Банк России рассмотрел письмо (далее - письмо) по вопросам применения отдельных норм Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) и нормативных актов Банка России и сообщает следующее.
По вопросу 1 письма.
Пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона N 86-ФЗ установлено право Банка России назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию (далее - КО) в случае, если размер активов КО составляет 50 и более млрд руб. и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, составляет 10 и более млрд руб.
Решение о необходимости назначения уполномоченного представителя принимается на основе комплексного анализа всей информации о КО, имеющейся в распоряжении Банка России, в том числе о характере ее деятельности, уровне и сочетании принимаемых ею рисков, с учетом данных ежемесячной отчетности КО.
Порядок назначения уполномоченных представителей Банка России в случае, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона N 86-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 06.09.2013 N 3057-У 1.
Учитывая, что длительность превышения КО установленного пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона N 86-ФЗ размера активов или размера привлеченных средств физических лиц для принятия решения о необходимости назначения уполномоченного представителя в КО Федеральным законом N 86-ФЗ и нормативными актами Банка России не установлена, указанное решение принимается Банком России по каждой КО в индивидуальном порядке с учетом всей имеющейся в Банке России информации.
По вопросу 2 письма.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение N 242-П) КО, не соответствующие хотя бы одному из критериев, установленных пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона N 86-ФЗ, могут не создавать отдельное структурное подразделение по внутреннему аудиту и отдельное структурное подразделение по внутреннему контролю, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В указанном случае функции (права и обязанности) службы внутреннего аудита (далее - СВА) и службы внутреннего контроля (далее - СВК) выполняются руководителем СВА и руководителем СВК соответственно.
Согласно статье 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) КО (головная КО банковской группы) обязана создать систему внутреннего контроля, соответствующую характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системе внутреннего контроля КО, банковской группы.
С учетом пунктов 1.2, 1.3, 3.6.1 Положения N 242-П кредитная организация обязана обеспечить эффективную организацию системы внутреннего контроля и принимать необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.
С учетом норм пунктов 4.5, 4.6, 4 1.4 Положения N 242-П СВА и СВК КО действуют на постоянной основе. КО должна установить численный состав, структуру и материально-техническую обеспеченность СВА и СВК в соответствии с характером и масштабом осуществляемых операций, уровнем и сочетанием принимаемых рисков (пункты 4.6.1, 4 1.5 Положения N 242-П).
Таким образом, система внутреннего контроля кредитной организации независимо от длительности ее соответствия одному из критериев, установленных пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона N 86-ФЗ, должна обеспечивать реализацию целей внутреннего контроля, предусмотренных пунктом 1.2 Положения N 242-П.
По вопросу 3 письма.
С учетом положений абзаца первого пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), статьи 11 1-1 Закона о банках к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) КО относится, в частности, принятие решений об образовании в его составе комитетов для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона об АО предусмотрена обязанность публичного общества по формированию комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Данная норма применятся в отношении КО, созданных в форме публичных акционерных обществ.
Положением N 242-П не установлены требования к КО об обязательном формировании комитета по аудиту в составе совета директоров (наблюдательного совета) КО.
Вместе с тем оценка качества системы внутреннего контроля КО, включенной в перечень системно значимых КО, проводится в том числе на основании оценки наличия в составе совета директоров (наблюдательного совета) комитета по аудиту (пункт 5.3 Положения N 242-П).
Отмечаем, что разработанный в целях обеспечения повышения эффективности управления, долгосрочного и устойчивого развития российских компаний Кодекс корпоративного управления 2 предусматривает положения об обязанности совета директоров создавать комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности общества. В частности, пунктом 2.8.1 Кодекса корпоративного управления рекомендовано создание комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Учитывая изложенное, предлагаем рекомендовать кредитным организациям в своей деятельности руководствоваться лучшими практиками корпоративного управления, закрепленными в Кодексе корпоративного управления.
По вопросу 4 письма.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 Инструкции Банка России от 17.06.2014 N 154-И "О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда" (далее - Инструкция N 154-И) в КО, размер активов которой не превысил 50 млрд руб. и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, не превысил 10 млрд руб., допускается возложение функций по подготовке решений совета директоров (наблюдательного совета) по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 Инструкции N 154-И, на конкретного члена совета директоров (наблюдательного совета) КО, не являющегося членом исполнительных органов КО.
Одновременно пунктом 3.3 Инструкции N 154-И установлено, что уполномоченное структурное подразделение Банка России осуществляет оценку системы оплаты труда КО, размер активов которой превысил 50 млрд руб. и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, превысил 10 млрд руб., в соответствии с главой 2 Инструкции N 154-И (в том числе в части формирования специального органа, предусмотренного пунктом 2.2) по истечении 6 месяцев со дня такого превышения.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость обеспечения соответствия системы оплаты труда КО характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков, полагаем, что подход к оценке системы оплаты труда в КО определяется не разовым, а устойчивым превышением КО показателей, установленных пунктом 3.3 Инструкции N 154-И.
Таким образом, по нашему мнению, КО следует формировать специальный орган в составе совета директоров (наблюдательного совета), предусмотренный пунктом 2.2 Инструкции N 154-И (например, комитет по вознаграждениям), если размер активов КО превышает 50 млрд руб. и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, превышает 10 млрд руб. в течение 6 месяцев.
В отношении вопроса о лицах, имеющих право входить в состав специального органа, в обязанности которого входит подготовка решений совета директоров (наблюдательного совета) КО по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 Инструкции N 154-И, отмечаем, что в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 154-И, указанный орган создается и функционирует именно в составе совета директоров (наблюдательного совета) КО, а не при нём.
С учетом изложенного полагаем, что указанный специальный орган следует формировать только из членов совета директоров (наблюдательного совета) КО с учётом положений подпунктов 2.2.1 и 2.2.2 Инструкции N 154-И.
Заместитель Председателя |
О.В. Полякова |
------------------------------
1 "О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России в случае, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности".
2Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 19 июля 2021 г. N 08-41-2/6992 "О вопросах применения отдельных норм Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и нормативных актов Банка России"
Текст письма опубликован не был