В соответствии с частью 4 ст. 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год (далее - Доклад).
2. Начальнику отдела реализации мер активной политики занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан К.А. Тазетдинову.
Министр |
Э.А. Зарипова |
Доклад
о правоприменительной практике Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 14 марта 2022 г. N 184)
1. Общие положения
Доклад о правоприменительной практике Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) для обеспечения единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, для выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, для анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, для выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) и для подготовки предложений об актуализации обязательных требований.
При подготовке доклада Министерство руководствовалось Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) одобренными заседанием проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21 февраля 2017 года N 13(2).
Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный контроль) в соответствии с полномочиями, определенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.08.2007 N 388 "Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан".
В докладе изложены вопросы организации и проведения контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной Министерству сфере, вопросы соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, в том числе типичные нарушения обязательных требований и профилактические мероприятия осуществляемые Министерством для уменьшения количества нарушений обязательных требований.
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
2.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
Государственный контроль осуществляется Министерством в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и пункта 4 части 4 Закона Республики Татарстан от 19 июня 2006 года N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан".
Осуществление Министерством государственного контроля (надзора) предусмотрено в отношении юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, численность работников которых составляет не менее 35 человек и которым установлена квота для приема инвалидов.
Исходя из обязанности по квотированию рабочих мест, установленной Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Министерством было разработано Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2021 N 910 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" (далее - Положение) и отменены ранее действующие приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 25.07.2012 N 592 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2017 N 924 "Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 2021 г. N 910
В соответствии с Положением объектом регионального государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в части соблюдения обязательных требований.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Положением определены критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска.
При осуществлении государственного контроля (надзора) предусматриваются следующие категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Решение об отнесении деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска и решение об изменении категории риска оформляются приказами Министерства на основании критериев отнесения деятельности контролируемых лиц к определенным категориям риска.
При отсутствии приказа Министерства об отнесении деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска деятельность контролируемых лиц считается отнесенной к категории низкого риска. Министерство ведет перечень контролируемых лиц, деятельности которых присвоены категории риска.
Включение контролируемых лиц в перечень осуществляется на основании приказа Министерства об отнесении деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска.
К категории среднего риска относится деятельность контролируемого лица в случае, если в течение года, предшествующего дате составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, контролируемое лицо привлечено к административной ответственности за:
неисполнение предписания об устранении нарушений обязательных требований;
неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) для установления квоты, о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
К категории умеренного риска относится деятельность контролируемого лица в случаях, если:
на дату составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год имеется неисполненное контролируемым лицом, частично исполненное, исполненное с нарушением установленных сроков предписание об устранении нарушений обязательных требований;
в течение года, предшествующего дате составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, имеется факт непредставления контролируемым лицом в Министерство уведомления об исполнении предостережения либо возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, выданное Министерством, и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок, указанный в предостережении.
При отсутствии обстоятельств, позволяющих отнести деятельность контролируемых лиц к категориям среднего и умеренного рисков, деятельность контролируемых лиц относится к категории низкого риска.
При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.
Плановые документарные и (или) выездные проверки в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - один раз в четыре года;
для категории умеренного риска - один раз в шесть лет.
В отношении контролируемых лиц, которым присвоена низкая категория риска, плановые проверки не проводятся.
Проект ежегодного плана проведения плановых проверок формируется на основе перечней объектов контроля по видам государственного контроля (надзора), содержащимся в едином реестре видов регионального государственного контроля (надзора), в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля для категорий риска, к которым отнесены объекты контроля.
Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Органы прокуратуры осуществляют рассмотрение проекта ежегодного плана в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 61 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В связи с отсутствием на дату утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок контролируемых лиц, деятельность, действия (бездействия) в части соблюдения обязательных требований которых подлежит отнесению к категории среднего и умеренного риска, план проведения плановых проверок Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2021 году не утверждался.
Внеплановая документарная проверка, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, а также с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В 2021 году проведение внеплановых проверок Министерством не осуществлялось в связи с отсутствием оснований для их проведения. Согласование с органами прокуратуры проведение внеплановых проверок не осуществлялось.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в 2021 году не проводились.
Обращения, заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, средств массовой информации о фактах нарушений требования законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов в Республике Татарстан в 2021 году не поступали.
В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", реализации с 23.09.2021 Федерального закона N 248-ФЗ приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" утверждены типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом.
Сроки проведения выездной или документарной проверки регламентированы Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган. Приказы доводятся до субъектов государственного надзора (контроля) своевременно (не менее чем за 3 рабочих дня до начала проверки).
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих мест.
О проведении выездной проверки контролируемые лица уведомляются путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано с органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
В случае если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения проверки, уполномоченное должностное лицо Министерства составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в установленном порядке.
Ознакомление контролируемого лица с актом производится в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39-43 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований должностные лица Министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны осуществить действия, указанные в части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Осуществление мероприятий по контролю без взаимодействия с работодателями в 2021 году проводились путем ежемесячного мониторинга информации о деятельности либо действиях организаций, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
2.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержден приказом Министерства от 27.01.2022 N 59 (далее - Перечень актов). Данный перечень размещен на официальном сайте Министерства (https://mtsz.tatarstan.ru/npa.htm?pub_id=3118557)
В Перечень актов включены:
пункт 2 статьи 20, статьи 21, 22, 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
абзац 7 пункта 1 и пункт 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан";
статьи 3, 6 Закона Республики Татарстан от 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
пункты 2.7, 2.14, 3.1, 3.2, 3.4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 N 170 "Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан".
Данные нормативные правовые акты содержат следующие требования законодательства, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю:
создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
принятие локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах;
ежемесячное представление центрам занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
представление информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным;
ежегодное представление, не позднее 25 июня текущего года, а вновь созданные работодатели по запросу центров занятости населения в месячный срок представляют в центр занятости информацию о среднесписочной численности работников, количестве инвалидов, работающих в организации.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, фактов и условий способствующих нарушениям обязательных требований, Министерство осуществляло мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной программой профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее - программа профилактики).
Программа профилактики на 2021 год была утверждена приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 21.12.2020 N 880 "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на период 2021-2023 годов". Доклад Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об итогах реализации в 2021 году программы профилактики за 2021 год размещен на официальном сайте Министерства (mtsz.tatarstan.ru).
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
На 2022 год программа профилактики рисков утверждена приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 15.12.2021 N 923 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан на 2022 год".
Министерство осуществляет следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Информирование осуществляется Министерством посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Министерства mtsz.tatarstan.ru, в средствах массовой информации.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее семи рабочих дней с момента их изменения. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Министерством путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Министерство обращений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля.
Министерство ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики осуществляет подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ (далее - предостережение). Оснований для объявления предостережений в 2021 не выявлено.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется Министерством в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме, или в устной форме в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация, ставшая известной должностному лицу в ходе консультирования, не может использоваться Министерством в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит проводится с предварительным уведомлением контролируемых лиц не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения, срок проведения не может превышать 8 часов. Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, у которых в процессе их деятельности впервые возникает обязанность по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты, не позднее чем в течение одного года с момента представления информации об исполнении квоты для приема на работу инвалидов. Профилактические визиты в 2021 году не проводились, в связи с проведением в соответствии с План-графиком проведения публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики на 2021 год, в 43 муниципальных районах и 2-х городских округах Республики Татарстан, в мае и ноябре 2021 года представителями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан публичных мероприятий с участием работодателей, представителей прокуратуры и других заинтересованных лиц (97 мероприятий).
В ходе публичных мероприятий рассматривались вопросы соблюдения обязательных требований при установлении квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, наиболее частые случаи нарушений обязательных требований с предоставлением рекомендаций по недопущению нарушений обязательных требований (https://mtsz.tatarstan.ru/inie-materiali-1921897.htm).
По запросу работодателей Министерством даются письменные и устные разъяснения о порядке исполнения работодателями квоты для трудоустройства инвалидов. В целях информирования работодателей о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов Министерством разработаны информационные материалы (лифлет). Государственными учреждениями службы занятости населения Республики Татарстан (далее - центры занятости населения) проводится работа по распространению среди работодателей данного лифлета.
Министерством, центрами занятости населения проводится работа по освещению в средствах массовой информации обязанностей работодателей о предоставлении в центр занятости населения информации по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В рамках пропаганды трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья пресс-служба Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан разместила в 2021 году в социальных сетях ролик на тему квотирования мест для трудоустройства инвалидов:
https://www.instagram.com/p/CRlorpXq_wP/;
https://vk.com/mtsz.tatarstan?w=wall-131946266_3013.
В ролике освещаются обязательные требования по квотированию рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, порядок установления квоты работодателям исходя из среднесписочной численности работников, информация об изменениях в законодательстве по исполнению квоты по трудоустройству инвалидов в 2022 году.
Кроме этого, Министерством направлялась информация для размещения на Интернет-ресурсе "Проверенный бизнес" (provbiz.ru) материалов, касающихся осуществления государственного контроля (надзора).
На сайте Министерства организован интерактивный сервис "Модуль обратной связи" в целях улучшения делового климата и снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов. Интерактивный сервис "Модуль обратной связи", представляющий собой короткий опросник для получения обратной связи от бизнеса по результатам проведенных проверок. Полученная обратная связь позволяет понять степень удовлетворенности бизнеса визитом инспектора, выявить возможные нарушения, допущенные контрольно-надзорными органами при проведении проверок. Данный механизм получения обратной связи обеспечивает необходимый уровень защиты прав предпринимателей при организации контрольно-надзорных мероприятий в целях установления прозрачных правил организации контроля.
В декабре 2021 на базе Межрегиональной ассоциации охраны труда был проведен семинар-совещание на тему: "Изменения в законодательстве о труде и занятости в 2021-2022 гг. и порядок их применения" в режиме видеоконференции.
В семинаре приняли участие работодатели, представители Министерства, прокуратуры г. Казани, Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.
В ходе семинара рассматривались вопросы изменений в законодательство, порядок установление для работодателей квоты для приёма на работу инвалидов, организация работы на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", выполнение обязательных требований законодательства в области трудоустройства инвалидов в рамках установленной квоты.
В целях повышения информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях, предотвращения нарушения обязательных требований подконтрольными субъектами, информация о проверках размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", ФГИС "Единый реестр проверок" по адресу https://proverki.gov.ru.
Информация о проведенных проверках размещается на официальном сайте Министерства.
Кроме этого, информирование осуществляется Министерством посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 7 рабочих дней с момента их изменения.
Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии следующую информацию:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующих осуществление регионального государственного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
утвержденные проверочные листы;
руководства по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программу профилактики рисков причинения вреда;
план проведения плановых проверок;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Министерством у контролируемых лиц;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Министерства;
доклады о государственном региональном контроле;
иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности и обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору и контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Министерством был разработан проект приказа Министерства "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты", который проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Приказ вступает в силу с 01.03.2022 года.
См. приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 28 февраля 2022 г. N 140 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты"
В связи с изменениями в законодательство, регулирующее отношения в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в этой сфере, планируется внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Татарстан.
Министерство на постоянной основе проводит методическую работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленную на предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с их стороны. По запросу работодателей Министерством даются письменные и устные разъяснения обязательных требований по приему на работу инвалидов в рамках квоты.
2.3. Типовые нарушения обязательных требований
Анализ правонарушений по результатам проведенных в предыдущие годы мероприятий по контролю показал, что нарушениями обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов являются:
1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Наказание: неисполнение выданных предписания об устранении нарушений в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как избежать:
выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с решениями об установлении квот;
ежемесячно представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение 10 дней со дня увольнения работника по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Непредставление информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных в счет квоты рабочих местах.
Наказание: согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, как правило, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как избежать:
- принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- ежемесячно представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В связи с изменениями в законодательство, регулирующее отношения в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в этой сфере, планируется внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Татарстан.
При предоставлении доклада о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля Министерство неоднократно указывала на то, что основными причинами нарушения работодателями законодательства о занятости населения являются незначительный размер административного штрафа, налагаемого работодателям в случае установления нарушений, возможность избежания ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства из-за сроков давности привлечения к ответственности, связанного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая высокую социальную значимость в обществе и остроту вопросов трудоустройства инвалидов, целесообразно рассмотрение на федеральном уровне возможности внесения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнений, позволяющих привлекать работодателей к административной ответственности в течение года со дня совершения административного нарушения в виде отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (по пункту 1 ст. 5.42), а также внесение изменений в статьи 5.42, 19.7, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера административного штрафа для юридических и должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 14 марта 2022 г. N 184 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год"
Текст приказа опубликован не был