В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 537-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)", от 25 октября 2021 г. N 535-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)" и Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. N 221-п (далее - министерство) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2021 год;
доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2021 год.
2. Центральному комплексному отделу министерства обеспечить размещение докладов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в срок до 01 апреля 2022 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Рябикина А.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
Р.А. Коврыга |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 17.03.2022 N 124
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2021 год
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) в период до 28.10.2021 реализовывались полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Ставропольского края, включающего в себя следующие направления надзорной деятельности:
в области охраны атмосферного воздуха;
в области обращения с отходами;
в области использования и охраны водных объектов;
в области недропользования;
в области особо охраняемых природных территорий.
При этом до 28.10.2021 организация и проведение проверок хозяйствующих субъектов осуществлялась в строгом соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С 28.10.2021 организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Ставропольского края (далее - надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 537-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)" от 02 июля 2012 г. N 221-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Деятельность министерства по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Надзор осуществляется министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом министерством на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
На 2021 год было запланировано проведение 10 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Подготовка проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и административным регламентом.
Согласованный в установленном порядке с органами прокуратуры Ставропольского края ежегодный план проверок на 2021 год утвержден.
Исполнение утвержденного на 2021 год плана проверок составило 100%. В результате 10 проведенных проверок общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 16, из них: 4 административных штрафа, 12 предупреждений.
Учитывая, что осуществление проверок в рамках надзора предполагает обязательный осмотр территории организации на предмет исследования вопросов соблюдения обязательных требований при обращении с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов и других нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, все плановые проверки проводились в форме выездных проверок в соответствии с действующим законодательством.
При проведение плановых проверок применялись проверочные листы, что позволяло обеспечить единообразие подходов при определении предмета плановых проверок.
Министерством утверждена и реализована программа профилактики нарушений обязательных требований.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности системы надзора в целом и деятельности министерства в части реализации соответствующих полномочий;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.
В рамках реализации программы профилактики за 2021 год министерством выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, результаты контрольно-надзорных мероприятий ежеквартально размещались на сайте министерства, также ежеквартально проводились публичные обсуждения результатов контрольной (надзорной) деятельности с предоставлением возможности участникам обсуждений высказать свое мнение и внести предложения по оптимизации данной деятельности и порядку взаимодействия министерства с контролируемыми лицами.
Министерством за отчетный период в области регионального государственного экологического надзора проведено 927 контрольно-надзорных мероприятий, из которых:
- плановых проверок - 10;
- расследований - 393;
- рассмотрений - 462;
- составлено протоколов по фактическому обнаружению признаков правонарушения - 62.
В течение 2021 года посредством писем или обращений по телефону "Зеленой линии", граждане, юридические лица, органы государственной власти местного самоуправления направляли в министерство информацию о предполагаемых нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды. При наличии в поступающей информации признаков нарушения требований природоохранного законодательства инспекторами осуществлялись выезды, рейдовые осмотры, проводились административные расследования.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий за 2021 год к административной ответственности в виде штрафа привлечено всего 284 субъекта на общую сумму 4018,0 тыс. рублей; 147 хозяйствующих субъектов на общую сумму 3836,0 тыс. рублей и 137 граждан на общую сумму 182,0 тыс. рублей, а также 580 субъектов привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.
За нарушение требований законодательства в области охраны недр всего привлечено к административной ответственности 129 лиц, из которых 39 лиц в виде штрафа на общую сумму 2056,0 тыс. рублей и 90 лиц в виде предупреждения, в том числе -16 юридических лица на сумму 1810,0 тыс. рублей и 69 юридических лица в виде предупреждения, 17 должностных лиц на сумму 156,0 тыс. рублей и 17 должностных лиц в виде предупреждения, 4 индивидуальных предпринимателя на сумму 80,0 тыс. рублей и 4 индивидуальных предпринимателя в виде предупреждения, 2 гражданина на сумму 10,0 тыс. рублей.
За нарушение требований водного законодательства всего привлечено к административной ответственности 141 лицо, из которых 98 лиц в виде штрафа на общую сумму 557,0 тыс. рублей и 43 лица в виде предупреждения, в том числе - 5 юридических лиц на сумму 280,0 тыс. рублей и 20 юридических лиц в виде предупреждения, 14 должностных лиц на сумму 90,0 тыс. рублей и 17 должностных лиц в виде предупреждения, 7 индивидуальных предпринимателя на сумму 95,0 тыс. рублей, 6 индивидуальных предпринимателей в виде предупреждения, 72 гражданина на сумму 92,0 тыс. рублей.
За иные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды к административной ответственности привлечено 594 лица, из которых 147 лиц в виде штрафа на общую сумму 1405,0 тыс. рублей и 447 лиц в виде предупреждения, в том числе - 21 юридическое лицо на сумму 800,0 тыс. рублей и 100 юридических лиц в виде предупреждения, 47 должностных лиц на сумму 337,0 тыс. рублей и 53 должностных лиц в виде предупреждения, 16 индивидуальных предпринимателей на сумму 188,0 тыс. рублей и 288 индивидуальных предпринимателей в виде предупреждения, 63 гражданина на сумму 80,0 тыс. рублей и 6 граждан в виде предупреждения.
По состоянию на 30.12.2021 выявлено 40 мест несанкционированного размещения отходов (свалки, навалы мусора) на площади более 13,28 га, 14 из которых расположены в границах городов (площадь 3,95 га), 5 на землях сельскохозяйственного назначения (площадь 0,4 га), 14 на землях населенных пунктов (площадь 4,16 га), 4 на землях промышленности, энергетики и связи (площадь 0,054 га), 3 на землях неразграниченной собственности (площадь 4,7 га). По факту несанкционированного складирования отходов производства и потребления возбуждено 20 административных дел, выдано 38 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
Ликвидировано 21 место несанкционированного размещения отходов на площади 4,3 га.
В перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований природоохранного законодательства можно отметить:
- самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, ст. 8.2 КоАП РФ;
- сокрытие или искажение экологической информации ст. 8.5 КоАП РФ;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ст. 8.46 КоАП РФ;
- пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов ст. 7.3 КоАП РФ;
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, ст. 8.41 КоАП РФ;
- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, ст. 8.1 КоАП РФ.
В рамках программы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности министерством на официальном сайте в сети Интернет в разделе "Государственный экологический надзор" размещены материалы, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, подлежащие проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора.
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 17.03.2022 N 124
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2021 год
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 535-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)" от 02 июля 2012 г. N 221-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, с 28.10.2021 министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) осуществляется региональный государственный геологический контроль (надзор) (далее - надзор).
Деятельность министерства по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение обязательных требований в области использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения на территории Ставропольского края, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора.
За период с 28.10.2021 до 31.12.2021 в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, а также профилактические мероприятия по региональному государственному геологическому контролю (надзору) на территории Ставропольского края министерством не проводились.
При этом с 28.10.2021 по 30.12.2021 министерством в области регионального государственного геологического контроля (надзора) проведено 63 контрольно-надзорных мероприятия, из которых:
- рассмотрений - 43;
- протоколов - 20.
За нарушение требований законодательства в области охраны недр всего привлечено к административной ответственности 63 лица, из которых: 12 лиц в виде штрафа на общую сумму 2310,0 тыс. рублей и 51 лицо в виде предупреждения, в том числе - 8 юридических лиц на сумму 2230,0 тыс. рублей и 24 юридических лица в виде предупреждения, 4 должностных лица на сумму 80,0 тыс. рублей и 27 должностных лица в виде предупреждения;
Проблемные вопросы организации и осуществления надзора и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 17 марта 2022 г. N 124 "Об утверждении докладов о правоприменительной практике министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2021 год"
Вступает в силу с 17 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (www.mpr26.ru) 17 марта 2022 г.