Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить концепцию научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства" ("Комплекс-СГ"), представленную Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и Национальной академией наук Беларуси (прилагается).
2. Определить Национальную академию наук Беларуси и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" государственными заказчиками научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства" ("Комплекс-СГ") (далее - Программа). Возложить функции государственного заказчика - координатора Программы на Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
3. Государственному заказчику-координатору совместно с государственным заказчиком Программы в установленном порядке подготовить и внести проект Программы в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Совета Министров |
М. Мишустин |
ОДОБРЕНА
постановлением Совета Министров
Союзного государства
от 30 ноября 2021 г. N 28
Концепция
научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства"
("Комплекс-СГ")
1. Описание предлагаемой для решения проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование актуальности её решения для союзного государства и государств-участников, предлагаемый вариант решения
В настоящее время достижения космической деятельности широко используются в интересах современного общества. Существующий мировой уровень развития космической техники позволяет обеспечивать глобальность и непрерывность получения потребителями необходимой для них информации.
Однако сегодня, в силу объективных трудностей, значительное отставание государств-участников Союзного государства от передовых государств в области дистанционного зондирования Земли в оперативности и точности прогнозирования различных природных и техногенных явлений уже почувствовали потребители космической информации оперативного мониторинга.
Это - метеорологи, службы экстренного реагирования, исследователи природных ресурсов Земли и экологи, потребности которых в космической информации намного превышают возможности космической отрасли по их обеспечению, из-за чего снижается оперативность и точность прогнозирования различных природных и техногенных явлений, в том числе катастрофических.
Определяющими факторами при проведении оперативного мониторинга природных и техногенных явлений, обеспечивающего решение задач контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, экологического контроля, природопользования являются:
- высокое пространственное разрешение от 0,2 до 5 метров в видимом и СВЧ диапазонах, от 10 до 20 м в инфракрасном диапазоне, от 1 до 5 метров и от 5 до 40 метров - в режимах мультиспектральной и гиперспектральной съёмки соответственно в видимом и ИК диапазонах;
- высокая периодичность повторных наблюдений от 1 до 4 часов, а при решении задач контроля лесных пожаров - менее 0,25 часа.
Такие требования по пространственному разрешению обусловлены необходимостью детального изучения природных и техногенных объектов, на местном уровне, когда размеры объектов относительно невелики (отдельные предприятия, участки трубопроводов и т.д.), или на региональном или федеральном уровнях, когда объектами являются значительные по площади территории (поймы рек, пожароопасные лесные массивы, районы возможных землетрясений и т.п.).
Данное направление прописано в Концепции развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 года, являющейся основой для разработки и реализации федеральных и региональных программ в области дистанционного зондирования Земли, а также программ международного сотрудничества.
Концепция развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 года, наряду с другими важнейшими и актуальными тенденциями развития систем ДЗЗ, определяет необходимость повышения оперативности и точности прогнозирования различных природных и техногенных явлений за счет:
- увеличения относительного количества малоразмерных КА (малых, микро- и наноспутников),
- интенсивного освоения микро- и нанотехнологий и создания сверхбольших кластерных космических систем из микро- и наноспутников,
- поиска и внедрения новых методов и приборов ДЗЗ (спектрально-угловых, поляризационных, радиозатменных и др.).
Реализация предлагаемой к разработке Программы отвечает задачам, указанным в Концепции, в том числе обеспечивает эффективное решение отдельных аспектов проблемы повышения оперативности и точности прогнозирования различных природных и техногенных явлений за счет использования существующего потенциала России и Беларуси. В этом плане важным направлением исследования околоземного пространства является радиозатменный мониторинг атмосферы Земли, позволяющий исследовать пространственную структуру и геометрию неоднородностей атмосферы и ионосферы. Эта информация крайне необходима для создания прогностических моделей космической погоды и климата, обеспечения устойчивой и надежной космической связи, повышения точности систем глобальной навигации и позиционирования.
Другой, не менее важной и весьма актуальной в настоящее время проблемой, которая может быть решена с использованием многоспутниковых группировок маломассогабаритных космических аппаратов, является исследование околоземного космического пространства в направлении мониторинга космического мусора.
В настоящее время численность объектов космического мусора достигла такой величины, что уже необходимо считаться с реальной опасностью повреждения (уничтожения) дорогостоящей космической техники, эксплуатирующейся на орбите, при возможных столкновениях с объектами космического мусора. Примером тому может служить произошедшее 10 февраля 2009 года столкновение в космосе недействующего российского спутника связи "Космос-2251" и работоспособного американского спутника связи "Иридиум". Несмотря на современные средства автоматической обработки информации и прогнозирования орбиты крупных объектов космического мусора, риск столкновений и получения повреждений для действующих космических аппаратов и станций со временем только возрастает.
К крупным объектам космического мусора относятся тела искусственного происхождения размером более 10 см. На сегодняшний день по данным каталога Стратегического командования США на орбитах находятся свыше 17 тысяч таких объектов. Космический мусор средних размеров - это тела размером 1-10 см. Их общее количество достигает 200 тысяч и постоянно растет вследствие разрушений КА и взрывов последних ступеней РН. И, наконец, существует космический мусор малых размеров (0,1-1 см), численность которого достигает нескольких миллионов объектов.
Таким образом, при сохранении существующей тенденции засорения околоземного космического пространства в недалеком будущем станет невозможным обеспечение работоспособности КА в области низких орбит в течение срока активного существования.
Основу всех данных о космическом мусоре составляет координатная и некоординатная информация (геометрические и фотометрические характеристики, значения эффективной поверхности рассеивания), получаемая с помощью наземных технических средств наблюдения. В настоящее время в мире существует две специализированные системы контроля космического пространства (СККП) - американская SPADATS и российская. Кроме того, имеется довольно значительное количество отдельных измерительных средств в других государствах - Великобритании, Германии, Франции, Японии и др., эксплуатируемых как государственными, так и неправительственными учреждениями.
Однако создание наземных средств контроля космического мусора малоразмерных фракций является сложной научно-технической задачей, нерешенной в настоящее время. Следовательно, возникает актуальная проблема получения достаточной достоверной информации о количестве и распределении микрочастиц космического мусора (0,1-1 см), необходимой для разработки конкретных технических решений по обеспечению защиты космических аппаратов от космического мусора малых размеров. Такую информацию можно получить от средств наблюдения, расположенных непосредственно на космических аппаратах.
Таким образом, указанные проблемы возможно решить на основе создания многоспутниковых группировок, включающих в свой состав космические аппараты, создаваемые на базе унифицированных универсальных космических платформ малой размерности и специальной целевой аппаратуры, создаваемой по модульному принципу с учетом требований по наблюдению земной поверхности и околоземного космического пространства.
Маломассогабаритные космические аппараты, создаваемые на базе унифицированных универсальных космических платформ по модульному принципу, имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными космическими аппаратами:
- сокращение сроков их создания с трёх до одного года;
- сокращение затрат на их изготовление и проведение наземной экспериментальной отработки на 50...60%;
- повышение надёжности космического аппарата в целом за счёт увеличения кратности использования обеспечивающих систем, то есть космической платформы, что обеспечивает предпосылки увеличения срока активного существования космической системы на их основе до 15 и более лет;
- значительное сокращение затрат при выведении спутников на рабочие орбиты за счёт выведения в качестве попутной нагрузки или пакетного (кластерного) запуска с использованием ракет-носителей средней размерности типа "Союз", "Ангара-А1.2" и ракет тяжёлого класса типа "Протон", "Ангара-А5", одиночных запусков с использованием ракет, снимаемых с боевого дежурства типа СС-18, РС-12 М "Тополь" (конверсионные запуски).
Обоснование и разработку предложений по научным, научно-техническим и технологическим решениям в интересах разрешения указанных проблем предлагается осуществить в рамках научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства" ("Комплекс-СГ") (далее - Программа), являющейся одним из важнейших средств дальнейшего развития интеграции в рамках Союзного государства в области космических средств ДЗЗ.
В соответствии с п. 2.2 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12) при отборе проблемы учитывалась целесообразность применения программно-целевого метода решения проблемы на основе объединения финансовых, материальных, научных и других ресурсов государств-участников.
При определении целей и задач Программы учитывались утвержденные и принятые к разработке республиканские программы Республики Беларусь, государственные программы Российской Федерации и действующие федеральные целевые программы, а также региональные программы их субъектов и областей, межгосударственные программы с участием Республики Беларусь или Российской Федерации, направленные на решение той же проблемы.
В Республике Беларусь космическая деятельность осуществлялась в рамках программ Союзного государства "Мониторинг-СГ" и "Технология-СГ", отдельных контрактов с предприятиями космической отрасли России, а также государственной программы "Наукоемкие технологии и техника", подпрограмма номер 7 "Исследование и использование космического пространства в мирных целях". В рамках реализации данной подпрограммы белорусскими организациями создан определенный научно-технический задел в изготовлении образовательных наноспутников, разработке и создании научно-образовательной сети приема и обработки информации с образовательных космических аппаратов, создании структуры информационного обеспечения аэрокосмического образования, в разработке математических методов оптимального построения орбитальных группировок малых КА. В период 2021 - 2025 гг. космическая деятельность Республики Беларусь осуществляется и будет осуществляться в рамках подпрограммы номер 6 "Исследование и использование космического пространства в мирных целях" Государственной программы "Наукоемкие технологии и техника" на 2021 - 2025 годы, программы Союзного государства "Интеграция-СГ" и отдельных контрактов белорусских и российских предприятий космической отрасли.
В Российской Федерации практически все основные направления космической деятельности в рассматриваемый период 2022 - 2026 гг. будут реализовываться в рамках Федеральной космической программы (до 2025 года) и в рамках государственной программы "Космическая деятельность России" (до 2030 года).
При этом ни в государственных и иных программах Республики Беларусь, ни в аналогичных программах Российской Федерации на предусмотренные периоды не включены и не планируются работы по развитию технологий и созданию бортового оборудования для малых КА, а также в этих программах не предусмотрены работы по созданию самих малых аппаратов и отсутствуют направления исследований, связанные с созданием многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства. Частично направления работ, связанные с созданием систем малых спутников для мониторинга чрезвычайных ситуаций и для высокооперативного обнаружения очагов лесных пожаров были упомянуты в Концепции развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 года. Однако данные положения, актуальные и в настоящее время, этой ведомственной концепции, утвержденной в 2006 году, не нашли дальнейшего развития в федеральных программах, связанных с осуществлением космической деятельности.
Таким образом, анализ современного состояния работ в Республике Беларусь и в Российской Федерации, связанных с достижением поставленных в Программе целей в части создания малых космических аппаратов, целевой аппаратуры для них и обеспечения их функционирования, показал, с одной стороны, наличие определенного научно-технического задела в данной области у государств-участников, с другой - отсутствие данных направлений работ в рамках национальных программ в обозримой перспективе. Существующее в Республике Беларусь направление создания образовательных космических аппаратов по решаемым задачам также не затрагивает данную предметную область.
Вместе с тем актуальность поставленной задачи отвечает мировым тенденциям развития космической деятельности, а совместное и скоординированное использование научного и производственного потенциалов государств-участников в интересах обоснования и разработки предложений по научным, научно-техническим и технологическим решениям в части упомянутых выше направлений космической деятельности обеспечит существенное сокращение затрат финансовых средств и времени при создании новых космических средств, в том числе при решении задач, определенных в предлагаемом проекте Концепции программы Союзного государства "Комплекс-СГ".
Важным дополнительным обстоятельством, обуславливающим необходимость выполнения указанных работ в рамках союзной программы, помимо наличия у белорусских и российских исполнителей (25 организаций с белорусской стороны и более 50 с российской) актуального и взаимодополняющего научно-технического потенциала, является соблюдение единых научных подходов и стандартов к созданию космических средств, позволяющих в значительной степени сократить финансовые издержки не только на проведение исследований и создание необходимой аппаратуры, но и на проведение ее комплексных наземных испытаний и последующую адаптацию к работе в составе космической инфраструктуры России.
В этом плане Программа отвечает тенденции активного участия России и Беларуси в реализации уже известных международных проектов и программ в области ДЗЗ из космоса и выдвижения собственных инициатив, и соответствует положениям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (ратифицированное Федеральным законом РФ от 3 декабря 2012 года N 222-ФЗ), а также Соглашения между Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и Национальной академии наук Беларуси о расширении возможностей российско-белорусской орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли от 21 января 2020 года, определяющих такие формы сотрудничества, как:
- планирование и осуществление совместных программ и проектов;
- взаимный обмен научной и технической информацией, специальными знаниями, экспериментальными данными, результатами опытно-конструкторских работ и материалами в различных областях космической науки и технологии.
В качестве отдельных аспектов актуальности решения обозначенных проблем в рамках Программы также можно выделить следующие:
- повышение эффективности реализации мероприятий государственных программ космических исследований Беларуси и России, не дублируя их, за счет комплексных научно-технических разработок в интересах создания многоспутниковых группировок наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства, включающих в свой состав малые и мини спутники, создаваемые на базе унифицированных универсальных космических платформ малой размерности, а также новых технологий управления ими и применения, включая спутниковый мониторинг космического мусора малых размеров за счет использования средств бюджета Союзного государства;
- использование научно-технического и технологического результатов, полученных в рамках завершённых программ Союзного государства по космической тематике "Космос-НТ" (2008 - 2011 годы), "Стандартизация-СГ" (2011 - 2014 годы) и "Мониторинг-СГ" (2013 - 2017 годы);
- реализация механизма эффективной координации использования имеющегося научно-технического потенциала предприятий космической отрасли России и специализированных предприятий Беларуси в рамках сложившейся кооперации.
Реализация Программы отвечает национальным интересам Беларуси и России при решении задачи развития высоких технологий, будет содействовать выполнению Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. в части создания единого научно-технического пространства Союзного государства, способствовать укреплению лидирующих позиций России в области космической техники, а также созданию основ космической отрасли и новых производств Беларуси.
Работы в рамках Программы планируется реализовать по следующим направлениям:
- разработка и экспериментальная отработка технических решений в интересах создания новых образцов бортового служебного оборудования и узлов унифицированной маломассогабаритной платформы, входящей в состав космических аппаратов, предназначенных для решения задач наблюдения поверхности Земли и исследования околоземного космического пространства;
- разработка и экспериментальная отработка технических решений для создания образцов бортовых специальных комплексов нового поколения для оснащения космических аппаратов малой размерности, обеспечивающих решение задач наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства;
- разработка экспериментальных аппаратно-программных комплексов, реализующих новые технологии управления, планирования применения, приема, обработки и распределения данных многоспутниковых орбитальных группировок малоразмерных КА;
- создание экспериментальных (технологических) образцов малоразмерного космического аппарата и наноспутников для отработки ключевых технологий функционирования многоспутниковых космических систем наблюдения поверхности Земли и околоземного космического пространства.
2. Цель и задачи Программы, предлагаемый срок ее реализации, целевые индикаторы, ожидаемые результаты
Цель Программы: разработка научных, научно-технических и технологических решений в интересах создания новых образцов бортовой служебной и специальной аппаратуры для малоразмерных космических аппаратов, новых технологий управления орбитальной группировкой, приема, обработки и распространения данных от малоразмерных космических аппаратов, обеспечивающих наблюдение земной поверхности и околоземного космического пространства, включая мониторинг космического мусора.
Задачи Программы:
проведение исследований, разработка и экспериментальная отработка технических решений для создания новых образцов бортовой служебной и специальной целевой аппаратуры наблюдения и радиозатменного мониторинга атмосферы, элементов узлов и оборудования унифицированной маломассогабаритной платформы космических аппаратов, предназначенных для решения задач наблюдения поверхности Земли и исследования околоземного космического пространства;
разработка экспериментальных (технологических) образцов малоразмерного космического аппарата и наноспутников; новых технологий управления, планирования применения, приема, обработки и распределения данных от многоспутниковых орбитальных группировок малоразмерных КА и создание экспериментальных аппаратно-программных комплексов для их отработки.
Программу предлагается реализовать в период 2022 - 2026 годов.
В целом будет обеспечено получение результатов Программы, в том числе создание малоразмерного экспериментального (технологического) образца космического аппарата, наноспутников, бортовой служебной и специальной целевой аппаратуры наблюдения и радиозатменного мониторинга атмосферы, элементов узлов и оборудования унифицированной маломассогабаритной платформы космического аппарата, технологий и экспериментальных образцов аппаратно-программных средств, целевые индикаторы которых по годам программного периода приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение целевых индикаторов по годам программного периода (нарастающим итогом) РФ/РБ |
|||||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Итого |
||
Количество экспериментальных образцов базовых элементов бортового служебного оборудования и узлов унифицированной маломассогабаритной платформы КА наблюдения поверхности Земли и исследования околоземного космического пространства |
шт. |
|
|
|
3 2/1 |
4 3/1 |
4 3/1 |
Количество экспериментальных образцов базовых элементов бортовых специальных комплексов нового поколения для малоразмерных КА наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства |
шт. |
|
|
|
3 2/1 |
5 3/2 |
5 3/2 |
Количество экспериментальных образцов аппаратно-программных комплексов, реализующих новые технологии управления, планирования применения, приема, обработки и распределения данных от многоспутниковых космических систем наблюдения на базе малоразмерных КА |
шт. |
|
|
2 1/1 |
4 2/2 |
10 7/3 |
10 7/3 |
Количество экспериментальных (технологических) образцов малоразмерных КА (включая наноспутники) для отработки ключевых технологий функционирования многоспутниковых космических систем наблюдения поверхности Земли и околоземного космического пространства |
шт. |
|
|
|
|
3 2/1 |
3 2/1 |
Планируется получить следующие научно-технические результаты, обеспечивающие повышение оперативности и точности прогнозирования различных природных и техногенных явлений с использованием космической информации потребителями России и Беларуси:
- технические решения и экспериментальные образцы базовых элементов бортового служебного оборудования и узлов унифицированной маломассогабаритной космической платформы для КА различного целевого назначения на базе современных конкурентоспособных инновационных технических решений, включая: экспериментальные образцы базовых элементов бортовых систем электропитания и терморегулирования, экспериментальные образцы базовых элементов бортовых систем управления движением и критически важных узлов;
- технические решения и экспериментальные образцы базовых элементов бортовых специальных комплексов, обеспечивающих высокое пространственное разрешение в видимом, инфракрасном и СВЧ диапазонах, для малоразмерных космических аппаратов мониторинга поверхности Земли, космического мусора и других параметров околоземного космического пространства;
- методы, технологии, программы для ЭВМ (включая базы данных) и экспериментальные образцы аппаратно-программных комплексов, реализующих технологии управления, обеспечения планирования, приема, обработки и распределения данных от многоспутниковых космических систем наблюдения на базе малоразмерных КА с использованием мультисервисных сетей, нейросетевых технологий и искусственного интеллекта, обеспечивающие повышение эффективности применения многоспутниковых группировок;
- экспериментальные (технологические) образцы малоразмерных КА (включая наноспутники), оснащённых целевой аппаратурой для решения задач наблюдения поверхности Земли и исследования околоземного космического пространства.
В ходе выполнения Программы будет проведен патентный поиск с целью выявления результатов научно-технической деятельности, способных к правовой охране.
3. Перечень намечаемых основных мероприятий программы, их краткая характеристика и ожидаемые результаты
Работы Программы, исходя из ее цели и задач, сгруппированы по четырём мероприятиям, выполняемым в период 2022 - 2026 годов:
1. Разработка и экспериментальная отработка технических решений в интересах создания новых образцов бортового служебного оборудования и узлов унифицированной маломассогабаритной платформы, входящей в состав космических аппаратов, предназначенных для решения задач наблюдения поверхности Земли и исследования околоземного космического пространства (2022-2026 годы).
В настоящее время практически все автоматические космические аппараты имеют модульную конструкцию, включающую модуль полезной нагрузки и обеспечивающий модуль.
В соответствии с ГОСТ Р 53802-2010 "Системы и комплексы космические. Термины и определения" - космическая платформа (КПл) является обеспечивающим модулем автоматического КА.
Применение принципа модульного построения автоматических КА обеспечивает сокращение сроков их создания с трёх лет до 1 года, уменьшение затрат на их изготовление и проведение наземной экспериментальной отработки на 50...60%, и повышает надёжность КА в целом за счёт увеличения кратности использования обеспечивающих систем, то есть космической платформы.
Универсальная (многоцелевая) унифицированная космическая платформа - это конструкция и набор обеспечивающих систем (электропитания, управления движением, ориентации и стабилизации, терморегулирования, управления и передачи служебной телеметрической информации).
Основными показателями технического уровня космической платформы являются:
- несущая способность платформы, оцениваемая отношением предельно возможной массы полезной нагрузки, которая может быть установлена на неё, к массе самой платформы (для современных маломассогабаритных КА - 0,5...1,0);
- величина электрической мощности, приходящейся на единицу массы платформы (для современных маломассогабаритных КА - 4...10 Вт/кг);
- срок активного существования КА, созданного на базе платформы (для современных КА наблюдения 7 лет).
Ожидаемый итог реализации мероприятия:
Экспериментальные образцы базовых элементов бортового служебного оборудования и узлов унифицированной маломассогабаритной космической платформы для КА различного целевого назначения (со сроком активного существования не менее 7 лет) на базе современных конкурентоспособных инновационных технических решений, включая:
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов бортовой системы терморегулирования в интересах обеспечения диапазона температур посадочной (радиационной) поверхности приборных блоков маломассогабаритных космических платформ от минус 50 0 до плюс 70 0С;
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов бортовой системы электропитания для маломассогабаритных космических платформ с доведением удельной электрической мощности до 10 Вт/кг;
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов системы управления для маломассогабаритной космической платформы, включая экспериментальный стенд для определения силы тяги малогабаритных двигателей в условиях, имитирующих космическое пространство в диапазоне температур + 150 С и -120
С;
- экспериментальные образцы критически важных узлов унифицированной маломассогабаритной космической платформы, создаваемых на базе современных конкурентоспособных инновационных технических решений в интересах обеспечения несущей способности платформы не менее 1,0.
Разработка и исследовательские испытания экспериментальных образцов элементов и узлов унифицированной маломассогабаритной космической платформы для КА различного целевого назначения на базе современных конкурентоспособных инновационных технических решений обеспечат возможность создания малоразмерных недорогих надёжных космических аппаратов, что позволит разворачивать многоспутниковые орбитальные группировки для повышения периодичности повторных наблюдений.
2. Разработка и экспериментальная отработка технических решений для создания образцов бортовых специальных комплексов нового поколения для оснащения космических аппаратов малой размерности, обеспечивающих решение задач наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства (2022 - 2026 годы).
Необходимость мероприятия обусловлена тем, что, с одной стороны, создание бортовых специальных комплексов для космических аппаратов малой размерности накладывает дополнительные ограничения по массе и габаритам, энергопотреблению, объёмам передаваемой целевой информации, адаптации к бортовой системе управления. С другой стороны, требования по целевым характеристикам назначения не только не уступают требованиям, предъявляемым к бортовым специальным комплексам, создаваемым для КА большой размерности, но и в отдельных случаях их превосходят. Эти обстоятельства требуют создания бортовой целевой аппаратуры нового поколения с улучшенными массогабаритными и энергетическими характеристиками.
Ожидаемый итог реализации мероприятия:
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов малогабаритной бортовой целевой аппаратуры видимого и инфракрасного диапазонов в интересах обеспечения в видимом диапазоне: пространственного разрешения от 1 м до 5 м (панхроматический режим) и от 3 м до 15 м - (мультиспектральный режим); в инфракрасном диапазоне: пространственного разрешения от 30 м до 100 м и температурного разрешения не хуже 1 0;
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов малогабаритной бортовой целевой аппаратуры СВЧ диапазона в интересах обеспечения пространственного разрешения от 1 м до 5 м в дециметровом S-диапазоне;
- экспериментальный образец комплекта базовых элементов бортовой целевой аппаратуры радиозатменного мониторинга атмосферы, обеспечивающей по изменениям амплитуды и фазы радиосигналов (частотные диапазоны L1 - в интервале 1570-1610 МГц и L2 - интервале 1220-1250 МГц) всепогодное измерение (с частотой выборки от 10 до 100 Гц) температуры, влажности, концентраций, газовых составляющих атмосферы с высоким разрешением по вертикали, а также ионосферной концентрации электронов для получения данных по космической погоде;
- экспериментальный образец газоанализатора космического базирования для определения выбросов метана, обеспечивающего спектральное разрешение не менее - 0,5 нм, измеряемый газ - метан (CH4), пространственное разрешение - 50 м, спектральная область - 1,6 - 1,7 мкм, чувствительность к метану <500 ppm*m;
- экспериментальный образец бортового микроархитектурного вычислительного комплекса для детектирования аномальных ситуаций на территории РБ из космоса массой изделия не более 20 г., мощностью энергопотребления, не более - 3 Вт.
Экспериментальные образцы базовых элементов должны быть ориентированы на создание бортовых специальных комплексов, устанавливающихся на унифицированные маломассогабаритные космические платформы. Созданные на их основе КА обеспечат заданные требования по точности и достаточности информации для проведения оперативного контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, метеонаблюдений, экологического контроля и природопользования, а также мониторинга космического мусора и других параметров околоземного космического пространства.
3. Разработка экспериментальных аппаратно-программных комплексов, реализующих новые технологии управления, планирования применения, приема, обработки и распределения данных многоспутниковых орбитальных группировок малоразмерных КА (2022 - 2026 годы).
Необходимость мероприятия обусловлена следующим.
Многоспутниковые орбитальные группировки будут представлять собой структуры с множеством элементов и связей между ними. Традиционные подходы к управлению космическими системами, ориентированные в первую очередь на управление отдельными элементами системы, оказываются несостоятельными.
В системе управления основной упор должен делаться не на управление отдельным аппаратом, а на оценку состояния группировки в целом и принятие решения по ее реконфигурации, на выдачу задания на применение и на обработку целевой информации. При этом космические аппараты должны обладать высокой степенью автономности функционирования. Многоспутниковая орбитальная группировка представляет собой единое целое, имеющее сложную конфигурацию и выполняющее в своей совокупности единую задачу.
В процессе разработки новых технологий, программных и технических решений управления будут учтены следующие особенности управления многоспутниковыми орбитальными группировками малоразмерных КА:
- управление распределенными космическими системами с использованием каналов связи "КА-Земля", "КА-КА", "КА-СР-Земля" (СР - спутник-ретранслятор) и обратно;
- использование в Центре управления полетами постоянно функционирующей модели всей системы, адекватно отражающей в режиме реального времени состояние орбитальной группировки и всей системы и прогнозирующей различные ситуации поведения системы для выдачи управляющего воздействия.
Ожидаемый итог реализации мероприятия:
- технологии и экспериментальные образцы аппаратно-программных комплексов, реализующие технологии управления нового поколения на основе нейросетевых технологий и искусственного интеллекта, обеспечивающие повышение эффективности применения многоспутниковых группировок, включая:
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса управления многоспутниковыми орбитальными группировками кластерного типа (не менее 10 КА в группировке);
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса моделирования функционирования многоспутниковой орбитальной группировки кластерного типа и ее наземного сегмента с использованием технологии "виртуальная станция", включая базу данных по малоразмерным КА орбитальной группировки и наземным станциям приема данных, обеспечивающего повышение эффективности комплексного применения орбитальной группировки на 15-20%.
- технологии и экспериментальные образцы аппаратно-программных комплексов, реализующие технологии обеспечения планирования, приема, обработки и распределения данных от многоспутниковых космических систем наблюдения с использованием мультисервисных сетей и искусственного интеллекта, включая:
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного средств планирования комплексного применения многоспутниковой орбитальной группировки КА наблюдения, состоящей из не менее 10 КА различного целевого назначения;
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса повышения качества данных мониторинга поверхности Земли и околоземного пространства с пространственным разрешением от 1 до 100 м, получаемых от многоспутниковой орбитальной группировки КА, с использованием технологий Big Data;
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса параметрического контроля и комплексной оценки динамики изменений территориальных объектов поверхности Земли за время не более 12 часов на основе обработки данных мониторинга от многоспутниковых космических систем наблюдения;
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса обработки данных радиозатменного мониторинга атмосферы, обеспечивающего контроль температуры с точностью получаемого температурного профиля в атмосфере не хуже 1 К в диапазоне высот 10-30 км, влажности, концентраций, газовых составляющих атмосферы с высоким разрешением по вертикали, а также ионосферной концентрации электронов для получения данных по космической погоде;
- технологию и экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса распределения данных ДЗЗ (с оперативностью доставки данных потребителю 3-6 часов, а в чрезвычайных ситуациях - 0,5-1 час), получаемых от многоспутниковой орбитальной группировки КА, и продуктов их обработки с использований "облачных" технологий для решения информационно-аналитических задач в рамках многоуровневых (федеральный, региональный, муниципальный) геоинформационных систем;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса тематической обработки мульти- и гиперспектральных космических изображений, реализующий новые автоматизированные технологии диагностики патологии лесов, обеспечивающий повышение оперативности обработки на 20-30%;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса прикладного геосервиса обработки данных космической съемки с пространственным разрешением от 1 до 100 м и предоставления полученных информационных продуктов для оперативного комплексного мониторинга состояния лесов, оценки их повреждений, устойчивости к воздействию неблагоприятных природно-климатических факторов и прогноза пожарной опасности лесных территорий;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса детектирования аномальных ситуаций на территории РБ из космоса с использованием методов искусственного интеллекта на основе RGB камеры с разрешением не хуже 19201080 и обеспечением качества распознавания не менее - 80%.
Реализация данного мероприятия обеспечит технические и технологические возможности:
- создания средств наземного комплекса управления многоспутниковыми группировками различного целевого назначения, осуществляющих управление не только отдельным аппаратом, но и всей орбитальной группировкой, обеспечивая её конфигурацию, необходимую для эффективного решения целевых задач;
- создания средств приема, обработки и распространения космической информации от многоспутниковых систем, обеспечивающих требуемые точность, достаточность и оперативность данных для решения задач оперативного контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, метеонаблюдений, экологического контроля и природопользования, а также контроля околоземного космического пространства.
4. Создание экспериментальных (технологических) образцов малораз-мерного космического аппарата и наноспутников для отработки ключевых технологий функционирования многоспутниковых космических систем наблюдения поверхности Земли и околоземного космического пространства (2022 - 2026 годы).
Актуальность реализации мероприятия обусловлена следующим.
Разработка уникальных технических и технологических решений для натурной экспериментальной отработки орбитального маневрирования и группового полета и функционирования кластера малоразмерных и сверхмалых космических аппаратов.
Ожидаемый итог реализации мероприятия для России и Беларуси:
- экспериментальные (технологические) образцы наноспутников (массой до 10 кг, среднем энергопотреблении до 2 Вт и пиковым - до 10 Вт), оснащённых целевой аппаратурой для решения задач исследования околоземного космического пространства;
- экспериментальный (технологический) образец малоразмерного космического аппарата (массой до 250 кг, среднем энергопотреблении до 100 Вт и пиковым - до 300 Вт), оснащенного целевой аппаратурой наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства.
Ожидаемый эффект от проведения мероприятия:
- отработка технологий создания мини и наноспутников, как основы создания многоспутниковых орбитальных группировок;
- отработка технологий межспутникового взаимодействия;
- подготовка к проведению актуальных для России и Беларуси совместных научных космических экспериментов, позволяющих решить ряд важнейших фундаментальных и прикладных проблем, связанных с улучшением качества и точности систем дистанционного зондирования Земли, оценки радиационных условий и прогноза космической погоды, мониторинга околоземного космического пространства, отработки взаимодействия гетерогенных многоспутниковых группировок КА, расширения сфер использования и развития сверхмалых космических средств.
Реализация мероприятий обеспечит технические предпосылки создания многоцелевых космических систем с использованием многоспутниковых группировок космических аппаратов малой размерности, обеспечивающих решение задач мониторинга околоземного космического пространства, оперативного мониторинга опасных природных и техногенных явлений, в том числе катастрофических.
Работы Программы направлены на повышение эффективности реализации мероприятий республиканских программ Республики Беларусь, государственных программ Российской Федерации и действующих федеральных целевых программ, межгосударственных программ с участием Республики Беларусь или Российской Федерации с отсутствием дублирования целей, задач и основных результатов, планируемых к получению в рамках мероприятий Программы.
Отсутствие дублирования мероприятий, планируемых к реализации в Программе, подтверждено результатами сравнительного анализа с мероприятиями республиканских программ Республики Беларусь, государственных программ Российской Федерации и действующих федеральных целевых программ.
В качестве предполагаемых мер по обеспечению практического внедрения результатов реализации Программы рассматриваются:
- внедрение методов группового управления взаимодействующими космическими аппаратами взамен традиционных методов, ориентированных, в первую очередь, на управление отдельными космическими аппаратами. При этом будет внедрена комплексная модель всей космической системы, адекватно отражающая в режиме реального времени состояние орбитальной группировки и наземной космической инфраструктуры, а также позволяющая осуществлять прогноз поведения системы для выдачи управляющего воздействия;
- реализация летного эксперимента, при котором впервые будет проведена натурная отработка орбитального маневрирования и группового полета малоразмерных и сверхмалых космических аппаратов, с обеспечением решения отдельных задач по исследованию поверхности Земли и околоземного космического пространства, с последующим внедрением результатов в бортовые алгоритмы управления маломассогабаритных космических аппаратов нового поколения;
- создание на основе полученных в программе технических решений бортового специального оптико-электронного комплекса нового поколения для КА ДЗЗ малой размерности, обеспечивающего высокое и сверхвысокое пространственное разрешение в оптическом и ИК диапазонах;
- создание на основе полученных в программе технических решений бортового специального комплекса радиозатменного мониторинга атмосферы, обеспечивающего по изменениям амплитуды и фазы радиосигналов всепогодное измерение температуры, влажности, концентраций, газовых составляющих атмосферы с высоким разрешением по вертикали, а также ионосферной концентрации электронов для получения данных по космической погоде.
подготовка технических заданий на проведение ОКР по созданию опытных образцов:
- бортового специального комплекса нового поколения для КА ДЗЗ малой размерности, обеспечивающего высокое пространственное разрешение в различных диапазонах;
- бортового специального комплекса радиозатменного мониторинга атмосферы, обеспечивающего по изменениям амплитуды и фазы радиосигналов всепогодное измерение температуры, влажности, концентраций, газовых составляющих атмосферы с высоким разрешением по вертикали, а также ионосферной концентрации электронов для получения данных по космической погоде;
- бортовой целевой аппаратуры для мониторинга микрочастиц космического мусора (0,1-1 см) и других параметров околоземного космического пространства.
В ходе реализации программы предполагаемые меры по обеспечению практического внедрения ее результатов будут дополняться и конкретизироваться.
4. Описание механизма управления Программой
Текущее управление Программой осуществляют государственные заказчики, определяемые постановлением Совета Министров Союзного государства, в части мероприятий Программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника. Общее руководство управлением реализацией Программы осуществляет государственный заказчик, на которого постановлением Совета Министров Союзного государства будет возложена функция государственного заказчика-координатора.
Государственный заказчик-координатор:
осуществляет руководство управлением реализации программы в целом, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению её реализацией;
осуществляет контроль за реализацией программы, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства;
формирует совместно с государственными заказчиками и возглавляет структуры, предназначенные для контроля за реализацией программы, если их создание предусматривается программой;
ежегодно совместно с государственными заказчиками в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства) направляет в финансовый орган Союзного государства (до его образования - Постоянный Комитет Союзного государства) в устанавливаемые им сроки бюджетную заявку с необходимыми расчетами и обоснованиями объемов финансового обеспечения программы из бюджета Союзного государства на очередной финансовый год;
разрабатывает и утверждает совместно с государственными заказчиками до окончания срока реализации программы мероприятия по обеспечению внедрения её результатов (включая результаты интеллектуальной деятельности);
взаимодействует с Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования программы.
Государственные заказчики в части мероприятий программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника:
утверждают ведомственные распорядительные документы об ответственных лицах, организации управления программой и порядке сдачи - приема работ по выполнению её мероприятий;
осуществляют управление реализацией мероприятий программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий про-граммы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;
распределяют средства бюджета Союзного государства, выделенные на реализацию программы;
осуществляют контроль за реализацией закрепленных за ними мероприятий программы;
заключают государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программы (мероприятий программы);
ежегодно в течение 15 рабочих дней после доведения объемов финансирования программы на текущий финансовый год из бюджета Союзного государства заключают необходимые для реализации государственных контрактов дополнительные соглашения с исполнителями мероприятий;
ежегодно в установленном порядке формируют и представляют государственному заказчику-координатору заявки на финансирование соответствующих мероприятий программы из бюджета Союзного государства с необходимыми обоснованиями;
в пределах своей компетенции контролируют ход выполнения мероприятий и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию программы;
взаимодействуют между собой, с государственным заказчиком-координатором, другими государственными органами и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования программы;
осуществляют мониторинг внедрения полученных результатов программы.
Механизм контроля за ходом реализации Программы будет осуществляться в соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12).
5. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы
Предельная потребность финансирования Программы в период 2022 - 2026 годы составляет 1 980 000,0 тыс. рублей из бюджета Союзного государства, из них долевые отчисления Российской Федерации в бюджет Союзного государства для финансирования Программы - 1 320 000,0 тыс. рублей, и долевые отчисления Республики Беларусь в бюджет Союзного государства для финансирования Программы - 660 000,0 тыс. рублей.
Определение объемов запрашиваемых финансовых средств произведено исходя из предлагаемых четырёх мероприятий Программы, существующего уровня и порядка ценообразования на сложную научно-техническую продукцию и предварительного анализа, проведенного организациями, осуществляющими технико-экономическую экспертизу.
Финансовые ресурсы будут направлены на осуществление комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В мировой практике прерогатива проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах создания космических систем оперативного мониторинга относится исключительно к государственным проектам. Организация и правовое регулирование отношений в области создания и эксплуатации космических систем в России определены Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности", в Беларуси - Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. N 609 "О реализации государственной политики Республики Беларусь в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (с изменениями от 08.09.2011 г.).
В практике Российской Федерации и Республики Беларусь прерогатива мониторинга земной поверхности и околоземного космического пространства, включая мониторинг космического мусора, обеспечивающих решение задач контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, экологического контроля, природопользования относится исключительно к государственным проектам.
Основными пользователями космической информации ДЗЗ и продуктов ее обработки для контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, экологического контроля, природопользования являются федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и республиканские органы государственного управления Республики Беларусь, а также бюджетные организации России и Беларуси, которым соответствующие услуги предоставляются на бесплатной основе.
Мероприятия Программы реализуются в рамках научно-исследовательских работ и предпроектных исследований, т.е. на докоммерческой стадии (коммерческий потенциал имеют данные ДЗЗ и продукты их обработки, получаемые на стадии эксплуатации КА дистанционного зондирования Земли и используемые в интересах развития бизнеса).
Указанные выше обстоятельства не позволяют заинтересовать коммерческие организации в качестве инвесторов внебюджетных средств в межгосударственные, федеральные (государственные) программы в области контроля чрезвычайных ситуаций, окружающей среды, экологического контроля, природопользования.
В связи с этим при реализации мероприятий Программы "Комплекс-СГ" привлечение внебюджетных средств не предусмотрено.
Отношения, касающиеся собственности Союзного государства, регулируются Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства от 24 января 2006 года.
До принятия нормативных правовых актов Союзного государства в области владения и управления собственностью Союзного государства, права на объекты интеллектуальной собственности и продукцию, созданные в рамках реализации Программы на территории государств-участников Союзного государства, регулируются в соответствии с национальными законодательствами государств-участников Союзного государства с учетом их долевых отчислений на финансирование Программы в бюджет Союзного государства.
К объектам интеллектуальной собственности, созданным российскими организациями применяются действующие нормы законодательства Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая). К объектам интеллектуальной собственности, созданным белорусскими организациями применяются действующие нормы законодательства Республики Беларусь (Гражданский кодекс Республики Беларусь, раздел V; Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-3 (ред. от 18.12.2019 N 275-3) "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы").
Соответствующие положения о правах государственных заказчиков и исполнителей включаются в государственные контракты (договоры) на реализацию Программы.
Обмен информацией по объектам интеллектуальной собственности, созданным в результате выполнения Программы, осуществляется с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации от 09.07.1997 г.
Учет имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных в результате выполнения Программы, осуществляется в порядке, установленном законодательствами соответствующих государств-участников Союзного государства.
Решение о подтверждении прав владения и пользования имуществом принимает Совет Министров Союзного государства при рассмотрении итогового отчета о выполнении Программы.
В таблице 2 представлена потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы в целом и по источникам финансирования с распределением по долевому участию и территориям государств-участников, по годам её реализации (в ценах соответствующих лет), по направлениям расходования средств (капитальные вложения, НИОКР, прочие), по основным мероприятиям.
Таблица 2
6. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидаемая эффективность решения проблемы заключается в обосновании, разработке научных, научно-технических и технологических решений и их экспериментальной отработке в интересах создания многоцелевых космических систем с использованием многоспутниковых группировок космических аппаратов малой размерности, которые обеспечивают заданные требования по наблюдению за околоземным космическим пространством, включая радиозатменный мониторинг атмосферы и мониторинг космического мусора малой размерности, а также требований по максимальному соответствию задачам и требованиям хозяйственных и научных организаций-потребителей космических данных России и Беларуси.
На основании данных мониторинга околоземного космического пространства будут сформированы достоверные математические модели распределения космического мусора на околоземных орбитах, что позволит оптимизировать противометеоритную защиту низкоорбитальных космических аппаратов с целью максимизации сроков их активного существования.
Радиозатменный мониторинг атмосферы Земли позволит исследовать пространственную структуру и геометрию неоднородностей атмосферы на основе всепогодных измерений температуры, влажности, концентраций газовых составляющих атмосферы с высоким разрешением по вертикали, а также ионосферной концентрации электронов. Эта информация обеспечит разработку высокоточных прогностических моделей космической погоды и климата в интересах устойчивой и надежной космической связи, повышения точности систем глобальной навигации и позиционирования.
Экспериментальные образцы космических средств наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства будут созданы в рамках Программы в максимальном соответствии с задачами и требованиями хозяйственных и научных организаций-потребителей космических данных России и Беларуси. В состав задач входят задачи гидрометеорологии, экологии, мониторинга чрезвычайных ситуаций (ЧС), обширный спектр природохозяйственных задач (сельское и лесное хозяйство, промысел морепродуктов, геология и поиск полезных ископаемых, землеустройство, строительство, прокладка транспортных магистралей, картография, создание и обновление геоинформационных систем, гидротехника и мелиорация), океанографические и океанологические задачи и научные задачи фундаментального изучения состояния и эволюции Земли.
С учетом экономических интересов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов госуправления Республики Беларусь к 2026 г. общая площадь наблюдаемой территории составит 50...70 млн. км 2 с разрешением 0,2...5 м в видимом и СВЧ диапазонах, от 10 до 20 м в инфракрасном диапазоне, от 1 до 5 м и от 5 до 40 м - в режимах мультиспектральной и гиперспектральной съёмки соответственно в видимом и ИК диапазонах.
По периодичности обзора диапазон требований простирается от 0,1 часа (почти реального масштаба времени (РМВ), т.е. почти непрерывного повторения наблюдений) до нескольких лет.
По радиометрическому разрешению диапазоны требований составляют: для более, чем 70% задач, решаемых приборами видимого и БИК области спектра - 0,1-0,5%; для почти 80% задач, решаемых ИК радиометрами - 0,1-0,2 К; для 90% задач радиолокаторов с синтезированной апертурой (РСА) - 0,1-1 дБ.
С учётом разнообразия сфер хозяйственного и научного использования КИ ДЗЗ, полный состав задач ДЗЗ велик по номенклатуре и содержит весьма разнородные требования к видам и характеристикам космических данных. По результатам наблюдений и измерений, передаваемым в виде поступающей КИ ДЗЗ на наземные пункты ее приема, обнаруживаются, отождествляются и конкретизируются (классифицируются) типы и фиксируется состояние природохозяйственных объектов и процессов, важных для проведения эффективной природоохранной деятельности, прогнозирования погоды и опасных гидрометеорологических явлений, оценки масштабов ЧС и с целью принятия адекватных мер по уменьшению их последствий и минимизации ущерба, налаживания эффективных производственных процессов в отраслях природопользования, научного изучения эволюции Земли и т.д.
Следует выделить следующие основные области эффективного и результативного применения КИ ДЗЗ:
- гидрометеорология, будет обеспечено высокопериодическое получение в глобальном масштабе космических данных об облачном и снежно-ледовом покровах, трехмерных полях температуры и влагосодержания атмосферы, трехмерном поле ветра, температуре и других физико-химических параметрах поверхности Земли, зонах и интенсивности осадков, крупномасштабных и опасных процессах в атмосфере и на поверхности Земли (циклоны, антициклоны, тропические штормы и ураганы, стихийные гидрометеорологические явления и др.), всех составляющих элементов для изучения эволюции климата (альбедо Земли, малые газы, аэрозоль, вариации солнечного излучения и т.д.), гелиогеофизических параметрах "погоды" Земли в околоземном космосе и динамике изменения растительного покрова;
- экологический мониторинг на глобальном, региональном и локальном уровнях за распространением загрязнений во всех трех основных природных сферах (атмосфера, поверхность суши, водная среда), развитием эрозионных и др. процессов деградации природной среды; обнаружение факта и адресная локализация крупных промышленных и иных источников загрязнения окружающей среды; контроль трансграничного переноса загрязнений; экологический мониторинг районов добычи полезных ископаемых, транспортировки углеводородного топлива и др. химических продуктов (аммиак и т.д.) и крупнейших скоплений промышленных предприятий и мегаполисов;
- мониторинг чрезвычайных ситуаций (ЧС), включая обнаружение факта ЧС, оценку масштабов и характера разрушений; прогнозирование землетрясений и других разрушительных природных явлений; оповещение о цунами, наводнениях, селях, химическом и ином заражении местности, лесных пожарах, крупных разливах нефтепродуктов и т.д.;
- создание и обновление широкого спектра общегеографических и тематических картографических материалов (топографические карты, карты в цифровом виде, ГИС разного назначения, карты сейсмичности и геологического риска, карты лесных массивов, сельхозугодий и др. тематического назначения);
- информационное обеспечение деятельности по землеустройству, прокладке транспортных магистралей, строительству промышленных объектов и градостроительству, составлению кадастров земельных и иных природных ресурсов;
- информационное обеспечение хозяйственной деятельности в ведущих отраслях социальной экономики, связанных с использованием и переработкой возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая сельское, рыбное, лесное, водное хозяйство, геологию и разработку месторождений полезных ископаемых;
- океанография и океанология (зондирование водных поверхностей с целью определения их температуры, солености, цветности, прозрачности, биопродуктивности, загрязнений, течений, ледовой обстановки, волнения, приводного ветра, а также изучение шельфа);
- фундаментальное изучение закономерностей и тенденций изменения глобальных и крупнейших региональных процессов в атмосфере и других оболочках нашей планеты (гидросфера, криосфера, биосфера, околоземный космос и магнитосфера).
7. Государственный заказчик-координатор, государственный заказчик программы от государств-участников и сроки подготовки проекта Программы
В качестве государственных заказчиков Программы предлагаются:
от Российской Федерации - Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" с возложением на нее функций государственного заказчика - координатора;
от Республики Беларусь - Национальная академия наук Беларуси.
Подготовку проекта Программы, его согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами России и Беларуси и внесение в Совет Министров Союзного государства предлагается осуществить в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12), в течение 6 месяцев после принятия решения Советом Министров Союзного государства о разработке проекта Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 30 ноября 2021 г. N 28 "О концепции научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства" ("Комплекс-СГ")"
Вступает в силу с 30 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован не был