Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2021 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Министр |
А.В. Кузнецов |
Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии Свердловской области
от 18 марта 2022 г. N 299
"Об утверждении доклада о результатах
обобщения правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов
и экологии Свердловской области
при осуществлении федерального
государственного лесного контроля
(надзора) за 2021 год"
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2021 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) содержит вопросы правоприменительной практики организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора) исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
I. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора)
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области пожарной безопасности в лесах.
Соблюдение требований лесного законодательства проверяется как при проведении контрольных мероприятий (плановые и внеплановые проверки, инспекционные визиты, рейдовые осмотры, выездные обследования), так и при осуществлении лесной охраны посредством систематического патрулирования лесов (в соответствии со статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации) подведомственными Министерству государственными казенными учреждениями Свердловской области в области лесных отношений учреждениями (далее - лесничества).
Общее количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), и (или) лесную охрану составляет 356 должностных лиц, из них 30 сотрудников Министерства и 326 сотрудников лесничеств.
Плановые проверки соблюдения требований лесного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих леса, в 2021 году проводились в соответствии с Планом проверок, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 27.10.2020 N 1430 (далее - План проверок).
План проверок размещен в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и на официальном сайте Министерства.
Проверяемые в рамках лесного контроля (надзора) субъекты были включены в План проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без применения риск-ориентированного подхода.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" во 2 полугодии 2021 года Министерством бы проведен масштабный анализ деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование лесов и подготовлены Перечень объектов федерального государственного лесного контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска и Перечень объектов федерального государственного лесного контроля (надзора), отнесенных к категории умеренного риска, утвержденные приказом Министерства от 23.08.2021 N 989.
Проведение плановых проверок во втором полугодии 2021 года осуществлялось с учетом категории риска контролируемых субъектов.
Так в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 7 "а" Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, пунктами 12 и 20 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.08.2021 N 989 "Об отнесении объектов федерального государственного лесного контроля (надзора) к категориям риска" из Плана проверок исключено 15 юридических лиц в связи с принятием решения об отнесении деятельности указанных юридических лиц и (или) используемых ими производственных объектов к категории низкого риска и 1 юридическое лицо в связи с прекращением деятельности юридического лица, подлежащего проверке.
Учитывая изложенное, в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерством проведено 22 плановых и 33 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия проведены по следующим основаниям:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 3 внеплановых выездных проверки;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий - 22 плановых проверки;
3) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 17 внеплановых проверок и 13 инспекционных визитов.
Плановые проверки проведены с использованием чек-листов.
Информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах внесена в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок не направлялось.
Все контрольные (надзорные) мероприятия в первом полугодии 2021 года были проведены на основании приказов Министерства, разработанных в соответствии с требованиями части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приказы о проведении проверок содержат следующие сведения: наименование органа государственного контроля (надзора), вид государственного контроля (надзора), фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки; иные сведения, если это предусмотрено нормативно-правовыми актами.
Во втором полугодии 2021 года контрольные (надзорные) мероприятия проведены на основании решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, разработанных в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки, содержит сведения, установленные статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе: дату, время и место принятия решения; кем принято решение; основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия; вид контроля; фамилии, имена, отчества, должности инспектора; объект контроля, адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности; вид контрольного (надзорного) мероприятия; перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия; предмет контрольного (надзорного) мероприятия; проверочные листы, дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, перечень документов, предоставление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 1 июля 2021 года расширен перечень контрольных мероприятий, так, к плановым и внеплановым проверкам добавились такие мероприятия как инспекционный визит и рейдовый осмотр, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом, а также наблюдение и выездное обследование, которые проводятся без взаимодействия.
Все контрольные мероприятия за исключением проверки исполнения предписаний и мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся по согласованию с прокуратурой.
Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен статьей 65 закона: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование, испытание, отбор проб, экспертиза.
Министерством в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) проводятся как документарные (в первом полугодии 2021 года), так и выездные проверки. Выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место.
В 2021 году проведено 17 документарных и 38 выездных контрольных (надзорных) мероприятий.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки проводится в соответствии с требованиями законодательства, так сроки проведения плановых проверок в первом полугодии 2021 года не превышают 20 рабочих дней, во втором полугодии 2021 года - 10 рабочих дней, инспекционного визита - 1 рабочего дня.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется Акт проверки, в случае выявления нарушений выдаются обязательные для исполнения предписания.
Проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- 24335 патрулирований лесов, из них 2349 патрулирований с участием должностных лиц органов внутренних дел;
- 85 плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков.
В течение года ведется работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемых законом ценностям.
Обращения граждан поступают в Министерство на телефон доверия, почтой, на сайт Министерства, а также через иные контрольно-надзорные органы и органы власти по компетенции.
Основными поводами обращения граждан служат такие нарушения требований лесного законодательства, как незаконная рубка лесных насаждений, загрязнение и захламление лесов твердыми коммунальными отходами, нарушение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, самовольное использование лесных участков.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
По результатам рассмотрения обращений граждан принимаются решения о проведении, в случае необходимости, внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, инспекционных визитов и иных контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с полномочиями.
В случае выявления в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по обращениям граждан, нарушений, материалы направляются в органы внутренних дел, органы прокуратуры для установления виновных лиц и привлечения их к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
В 2021 в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) году рассмотрено 160 обращений граждан, юридических лиц по фактам нарушения обязательных требований.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований: сведения о мерах, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора)
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 88 нарушений, выдано 77 предписаний.
Наиболее часто в ходе плановых проверок выявляются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины и правил лесовосстановления. Типичными нарушениями также являются не проведение в установленный срок противопожарных и лесовосстановительных мероприятий, неукомплектованность пунктов противопожарного инвентаря, нарушение порядка заполнения и подачи лесной декларации, отсутствие технологических карт при заготовке древесины, неочистка мест рубок от порубочных остатков, складирование древесины в неустановленных местах и другие.
Так, например, в ходе ряда плановых проверок в отношении федеральных казенных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области на территории Ивдельского, Гаринского и Сотринского лесничеств выявлено в общей сумме 15 нарушений требований лесного законодательства.
В частности, одним из федеральных казенных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области не проведены мероприятия по воспроизводству лесов в части содействия естественному возобновлению; рубок ухода, предусмотренных проектом освоения лесов, а другим федеральным казенным учреждением ГУФСИН России по Свердловской области не проведены противопожарные мероприятия в части прочистки и ухода за минерализованными полосами.
Многие лесопользователи халатно относятся к обязанности по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные договорным условиями. За эти нарушения предусмотрена как гражданско-правовая (неустойки), так и административная ответственность.
Особое внимание уделялось проверке соблюдения правил пожарной безопасности в лесах при разработке лесных участков. Многие арендаторы, в своей работе используют технологию разработки лесосек с применением холодного способа очистки мест рубок: сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания. При осмотре мест рубок регулярно выявляются оставление порубочных остатков у стены леса, оставление валов и куч, размерами, превышающими 3 метра, в то время как Правилами пожарной безопасности в лесах предусмотрена укладка порубочных остатков в кучи или валы длиной не более 2 метров шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания. Расстояние от прилегающих лесных насаждений должно быть не менее 10 метров.
Однако, технологические возможности агрегатной техники, не позволяют соблюсти данные требования правил, т.е. требуется дополнительная доочистка лесосек с применением ручного или механизированного труда (мульчеры).
Арендаторы зачастую не выполняют данные требования, в результате чего при осмотре мест рубок выявляется неудовлетворительная очистка, начисляется существенная неустойка и виновное лицо привлекается к административной ответственности. Кроме того, несвоевременная очистка создает повышенную угрозу лесных пожаров в пожароопасный сезон.
Приказом Рослесхоза от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки" доочистка мест рубок от порубочных остатков является одним из первых мероприятий при проведении заключительных лесосечных работ, между тем, доочистка лесосек после завершения работ по заготовке древесины зачастую не проводится.
Для предотвращения указанных нарушений арендаторам даны рекомендации совместно со специалистами лесничеств проводить предварительные осмотры мест рубок, своевременно устранять выявленные при осмотре недостатки.
Следует обратить внимание на такое нарушение как складирование древесины в местах, не предусмотренных технологической картой и проектом освоения лесов, а именно, создание лесных складов для временного хранения древесины.
Согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р, лесной склад является объектом лесной инфраструктуры и должен располагаться на основании проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Самовольное же использование лесного участка под складирование заготовленной древесины для временного хранения, в том числе и на арендованных участках за пределами лесосек, содержит признаки состава административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.9, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 50.4-1 Лесного Кодекса Российской Федерации организация пунктов складирования древесины после вывоза ее с лесосеки допускается исключительно в местах, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, а с 1 июля 2021 года хранение древесины после вывоза с лесосеки допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
По-прежнему актуальна проблема незаконных рубок, совершаемых, в том числе, арендаторами лесных участков из-за некачественного отвода лесосек, а также рубка без лесной декларации.
Так, например, из-за некачественного отвода арендатором лесосек, были выявлены незаконные рубки в Шалинском лесничестве, допущенные арендатором лесного участка. Площадь незаконной рубки составила 1,9 га, объем 322,89 куб. м., ущерб составил 3720 тыс. рублей. Отвод лесосеки был произведён от квартального столба, но промер привязки на местности лесосеки был меньше на 30 метров из-за чего произошло смещение лесосеки.
Также в Шалинском лесничестве арендатор лесного участка допустил незаконную рубку на площади на 0,9 га, объём 175,7 куб. м., ущерб составил 1,8 миллиона рублей из-за некачественного отвода. При натурной проверке установлено превышение площади отведенного выдела на 0,9 га.
Указанные действия являются нарушением требований п. 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993, согласно которому в целях заготовки древесины проводится отвод и таксация лесосеки, при которых определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
В 2021 году на территории Нижне-Сергинского, Туринского, Красноуфимского, Невьянского лесничеств также были выявлены случаи рубки лесосек после истечения срока действия лесной декларации арендаторами лесных участков.
На территории Синячихинского лесничества арендатором лесного участка допущены факты незаконной рубки без разрешительных документов за пределами лесосеки, выявленные в ходе дистанционного мониторинга и осмотра лесосек. Нарушителю назначено административное наказание в виде штрафов на общую сумму 410 тысяч рублей.
В данных примерах, арендаторами лесных участков проявлена халатность в соблюдении требований законодательства, а возможно и умышленные действия, так как в отчетах об использовании лесов вышеуказанные лесосеки показаны как вырубленные в срок, отсрочка на заготовку древесины не оформлена.
Чтобы не допустить незаконной рубки на своем арендованном участке арендаторам лесных участков рекомендовано своевременно оформлять все разрешительные документы на заготовку древесины, следить за своевременностью прохождения государственной регистрации договора аренды лесного участка; проект освоения лесов должен пройти государственную экспертизу, лесная декларация должна быть подана в установленный законом срок, технологические карты должны быть разработаны в соответствии с лесохозяйственными требованиями. При отводе лесосеки нужно тщательно проверять соответствие отведенной в натуре делянки исходным документам и картографическим материалам. Способы очистки лесосек следует устанавливать в зависимости от лесорастительных, противопожарных и санитарных условий, с учетом наиболее рациональной технологии лесозаготовок и последующих лесовосстановительных работ, а также с учетом антропогенного фактора.
В целях профилактики нарушений требований лесного законодательства в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также глав муниципальных образований, территории которых граничат с землями лесного фонда, направлено 1260 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства, в том числе требований пожарной безопасности в лесах.
В случае невыполнения (несвоевременного выполнения) предписаний в отношении виновных лиц возбуждается административное производство по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль". Так за 2021 год по указанной статье к административной ответственности привлечено 16 лиц с наложением административных штрафов на общую сумму 87 тыс. рублей.
На территории Свердловской области выявлено 431 нарушение лесного законодательства, следствием которых явилось причинение вреда лесам и находящимся в них природным объектам, что на 5,4% ниже показателя 2020 года. Из общего числа нарушений 385 случаев незаконных рубок лесных насаждений общим объемом 45 729,4 куб. м.
За незаконную рубку лесных насаждений к уголовной ответственности привлечено 27 лиц, к административной - 43 лица с наложением штрафов на сумму 886,5 тыс. рублей.
В соответствии с Планом по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляется взаимодействие с общественными организациями и гражданами, проводятся межведомственные оперативные мероприятия по пресечению незаконного оборота древесины. Проводится проверка сопроводительных документов на транспортировку древесины с использованием сведений, содержащихся в Единой государственной системе ЛесЕГАИС.
За нарушение порядка транспортировки древесины к административной ответственности привлечено 25 лиц с наложением административных штрафов на сумму 150 тыс. рублей.
III. Взыскание вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
В 2021 году в ходе проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование лесов, не зафиксировано случаев вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (патрулирование лесов, дистанционный мониторинг) в 2021 году на территории земель лесного фонда Свердловской области выявлено 431 нарушение лесного законодательства, вследствие которых лесам причинен вред в общем размере 750,778 млн. рублей.
В сравнении с 2020 годом отмечена положительная динамика снижения числа нарушений лесного законодательства на 5,5%. Из общего числа нарушений лесного законодательства 385 случаев приходится на незаконные рубки лесных насаждений общим объемом 45,7 тыс. куб. метров, общий вред лесам от которых составил 743 млн. рублей. Отмечена положительная динамика снижения числа загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором - на 45%; числа прочих нарушений лесного законодательства - на 69%.
Положительная динамика в 2021 году по сравнению с 2020 годом отмечена по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства, 120%. В счет возмещения вреда, причиненного лесам, в федеральный, областной и муниципальный бюджеты поступило 65 932,6 тыс. рублей, что превышает поступление в 2020 году более чем в два раза.
IV. Сведения о направлении в правоохранительные органы материалов по нарушениям, совершенным на землях лесного фонда, содержащие признаки уголовного преступления
В правоохранительные органы направлено 343 материала по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления по фактам незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ). Отказано в возбуждении уголовного дела по 167 материалам, из них 153 по статье 260 УК РФ, 14 по статье 261 УК РФ (из направленных ранее).
В 2021 году возбуждено 215 уголовных дел по статье 260 УК РФ, что на 38% превышает показатель 2020 года. К уголовной ответственности привлечены 27 лиц.
V. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях за нарушения лесного законодательства
В рамках административного производства возбуждено 1129 дел об административном правонарушении.
Из органов внутренних дел и прокуратуры поступило на рассмотрение 53 дела об административном правонарушении.
К административной ответственности привлечено 1087 лиц, из них по 206 делам вынесены предупреждения, по 879 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 15863,2 тыс. рублей. На два лица наложено наказание в виде административного ареста и обязательных работ.
Из всех наложенных административных штрафов:
- на граждан 233 штрафа на сумму 669,3 тыс. рублей;
- на должностных лиц 566 штрафов на сумму 6120,4 тыс. рублей;
- на юридических лиц 80 штрафов на сумму 9073,5 тыс. рублей.
В рамках административного производства внесено 626 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Основная доля административных правонарушений приходится на нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) - 35,1%, нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (ст. 8.27 КоАП РФ) - 19,7%, нарушения правил заготовки древесины (ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ) - 18,2%. В сравнении с прошлым годом на 18% увеличилось число лиц, привлеченных к административной ответственности, на 39,9% возросла общая сумма наложенных административных штрафов.
Из наложенных 879 административных штрафов взыскано 730 штрафов на общую сумму 9640 тыс. рублей, что составляет 83% от общего количества наложенных административных штрафов и 61% от общей суммы наложенных штрафов. Наибольшая задолженность (2418 тыс. руб.) имеется по административным штрафам, наложенным судами по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Для принудительного взыскания административных штрафов в
территориальные отделы Федеральной службы судебных приставов направлено 48 исполнительных документов на общую сумму 1169 тыс. рублей.
В 2021 году возбуждено исполнительное производство по взысканию 33 административных штрафов на общую сумму 1952,8 тыс. рублей, (с учетом направленных ранее исполнительных документов).
На 31.12.2021 судебными приставами взыскано 16 административных штрафов на общую сумму 474 тыс. рублей.
Распределение количества и суммы наложенных административных штрафов по статьям КоАП РФ (по сведениям отчета по форме 8-ОИП, утвержденной приказом Минприроды России от 28.12.2015 N 565) показано в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Назначено административных штрафов |
||
на физических лиц |
на должностных лиц |
на юридических лиц |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего административных правонарушений |
ед. |
233 |
566 |
80 |
тыс. руб. |
669,3 |
6 120,4 |
9 073,5 |
|
в том числе: Самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ) |
ед. |
5 |
14 |
1 |
тыс. руб. |
100,0 |
615,0 |
200,0 |
|
Нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
49 |
122 |
7 |
тыс. руб. |
53,3 |
1 286,0 |
352,0 |
|
Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
|
|
тыс. руб. |
0,5 |
|
|
|
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений (ст. 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
33 |
6 |
4 |
тыс. руб. |
106,5 |
120,0 |
660,0 |
|
Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (ст. 8.28.1 КоАП РФ) |
ед. |
|
5 |
|
тыс. руб. |
|
150,0 |
|
|
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
6 |
13 |
4 |
тыс. руб. |
3,5 |
52,0 |
41,0 |
|
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
137 |
179 |
23 |
тыс. руб. |
387,5 |
2 188,0 |
3 275,0 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) |
ед. |
|
7 |
8 |
тыс. руб. |
|
7,0 |
80,0 |
|
Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) |
ед- |
2 |
7 |
8 |
тыс. руб. |
18,0 |
580,0 |
2 120,0 |
|
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) |
ед. |
|
7 |
|
тыс. руб. |
|
28,0 |
|
|
Прочие правонарушения |
ед. |
|
206 |
25 |
тыс. руб. |
|
1 094,4 |
2 345,5 |
VI. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
2021 год явился переломным для осуществления органами государственной власти контрольных (надзорных) полномочий, в том числе полномочий по федеральному государственному лесному контролю (надзору). Так, в первой половине 2021 года указанные полномочия осуществлялись в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а с 1 июля 2021 года вступил в законную силу Федеральный закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Федеральный закон N 248-ФЗ очертил основные направления реформирования государственного и муниципального контроля, однако, в ходе реализации положений закона нами были выявлены некоторые противоречия.
Так Федеральным законом N 248-ФЗ предусмотрено 9 видов контрольно-надзорных мероприятий: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).
Перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), установлен Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 (далее - Положение).
Между тем, Положением не предусмотрено проведение на внеплановой основе документарных проверок (п. 35 Положения), что в ряде случаев делает невозможным проверку предписаний (например, если в ходе проверки исполнения предписания требуется лишь рассмотрение документов без выезда на лесной участок).
В силу специфики осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), а именно, удаленности и трудно доступности расположения предмета контроля (лесных участков), государственный лесной инспектор практически лишен возможности реализации части 5 статьи 70 Закона, согласно которой срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день. Кроме того, сведения о составлении документов по итогам контрольных (надзорных) действий должны быть внесены в Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий в течение суток с момента осуществления действия (постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415"),
Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 70 Федерального закона N 248-ФЗ, указав на то, что акт инспекционного визита может быть составлен в течение одного рабочего дня со дня проведения мероприятия. Кроме того, необходимо внести соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, указав, что сведения о составлении документов по итогам контрольных (надзорных) действий должны быть внесены не в течение суток с момента осуществления действия, а с момента составления документов.
Следует отметить, что реализация Закона на практике потребует некоторых финансовых вложений. Так, например, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, таких как инструментальное обследование, осмотр, досмотр, отбор проб и образцов, требуется обязательное применение видеозаписи, в связи с чем потребуется оснащение государственных лесных инспекторов персональными средствами видео-фиксации (видеорегистратор и т.п.).
Помимо изложенного, проблемами, сдерживающими развитие лесного комплекса, остаются недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения, низкий уровень оплаты труда, низкий престиж профессии. Пересмотра требует методика финансирования полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора). Основными причинами потери лесных ресурсов по-прежнему остаются лесные пожары и незаконные рубки.
Необходимо внедрение и увеличение эффективности следующих мер:
- распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты;
- установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия;
- уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора;
- установление ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 18 марта 2022 г. N 299 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2021 год"
Вступает в силу с 28 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 21 марта 2022 г.