Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение некоммерческого партнерства "Национальный совет финансового рынка" от 25.01.2021 N НСФР-02/1-25, и сообщает следующее.
Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона N 115-ФЗ 1. Вместе с тем. Департамент считает возможным изложить свою позицию по поставленным в обращении вопросам, которая не является официальным толкованием Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросу 1.
С учетом позиции Департамента, изложенной в письме от 21.08.2020 N 12-4-4/3449 (вопросы 2, 8) 2, относительно квалификации операции по сделке с недвижимым имуществом, осуществляемой с использованием индивидуального банковского сейфа, сообщаем, что в случае если кредитная организация не располагает сведениями о сумме денежных средств, изымаемых из индивидуального банковского сейфа получателем по операции, основания для квалификации такой операции в качестве подлежащей обязательному контролю отсутствуют.
По вопросам 2 - 6, 10.
Подходы к заполнению показателей ФЭС 3 по операции в рамках сделки с недвижимым имуществом, осуществляемой с использованием индивидуального банковского сейфа, содержатся в письмах Департамента от 11.01.2021 N 12-4-2/6 (вопрос 1) и от 08.09.2020 N 12-4-4/3838 (вопрос 12).
В дополнение к указанным подходам отдельные показатели ФЭС заполняются следующим образом:
- показатель 9 "Дата выявления операции" таблицы 3.2 Правил 4 - датой получения кредитной организацией (филиалом кредитной организации) сведений об операции в рамках сделки с недвижимым имуществом (о выдаче денежных средств из индивидуального банковского сейфа);
- показатель 10 "Код признака операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил - значением 5 - для операции с наличными денежными средствами;
- блок "Сведения о внесении наличных денежных средств на свой банковский счет или о получении наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств" (строки 58-61 таблицы 3.2) Правил по рассматриваемой операции, совершенной с использованием индивидуального банковского сейфа, отсутствует, учитывая, что Правилами прямо определены виды операций, в отношении которых заполняется данный блок ФЭС.
По вопросу 7.
Разъяснения Департамента по вопросу квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ при аккредитивной форме расчетов даны в письме от 11.01.2021 N 12-4-2/6 (вопрос 2).
С учетом указанных разъяснений, а также позиции Департамента, ранее направленной в адрес НСФР 5, об отнесении операций, осуществляемых по счету эскроу, к подлежащим обязательному контролю, полагаем, что в рассматриваемом в данном вопросе случае подлежать обязательному контролю будет операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом.
По вопросу 8.
В соответствии с требованиями пунктов 1.1 и 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция, совершаемая клиентом, выступающим плательщиком или получателем наличных либо безналичных денежных средств в рамках сделки с недвижимым имуществом, совершенная непосредственно в кредитной организации, представляющей сведения о такой операции в уполномоченный орган.
При этом у кредитной организации не возникает обязанности по представлению в уполномоченный орган сведений о собственных операциях, соответствующих критериям обязательного контроля.
Принимая во внимание, что пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона N 395-1 6 кассовое обслуживание физических и юридических лиц отнесено к банковским операциям, кредитной организации следует рассматривать физическое лицо, вносящее наличные денежные средства в кассу кредитной организации, в качестве клиента, которому оказывается услуга на разовой основе.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом в пункте 8.1 случае, операцию по внесению физическим лицом наличных денежных средств в кассу кредитной организации за приобретаемое у кредитной организации недвижимое имущество, следует относить к операции, подлежащей обязательному контролю на основании пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Операция по перечислению покупателем денежных средств в оплату приобретаемого недвижимого имущества у кредитной организации, осуществляемая со счета, открытого в другой кредитной организации, не подлежит обязательному контролю, поскольку осуществляется вне кредитной организации.
По вопросу 9.
В случае если Росинкасс на основании договора, заключенного с юридическим лицом - клиентом кредитной организации, является его представителем, соответствующая информация подлежит включению в состав ФЭС.
По вопросам 11 и 12.
Учитывая, что в соответствии с нормой пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит операция, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, а не сама сделка, обязательному контролю будет подлежать каждая операция по изъятию получателем из индивидуального банковского сейфа денежных средств в сумме, равной или превышающей 3 миллиона рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), вне зависимости от того, является ли каждая операция расчетом по одной либо по нескольким сделкам с недвижимым имуществом.
Заместитель директора |
Е.В. Шакина |
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2 Здесь и далее по тексту - письма Департамента, размещенные на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Меню/Противодействие отмыванию денег и валютный контроль/Разъяснения/Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма/КО/Вопросы по Федеральному закону N 115-ФЗ. Доступны по ссылке hhtp:www.cbr.ru.explan/pcod/?tab.currenv-t2
3 Формализованное электронное сообщение.
4Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", установленные Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
5 Письмо Департамента от 30.09.2020 N 12-4-4/4177.
6Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 20 апреля 2021 г. N 12-4-2/1907 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ и Указания Банка России N 4936-У"
Текст письма опубликован не был