Решение Самарского областного суда от 14 января 2022 г. N 3а-157/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-157/2022 по административному исковому заявлению С.А.Н. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
С.А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2021 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647; от 29 октября 2018 года N 1608; от 07 октября 2019 года N 2201; от 19.10.2020 N 2014 (далее также Перечни) в части включения в них жилого дома с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни под пунктами N, N, N, N, соответственно, включен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не подпадающий под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку он не предназначен и в спорные налоговые периоды не использовался в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и, соответственно, не является административно-деловым либо торговым центром. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что здание с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании ст. 378.2 НК РФ, поскольку согласно акту осмотра от 04.10.2017 жилой дом фактически использовался под размещение объекта общественного питания - кафе.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пунктов 1, 1.1 решения Думы городского округа Кинель Самарской области от 27.11.2014 N 495 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Кинель Самарской области", ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов установлена в размере 0,3 процента, прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения, тогда как для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2015 и 2019 г.г. от 0,9 до 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна" N 281 (30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратился в суд 12.11.2021, то есть в период действия нормативно-правового акта - Перечня на 2021 год.
Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2018-2020 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки за данные налоговые периоды.
В указанные Перечни на 2018-2021 г.г. под пунктами 6089, 5948, 6357 и 5652, соответственно, министерством имущественных отношений включено здание с кадастровым номером N, год завершения строительства 2008, площадью 237 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого с 19.05.2009 является С.А.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2021.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу здание включено в Перечни на 2018-2021 г.г., поскольку использовалось под размещение объекта общественного питания.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, проверив оспариваемый акт на его соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) здание с кадастровым номером N имеет назначение "жилое" и наименование "объект индивидуального жилищного строительства".
Как видно из домовой (поквартирной) книги, в указанном жилом доме по адресу <адрес> с 28.03.2014 зарегистрирован С.А.Н. и его дочь С.С.А., о чем имеются отметки ОУФМС России по Самарской области в Кинельском районе.
Установлено также, что жилой дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, имеющими вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно экспликации к техническому паспорту на жилой дом, подготовленному Кинельским филиалом ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" от 14.11.2008 (с отметкой по состоянию на 21.04.2009), в состав жилого дома входят помещения назначение которых на 1 этаже: "жилая" 133,9 кв. м, "котельная" 10,8 кв. м, "кухня" 14,8 кв. м, "туалет" 2,4 кв. м, "коридор" 10,5 кв. м, "ванная" 2,3 кв. м, "жилая" 15, 6 кв. м, на втором этаже (мансарда): "коридор" 14, 1 кв. м, "жилая" 18,4 кв. м, "жилая" 14, 2 кв. м, всего по дому 237 кв. м.
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорный индивидуальный жилой дом не подтверждают наличие в нем помещений не менее 20 процентов от общей площади здания, предусматривающих размещение объектов общественного питания в целях применения положений пп.1 п. 1, п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
При этом суд также учитывает, что наименование части помещения "кухня", при наличии в составе здания жилой площади, а также регистрации в доме граждан по месту жительства, без учета иных сведений об объекте в целом, не свидетельствует о предназначении и использовании такого помещения для оказания услуг общественного питания, размещения торговых объектов либо объектов бытового обслуживания.
Согласно представленному административным истцом акту осмотра здания от 13.01.2022, подготовленному кадастровым инженером ООО "<данные изъяты>", помещения находятся в удовлетворительном состоянии, частично проводится ремонт, используется по назначению в качестве жилого дома.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорное жилое здание включено административным ответчиком в Перечни на 2018-2021 г.г. на основании акта осмотра объекта недвижимого имущества от 04.10.2017, подготовленного администрацией г.о. Кинель в порядке содействия министерству имущественных отношений Самарской области в проведении работ по определению Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из Акта, предметом обследования являлся жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N. Использование объекта определено - жилое здание, которое фактически используется в качестве коммерческой недвижимости под размещение объекта общественного питания: кафе; приложены 2 фотографии объекта.
Между тем, акт осмотра от 04.10.2017 не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства по настоящему административному делу.
В частности, о проведении осмотра, в нарушение п. 10 "Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016, С.А.Н. не был уведомлен.
Как пояснил представитель административного истца на фотографиях, приложенных к акту осмотра, изображен объект, который не принадлежит С.А.Н. При этом, фотоматериал не содержит сведений, позволяющих идентифицировать осмотренный объект (адрес на здании отсутствует). Кроме того, на самом здании и близ него не имеется вывесок, рекламных конструкций с указанием на функционирование объекта общественного питания и часов его работы. Внутренние помещения здания не являлись предметом осмотра, соотношение площади помещений применительно к их фактическому использованию в акте также не отражено.
Таким образом, суд полагает, что содержащиеся в акте выводы о фактическом использовании здания по адресу: г. Кинель, ул. Экспериментальная, д. 1, в качестве объекта общественного питания - кафе, объективно не подтверждены.
Мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения Перечней на 2019-2021 г.г. административным ответчиком не проводилось.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу, что принадлежащий административному истцу жилой дом с кадастровым номером N не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2021 г.г.
Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы С.А.Н., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск С.А.Н. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 в части включения в него под пунктом N жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 января 2022 г. N 3а-157/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании