Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Л.М. Постоваровой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.М. Постоварова оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающего, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Федеральным законом; застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, позволяют прекращать выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца лицам, являющимся руководителями организаций, при отсутствии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, как следствие, зачета в страховой стаж указанным лицам соответствующих периодов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения пункта 3 части 1 статьи 25 "О страховых пенсиях" направлены на обеспечение обоснованности пенсионных выплат, учитывают объективные обстоятельства, связанные с установлением фактов, влекущих утрату пенсионером права на назначенную страховую пенсию, не предполагают произвольного прекращения выплаты страховой пенсии. Кроме того, законом допускается судебная проверка обоснованности прекращения выплаты пенсии.
Названная норма во взаимосвязи с оспариваемым положением статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", определяющим круг лиц, признаваемых застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, которая, как следует из судебных постановлений, в период получения страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 14 лет, выплачиваемой согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" только неработающим лицам, являлась генеральным директором ООО "Фтизиомед Партнер" и ООО "Цертус Групп". Вопреки утверждению заявительницы, для приобретения статуса застрахованного лица в соответствии с указанным положением Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не имеет значения, была ли она руководителем организаций, являющимся единственным участником (учредителем), либо наряду с другими работниками организации работала по трудовому договору. Кроме того, выплата заявительнице указанной пенсии была возобновлена после прекращения деятельности в качестве генерального директора указанных обществ.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Постоваровой Людмилы Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2022 г. N 306-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Постоваровой Людмилы Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" и абзацем вторым пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)