Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о применении Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед - некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95).
Так, согласно Указу N 95 в целях исполнения предусмотренных в пункте 1 обязательств должник вправе направить в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги (иностранный номинальный держатель), в отношении которых осуществляется исполнение обязательств, счета типа "С", предназначенного для проведения расчетов по данным обязательствам.
В связи с этим у банков возникли следующие вопросы, требующие оперативного разъяснения:
1. Требования Указа N 95 в части исполнения обязательств резидента перед нерезидентом (по кредитам и займам, финансовым инструментам), включают обязательства как в российских рублях, так и в иностранной валюте?
2. Будет ли верным применять требования Указа N 95 в случае, если страна регистрации нерезидента - контрагента по сделке отсутствует в перечне стран 1 (далее - Перечень стран), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 430-р (например, Сейшельские Острова), но счет контрагента - получателя по сделке открыт в банке - резиденте страны, указанной в Перечне стран (например, Швейцария), или бенефициарный владелец/аффилированное лицо нерезидента - контрагента по сделке зарегистрированы в стране, указанной в Перечне стран?
3. Может ли банк отказать в приеме заявления об открытии счета типа "С"? Если может, то в каких случаях?
4. Какой объем прав возникает у резидента, открывающего счет типа "С" (например, может ли он: запрашивать выписки по счету; направить заявление о закрытии счета; получить остаток денежных средств со счета при его закрытии и т. п.)?
5. Какие сведения/документы относительно нерезидента должны предоставляться резидентом одновременно с заявлением на открытие счета типа "С"?
6. Какие сведения/документы должны быть предоставлены нерезидентом одновременно с заявлением об использовании денежных средств, находящихся на счете типа "С"? Верно ли полагать, что при списании денежных средств с банковского счета типа "С" лицо, уполномоченное распоряжаться денежными средствами, устанавливается в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов"?
7. Кто должен информировать банк о смене кредитора в случае, если права по договору займа были переуступлены после открытия счета типа "С"? Какие сведения/документы должны быть предоставлены в таком случае?
8. Имеет ли право нерезидент направить в банк заявление о закрытии счета типа "С"?
9. Верно ли, что Указ N 95 не распространяется на международные компании (ни как к должникам, ни как к иностранным кредиторам), которые не находятся под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия?
10. Предусмотрено ли открытие счета типа "С" на имя третьего лица-нерезидента, в пользу которого уступаются права требования по договору займа?
11. Может ли счет типа "С" быть открыт на имя нерезидента, который не имеет ИНН и (или) КИО?
12. Требуется ли направлять сообщение в налоговый орган об открытии счета типа "С"? Если да, то чьи данные следует предоставлять в налоговые органы (должника или кредитора), учитывая, что кредитор может не состоять на учете в налоговом органе Российской Федерации?
13. Необходимо ли заключение договора банковского счета для открытия счета типа "С" (если необходимо, то с кем?)? Или для открытия счета будет достаточно подачи только заявления об открытии счета, подписанного резидентом?
14. Обязана ли российская кредитная организация для исполнения своих обязательств перед иностранными кредиторами открывать счета типа "С" в НРД или кредитная организация вправе открыть такие счета у себя?
Может ли российская кредитная организация, являясь должником перед иностранным кредитором из недружественного иностранного государства, открыть счет типа "С" в другой российской кредитной организации?
15. Заявление на открытие счета типа "С" должник должен направить в тот банк, в котором стоит на учете его контракт с иностранным кредитором, или может направить в другой банк? Если должник может направить заявление на открытие счета типа "С" в другой банк, то какими документами подтверждается объем обязательств должника (превышающий 10 млн рублей)?
16. Каким образом необходимо провести процедуру идентификации иностранного кредитора, на имя которого открывается счет типа "С"?
Распространяются ли требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на случаи открытия счета типа "С"? Кого должна идентифицировать кредитная организация: банк, обратившийся за открытием счета типа "С", или иностранного кредитора (что представляется затруднительным для исполнения в полном объеме с учетом текущих обстоятельств)?
17. Необходимо ли открытие и использование счета типа "С", предусмотренного Указом N 95, для проведения операций по перечислению юридическим лицом - резидентом дивидендов в пользу нерезидента (резидента недружественного иностранного государства), в т. ч. в российских рублях на счет в российском банке?
18. Верно ли полагать, что депозитарию в отношении всех новых клиентов - иностранных кредиторов необходимо при открытии счетов депо также присваивать тип счета "С"?
19. Следует ли толковать пункт 1 Указа N 95 таким образом, что в понятие "финансовых инструментов" включаются только ценные бумаги и производные финансовые инструменты (или толкование должно быть более широким, чтобы охватывать документарные аккредитивы, резервные аккредитивы, независимые гарантии, поручительства, факторинг, межбанковские и клиентские конверсионные операции, операции с драгоценными металлами, иное финансирование)?
20. Для исключения лица из числа лиц недружественных иностранных государств согласно подпункту "а" пункта 12 Указа N 95 необходимо, в том числе, чтобы исключаемое лицо находилось под контролем российских юридических или физических лиц.
Может ли контролирующее физическое лицо быть признано российским, если:
- у него одновременно имеется российское гражданство и гражданство недружественного иностранного государства;
- у него одновременно имеется российское гражданство и гражданство иностранного государства, не являющегося недружественным;
- российский гражданин постоянно проживает в недружественном или ином иностранном государстве?
21. Для исключения лица из числа лиц недружественных иностранных государств согласно пункту 12 Указа N 95 необходимо, в том числе, чтобы исключаемое лицо находилось под контролем российских юридических или физических лиц (подпункт "а" пункта 12 Указа N 95). При отсутствии бенефициарных владельцев юридического лица в качестве бенефициарного владельца указывается единоличный исполнительный орган (руководитель). Достаточно ли указания руководителя в качестве бенефициарного владельца юридического лица для выполнения требования подпункта "а" пункта 12 Указа N 95 при условии, что руководитель является российским лицом (российским гражданином и резидентом)?
22. Согласно пункту 2 Указа N 95 установленный им порядок распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн рублей в календарный месяц, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца.
В связи с этим требует разъяснения следующий вопрос: данный порядок распространяется на исполнение одного обязательства должника или может распространяться на исполнение нескольких обязательств перед одним иностранным кредитором, суммарный размер которых превышает вышеуказанную сумму?
23. Верно ли полагать, что операции по списанию, предусмотренные режимом счета типа "С", могут осуществляться кредиторами без ограничений (оплата налогов/сборов, приобретение облигаций федерального займа, выплата неустойки и т.д.), за исключением случаев, когда необходимость получения разрешения прямо предусмотрена режимом счета?
24. Могут ли на денежные средства, находящиеся на счете типа "С", быть наложены ограничения или взыскания со стороны государственных органов?
25. Обязана ли кредитная организация контролировать зачисления на счета типа "С" и вправе ли она отказать в зачислении денежных средств, если выявлено, что средства зачисляются не в связи с исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 1 Указа N 95.
26. Пунктом 10 Указа N 95 Банку России предоставлены полномочия по определению иного порядка исполнения должниками обязательств, названных в пункте 1 Указа N 95. В какие сроки Банк России планирует реализовать указанные полномочия?
27. Верно ли полагать, что расчеты по сделке (операции), влекущей прекращение права собственности лица - резидента недружественного государства на ценные бумаги при их отчуждении по сделке купли-продажи с российским резидентом могут быть осуществлены в иностранной валюте без получения разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, т. к. российский резидент - покупатель ценных бумаг не подпадает под определение "должника" по смыслу пункта 1 Указа N 95?
28. Верно ли полагать, что Указ N 95 не распространяется на счета N 30606 "Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с финансовыми и другими активами", открываемые кредитными организациями в соответствии с требованиями Положение Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" и на указанные счета не распространяется режим специального брокерского счета типа "С"?
29. Верно ли полагать, что операции лица - резидента недружественного государства по распоряжению остатками денежных средств (в рублях и/или иностранной валюте) на счетах N 30606 "Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с финансовыми и другими активами", возникших до 05.03.2022, осуществляются без ограничений?
В связи с изложенным просим высказать позицию Банка России по вышеуказанным вопросам о применении Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.
Президент |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1 Недружественные иностранные государства/ иностранные государства, совершающие недружественные действия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 марта 2022 г. N А-02/5-104 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"
Текст письма опубликован не был