Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Ответы на вопросы об аттестации педагогических работников образовательных организаций в сфере культуры и искусств в целях установления квалификационной категории, часто задаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, методическими службами в сфере культуры и искусств и педагогическими работниками
Вопрос 1.
Какие нормативные правовые акты вправе принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком аттестации?
Ответ.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по следующим вопросам, относящимся к их полномочиям в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. N 276 (далее - Порядок аттестации):
- формирование аттестационной комиссии педагогических работников в целях установления квалификационных категорий;
- утверждение состава аттестационных комиссий, в том числе отраслевых аттестационных комиссий, с включением представителя соответствующего профессионального союза;
- утверждение регламента работы аттестационных комиссий, включая условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Перечисленные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе Порядку аттестации.
Также к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится издание распорядительных актов об установлении педагогическим работникам квалификационных категорий со дня вынесения соответствующего решения аттестационной комиссией.
Вопрос 2.
Может ли регламент работы аттестационной комиссии, утвержденный уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, включать в себя нормы, регулирующие порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъекте Российской Федерации, и противоречащие Порядку аттестации, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. N 276?
Ответ.
Нет, не может. Статья 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" наделяет полномочиями по установлению порядка аттестации педагогических работников федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Указанная статья не предусматривает возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе закрепление иного порядка прохождения аттестации педагогических работников на уровне конкретного субъекта Российской Федерации в нормативных правовых актах, определяющих регламент работы аттестационных комиссий. Закрепление указанных положений в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации является неправомерным и нарушает права педагогических работников.
Вопрос 3.
Имеет ли право аттестационная комиссия принять решение об установлении высшей квалификационной категории педагогическому работнику, пожелавшему (согласно заявлению) пройти аттестацию на первую квалификационную категорию?
Ответ.
Согласно пунктам 27 - 28 Порядка аттестации аттестация педагогического работника проводится на основании его заявления, направляемого в аттестационную комиссию, в котором педагогический работник указывает должность и квалификационную категорию, на которую он претендует. Аттестационная комиссия не вправе принять решение об установлении квалификационной категории, на которую педагогический работник не претендовал.
Вместе с тем, если педагогическому работнику ранее уже была установлена первая квалификационная категория, то он вправе подать в аттестационную комиссию заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
Вопрос 4.
Вправе ли аттестационная комиссия обязать педагогического работника при подаче заявления предоставлять какие-либо иные материалы (видеозапись урока, самопрезентацию, мотивационное письмо, эссе и т.д.)? Вправе ли аттестационная комиссия отказать в приеме заявления, если такие материалы педагогическим работником не предоставлены?
Ответ.
Нет, не вправе. Порядок аттестации не предусматривает обязательство педагогического работника по предоставлению в аттестационную комиссию каких-либо материалов, кроме заявления. Вместе с тем, учитывая то, что первая и высшая квалификационные категории устанавливаются на основе оценки результатов профессиональной деятельности, перечисленных в пунктах 36 и 37 Порядка аттестации, педагогический работник в заявлении вправе перечислить соответствующие результаты своей профессиональной деятельности, а также вправе по собственному усмотрению предоставить дополнительные материалы, характеризующие его профессиональную деятельность, для проведения ее всестороннего анализа.
Вопрос 5.
Может ли педагогический работник претендовать на установление квалификационной категории, если он ранее не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности?
Ответ.
Да, может. Порядок аттестации не предусматривает в качестве основания для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории необходимость предварительного прохождения педагогическим работником аттестации в целях подтверждения занимаемой должности.
Вопрос 6.
Могут ли быть установлены квалификационные категории без прохождения аттестации педагогическим работникам, имеющим почетные, научные и ученые звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды?
Ответ.
В соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 указанного Порядка. При этом заслуги педагогических работников, имеющих почетные, научные и ученые звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды могут приниматься как результат их работы для установления квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. Сведения об указанных заслугах и достижениях педагогический работник вправе указать в своем заявлении.
Данные условия целесообразно закреплять в отраслевых и межотраслевых соглашениях, заключаемых на региональном уровне. При этом системой оплаты труда также могут быть предусмотрены для педагогических работников, имеющих такие заслуги, дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Вопрос 7.
Требуется ли согласие работодателя (руководителя образовательной организации) на проведение аттестации педагогического работника в целях установления квалификационной категории?
Ответ.
Нет, не требуется. Согласно пункту 24 Порядка аттестации аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации педагогический работник самостоятельно обращается в аттестационную комиссию с заявлением. Кроме того, работодатель (руководитель образовательной организации) не вправе воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию.
Вопрос 8.
Вправе ли аттестационная комиссия ограничивать перечень творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.д.), победа или участие в которых принимаются в качестве результатов профессиональной деятельности педагогических работников?
Ответ.
Нет, не вправе. Основания для установления квалификационных категорий, предусмотренные пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, не предусматривают ограничение или формирование отдельных перечней творческих мероприятий, победа или участие в которых принимаются во внимание аттестационной комиссией или экспертными группами в качестве результатов профессиональной деятельности педагогических работников. Установление подобных перечней в регламентах работы аттестационных комиссий субъектов Российской Федерации является ущемлением прав педагогических работников на предоставление сведений о результатах своей профессиональной деятельности.
Вместе с тем, при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников специалисты, входящие в состав экспертной группы, производят экспертную оценку указанных достижений, в том числе оценку уровня и качества указанных педагогическим работником творческих мероприятий 1, которая фиксируется ими в экспертном заключении и принимается во внимание при принятии решения об установлении (или отказе в установлении) квалификационной категории.
Вопрос 9.
Вправе ли аттестационная комиссия при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника учитывать отзывы третьих лиц, не входящих в число членов аттестационной комиссии и экспертных групп (отзывы родителей и обучающихся, работодателей, реакции пользователей социальных медиа и т.д.)?
Ответ.
Нет, не вправе, поскольку отзывы третьих лиц не входят в число оснований для принятия решений об установлении квалификационной категории, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка аттестации. Кроме того, отзывы третьих лиц, не входящих в состав аттестационной комиссии и экспертных групп, не могут обеспечить объективную и профессиональную оценку работы педагогического работника, являющуюся одним из основных принципов проведения аттестации в соответствии с пунктом 4 Порядка аттестации.
Вопрос 10.
Может ли аттестационная комиссия принять решение об отказе в принятии заявления или решение об отказе в установлении квалификационной категории педагогическому работнику, если работник не прошел в межаттестационный период повышение квалификации?
Ответ.
Нет, не может, поскольку в соответствии со статьей 196 Трудового Кодекса Российской Федерации указанная необходимость определяется работодателем. Установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязанность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования.
Вопрос 11.
Предусматривается ли при вынесении решения аттестационной комиссии об отказе в установлении квалификационной категории указание на причину, в соответствии с которой педагогическому работнику было отказано в установлении квалификационной категории?
Ответ.
Поскольку в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации педагогический работник имеет право на обжалование результатов аттестации в целях установления квалификационной категории, протокол заседания аттестационной комиссии должен содержать информацию о причинах отказа в установлении квалификационной категории.
Вопрос 12.
С какого времени педагогический работник, которому решением аттестационной комиссии установлена квалификационная категория, имеет право на повышение уровня оплаты труда?
Ответ.
Право на изменение уровня оплаты труда у педагогического работника, которому установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения соответствующего решения аттестационной комиссии.
Вопрос 13.
Имеет ли право педагогический работник, которому отказано в установлении высшей квалификационной категории, сразу подать заявление на установление первой квалификационной категории?
Ответ.
Порядком аттестации не установлены ограничения по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа педагогическому работнику в установлении высшей квалификационной категории.
Вопрос 14.
В какую аттестационную комиссию должен обратиться педагогический работник с заявлением об установлении квалификационной категории в случае, если он замещает должность преподавателя (или концертмейстера) одновременно в образовательных организациях разной ведомственной принадлежности (к примеру, в образовательной организации, подведомственной Министерству культуры Российской Федерации по основному месту работы и в муниципальной образовательной организации по совместительству)?
Ответ.
В таком случае педагогический работник вправе обратиться с заявлением об установлении квалификационной категории по собственному усмотрению в любую аттестационную комиссию, вне зависимости от того, каким уполномоченным органом власти она сформирована (федеральным или региональным). При этом установленная квалификационная категория действует при замещении педагогическим работником соответствующей должности в любой образовательной организации вне зависимости от ее ведомственной принадлежности, а также в случае перехода педагогического работника в иную образовательную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, или находящуюся в ином ведомственном подчинении.
------------------------------
1 См. раздел 7 Разъяснений (единых рекомендаций) Минкультуры России по применению в отношении педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств, Порядка проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (сноска 7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.