Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 2 февраля 2021 г. N 9-18/01097@
"Об информировании налогоплательщиков"
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена, с целью информирования налогоплательщиков, в рамках информационной кампании по информированию физических лиц и организаций о налоговых льготах при налогообложении имущества за истекший налоговый период 2020 года и порядке их предоставления, направляет информационный материал (приложения N 1, 2, листовки) для размещения в справочно-правовой системе.
Руководитель, государственный советник Российской Федерации 3 класса |
А.Г. Веселов |
Приложение 1
Как физическим лицам заявить налоговую льготу по имущественным налогам
Управление ФНС России по Новгородской области обращает внимание на следующий порядок подачи физическими лицами заявления о предоставлении налоговой льготы по имущественным налогам и документов, подтверждающих право на данную льготу:
Физические лица, у которых в 2020 году впервые возникли основания для использования льгот по земельному и транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ (в редакции приказа ФНС России от 25.03.2020 N ЕД-7-21/192@).
Представить в налоговые органы заявление и документы - основания можно:
- лично, в любой налоговый орган;
- по почте, в любой налоговый орган;
- в любое подразделения ГОАУ "МФЦ" на территории Новгородской области;
- с помощью Интернет - сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Информация об установленных налоговых льготах по имущественным налогам в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в Интернет - сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax/).
В целях корректного проведения массового расчета имущественных налогов за 2020 год рекомендуем налогоплательщикам предоставить соответствующее заявление в кратчайшие сроки.
Беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот (налоговых вычетов), когда налоговая льгота (налоговый вычет) предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, распространяется на следующие категории физических лиц:
- инвалиды I и II групп инвалидности;
- инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством;
- физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
- лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
В случае, если налогоплательщик, относящийся к указанным выше категориям лиц и имеющий право на налоговую льготу (налоговый вычет), не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (налогового вычета) или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота (налоговый вычет), предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом самостоятельно в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Порядок представления и рассмотрения заявления о налоговых льготах по имущественным налогам физических лиц
В соответствии с нормами ст. 396, 407, 361.1 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Указанные заявление и документы также могут быть представлены в налоговый орган лично или по почте (в любой налоговый орган), в любое подразделение ГОАУ "МФЦ" на территории Новгородской области, с помощью Интернет - сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ (в редакции приказа ФНС России от 25.03.2020 N ЕД-7-21/192@).
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
Формы уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/566@
В соответствии с п. 3 статьи 361.1, п. 6 ст. 407, п. 10 ст. 396 Кодекса, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
При этом, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся, в том числе, актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.
Предоставление льгот по имущественным налогам не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.
На основании сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.
При этом, если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Подпунктом "б" пункта 50, подпунктом "а" пункта 55, пунктом 43 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность применения беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц для всех категорий физических лиц, имеющих право на налоговые льготы по указанным налогам, установлена, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (ст. 396, 407, 361.1 Налогового кодекса РФ).
Налоговый вычет по земельному налогу применяется по одному земельному участку
Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ, начиная с 2017 г., введен налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (далее - вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток - налог взиматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток - налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.
Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для всех пенсионеров и физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года. С налогового периода 2018 года вычет применяется для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Вычет применяется по одному земельному участку по выбору "льготника" независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории страны.
При наличии у налогоплательщика нескольких земельных участков, уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет (ст. 391 НК РФ).
Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в любой налоговый орган лично, либо по почте (в том числе через представителя, подтвердившего свои полномочия), через "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на сайте ФНС России, через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Для категорий налогоплательщиков - физических лиц, указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ, не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета. Например, ранее налогоплательщикам предоставлены и применялись налоговым органом налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц.
Какие льготы предусмотрены по имущественным налогам физических лиц
Льготы по имущественным налогам (налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам) устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований.
По налогу на имущество физических лиц льготы установлены статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении 15 категорий физических лиц (инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года., физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др.).
Кроме того, налоговые льготы могут также устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Начиная с налогового периода 2018 года для лиц, имеющих троих и более несовершеннолетних детей, налоговая база по налогу на имущество физических лиц (кадастровая стоимость) дополнительно уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Вычет предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы, поданного в любой налоговый орган, либо в беззаявительном порядке на основании информации о многодетных, имеющейся в налоговом органе.
Важно помнить, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (т.е. одна квартира или комната, один жилой дом, одно хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства, один гараж или машино-место).
Уведомление о выбранных объектах налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.
Если выбор не будет сделан, налоговый орган самостоятельно предоставит льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Согласно ст. 391 Кодекса для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из 10 категорий налогоплательщиков (Героев Советского Союза, инвалидов I и II групп инвалидности, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий, пенсионеров, физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и др).
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы.
Льготы по транспортному налогу предусмотрены ст. 4 Областного закона Новгородской области от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге" (в редакции Областного закона от 24.04.2020 N 555-ОЗ).
В частности, от уплаты налога освобождаются: инвалиды - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно); инвалиды - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", "УАЗ" с годом выпуска до 1994 года включительно; инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л. с. (включительно); родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения.
Уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной ставки: пенсионеры - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) с годом выпуска до 1994 года включительно; владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. (включительно); инвалиды, а также пенсионеры - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л. с. (включительно); родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения.
Пенсионеры - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. (включительно) уплачивают налог в размере 80 процентов от установленной ставки.
В качестве адресной социальной поддержки, в соответствии с областным законом Новгородской области от 01.10.2018 N 303-ОЗ "О социальной поддержке и налоговых льготах для отдельных категорий граждан", налоговые льготы, предусмотренные областным законом от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге" для пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, предоставляются гражданам, достигшим возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющимся пенсионерами. Данная мера действует в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.
Информацию об установленных налоговых льготах в конкретном муниципальном образовании можно получить в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения, либо с помощью Интернет - сервиса ФНС России "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax/).
Физические лица, у которых в 2020 году впервые возникли основания для использования льгот по земельному и транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ (в редакции приказа ФНС России от 25.03.2020 N ЕД-7-21/192@).
Установлены налоговые льготы и вычеты для лиц, имеющих трех и более детей
Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие предоставление физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (далее - многодетные), дополнительных налоговых вычетов (далее - налоговые вычеты):
- по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка (ст. 391 Налогового кодекса РФ);
- по налогу на имущество физических лиц в размере 5 кв. м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 403 Налогового кодекса РФ).
Налоговые вычеты введены с налогового периода 2018 года. При этом, наряду с заявительным порядком предоставления налоговых вычетов Законом установлен "проактивный формат" (без подачи заявления в налоговый орган) на основании имеющихся у налоговых органов сведений.
Кроме того налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, в соответствии с п. 4 Решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2014 N 365 (ред. от 28.11.2019) "О налоге на имущество физических лиц" от уплаты налога освобождены члены многодетных семей - собственники жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат - в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, являющихся местом жительства многодетной семьи. Также налоговые льготы многодетным семьям в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставлены Решением Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 N 129 (ред. от 26.11.2020) "Об установлении земельного налога на территории Великого Новгорода".
Согласно пп.4 п. 2 ст. 4 Областного закона Новгородской области от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге" уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной ставки родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения.
Обращаем внимание на целесообразность обращения в налоговые органы до начала массового формирования налоговых уведомлений за 2020 год с заявлением о предоставлении налоговой льготы (по форме, предусмотренной приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@) для тех многодетных владельцев налогооблагаемого имущества, о которых у налоговых органов отсутствуют сведения, в т.ч. о количестве детей в течение налогового периода 2020 года.
Граждане предпенсионного возраста могут получить налоговые льготы по имущественным налогам
Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) предусмотрены дополнительные социальные гарантии физическим лицам в связи с поэтапным повышением с 2019 г. пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию.
Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 01.01.2019 пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию "предпенсионного возраста", т.е. соответствующих условиям назначения пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ действующим на 31.12.2018.
Согласно закону, указанные лица с налогового периода 2019 г. имеют право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток (ст. 391 Кодекса) и по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида (ст. 407 Кодекса).
В качестве адресной социальной поддержки, в соответствии с областным законом Новгородской области от 01.10.2018 N 303-ОЗ "О социальной поддержке и налоговых льготах для отдельных категорий граждан", налоговые льготы, предусмотренные областным законом от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге" для пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, предоставляются гражданам, достигшим возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющимся пенсионерами. Данная мера действует в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.
Для данной категории налогоплательщиков действует беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот, когда налоговая льгота (налоговый вычет) предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
О применении организацией заявительного порядка предоставления льгот по транспортному и земельному налогам
С налогового периода 2020 года для организаций - плательщиков транспортного и земельного налогов действует заявительный порядок предоставления льгот. Он установлен Федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 25.09.2019 N 325-ФЗ.
Юридические лица при наличии оснований для предоставления налоговых льгот по транспортному налогу и земельному налогу за налоговый период 2020 года представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Заявление о льготе может быть подано (направлено) в любой налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года.
Форма заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@.
Направить в налоговые органы заявление и документы - основания можно:
- лично, в любой налоговый орган, в том числе согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения или согласно уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
- по почте, в любой налоговый орган, в том числе согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения или согласно уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
- по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота
В целях корректного проведения налоговым органом расчета сумм транспортного и земельного налогов и направления налогоплательщикам соответствующих Сообщений об исчисленных суммах налогов, рекомендуем организациям, не направившим заявление о предоставлении налоговых льгот, представить заявления в кратчайшие сроки (целесообразно представить в течение 1 квартала 2021 года).
Обращаем внимание, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот.
Узнать о праве организации на налоговую льготу по транспортному или земельному налогу за налоговый период 2020 года можно с помощью интернет - сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax/).
Приложение 2
Об утверждении формы заявления налогоплательщика - организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогу
Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ утверждена форма заявления налогоплательщика - организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее - Приказ).
Приказ издан в соответствии с положениями пункта 3 статьи 361.1, пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о представлении налогоплательщиками-организациями заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее - налоговая льгота).
Вышеуказанные нормы Кодекса и Приказ вступают в силу с первого числа налогового периода 2020 года.
Таким образом, заявление (КНД 1150064) по форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу (далее - заявление), может быть подано (направлено) налогоплательщиком в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года.
Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (пункт 3 статьи 55 Кодекса) заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов.
При заполнении заявления в поле 5.4 и (или) в поле 6.2 указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему право на налоговую льготу (подпункт 4 пункта 19, подпункт 2 пункта 20 Порядка заполнения формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, утвержденного Приказом).
Таким образом, при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный в заявлении;
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Типовые вопросы, касающиеся применения налогоплательщиками-организациями, начиная с налогового периода 2020 года, заявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам
1. С какого налогового периода может использоваться заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ "Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме"
Разъяснения (рекомендации):
Заявление о льготе может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
2. Допустимо ли применять налоговые льготы при исчислении и уплате авансовых платежей по транспортному и (или) земельному налогам в течение налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде в налоговый орган не представлено?
Разъяснения (рекомендации):
Положения глав 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе в течение какого-либо определенного периода.
В соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса РФ, начиная с 01.01.2021, в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по истечении соответствующего налогового периода сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее - Сообщение).
Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.
Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот. В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период.
Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (пункт 7 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Налогового кодекса РФ).
3. В какой срок необходимо представить заявление о льготе?
Разъяснения (рекомендации):
Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом РФ не установлен.
4. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. По какой форме оформляются указанные документы?
Разъяснения (рекомендации):
Формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждены приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/566@.
5. Допускается ли по одному заявлению о льготе одновременное направление уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы?
Разъяснения (рекомендации):
Да, допускается при наличии соответствующих оснований применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и (или) разным налогам, по которым представлено заявление о льготе.
Например, в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы с 01.01 по 01.09, при этом за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 01.09 действие налоговой льготы не подтверждено (за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы).
6. Допускается ли предоставление заявления о льготе по необъектам налогообложения?
Разъяснения (рекомендации):
По транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения (пункт 2 статьи 358, пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ), отсутствует необходимость представления заявления о льготе в связи с тем, что по ним не имеется налогоплательщиков.
7. Можно ли в первый месяц налогового периода представить заявление о льготе для ее использования в течение всего этого налогового периода?
Разъяснения (рекомендации):
Срок для представления заявления о льготе в налоговый орган определяется налогоплательщиком.
В рассматриваемой ситуации целесообразно понимать, что, если в заявлении о льготе будет указан весь налоговый период, за который заявлена налоговая льгота, для направления уведомления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период, указанный в заявлении о льготе. В противном случае в отношении неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
8. Какой налоговый орган уполномочен рассматривать заявление о льготе по существу?
Разъяснения (рекомендации):
Налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе (пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ).
9. Допускается ли направление заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России?
Разъяснения (рекомендации):
Нет, не допускается. В силу пункта 1 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика Налоговым кодексом не предусмотрено.
10. Требуется ли представление заявления о льготе для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования?
Разъяснения (рекомендации):
Нет, не требуется. Исходя из абзаца первого пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ полномочия по определению налоговых ставок по земельному налогу не отождествляются с полномочиями по установлению налоговых льгот в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (пункты 1, 2 статьи 17 Налогового кодекса РФ). Пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования заявление о льготе не требуется.
Об освобождении индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности уплачивать налоги на имущество
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года
1. Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности уплатить транспортный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не связывает порядок исчисления и уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц с использованием (либо неиспользованием) транспортных средств в предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Установленные законодательством правила государственной регистрации транспортных средств, включая Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), Федеральные законы от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не предусматривают обязательное указание цели использования регистрируемого транспортного средства физического лица.
Правила государственной регистрации транспортных средств зависят от цели использования в коммерческой деятельности только применительно к маломерным судам (ст. 17 КВВТ, п. 5, 9 ст. 33 КТМ).
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) для предпринимательской деятельности может быть предназначено любое транспортное средство исходя из его возможного использования владельцем в целях систематического получения прибыли (например, по договору аренды, перевозки и т.п.).
Учитывая изложенное, статья 2 Закона может распространяться на любые транспортные средства, зарегистрированные на индивидуальных предпринимателей, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в РМС.
2. Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате земельного налога за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Учитывая пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) земельных участков индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:
- по общему правилу, на земельные участки, за исключением кодов видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2;
- на земельные участки с кодами видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 13.0, 13.1, 13.2 в случае, если их использование (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса.
3. Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Учитывая пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса, статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) объектов налогообложения индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:
- по общему правилу, на объекты налогообложения, за исключением жилых помещений, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (далее - хозпостройки), а также индивидуальных гаражей и машино-мест;
- на жилые помещения, хозпостройки, индивидуальные гаражи и машино-места в случае, если их использование (предназначения для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса.
О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по имущественным налогам физических лиц
В соответствии с п. 3 статьи 361.1, п. 6 ст. 407, п. 10 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
При этом, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся, в том числе, актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.
Предоставление льгот по имущественным налогам не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.
На основании сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.
При этом, если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Подпунктом "б" пункта 50, подпунктом "а" пункта 55, пунктом 43 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность применения беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц для всех категорий физических лиц, имеющих право на налоговые льготы по указанным налогам, установлена, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (ст. 396, 407, 361.1 Налогового кодекса РФ).
О представлении заявления о гибели или уничтожении объекта
В соответствии с нормами статей 362 и 408 Налогового кодекса РФ в отношении объекта налогообложения по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.
В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц утверждена приказом ФНС России от 24.05.2019 N ММВ - 7-21/263@.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядок ее заполнения утверждаются ФНС России.
Во исполнение части 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" до утверждения формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, предусмотренной пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган такое заявление по форме, рекомендованной письмом ФНС России от 18.03.2020 N БС-4-21/4722@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 13 января 2022 г. N 3 "О внесении изменения в приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 24 марта 2016 г. N 176"
Текст приказа опубликован не был