеринарно-санитарного состояния и биологической опасности скотомогильников, в том числе сибиреязвенных, и биотермических ям, внести предложения по их обустройству в органы исполнительной власти и местного самоуправления.
4. Рекомендовать министерству здравоохранения Оренбургской области (Савинова Т.П.):
4.1. Обеспечить готовность медицинских организаций к работе в период прохождения весеннего паводка, включая этиологическую расшифровку инфекционных заболеваний, предусмотрев наличие и запас средств диагностики, лечения и профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов, дезинфицирующих средств).
4.2. Провести семинар с медицинскими работниками по клинике, диагностике и организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах кишечных инфекций, в том числе брюшного тифа, дизентерии, острого вирусного гепатита А.
4.3. Дать оценку состояния привитости в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в том числе против дизентерии Зонне, острого вирусного гепатита А, пневмококковой инфекции, гриппа, новой коронавирусной инфекцией населения, на территориях, попадающих в зоны возможного подтопления для определения численности лиц, подлежащих прививкам, обеспечив в короткие сроки иммунизацию по эпидемическим показаниям.
5. Рекомендовать руководителям медицинских организаций Оренбургской области:
5.1. Информировать Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в установленном порядке.
5.2. Обеспечить резервный запас дезинфекционных средств и препаратов не менее чем на 10 дней работы.
5.3. Утвердить схемы обеспечения питьевой водой медицинских организаций на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
5.4. Организовать плановую вакцинацию не привитых лиц, подлежащих иммунизации в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в том числе против острого вирусного гепатита А (медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети), против дизентерии Зонне (работники медицинских организаций (их структурных подразделений) инфекционного профиля, лица, занятые в сфере общественного питания и коммунального благоустройства), против брюшного тифа (лица, занятые в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, организаций, осуществляющих санитарную очистку населенных мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов), лица, работающие с живыми культурами возбудителей брюшного тифа).
5.5. Проводить разъяснительную работу среди населения в период прохождения весеннего паводка, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области:
6.1. Оказать практическую помощь органам местного самоуправления в составлении плана санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для подготовки, прохождения паводка и послепаводковый период 2022 г. и обеспечить контроль исполнения.
6.2. Довести текст настоящего Постановления до сведения заинтересованных лиц.
7. Контроль исполнения постановления возложить на заместителей руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Дегтяреву Е.В., Якубович И.С.
Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области |
Н.Е. Вяльцина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 25 февраля 2022 г. N 3 "Об усилении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период паводка 2022 года"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (http://www.56.rospotrebnadzor.ru) 17 марта 2022 г.