Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Темы к обсуждению, вопросы и предложения
для направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Темы для обсуждения
1. В связи с изменениями, внесенными в Закон N 115-ФЗ 1, в том числе Законом N 230-ФЗ 2, Законом N 355-ФЗ 3, планируются ли Росфинмониторингом продвижение мероприятий, направленных на снижение регуляторной нагрузки, в частности, инициирование:
1.1. Утверждения перечня лицензируемых видов деятельности (закрепление официального перечня кодов ОКВЭД, по которым требуется предоставление лицензий)?
1.2. Разработки сервиса по проверке доменных имен клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принимаемых на обслуживание банками, во исполнение Закона N 355-ФЗ? В какие сроки кредитным организациям будет доступна возможность в автоматическом режиме осуществлять проверку доменных имён, указателя станицы сайта в Едином реестре доменных имён?
1.3. Создания единого ресурса, с помощью которого возможно будет получить данные об актуальных лицензиях. Какой планируемый срок ввода в действие такого ресурса?
1.4. Исключения ряда операций, осуществляемых по счетам некоммерческих организаций - клиентов банка, например, по перечислению банковской комиссии, налоговых платежей, операции по оплате кредитных обязательств и пр., из операций, подлежащих обязательному контролю по кодам 9003, 9004?
1.5. Увеличения порога в 15 000 рублей для идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца?
2. Просьба уточнить, планируется ли внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях ограничения возможностей использования исполнительных документов для осуществления подозрительных операций, связанных с транзитом, обналичиванием, выводом капитала за рубеж?
3. Планируется ли разработка новых механизмов, упрощающих открытие расчетного счета индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в банке, например, без личной встречи с клиентом, но при проведенной при этом должным образом идентификации клиента в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ? Просим осветить планы по созданию таких механизмов и, в случае их наличия, предполагаемые сроки реализации.
4. Планируется ли унифицировать способы направления кредитными организациями в Росфинмониторинг обязательной отчётности, предусмотренной Положением Банка России N 600-П 4, Положением Банка России N 655-П 5, исключив ее направление через территориальные органы Банка России?
Вопросы
1. Какой порядок работы кредитной организации с операциями клиента необходимо применять при получении от Росфинмониторинга запроса с пометкой "повышенное внимание"? Должен ли банк после получения запроса направлять сообщения с кодом 6001 на все операции клиента или только на те операции, которые банк признал подозрительными?
Предложения к рассмотрению
1. Предложение: рассмотреть вопрос о продлении срока переходного периода реализации положений Приказа от 19.03.2021 N 52 "Об утверждении порядка ведения Федеральной службой по финансовому мониторингу сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структуру и формат размещаемой в нем информации" на срок до 31 августа 2022 года.
Обоснование.
Наличие у кредитных организаций технических проблем с настройками в автоматических системах. Такая отсрочка позволит кредитным организациям обеспечить использование размещённого в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга Перечня как в новом формате "XML", так и в формате "DBF".
2. Предложение: инициировать внесение изменений в Закон N 115-ФЗ в целях делегирования функции идентификации физических лиц операторам связи для целей удаленного заключения с физическим лицом договора с банком.
Обоснование. В настоящее время операторы связи уже работают как отдельные юридические лица и являются субъектами регулирования в рамках Закона N 115-ФЗ. Кредитные организации полагают, что такое делегирование от банков операторам связи функционала по идентификации может иметь поддержку, в том числе и в ГД РФ, и в Банке России. Учитывая тенденцию на повышение степени доступности финансовых услуг для всех граждан РФ, в том числе находящихся вдали от городов, где присутствуют отделения банков, возможность делегировать идентификацию операторам связи существенно улучшила бы доступ граждан к банковским услугам и позволила банкам работать в правовом поле.
3. Предложение: рассмотреть возможность повышения суммового порога по операциям, подлежащим обязательному контролю:
1) по кодам 9003 6, 9004 7 и 5016 8 на сумму (в т.ч. эквивалент суммы в иностранной валюте) равную или превышающую 100 000 рублей;
2) по иным кодам обязательного контроля с 600 000 рублей до 1 000 000 рублей;
Обоснование. Количество обязательных к контролю операций и соответственно формируемых ФЭС выросло в разы, при этом основная масса сообщений формируется по операциям на несущественные суммы (по кодам 9003, 9004, 5016).
Введение новых признаков привело к многократному увеличению административной нагрузки на банки, связанной с мониторингом операций, формированием и направлением сообщений о таких операциях в Росфинмониторинг. Реализация предложения позволит снизить нагрузку на кредитные организации по предоставлению сведений в уполномоченный орган на 70%. Кроме того, существующие пороги операций были разработаны при первичном вступлении в силу Закона N 115-ФЗ и длительное время не пересматривались с учетом инфляции и иных факторов.
4. Предложение: из операций, подлежащих обязательному контролю по коду 9003 и 9004, исключить расчеты с обслуживающим банком (комиссии, удерживаемые и начисляемые проценты, другие "технические платежи"), расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
Обоснование. Предлагаем поддержать данное предложение ввиду значительного увеличения нагрузки на кредитные организации по причине введения новых кодов обязательного контроля 9003 и 9004, а также несоответствия некоторых операций, попадающих под обязательный контроль, целям Закона N 115-ФЗ.
5. Предложение: внести изменения в ст. 6 Закона N 115-ФЗ путем удаления слова "вклад" из формулировки кода 4006 10, исключив таким образом из перечня операций, подлежащих обязательному контролю по коду 4006, операций, связанных с размещением денежных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на депозит.
Обоснование.
В целях снижения регуляторной нагрузки.
6. Предложение: включить в Закон N 115-ФЗ нормы, регламентирующие действия профессиональных участников рынка ценных бумаг при выполнении ими обязательств по биржевым сделкам в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, с учетом их обязанности применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении указанных лиц (п. 5 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ).
Обоснование.
В целях управления регуляторным риском.
7. Предложение: рассмотреть возможность увеличения срока предоставления обязательной отчётности в уполномоченный орган до 5 рабочих дней. По отчётности, направляемой кредитными организациями в рамках Положения Банка России N 655-П, Указаний Банка России N 4077-У 11, N 5392-У 12 - до 3 рабочих дня.
Обоснование. В связи со значительным увеличением объёма направляемой кредитными организациями отчётности по обязательному контролю, в целях её качественной подготовки и своевременного направления.
8. Предложение: не расценивать непредоставление дополнительной информации как препятствие в проведении расследования.
При наличии дополнительных комментариев со стороны Росфинмониторинга глубина запрашиваемого периода не должна превышать 1-3 года. Срок исполнения такого типа запросов предлагается увеличить до 10 рабочих дней. Набор дополнительной информации должен быть фиксированным и порядок ответа предлагается установить на законодательном уровне.
Обоснование.
За последние 2 года многократно увеличилось количество запросов Росфинмониторинга с требованием предоставить информацию, не регламентированную законодательством. В связи с чем не представляется возможным: выработать единый подход к предоставлению такого рода информации; автоматизировать отчетность по такому типу запросов; определить круг лиц, компетентных в подготовке ответов; поиск информации увеличивает трудозатраты.
В настоящее время сроки исполнения запросов не увеличены; запрашиваемый период не регламентирован и в большинстве случаев указан максимальный; непредоставление информации несет репутационные риски для банка.
9. Предложение: установить максимальный запрашиваемый период информации об операциях клиентов - 5 лет.
Обоснование.
Глубина запрашиваемого Росфинмониторингом периода не ограничена. При этом поиск, выгрузка и предоставление сведений об операциях клиентов за архивные периоды несет большую нагрузку на системы банка, требует повышенных временных затрат, дополнительных сетевых мощностей для хранения и поддержания работоспособности программного обеспечения.
10. Предложение: установить логический контроль на стороне Росфинмониторинга по срочным запросам и тем самым исключить возможность их направления с нарушениями форматов.
Обоснование.
Порядок направления, набор и период запрашиваемой информации установлен Приказом N 171 13. В большинстве случаев срочные запросы поступают в банк с расширенным набором видов информации; содержат запрос в комментариях дополнительной информации; количество лиц в запросе превышает количество, установленное Приказом N 171; глубина периода превышает 3 года.
11. Предложение: привлечь банки к обсуждению и тестированию новых форматов ответов согласно Положению Банка России N 600-П.
Обоснование.
С 2014 года не вносились корректировки в форматы ответов на запросы Росфинмониторинга. За это время правила идентификации, подходы к сбору и хранению информации значительно изменились. Большинство изменений противоречат устаревшим, но все еще действующим форматам ответов. Это приводит либо к формальному нарушению форматов из-за отсутствия необходимой информации или к усложнению процессов в банке по сбору и хранению данных.
12. Предложение: установить срок вступления в силу нормативных документов минимум 6 месяцев с даты официального опубликования. В законодательных актах, вносящих изменения в мероприятия по идентификации или внедряющих новые обязанности по идентификации, обозначать сроки вступления в силу для всех документов по банковской деятельности минимум 180 дней с даты официального опубликования.
Обоснование.
Не представляется возможным в кратчайшие сроки перенастроить и адаптировать системы к изменениям, что как следствие может привести к предоставлению разных сведений субъектами Закона N 115-ФЗ.
Новые нормы законодательства в части идентификации вводятся, в том числе, постановлениями Правительства или иных государственных органов со сроками вступления в силу в течение 10-ти рабочих дней или на следующий рабочий день (на примере Постановления от 15 июля 2021 года N 1205 о продлении сроков паспортов, которое вступило в силу в день опубликования).
Указанные сжатые сроки ставят банки в затруднительное положение в связи с необходимостью оперативного внесения изменений в процессы/системы.
13. Предложение: расширить перечень случаев, при которых не требуется проведение идентификации выгодоприобретателей. Установить суммовой порог операции, при превышении которого требуется идентифицировать выгодоприобретателя.
Обоснование.
В настоящее время отсутствуют четкие критерии о необходимости и требованиях к идентификации выгодоприобретателей.
14. Предложение: сократить объем сведений для идентификации:
- для ФЛ: считать сведения об адресе, месте рождения атрибутами, которые могут устанавливаться кредитными организациями только при проведении расследований;
- для ЮЛ: устанавливать одно или несколько уникальных идентификационных сведений (ИНН, ОГРН, ОКПО) и не дублировать иные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, например, адрес. В состав ФЭС включать минимальный набор о клиенте, т.к. все сведения - об адресе, месте рождения, ДУЛ и т.д., можно установить из ГИС, оставить, например - ИНН, ОГРН/ОГРНИП, СНИЛС и атрибуты, присущие операции/договору в банке.
Обоснование.
В связи с переходом на цифровизацию услуг, введением Цифрового профиля на ГОСУСЛУГах, когда для подтверждения учетной записи предоставляются, в том числе, идентификационные сведения, устанавливаемые впоследствии финансовыми организациями, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности уменьшения объема устанавливаемых в соответствии с Законом N 115-ФЗ, Положением Банка России N 499-П и передаваемых в соответствии с Правилами в составе ФЭС идентификационных сведений, которыми уже располагают государственные информационные системы.
------------------------------
1Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
3Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4 Положение Банка России от 20 сентября 2017 г. N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов".
5 Положение Банка России от 17 октября 2018 г. N 655-П "О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6 Операция по получению некоммерческой организацией, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой, денежных средств и (или) иного имущества.
7 Операция расходованию некоммерческой организацией, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой, денежных средств и (или) иного имущества.
8 Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.
9 Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом.
10 Зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия
11 Указание Банка России от 20 июля 2016 г. N 4077-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции".
12Указание Банка России от 22 января 2020 г. N 5392-У "О порядке уведомления уполномоченным банком органа финансового мониторинга о каждом случае отказа в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций, совершение которых не допускается в соответствии со статьями 8.3 и 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также о каждом случае проведения ранее приостановленной операции или отказа в проведении ранее приостановленной операции".
13 Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 16 июля 2020 г. N 171 "Об утверждении Особенностей направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в кредитные организации запросов в электронной форме".
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 марта 2022 г. N 01-01-33/4413 О рассмотрении тем к обсуждению,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.