Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Стандарту деятельности
государственных образовательных
организаций, подведомственных
Департаменту образования и науки
города Москвы, по реализации
основной образовательной
программы дошкольного
Минимум содержания образования для освоения в старшей группе (5 - 6 лет)
В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательная организация обязуется реализовать минимальный объем содержания образования, который предполагает получение воспитанниками знаний и умений из 5 образовательных областей, утвержденных ФГОС ДО:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие (реализуется в процессе всех занятий и режимных моментов).
Каждая образовательная область предполагает необходимый набор тем занятий, наличие которых в календарном планировании дошкольной группы является образовательной гарантией для московских семей.
При составлении календарного плана образовательной организации следует руководствоваться следующими требованиями к минимальному объему содержания (знаний и умений) и перечню обязательных тем занятий.
Требования к планированию занятий.
Образовательная неделя в старшей группе предполагает 12 занятий, 2 дня по 3 занятия и 3 дня по 2. Образовательная организация может дополнительно включить в расписание 1 занятие в неделю по приоритетным направлениям развития воспитанников в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
Оптимальная модель планирования занятий в течение образовательной недели с учетом рационального распределения образовательной нагрузки для выполнения требований к условиям здоровьесбережения детей.
День недели |
Занятия |
Понедельник |
- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие |
Вторник |
- формирование элементарных математических представлений; - развитие речи - художественно-эстетическое развитие |
Среда |
- художественно-эстетическое развитие - окружающий мир; - физическое развитие |
Четверг |
- формирование элементарных математических представлений - развитие речи |
Пятница |
- художественно-эстетическое развитие - физическое развитие |
Примеры планирования каждой образовательной недели
Неделя N 1
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование цветными карандашами на осеннюю тематику (например, "Осенний пейзаж") |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Счет в пределах 5 |
Развитие речи |
Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" (в обработке О. Капицы) и присказки "Начинаются наши сказки... |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Слушание произведения (например, "Листопад", музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко) |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Лепка с использованием природного материала (например, "Ежик из шишек") |
Окружающий мир |
Детский сад |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Счет в пределах 5 |
Развитие речи |
Пересказ русской народной сказки "Заяц-хвастун" |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Пение (например, "Осенью", музыка И. Кишко, слова Н. Плакиды) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Неделя N 2
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование сюжетной композиции сказки по выбору детей (например, "Маша и медведь") |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Счет в пределах 5 |
Развитие речи |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Танец (например, "Танец с листочками", муз. П.И. Чайковского) |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Аппликация с элементами рисования (например, "Осенний лес") |
Окружающий мир |
Гуляем безопасно |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Счет и отсчитывание предметов в пределах 5 |
Развитие речи |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила" |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Игра на музыкальных инструментах (например, "Дон-дон", русская народная песня, в обработке Р. Рустамова) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Неделя N 3
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование деревьев (например, "Береза") |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Ориентировка в пространстве |
Развитие речи |
Заучивание стихотворения на осеннюю тематику (например, И. Белоусова "Осень") |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Слушание произведения (например, "Моя Россия", музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Лепка "Дары осени" |
Окружающий мир |
Почему листья имеют разный цвет? |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Ориентировка в пространстве |
Развитие речи |
Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Пение (например, "Журавли", музыка А. Лившица, слова М. Познанской) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Содержание образовательных областей (содержательный минимум) и примерные темы занятий в старшей группе
Образовательная область "Познавательное развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Счет в пределах 5. 2. Счет в пределах 5. 3. Счет в пределах 5. 4. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5. 5. Ориентировка в пространстве. 6. Ориентировка в пространстве. 7. Ориентировка в пространстве. 8. Сравнение 2-х предметов по 2-м параметрам. 9. Сравнение предметов по длине. 10. Сравнение предметов по длине. 11. Множества. 12. Множества. 13. Множества. 14. Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). 15. Счет в пределах 6. 16. Счет в пределах 6. 17. Счет в пределах 6. 18. Определение местоположения людей и предметов относительно себя. 19. Определение местоположения людей и предметов относительно себя. 20. Определение местоположения людей и предметов относительно себя. 21. Сравнение предметов по высоте. 22. Сравнение предметов по высоте. 23. Сравнение предметов по высоте. 24. Части суток. 25. Части суток. 26. Части суток. 27. Счет в пределах 7. 28. Счет в пределах 7. 29. Счет в пределах 7. 30. Геометрические фигуры. Поиск предметов, имеющих форму знакомых геометрических фигур. 31. Геометрические фигуры. Поиск предметов, имеющих форму знакомых геометрических фигур. 32. Геометрические фигуры. Поиск предметов, имеющих форму знакомых геометрических фигур. 33. Счет в пределах 8. 34. Счет в пределах 8. 35. Счет в пределах 8. 36. Счет в пределах 9. 37. Счет в пределах 9. 38. Счет в пределах 9. 39. Порядковое значение чисел 8 и 9. 40. Сравнение предметов по величине. 41. Сравнение предметов по величине. 42. Сравнение предметов по величине. 43. Образование числа 10. 44. Геометрические фигуры. Треугольник: его свойства и виды. 45. Счет в пределах 10. 46. Счет в пределах 10. 47. Счет в пределах 10. 48. Движение в заданном направлении. 49. Движение в заданном направлении. 50. Движение в заданном направлении. 51. Представления о четырехугольнике (на основе квадрата и прямоугольника). 52. Определение пространственного. направления относительно другого человека. 53. Определение пространственного направления относительно другого человека. 54. Дни недели. 55. Дни недели. 56. Дни недели. 57. Ориентировка на листе бумаги. 58. Ориентировка на листе бумаги. 59. Ориентировка на листе бумаги. Определение сторон и углов листа. 60. Количественный состав чисел из единиц. 61. Количественный состав чисел из единиц. 62. Количественный состав чисел из единиц. 63. Сравнение предметов по ширине и высоте. 64. Сравнение предметов по ширине и высоте 65. Сравнение предметов по длине с помощью условной меры. 66. Сравнение предметов по длине с помощью условной меры. |
Формирование элементарных математических представлений |
Количество и счет | |
Знания: - общие представления о множестве; - числа в пределах 10; - состав чисел в пределах 10; - порядковый и количественный счет в пределах 10; - общие представления о равенстве. Умения: - создавать множества (группы предметов) из разных элементов (предметов разного цвета, размера, формы и др.); - разбивать множества на части и объединять их; - устанавливать отношения между множеством и каждой его частью; - сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения его элементов; - выполнять порядковый и количественный счет в пределах 10; - сравнивать стоящие рядом числа в пределах 10; - получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет; - сравнивать стоящие рядом числа (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1) в пределах 10; - отсчитывать заданное количество предметов - из множества (по образцу и заданному условию) в пределах 10; - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; - отвечать на вопросы о количестве предметов и позиции в множестве предметов; - определять равное количество объектов в множествах, состоящих из разных предметов | |
Величина | |
Знания: - представления о размере предметов; - представление об условных мерах длины. Умения: - систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по заданному параметру (длине, ширине, высоте); - отражать в речи порядок расположения предметов по заданному параметру; - сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью третьего - "условной меры"; - находить в множестве предметы длиннее/короче, выше/ниже, шире/уже, толще/тоньше заданного образца и равные ему; - сравнивать целое и его части | |
Форма | |
Знания: - названия доступных геометрических фигур (например, круг, прямоугольник, квадрат) и их свойства; - представления о четырехугольнике, квадрате как разновидности четырехугольника, овале. Умения: - анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в предметном окружении и называть предметы одинаковой и разной формы; - распознавать геометрические фигуры независимо от их расположения | |
Ориентировка в пространстве | |
Знания: - обозначения пространственного расположения предметов. Умения: - использовать обозначения пространственного расположения объектов и пространственных отношений (например, вверху/внизу, слева/справа, между, рядом с и др.); - двигаться в заданном направлении; - использовать знаки - указатели направления движения; - определять и называть свое местонахождение в пространстве; - обозначать в речи положение и взаимное расположение предметов; - ориентироваться на листе бумаги и обозначать в речи расположение объекта на листе (в том числе справа/слева, вверху/внизу и др.) | |
Ориентировка во времени | |
Знания: - представление о том, что утро, вечер, день и ночь являются частями суток. Умения: - использовать в речи понятия, связанные с обозначением времени (например, "до", "после", "раньше", "позже" и др.; - устанавливать и обозначать в речи последовательность различных событий (например, определять, какое событие произошло раньше, определять и называть день недели и др.). Развитие познавательных действий: - исследовать окружающий мир, применяя доступные средства и инструменты; - умение детей применять и составлять простые схемы; - действовать в соответствии с алгоритмом; - оценивать результаты своей познавательной деятельности; - обсуждать результаты проектной деятельности с взрослым и сверстниками | |
Ознакомление с окружающим миром | |
Предметное окружение | |
1. Детский сад. 2. Гуляем безопасно. 3. Почему листья имеют разный цвет? 4. Откуда берется дождь? 5. Природные и погодные явления. 6. Дневник наблюдений за погодой. 7. Вокруг света. Глобус и карта. 8. Арктика и Антарктика. 9. Пустыня, саванна и джунгли. 10. Мир джунглей. 11. Лес, степи, тайга. 12. Луг и поле. 13. Дикие и домашние животные. 14. Хищные звери и птицы. 15. Жилища животных. 16. Рептилии. 17. Морские жители. 18. Мы - защитники природы. 19. Путешествие в прошлое предметов. (например, лампочки). 20. Путешествие в прошлое предметов (например, телефона). 21. Предметы, облегчающие труд человека в быту. 22. Российская армия. 23. В мире профессий (например, воспитатель, учитель). 24. В мире профессий (например, повар). 25. В мире профессий (например, продавец). 26. В мире профессий (например, врач). 27. В мире профессий (например, архитектор). 28. Полезные ископаемые. 29. Свойства различных материалов (по выбору: стекло, дерево, металл). 30. Мир звуков. 31. Вредные и полезные продукты. 32. Как бороться с мусором? 33. Лекарственные растения. 34. Россия - огромная страна. 35. Мои друзья. 36. Моя семья |
Знания: - общие представления детей о мире предметов и их назначении; - представления о материалах, из которых сделаны предметы и их свойствах; - представления об истории создания и изменения окружающих предметов; - представления о предметах, используемых человеком в процессе труда. Умения: - самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов; - классифицировать и сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу |
Природное окружение | |
Знания: - общие представления о мире природы, взаимодействии живой и неживой природы; - представления о чередовании времен года, частей суток; - представления о климатическом и природном многообразии планеты; - представления об использовании карты и глобуса; - общие представления о классификации животного мира; - представления о домашних животных, их повадках; - представления о типичных представителях животного мира различных климатических зон; - представления о лесных животных: где живут, чем питаются, как готовятся к смене времен года и др.; - представление о хищных зверях и птицах; - элементарные экологические представления. Умения: - исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы; - устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; - фиксировать в календаре природы время года, месяц, день недели, время суток, температуру и другие результаты наблюдений) | |
Социальное окружение | |
Знания: - представления об образовательных организациях (школа, колледж, вуз); - представления об учреждениях культуры (например, цирк, библиотека, музей и др.); - представления о различных сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство и др.); - общие представления о многообразии мира профессий (например, о профессии воспитателя, учителя, врача, строителя, ученого и др.); - общие представления об образе жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.) |
Образовательная область "Речевое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Рассказывание русской народной сказки (например, "Заяц-хвастун" в обработке О. Капицы). 2. Пересказ русской народной сказки (например, "Заяц-хвастун"). 3. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с. 4. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени. 5. Заучивание стихотворения на осеннюю тематику (например, И. Белоусова "Осень"). 6. Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней. 7. Веселые рассказы Н. Носова. 8. Лексические упражнения. Чтение стихотворения (например, "Пудель" С. Маршака). 9. Учимся вежливости. 10. Обучение рассказыванию: описание кукол. 11. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц. 12. Рассматривание картины и составление рассказа по ней. 13. Лексико-грамматические упражнения Чтение русской народной сказки (например, "Крылатый, мохнатый да масляный" в обработке И.В. Карнауховой). 14. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения (например, Р. Сефа "Совет"). 15. Литературный калейдоскоп (знакомство с различными жанрами литературы). 16. Чтение стихов о поздней осени. 17. Рассказывание по картине. 18. Чтение русской народной сказки (например, "Хаврошечка", А.Н. Толстой). 19. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш. 20. Обучение рассказыванию простой сказки. 21. Знакомство со сказкой "Айога". 22. Чтение рассказа (например, Б. Житкова "Как я ловил человечков"). 23. Пересказ рассказа (например, В. Бианки "Купание медвежат"). 24. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" (повторение). 25. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш. 26. Чтение стихотворений о зиме. 27. Дидактические упражнения для развития речи (например, "Хоккей", "Кафе"). 28. Пересказ сказки (например, эскимосской народной сказки "Как лисичка быка обидела"). 29. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. 30. Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце". 31. Беседа по сказке П. Бажова "Серебряное копытце". 32. Слушание стихотворения (например, К. Фофанова "Нарядили елку"). 33. Дидактические игры со словами. 34. Беседа на тему: "Я мечтаю...", Дидактическая игра "Подбери рифму". 35. Чтение рассказа (например, С. Георгиева "Я спас Деда Мороза"). 36. Обучение рассказыванию по картине "Зимнее развлечение". 37. Чтение сказки (например, Б. Шергина "Рифмы"), чтение стихотворения (например, Э. Мошковской "Вежливое слово"). 38. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. 39. Пересказ литературной сказки (например, Э. Шима "Соловей и Вороненок"). 40. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения (например, И. Сурикова "Детство"). 41. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Что это?". 42. Беседа на тему "О друзьях и дружбе". 43. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово". 44. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ. 45. Пересказ литературной сказки (например, А.Н. Толстого "Еж"). 46. Чтение стихотворения (например, Ю. Владимирова "Чудаки"). 47. Обучение рассказыванию по картине (например, "Мы для милой мамочки..."). 48. Обучение рассказыванию (произведение по выбору). 49. Беседа на тему художественных произведений (например, Е. Благининой "Посидим в тишине" или А. Барто "Перед сном"). 50. Составление рассказа по картинкам (например, иллюстрации "Купили щенка"). 51. Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем...". 52. Чтение рассказов (например, из книги Г. Снегирева "Про пингвинов"). Дидактическое упражнение "Закончи предложение". 53. Пересказ рассказов из прочитанной ранее книги. 54. Чтение рассказа В. Драгунского (например, "Друг детства"). 55. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. 56. Чтение русской народной сказки. (например, "Сивка-Бурка" М. Булатова). 57. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. 58. Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". 59. Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". 60. Повторение изученных ранее стихотворений. 61. Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову). 62. Чтение рассказа К. Паустовского (например, "Кот-ворюга"). 63. Чтение литературной сказки (например, сказка В. Катаева "Цветик-Семицветик"). 64. Продолжение чтение литературной сказки. 65. Обучение рассказыванию по картинкам. 66. Чтение рассказа (например, рассказ В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок"). Лексические упражнения. 67. Чтение русской народной сказки (например, "Финист - Ясный сокол" А. Платонова) |
Развитие речи |
Знания: - представления о правильном употреблении единственного и множественного числа существительных в предложениях. Умения: - поддерживать беседу с взрослыми и сверстниками; - рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по сюжетным картинкам; - подбирать существительные к прилагательному, слова со сходным значением, с противоположным значением; - различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки; - определять место звука в слове (начало, середина, конец); - согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными; - замечать неправильную постановку ударения в слове; - однокоренные слова; - правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; - правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении, несклоняемые существительные; - составлять по образцу простые предложения; - пересказывать небольшие сказки, рассказы; - составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам | |
Приобщение к художественной литературе | |
Знания: - доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений; - примеры картин известных художников и иллюстраций из детской художественной литературы. Умения: - слушать сказки, рассказы, стихотворения; - запоминать считалки, скороговорки, загадки; - рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа; - участвовать в инсценировках художественных произведений; - сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению |
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Рисование цветными карандашами на осеннюю тематику (например, "Осенний пейзаж"). 2. Слушание произведения (например, "Листопад", музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко). 3. Лепка с использованием природного материала (например, "Ежик из шишек"). 4. Пение (например, "Осенью", музыка И. Кишко, слова Н. Плакиды). 5. Рисование сюжетной композиции сказки по выбору детей (например, "Маша и медведь"). 6. Танец (например, "Танец с листочками", музыка П. Чайковского). 7. Аппликация с элементами рисования (например, "Осенний лес"). 8. Игра на музыкальных инструментах (например, "Дон-дон", русская народная песня в обработке Р. Рустамова). 9. Рисование деревьев (например, "Береза"). 10. Слушание произведения (например, "Моя Россия", музыка Е. Струве, слова Н. Соловьевой). 11. Лепка "Дары осени". 12. Пение (например, "Журавли", музыка А. Лившица, слова М. Познанской). 13. Рисование витража (например, "Двери сказочного дворца"). 14. Танец (например, "Дружные пары", музыка И. Штрауса ("Полька"). 15. Обрывная аппликация (например, "Осеннее дерево"). 16. Игра на музыкальных инструментах (например, "Гори, гори ясно!", русская народная мелодия). 17. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи (например, "Узоры на доске"). 18. Слушание произведения (например, "Урожайная", музыка А Филиппенко, слова Т. Волгиной). 19. Лепка птицы комбинированным способом (например, "Воробей"). 20. Пение (например, "Листья золотые", музыка Попатенко, слова Найденовой). 21. Рисование растения с натуры (например, "Фиалка"). 22. Танец (например, хоровод "К нам гости пришли", музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен). 23. Аппликация "Грибы в корзинке". 24. Игра на музыкальных инструментах (например, "Петушок", русская народная песня). 25. Рисование "Идет дождь". 26. Слушание произведения (например, "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П. Чайковского). 27. Лепка "Грибная поляна". 28. Слушание произведения (например, "Моя Россия", музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой). 29. Рисование "Цветы в подарок ко дню матери". 30. Пение (например, "Огородная-хороводная", музыка Б. Можжевелова, слова Н. Пассовой). 31. Аппликация "Ракета для Незнайки". 32. Танец (например, "Круговая пляска", русская народная мелодия в обработке С. Разоренова). 33. Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи (например, "Гжельская чашка с блюдцем"). 34. Пение (например, "Песенка о маме", музыка О. Перовой). 35. Лепка с натуры (например, "Посуда для куклы"). 36. Игра на музыкальных инструментах (например, "Пастушок"). 37. Рисование ветки дерева (например, "Ветка рябины"). 38. Слушание произведения (например, "Зима", музыка П.И. Чайковского). 39. Объемная аппликация "Лебедь". 40. Пение (например, "Голубые санки", музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой). 41. Рисование "Мой домашний питомец". 42. Танец (этюд: "Ау!" ("Игра в лесу", музыка Т. Ломовой). 43. Лепка ленточным способом (например, "Ваза"). 44. Игра на музыкальных инструментах (например, "Часики", музыка С. Вольфензона). 45. Рисование акварелью (например, "Морской пейзаж"). 46. Слушание произведения (например, "Колыбельная", музыка Г. Свиридова). 47. Аппликация из геометрических фигур (например, "Лев"). 48. Танец (например, "Приглашение", русская народная мелодия "Лен" в обработке М. Раухвергера). 49. Свободное рисование на тему "Чем я занимался в выходные". 50. Игра на музыкальных инструментах (например, "Жил у нашей бабушки черный баран", русская народная шуточная песня в обработке В. Агафонникова). 51. Лепка по замыслу. 52. Слушание произведения (например, "Зимнее утро" П.И. Чайковского). 53. Сюжетное рисование (например, "Кого встретила Красная шапочка"). 54. Пение (например, "Здравствуй, зимушка-зима!", музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной). 55. Аппликация с использованием различных материалов (например, "Золотая рыбка"). 56. Танец (например, "Новогодний хоровод", музыка Т. Попатенко). 57. Рисование "Новогодняя елочка в нашем музыкальном зале". 58. Игра на музыкальных инструментах (например, "В лесу родилась елочка" музыка Л. Бекмана, слова Р. Кудашевой). 59. Лепка сюжетной композиции по сказке "Заюшкина избушка". 60. Слушание произведения (например, "Дед Мороз", музыка Н. Елисеева, слова З. Александровой). 61. Рисование птицы (например, "Снегирь"). 62. Пение (например, "Снега-жемчуга", музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского). 63. Аппликация с использование различных материалов (например, "Зимний город"). 64. Танец (например, хоровод "К нам приходит Новый год", музыка В. Герчик, слова З. Петровой). 65. Рисование "Как мы делаем утреннюю гимнастику". 66. Игра на музыкальных инструментах (например, "Кто по лесу идет?", музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова). 67. Лепка в технике пластилинография (например, "Морские обитатели"). 68. Слушание произведения (например, "Елочка и внучата", музыка С. Соснина, слова В. Семерника). 69. Рисование "Деревья за моим окном". 70. Пение (например, "Елочка-елка", музыка В. Герчик). 71. Коллективная аппликация по замыслу. 72. Танец (например, "Парный танец", музыка А. Александрова ("Полька"). 73. Рисование определенным оттенком - белой гуашью (например, "Зимний вечер"). 74. Игра на музыкальных инструментах (например, "Возле речки, возле моста", русская народная песня в обработке В. Агафонникова). 75. Слушание произведения (например, "Прогулка", музыка Прокофьева). 76. Лепка животных (например, "Белый медведь"). 77. Пение (например, "Хрустальная зимушка", музыка Филиппенко, слова Г. Бойко). 78. Рисование героев сказки (например, "Заяц-хвастун"). 79. Танец (например, "Праздничный марш", музыка Н. Леви). 80. Объемная аппликация "Цветик-семицветик". 81. Игра на музыкальных инструментах (например, "Что нам нравится зимой?", музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой). 82. Рисование с передачей движения объектов "Деревья в ветреный день". 83. Слушание произведения (например, "Детская полька", музыка М. Глинки). 84. Аппликация "Автобус едет в парк". 85. Пение (например, "Бубенчики", музыка Е. Тиличеевой). 86. Рисование цветными карандашами различных видов транспорта (например, "Трамвай"). 87. Танец (например, "Танец скоморохов", музыка Н. Римского-Корсакова). 88. Коллективная лепка "Северные олени". 89. Игра на музыкальных инструментах (например, "Конь", Е. Тиличеевой). 90. Рисование акварелью (например, "Северное сияние"). 91. Слушание произведения (например, "Марш", музыка Д. Шостаковича). 92. Аппликация "Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества". 93. Пение (например, "На границе", музыка В. Волкова). 94. Танец (например, "Яблочко", русская народная мелодия). 95. Декоративное рисование (например, "Матрешка"). 96. Лепка сюжетной композиции (например, "Космические приключения"). 97. Игра на музыкальных инструментах (например, "Марш" из оперы "Любовь к трем апельсинам", музыка С. Прокофьева). 98. Слушание произведения (например, "Мамин праздник", музыка Ю. Гусева, слова С. Вигдорова). 99. Рисование акварелью (например, "Весенние цветы"). 100. Пение (например, "Мамина песенка", музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского). 101. Аппликация "Праздничная открытка". 102. Танец (например, "Русская пляска", русская народная мелодия "Во саду ли, в огороде". 103. Рисование пейзажа (например, "Весна пришла"). 104. Лепка дымковской игрушки (например, "Нарядные лошадки"). 105. Игра на музыкальных инструментах (например, "Мама", музыка П.И. Чайковского). 106. Пение (например, "Весенняя песенка", музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко). 107. Рисование масляной пастелью (например, "Веселая гусеница"). 108. Объемная аппликация "Павлин". 109. Слушание произведения (например, "Жаворонок", музыка М. Глинки). 110. Декоративное рисование различных элементов на полосе. 111. Танец (например, "Задорный танец", музыка В. Золотарева). 112. Лепка фигуры человека в движении (например, "Бегун"). 113. Игра на музыкальных инструментах (например, "Во саду ли, в огороде", русская народная мелодия). 114. Свободное рисование на тему "Мой любимый вид спорта". 115. Слушание произведения (например, "Подснежник" П.И. Чайковского). 116. Симметричная аппликация (например, "Бабочки"). 117. Пение (например, "Птичий дом", музыка Д. Кабалевского, слова О. Высотской). 118. Лепка в технике пластилинография (например, "Гроздь винограда"). 119. Характерный танец (например, "Встреча в лесу", музыка Е. Тиличеевой). 120. Рисование "Салют ко Дню Победы!". 121. Слушание произведения (например, "Мир нужен всем", музыка. В. Мурадели, слова С. Богомолова). 122. Рисование "Цветочная поляна". 123. Слушание произведения (например, "Пляска птиц", музыка Н. Римского-Корсакова). 124. Объемная аппликация "Мороженое". 125. Пение (например, "Ландыш", музыка М. Красева, слова Н. Френкель). 126. Рисование в определенной цветовой гамме (например, "Цветы в теплых тонах"). 127. Танец (например, "Кадриль с ложками", русская народная мелодия). 128. Создание коллективной работы из пластилина (например, "Мир насекомых"). 129. Пение (например, "Где был Иванушка?", русская народная песня в обработке М. Иорданского). 130. Свободное рисование на тему "Моя любимая игрушка". 131. Игра на музыкальных инструментах (например, "Во саду ли, в огороде", русская народная мелодия). 132. Объемная аппликация "Жар птиц". 133. Слушание произведения (например, Вальс", музыка И. Штрауса). 134. Создание коллективной работы из пластилина на свободную тему. 135. Танец (например, хоровод "Ай да березка", музыка Т. Попатенко, слова Ж. Агаджановой) |
Приобщение к искусству |
Знания: - общие представления о видах изобразительного искусства (например, графике, декоративно-прикладном искусстве, живописи, скульптуре и др.); - общие представления об изображении природы в живописи на примерах произведений известных художников (например, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.); - общие представления о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (например, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.); - знания о различном назначении зданий (например, жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.); - общие представления о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Умения: - подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности; - выделять, называть, группировать произведения по видам искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр; - использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности разные средства выразительности | |
Изобразительная деятельность | |
Знания: - представление о разнообразии цветов и оттенков; - общие представления о способах и приемах рисования; - представления о народном декоративно-прикладном искусстве; - представления о народных игрушках; - представления о способах и приемах лепки. Умения: - передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений; - передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги; - рисовать акварелью; - смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; - передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш; - создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений; - лепить знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); - составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской и других видов росписи; - создавать узоры на листах в форме народного изделия (например, поднос, чашка и др.). | |
Конструктивно-модельная деятельность | |
Знания: - представления о многообразии деталей, используемые в различных конструкциях. Умения: - выделять основные части и характерные детали конструкций; - планировать создание собственной постройки; - создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта; - строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; - коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; - применять конструктивные умения, полученные на занятиях | |
Слушание | |
Знания: - знание о жанрах музыкального искусства (например, опера, концерт, симфонический концерт); - знание мелодии Государственного гимна Российской Федерации. Умения: - различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). | |
Пение | |
Умения: - коллективное и индивидуальное исполнение доступных песен; - произносить отчетливо слова песен, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо | |
Музыкально-ритмические движения | |
Умения: - передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание; - выполнять простейшие перестроения под музыку, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами; - изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. | |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество | |
Умения: - придумывать движения к пляскам, танцам, придумывать элементы композиции танца; - самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни | |
Игра на детских музыкальных инструментах | |
Умения: - исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; - исполнять знакомые песни индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп | |
Для реализации музыкального развития проводятся занятия, объединяющие несколько видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах |
Образовательная область "Физическое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
Для реализации образовательной области проводятся интегрированные занятия, объединяющие несколько видов физической активности и оздоровительной деятельности дошкольников |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Знания: - общие представления об особенностях функционирования человеческого организма; - знания о здоровом образе жизни и способах укрепления своего здоровья; - представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье; - представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Умения: - следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; - самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки и др.; - правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), сохранять за столом правильную осанку, соблюдать правила вежливого общения - обращаться с просьбой, благодарить | |
Физическая культура | |
Знания: - знания о различных видах спорта; - общие представления об истории олимпийского движения; - представления о правилах техники безопасности при выполнении доступных физических упражнений. Умения: - бегать наперегонки, с преодолением препятствий; - лазать по гимнастической стенке, соблюдая правила безопасности; - прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка; - прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении; - играть в знакомые подвижные игры |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.