Президиум РАН, заслушав и обсудив доклад директора федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Африки Российской академии наук члена-корреспондента РАН Абрамовой И.О. "Геостратегическая схватка за Африку и интересы России в преддверии второго Саммита Россия - Африка", содоклады члена-корреспондента РАН Фитуни Л.Л. (федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук) "Африка в условиях обострения глобальной конфронтации: императивы фундаментальных и прикладных исследований", вице-президента РАН академика РАН Донник И.М. "Перспективы сотрудничества России и Африки в аграрной сфере", академика РАН Дгебуадзе Ю.Ю. (федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук) "Российские биологи в Африке. Опыт Российско-эфиопской экспедиции РАН", выступления члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члена Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, председателя Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки Морозова И.Н., руководителя Департамента Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации Ткаченко В.И., заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Бочаровой Н.А., посла по особым поручениям МИД РФ, руководителя секретариата Форума партнерства Россия - Африка Озерова О.Б., заместителя руководителя Роспотребнадзора кандидата медицинских наук Смоленского В.Ю., исполнительного директора Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки Беляевой А.В., заключительное слово академика-секретаря Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН академика РАН Дынкина А.А., отмечает необходимость активизации отношений с африканскими государствами с учетом современных вызовов и угроз, стоящих перед Россией, и реализации стратегии ускоренного развития Российской Федерации.
Современный мир проходит очередной этап своей трансформации. Многополярность, как новое вызревающее мироустройство, как никогда прежде, нуждается в системе двухсторонних и многосторонних геостратегических сдержек и противовесов, исключающих или минимизирующих опасность глобального вооруженного столкновения. Одновременно она потенциально открывает возможности для установления более справедливого мироустройства, учитывающего интересы максимально широкого круга членов мирового сообщества, более эффективного и ускоренного развития многих государств, хотя и не исключает конкуренции между ними.
На этом фоне происходит переоценка сравнительной значимости и роли регионов мира как зон столкновения интересов участников обновленного соперничества. В условиях крайней нежелательности сверхопасной прямой конфронтации между "старыми" и "новыми" игроками возросло геостратегическое и военно-политическое значение "периферийных" зон соперничества, в том числе Африканского континента. Африку блок "старых игроков" рассматривает, прежде всего, с трех точек зрения: прогнозируемых перспектив глобального экономического развития, ресурсной и военно-геополитической. Все три аспекта рассматриваются через призму соперничества с главными соперниками и конкурентами - Китаем и Россией. Одновременно Запад внимательно следит за возрастающей активностью и влиянием в этом регионе соперников "второго эшелона" - Индии, Бразилии, Ирана, Турции, монархий Персидского залива, обеих Корей.
В основе современной экспансии в Африку лежит не только стремление игроков укрепить позиции в глобальном ресурсном обеспечении, от которого во многом зависит национальная безопасность, но и стратегический расчет на выкраивание себе стабильных позиций и зон влияния в конкурентной борьбе в мировой экономике 2020-2050 годов, когда Африканский континент, по прогнозам ведущих "мозговых центров", превратится в главный источник мирового прироста трудовых ресурсов, покупательского спроса и природных возможностей для развития мировой экономики, то есть на долгосрочную перспективу.
В этих условиях главная задача политики "коллективного Запада" в Африке - сохранить и упрочить свое экономическое, политическое и военное влияние, используя традиционные и новые методы постнеоколониализма, а также избежать вызовов и угроз, связанных с Африканским континентом.
При этом стратегия западных держав в Африке имеет свои особенности. Основой американской стратегии на Африканском континенте, озвученной в 2018 году администрацией Д. Трампа и почти не изменившейся при Дж. Байдене, стало противостояние Китаю и России и их вытеснение (в случае с Китаем) и недопущение (в случае с Россией) в регион. Великобритания в связи с Брекзитом и реализацией концепции Глобальной Британии (Global Britain) серьезно озаботилась выработкой стратегий освоения альтернативных ЕС рынков и компенсации выпадающей части доходов госбюджета и частного бизнеса за счет активизации африканского вектора своей политики. Покачнувшийся авторитет Франции в африканских государствах побуждает французские власти адаптироваться к новым условиям, стремясь к максимальной экономии при эксплуатации ресурсов Африки и активно используя такие инструменты воздействия, как пусть и существенно ослабленное, но все еще системно значимое доминирование в обеих зонах африканского франка и культурно-языковое влияние на образование, науку и воспитание молодежи в рамках проекта "Франкофония".
Новые игроки строят свое сотрудничество на иных принципах, не навязывая африканцам своих стереотипов. Для России в этом смысле весьма показателен опыт Китая, который, после распада СССР, занял и развил те позиции, которые занимал Советский Союз в Африке, и даже существенно превзошел их во многих отношениях. Китай, который превратился в главного торгово-экономического партнера африканских государств, последовательно выстраивает глобальные цепочки формирования добавленной стоимости, в создании которых африканским производителям предлагается значимая роль. Все вместе это встроено в стратегические планы социально-экономического развития самого Китая и реализации его глобальных проектов, что принципиально отличает китайскую политику от всех остальных. Конечной целью прилагаемых усилий должно стать создание "Китайско-африканского сообщества единой судьбы в новую эпоху".
После распада СССР, который рассматривал взаимодействие с Африканским континентом как важнейшую составляющую своей внешней политики, Россия, несмотря на колоссальные усилия и вложенные средства в развитие Африки, практически свернула свои отношения с африканскими государствами. Африка же практически отсутствует в российском информационном пространстве, а новости о континенте носят преимущественно негативный характер. Однако в условиях резкого обострения отношений с США и ЕС, Россия может и должна использовать африканский вектор внешней политики для решения задач собственного развития и укрепления своих позиций на международной арене, формируя в национальных интересах, а где надо и в противовес агрессивным геополитическим соперникам, собственные стратегические союзы и объединения. Как показал первый Саммит Россия - Африка, состоявшийся в октябре 2019 г. в г. Сочи, авторитет Российской Федерации в большинстве африканских государств чрезвычайно высок, как страны, правопреемницы СССР, активно отстаивающей политический и экономический суверенитет, но время, отведенное на процесс "возвращения" России в Африку с максимальной для себя эффективностью весьма ограничено.
С учетом растущей конкуренции на Африканском континенте старых и новых игроков, России при формировании своей стратегии на африканском направлении следует видеть и учитывать интересы африканских государств, сформулированных в стратегическом документе Африканского союза "Повестке 2063". Одновременно необходимо четко понимать, как взаимодействие с Африкой будет способствовать решению собственных задач развития Российской Федерации, ее экономическому и технологическому прорыву и обеспечению национальной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Важнейшими из них являются: обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года; обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок и др. В условиях постоянного нарастания напряженности во взаимоотношениях с западными партнерами, роста экономической и политической мощи и влияния Китая на азиатском треке, раскачивания ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, африканский вектор внешней политики России приобретает особое значение. В политическом плане для нас чрезвычайно важна поддержка африканских стран, голоса которых составляют более четверти всех голосующих в ООН. В экономическом плане Африка для нас не только поставщик сырьевых ресурсов, но и важнейший рынок для реализации нашей промышленной продукции и применения российских технологий, включая локализацию российских производств на континенте, подготовку кадров, передачу знаний и навыков.
Второй Саммит Россия-Африка, намеченный на 2022 год, должен стать не повторением первого, а качественно новым шагом в деле развития российско-африканских отношений. Необходимо перейти от формулировки целей и задач российской политики на африканском направлении к реализации конкретных проектов и разработке механизма и инструментария взаимовыгодного сотрудничества.
Ключевым звеном наших отношений на ближайшую перспективу, которое станет привлекательным для африканских стран и будет способствовать успешному экономическому развитию Российской Федерации, может стать отработка двухсторонних возможностей технологического партнерства.
В условиях постковидного мира спрос на российские технологии в Африке может существенно вырасти, так как Россия обладает высокими компетенциями именно в тех сферах, которые наиболее востребованы сегодня на Африканском континенте (энергетика, транспортная инфраструктура, аграрный сектор, биология и медицина, космос, цифровые технологии).
Трансфер российских технологий, как и сотрудничество в научной сфере, не только выгодны России в имиджевом плане, показывая ее страной, способствующей передовому развитию Африки и укреплению ее экономического суверенитета. Он позволяет ей формировать армию своих сторонников в странах континента через решение проблемы преодоления технологической отсталости и подготовки квалифицированных кадров, осваивающих и продвигающих именно российские технологические решения. Кроме того, Россия получает возможность отработки и совершенствования своих технологий, востребованных быстрорастущим молодым африканским населением, и огромный рынок для российских высокотехнологичных товаров и услуг, так необходимый многим российским, в том числе региональным, производителям готовым наращивать свое производство, но не имеющим возможности для сбыта своей продукции.
Подготовка второго Саммита Россия - Африка в 2022 году поставила ряд вопросов, имеющих как академическое, так и практическое значение. Среди них можно обозначить следующие:
насколько эффективной и устойчивой будет политика России на африканском направлении в условиях обострения отношений Российской Федерации с США и ЕС;
как можно использовать африканский вектор в новой стратегии ускоренного развития самой Российской Федерации;
как с выгодой для себя задействовать весомый и значимый в международных организациях "африканский фактор" при выработке многосторонних подходов и достижении международных договоренностей по ключевым и значимым для России глобальным вызовам и проблемам, включая вопросы национального суверенитета, неделимости безопасности, климатическую повестку, вопросы "зеленого" энергоперехода, трансграничной миграции, недопустимости экономической агрессии и односторонних санкций, информационно-коммуникационной и биологической безопасности и др.;
с какими конкретными результатами мы подойдем ко второму Саммиту Россия - Африка; какие механизмы необходимо создать для продвижения российских интересов на Африканском континенте; каковы основные препятствия нашего взаимодействия с африканскими странами;
каковы приоритетные сферы нашего сотрудничества с Африкой на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Принимая во внимание значительный вклад российских ученых в разработку новой концепции российско-африканских отношений и подготовку первого Саммита Россия - Африка и Экономического форума Россия - Африка президиум РАН постановляет:
1. Принять к сведению информацию, представленную в докладах. Рассмотреть возможность активного подключения РАН к подготовке второго Саммита Россия - Африка и организации на полях саммита научного форума Россия - Африка. Активизировать научный диалог между российскими и африканскими учеными по широкому спектру направлений, представляющих взаимный интерес, с целью формирования стратегии научного сотрудничества Российской Федерации с Африканским континентом.
2. Отделению глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) совместно с Управлением международного сотрудничества РАН до 1 июня 2022 г. разработать комплекс мер по активизации диалога с научно-исследовательскими центрами и университетами в африканских государствах, а также с китайскими, индийскими, арабскими, турецкими, европейскими и американскими экспертами по актуальным проблемам развития Африканского континента для представления в МИД России.
3. Отделению историко-филологических наук РАН (академик РАН Тишков В.А.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) продолжить сотрудничество в сфере изучения проблем социально-экономического развития, идентичности, колониализма и постколониализма, культурных особенностей африканских обществ, исследованию историко-культурного влияния России на Африку и ее исторического опыта на континенте, а также по организации полевых исследований и экспедиций.
4. Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Лачуга Ю.Ф.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) при участии Управления международного сотрудничества РАН продолжить работу по развитию сотрудничества с государствами региона в области сельского хозяйства, включая подготовку специалистов-аграриев на базе как образовательных, так и научных учреждений соответствующего профиля.
5. Отделению медицинских наук РАН (академик РАН Стародубов В.И.) и Отделению биологических наук РАН (академик РАН Кирпичников М.П.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) при участии Управления международного сотрудничества РАН уделять приоритетное внимание развитию научного сотрудничества со странами Африки в области эпидемиологии, микробиологии, предупреждения и готовности к эпидемиям, разработки средств диагностики, профилактики и лечения инфекций, включая проведение совместных научных исследований актуальных для Африки болезней, организацию экспедиционной работы, совместных научных мероприятий и публикаций, расширение подготовки кадров на базе соответствующих научных и образовательных учреждений.
6. Отделению биологических наук РАН (академик РАН Кирпичников М.П.) совместно с Отделением глобальных проблем и международных отношений РАН (академик РАН Дынкин А.А.) при участии Управления международного сотрудничества РАН продолжить работу по созданию в Эфиопии Совместного Российско-эфиопского биологического центра.
7. Отделениям РАН в тесной координации с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность и определить форматы участия в работе Российско-африканского сетевого университета, а также активизировать деятельность по подготовке высококвалифицированных и научных кадров на базе соответствующих институтов РАН с учетом интересов российской и африканской сторон.
8. Рекомендовать отделениям РАН по областям и направлениям науки и региональным отделениям РАН активизировать сотрудничество с африканскими странами по ряду научных направлений, перспективных для развития высокотехнологического производства и наукоемкой продукции (химической промышленности, информационных технологий, нефтепереработки и добывающей промышленности, энергетики и технологии мирного атома, новых материалов, инновационных транспортных систем и др.), а также в области приоритетных направлений фундаментальных исследований - физика, математика, энергетика, нанотехнологии, науки о Земле.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика РАН Балегу Ю.Ю.
Президент РАН |
А.М. Сергеев |
И.о. главного ученого секретаря |
Д.В. Бисикало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Российской академии наук от 9 февраля 2022 г. N 26 "Геостратегическая схватка за Африку и интересы России в преддверии второго Саммита Россия - Африка"
Текст постановления опубликован не был