Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 11.05.2021 N НСФР - 02/1-267 (далее - обращение) и сообщает следующее.
Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-Ф3 1 и учитывая установленную Гражданским кодексом Российской Федерации правовую природу номинального счета, в рассматриваемых в обращении случаях, валютной операцией будет признаваться перевод с номинального счета валюты Российской Федерации, принадлежащей:
заказчику - нерезиденту, на счет исполнителя - нерезидента (вопрос 1 обращения) и на счет исполнителя - резидента (вопрос 2 обращения);
заказчику - резиденту, на счет исполнителя - нерезидента (вопрос 3 обращения);
заказчику-нерезиденту и являющейся комиссионным вознаграждением владельца номинального счета на расчетный счет такого владельца - резидента (вопрос 5 обращения).
В данных по операциям в целях учета операция зачисления валюты Российской Федерации со счета заказчика - нерезидента на номинальный счет отражается с кодом вида операции 99090 2 приложения 1 к Инструкции N 181-И 3.
В данных по операциям с кодом вида операции, определяемым по экономическому смыслу, исходя из существа обязательства и вида контракта, отражаются валютные операции, связанные со списанием с номинального счета:
принадлежащей заказчику - нерезиденту валюты Российской Федерации на банковский счет исполнителя резидента;
принадлежащей заказчику - юридическому лицу - резиденту, валюты Российской Федерации на банковский счет исполнителя нерезидента - физического лица;
комиссионного вознаграждения владельцу номинального счета.
Перечисление денежных средств в валюте Российской Федерации по счетам нерезидентов отражаются в данных по операциям по кодам операций из группы 60 "Переводы нерезидентов, снятие (зачисление) наличной валюты Российской Федерации, осуществляемые по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации" перечня кодов видов операций приложения 1 Инструкции N 181-И в зависимости от существа проведенной валютной операции.
По вопросу 6 обращения считаем необходимым отметить следующее. Учитывая то, что валютное законодательством Российской Федерации не связывает возникновение обязанностей по выполнению предусмотренных им требований в части контроля с применяемыми формами и способами безналичных расчетов, представляется, что направление в обслуживающий банк только реквизитов платежных карт получателей является недостаточным.
Получение необходимой информации может быть обеспечено в рамках информационного обмена между обслуживающим банком и владельцем номинального счета, между владельцем и заказчиками, и также между заказчиками и исполнителями в рамках процедур, предусмотренных договором номинального счета, "правилами Сервиса", договорами между заказчиками и исполнителями.
В случае отсутствия у уполномоченного банка необходимой информации, представляется, что уполномоченный банк может воспользоваться правом запрашивать и получать у резидентов предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 173-ФЗ документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Заместитель директора |
А.А. Слободова |
------------------------------
1Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
2 "Расчеты по операциям, не указанным в группах 01-80 Перечня кодов видов операций, а также за исключением платежей по кодам 99010, 99020, 99030, 99035".
3Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 23 июля 2021 г. N 12-4-2/3664 "Об операциях по номинальным счетам"
Текст письма опубликован не был