Решение Алтайского краевого суда от 19 марта 2021 г. N 3а-5/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим в части решения от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год", установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" является единой теплоснабжающей организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления на территории Хабарского, Новоильинского, Коротоякского сельсоветов Хабарского района Алтайского края в соответствии с постановлением Администрации Хабарского района Алтайского края от 17 апреля 2018 года N 162-р.
Постановлением Администрации Хабарского района от 03 ноября 2015 года N 562 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Хабарского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Хабарского сельсовета, актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 10 апреля 2018 года N 146/1 на 2019 год.
Постановлением Администрации Хабарского района от 27 октября 2016 года N 468 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Новоильинского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Новоильинского сельсовета, актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 29 августа 2019 года N 355.
Постановлением Администрации Хабарского района от 27 октября 2016 года N 466 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Коротоякского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Коротоякского сельсовета", актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 29 августа 2019 года N 354.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год" утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 2380,26 руб./Гкал (без НДС), на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 2598,33 руб./Гкал (без НДС); для населения на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 2856,31 руб./Гкал (с НДС), на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 3 118 руб./Гкал (с НДС) (л.д. 203-205, том 1).
Решение от 20 декабря 2019 года N 572 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 24 декабря 2019 года, внесено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 02 марта 2020 года с присвоением регистрационного номера RU22000201902106 (л.д. 206-208, том 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в котором просило признать недействующим Приложение к решению от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год" (далее - Решение N 572).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию потребителям Коротоякского, Новоильинского, Хабарского сельсоветов Алтайского края на 2020 год, которые являются необоснованными и негативно сказываются на хозяйственной деятельности предприятий. Административный истец полагает, что оспариваемое решение принято управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов без учета актуализированных схем теплоснабжения Коротоякского и Новоильинского сельских советов в части объемов полезного отпуска тепловой энергии, не в полном объеме учтены расходы на приобретение угольного топлива, не применена корректировка необходимой валовой выручки, в тариф 2018 года не включена расчетная предпринимательская прибыль.
В судебном заседании представитель административного истца Я.М.М. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, уточненных административных исковых заявлениях (л.д. 148-153, том 3, л.д. 25-30, том 4), письменных пояснениях (л.д. 73-81, том 3, л.д. 115-121 том 5).
Представители административного ответчика Е.Н.В., И.Л.А. в судебном заседании возражали против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые заявления и дополнительных письменных возражениях (л.д. 81-95, том 1, л.д. 158-162, том 3, л.д. 152-153, том 4, л.д. 122-135 том 5).
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению (л.д. 151-157, том 5), изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
В судебном заседании установлено, что органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 20 декабря 2019 года принято Решение N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год", которым в пункте 1 произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Коротоякского, Новоильинского, Хабарского сельсоветов Алтайского края, на 2020 год, установленных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 04 декабря 2018 года N 367 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2018-2027 годы" (л.д. 203-205, том 1).
Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативными, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления заинтересованными лицами тепловой энергии потребителям Хабарского района Алтайского края в 2020 году.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением. Полагая, что этим актом нарушаются его права и законные интересы ООО "Хабарское МОКХ" вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующим Решения N 572 в части, затрагивающей его права и законные интересы.
Следовательно, Решение N 572 может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Пунктами 4.8 и 4.10 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, определено, что органом, уполномоченным на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией представителя административного ответчика о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Требования законодательства о порядке принятия, регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемому Решению N 572 соблюдены, что не оспаривалось административным истцом.
Проверяя соответствие указанного решения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 39 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, (далее - Правила) решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года 1075, (далее - Основы ценообразования) принимается в соответствии с пунктами 13-35 Правил.
В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования (пункт 9 Методических указаний).
Представленными в суд материалами подтверждается, что 23 апреля 2019 года органом тарифного регулирования Алтайского края в установленном законодательством о теплоснабжении порядке открыто дело о пересмотре тарифа, проводимом с целью учета корректировок долгосрочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Хабарское МОКХ" потребителям Хабарского района, на 2020 год, с применением метода индексации установленного тарифа.
В судебном заседании установлено, что в муниципальных образованиях Хабарский сельский совет, Новоильинский сельский совет, Коротоякский сельский совет Администрацией Хабарского района Алтайского края утверждены схемы теплоснабжения на период с 2014 года до 2029 года. Постановлениями Администрации Хабарского района Алтайского края от 29 августа 2019 года N 354 и N 355 актуализированы схемы теплоснабжения на территории Коротоякского и Новоильинского сельсоветов (л.д. 2-5, том 3).
Из объяснений представителя управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и экспертного заключения от 06 декабря 2019 года N 20-рп следует, что при корректировке долгосрочных тарифов административным ответчиком расчетный объем полезного отпуска из тепловых сетей трех сельсоветов рассчитан и принят на основании данных из схем теплоснабжения на территории указанных сельсоветов без учета актуализированных схем теплоснабжения на территории Коротоякского и Новоильинского сельсоветов, поскольку указанные схемы актуализированы с нарушением срока, установленного п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", а схема теплоснабжения Хабарского сельсовета не была актуализирована вовсе, в связи с чем, по мнению административного ответчика, ресурсоснабжающей организацией не представлено надлежащее обоснование снижения объема полезного отпуска.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 при разработке схем теплоснабжения поселений с численностью населения до 10 000 человек, в которых в соответствии с документами территориального планирования используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, соблюдение требований, указанных в пунктах 3-89 требований к схемам теплоснабжения и пунктах 10, 35-38 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является обязательным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В материалах дела имеется копия пояснительной записки к Генеральному плану муниципального образования Хабарский сельсовет, представленная Администрацией Хабарского сельсовета, согласно которой на территории с. Хабары система теплоснабжения является централизованной.
Однако теплоснабжение индивидуальной жилой застройки, не присоединенной к системе централизованного теплоснабжения, является децентрализованным, организованным от индивидуальных котлов и печек. Топливом в данном случае являются дрова, уголь (л.д. 6-7 том 4).
Общее число зарегистрированных на территории поселения граждан - 5 286 человек (л.д. 5 том 4).
Из пояснительной записки к Генеральному плану муниципального образования Коротоякский сельсовет и ответа главы Коротоякского сельсовета усматривается, что на территории сельсовета организовано центральное отопление, остальная часть населения отапливается индивидуально углем и дровами. Количество населения на территории Коротоякского сельсовета составляет 1 973 человека (л.д. 57-60, том 5, л.д. 13 том 4).
Из представленной в адрес суда администрацией Новоильинского сельсовета карты с отображение схемы развития объектов инженерной инфраструктуры с. Новоильинка, являвшейся приложением к ранее действующему на территории муниципального образования Генеральному плану и ответа заместителя главы администрации Новоильинского сельского совета следует, что большая часть населения территории муниципального образования отапливается печным способом, число населения составляет 1 462 человека (л.д. 2-4, том 4).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку на территории Хабарского, Новоильинского, Коротоякского сельских поселений численность населения составляет менее 10 000 человек и используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, соблюдение требований пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154, не является обязательным.
Доводы управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о том, что схема теплоснабжения Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края не была актуализирована Администрацией Хабарского района Алтайского края на 2020 год, в связи с чем все три схемы не подлежали учету, являются несостоятельными, поскольку на момент определения тарифным органом полезного отпуска тепловой энергии схемы теплоснабжения Хабарского, Новоильинского, Коротоякского сельсоветов являлись действующими, были опубликованы на официальном сайте администрации Хабарского района, оспорены не были.
Кроме того, по результатам работы комиссии по осуществлению контроля за соблюдением ООО "Хабарское МОКХ" условий Концессионного соглашения от 27 ноября 2018 года, в состав которой входил представитель управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, установлено несоответствие планируемого объема полезного отпуска с фактическим потреблением тепловой энергии в сторону снижения объемов (л.д. 63-73, том 1).
Как усматривается из экспертного заключения (л.д. 177, том 1), объем полезного отпуска для Хабарского сельсовета принятый регулирующим органом (13,415 тыс. Гкал) не соответствует объему полезного отпуска, установленного схемой теплоснабжения муниципального образования на которую ссылается административный ответчик (11,604 тыс. Гкал.) (л.д. 154, том 2), разница составляет 1,811 тыс. Гкал.
При изложенных обстоятельствах установление регулирующим органом объема полезного отпуска в размере 18,933 тыс. Гкал при наличии схем теплоснабжения Хабарского (11,604 тыс. Гкал), Новоильинского (3,358 тыс. Гкал), Коротоякского (1,781 тыс. Гкал) сельских советов Хабарского района Алтайского края повлекло принятие не соответствующего пункту 22 Основ ценообразования и пунктам 7-9,18 Методических указаний решения об установлении тарифов на тепловую энергию.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7); обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункт 3 части 1 статьи 7).
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю дату расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, копий документов, подтверждающих проведение заявителем торгов, а также расчёта цен (тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе затраты на топливо (пункт 33 Основ ценообразования).
Расходы регулируемой организации на топливо рассчитываются как произведение нескольких величин, одной из которых является плановая (расчётная) цена на топливо с учётом затрат на его доставку и хранение, определяемая органом регулирования с использованием источников информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, предусмотренном пунктом 28 Основ ценообразования (пункты 34, 37 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Названной нормой установлена последовательность применения органом регулирования источников информации о ценах, что обязывает использовать указанные виды цен в строгой очередности.
В случае невозможности использования всех источников информации о ценах, перечисленных в пункте 28 Основ ценообразования, применяется пункт 31 Основ ценообразования, согласно которому орган регулирования определяет плановые (расчетные) значения расходов исходя из норм и нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а в случае их отсутствия - исходя из экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.
В связи с отсутствием государственного регулирования цен на уголь подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования в данном случае не применяется.
Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур (подпункт "б" пункта 28 Основ).
Из материалов дела следует, что ООО "Хабарское МОКХ" представило в управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов заявление об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год. При подаче заявления об установлении тарифов заявитель представил в регулирующий орган договор от 19 августа 2019 года N 15, заключенный с ООО "Т.П.Р.", в соответствии с которым стоимость угля марки ДР ставила 3600 руб. за тонну (с НДС).
15 октября 2019 года ООО "Хабарское МОКХ" представило в регулирующий орган пакет документов о проведении конкурса на закупку топлива. Согласно представленным документам победителем конкурса стало ООО "Т.П.Р." по цене угля марки ДР ставила 3600 руб. за тонну (с НДС).
Из материалов дела следует, что спорный договор от 19 августа 2019 года на поставку твёрдого топлива заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заявленные ООО "Хабарское МОКХ" цены с учетом проведенных торгов не были приняты во внимание ответчиком для расчета необходимой валовой выручки. Цена на топливо определена экспертами управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в размере 2135,77 руб. за тонну без НДС в размере цены, учтенной на отопительный период 2018-2019 годы с учетом индексов цен на 2019-2020 годы 104,4, 104,1 с учетом транспортировки.
Обосновывая невозможность применения цены, определенной в договоре от 19 августа 2019 года административный ответчик в экспертном заключении указал, что цена на уголь превышает среднюю рыночную стоимость угля в Алтайском крае, мероприятий направленных на снижение закупочной цены, обществом не проводилось, поставщик определен в условиях отсутствия конкуренции (л.д. 184-185, том 1). В судебном заседании 09 декабря 2020 года представитель административного ответчика дополнительно пояснила, что в ходе анализа материалов по торгам, экспертом были выявлены разночтения в единицах измерения топлива, указанных в техническом задании и договоре.
В указанной части с решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не согласился административный истец.
Суд находит обоснованными доводы административного истца в указанной части в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, в целях определения плановых значений расходов на приобретение угля при установлении тарифов на 2020 год ООО "Хабарское МОКХ" представило в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов договор от 19 августа 2019 года N 15 на поставку твердого топлива (уголь), заключенный с ООО "Т.П.Р." по результатам закупочной процедуры - электронного аукциона на право заключения контракта на поставку угля для нужд ООО "Хабарское МОКХ", подтверждающий приобретение угля марки ДР по цене 3600 за тонну с НДС и с учетом оказания услуг по хранению, доставке, разгрузке (л.д. 9-16, том 3).
Вместе с тем, в нарушение пунктов 29, 32 Правил регулирования тарифов в экспертном заключении и протоколе заседания правления управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 56/45 отсутствует обоснование выводов экономической необоснованности цены угля, указанной в представленном обществом договоре, который в установленном законом порядке не признан недействительным или незаключенным.
Какие-либо сведения о нарушении процедуры проведения электронного аукциона материалы дела не содержат, административным ответчиком таких доказательств в ходе рассмотрения дела также не представлено.
Ссылка административного ответчика на непринятие вышеуказанного договора на поставку угля в связи с наличием заявки единственного участника, противоречит положениям Федерального закона от 18 июля 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который не содержит запрета на осуществление закупки у единственного поставщика. Предоставление административным истцом документов по обоснованию цены на уголь позднее даты, установленной п. 13 раздела 4 Правил регулирования, не может служить основанием к отказу в их принятии. Так же не состоятелен довод административного ответчика о том, что определенная обществом начальная максимальная цена на топливо значительно превышала цену угля, приобретаемого Алтайским краем для государственных нужд. Так в представленной информации о закупках имеются сведения о стоимости 3 150,3 360 руб. за тонну (л.д. 128-130, том 5).
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона отказ тарифного органа от применения при определении расходов на приобретение топлива подпункта "б" пункта 28 Основ ценообразования нельзя признать обоснованным.
В Методических указаниях закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).
Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.
Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
При таких обстоятельствах исключение тарифным органом из плановых расходов предложенной предприятием цены на топливо привело к установлению экономически необоснованного тарифа.
Проверяя довод административного истца о незаконности отказа управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в корректировке НВВ на 2020 год, рассчитанную обществом в 2019 году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2018 году, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 52 Методических указаний НВВ, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле (21). При этом в целях установления НВВ на 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей четырех показателей формулы учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с настоящим пунктом.
В соответствии с п. 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что тарифы для ООО "Хабарское МОКХ" впервые установлены 04 декабря 2018 года, в связи с чем возможность корректировки НВВ при установлении регулирующим органом отсутствовала ввиду осуществления деятельности предприятием не полный год.
В соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования при применении метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации в сфере теплоснабжения определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
При этом порядок корректировки долгосрочного тарифа в сфере теплоснабжения предусмотрен пунктами 49-57 Методических указаний.
Согласно пункту 52 Методических указаний НВВ, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29-31 Основ ценообразования по формуле (26), при этом расчетная предпринимательская прибыль определяется с учетом расчетной предпринимательской прибыли, учтенной при установлении тарифов на (i-2)-й год.
В судебном заседании установлено, что при установлении управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов тарифа на 2018 год расчетная предпринимательская прибыль установлена не была. Решение регулятора от 04 декабря 2018 года N 367 ООО "Хабарское МОКХ" не оспорено, в связи с чем у органа регулирования отсутствовала возможность рассчитать указанный показатель в соответствии с приведенной формулой. Таким образом, исключение управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов из плановой НВВ заявленной обществом суммы расчетной предпринимательской прибыли, является обоснованным.
На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части подлежат удовлетворению, нормативный правовой акт - признанию недействующими в соответствующей части со дня его принятия, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта.
Руководствуясь разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд также приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.
С учётом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия Приложение к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год".
Возложить на управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год".
Взыскать с управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции.
Мотивированное решение составлено 01 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 19 марта 2021 г. N 3а-5/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании