В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области за 2021 год.
2. Организационному отделу Организационно-аналитического управления обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gzhi.mosreg.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" В.В. Шелухина.
|
О.Н. Федина |
УТВЕРЖДЕН
приказом руководителя
Госжилинспекции
Московской области
от 14.03.2022 N 21
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" за 2021 год
I. Общие сведения
1. Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет:
региональный государственный жилищный надзор на территории Московской области (далее - государственный жилищный надзор);
лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - лицензионный контроль);
лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Основными задачами государственного жилищного надзора и лицензионного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных и лицензионных требований, установленных ЖК Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Государственный жилищный надзор и лицензионный контроль осуществляются посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных и лицензионных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных и лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных и лицензионных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
II. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
2. В рамках информирования о предоставлении государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - государственная услуга), в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации Госжилинспекцией Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивается размещение сведений, связанных с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами посредством ведения:
- реестра квалификационных аттестатов;
- реестра лицензий Московской области.
Вышеуказанные сведения размещаются на официальном сайте Госжилинспекции Московской области по адресу www.gzhi.mosreg.ru, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ). Данные сведения обновляются по мере принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
За 2021 год Госжилинспекцией Московской области:
- предоставлено 201 лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - лицензия);
- отказано в предоставлении лицензии 91 соискателю лицензии;
- переоформлено 64 лицензии;
- отказано 16 лицензиатам в переоформлении лицензии;
- предоставлено 3 дубликата лицензии;
- предоставлено 20 заявителям сведения о конкретной лицензии;
- выдано 527 квалификационных аттестатов;
- выдано 3 дубликата квалификационных аттестатов;
- аннулировано действие 1 квалификационного аттестата до истечения срока его действия.
Госжилинспекция Московской области в 2021 году аннулировала (прекратила действие) - 20 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленных управляющим организациям. Из них:
- 10 лицензии по заявлениям управляющих организаций в связи с прекращением лицензируемого вида деятельности и прекращением деятельности;
- 10 лицензий в связи с решениями судов об аннулировании лицензии.
Госжилинспекцией Московской области в Лицензионную комиссию направлено 13 уведомлений о рассмотрении заявлений об обращении в суд с заявлениями об аннулировании лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, неоднократном неисполнении предписаний, выданных Госжилинспекцией Московской области, а также в связи с вступлением в законную силу решений судов о признании лицензиатов банкротами в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
В результате оказания государственной услуги в 2021 году в бюджет Московской области поступило 7 млн. 668 тыс. рублей.
В ГИС ЖКХ рассмотрено 7 252 заявки о внесении сведений об управлении многоквартирными домами, 7 228 заявок подтверждено, 24 заявки отклонено.
В соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, рассмотрено 11 702 заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
По результатам рассмотрения указанных заявлений приняты решения о внесении 6 380 изменений в реестр лицензий Московской области, касающихся сведений об управлении многоквартирными домами.
В реестре лицензий содержатся сведения об осуществлении 890 лицензиатами деятельности по управлению 47 269 многоквартирными домами.
III. Инспекционная деятельность
3. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий был установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В 2021 году Госжилинспекцией Московской области проведено 62 плановых проверки в отношении юридических лиц, в том числе по жилищному надзору - 14, по лицензионному контролю - 44.
В рамках осуществления государственного жилищного надзора
За 2021 год Госжилинспекцией Московской области в рамках осуществления государственного жилищного надзора проведено 1651 контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Из них проверки исполнения предписания - 139.
В 2021 году Госжилинспекцией Московской области в рамках осуществления государственного жилищного надзора проведено 4 599 контрольно-надзорное и 9 031 профилактическое мероприятие. Из них проверки исполнения предписания - 1 201.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 2727 нарушений законодательства в жилищной сфере, в том числе:
за соблюдением правил и норм технической эксплуатации многоквартирных домов - 301;
- правил пользованиями жилыми помещениями - 16;
- некачественного предоставления коммунальных услуг - 89;
- требований законодательства о раскрытии информации - 1715;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 149;
- правил управления многоквартирными домами - 41;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 52;
- по вопросам подготовки и прохождения отопительного периода-364;
Не исполненные предписания - 112.
По фактам выявленных нарушений составлен 1631 протокол об административных правонарушениях:
1) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (162);
2) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (762);
3) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (8);
4) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (124);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (20);
6) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (3);
7) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения" (223);
8) ст. 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" (115);
9) ст. 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" (95);
10) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (42);
11) ч. 1 ст. 7.23.2 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации" (1);
12) ч. 1 ст. 7.23.3 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (2).
13) ч. 24.1 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (59);
14) ч. 2 ст. 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки" (2);
15) ч. 4 ст. 9.23 "Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (3);
16) ч. 1 ст. 20.25 "Неуплата административного штрафа в срок" (2);
17) ч. 1 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания" (4)
18) ч. 1 ст. 20.6.1. "Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации" (2)
19) ч. 2 ст. 7.21 "Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме" (2)
В рамках осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
В 2021 году проведено 13 032 контрольно-надзорные и 82 998 профилактические мероприятия. Из них проверки исполнения предписания - 6 808.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 30 127 нарушений законодательства в жилищной сфере, из которых типовыми нарушениями являются нарушения в сфере:
- нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 16 233;
- некачественное предоставление коммунальных услуг - 605;
- нарушение требований законодательства о раскрытии информации - 1 325;
- нарушение порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 612;
- нарушение правил управления многоквартирными домами - 474;
- нарушение правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 1 452,
- по факту выявления грубых нарушений-219;
- нарушения о вопросам подготовки и прохождения отопительного периода - 7 122;
- прочие нарушения - 2085;
По фактам выявленных нарушений составлено 6868 протоколов об административных правонарушениях:
1) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (1 994);
2) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (111);
3) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения" (352);
4) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (18);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (33);
6) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (111);
7) ч. 24 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа об устранении нарушений лицензионных требований (668);
8) ч. 24.1 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (104);
9) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (482);
10) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (3);
11) ч. 4 ст. 9.23 "Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (8);
12) ч. 1 ст. 7.23.2 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации." (24);
13) ч. 1 ст. 7.23.3 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (150);
14) ч. 1 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна" (1);
15) ч. 2 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований" (2 482);
16) ч. 3 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований" (237);
17) ч. 2 ст. 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки" (14);
18) ст. 7.23 "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" (39).
19) ч. 1 ст. 20.25 "Неуплата административного штрафа в срок" (37);
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Госжилинспекции Московской области выявлены наиболее часто нарушаемые подконтрольными субъектами нормативные и правовые акты:
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент);
постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 306);
постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491);
постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление N 47);
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 47 вместо "от 28.12.2006" следует читать "от 28.01.2006"
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354);
постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление N 290);
постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410);
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416);
постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 1110);
постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Постановление N 743);
постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление Госстроя N 170);
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" (далее - Приказ Минрегионразвития от 26.06.2009 N 239).
Исходя из анализа наиболее часто применяемых видов административных наказаний и тематики обращений граждан, поступающих в Госжилинспекцию Московской области, выявлены наиболее массовые и типовые нарушения обязательных и лицензионных требований.
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части порядка расчёта платы за коммунальные услуги
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части порядка расчёта платы за коммунальные услуги | ||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Возможные мероприятия по устранению |
Нарушения при начислении платы за предоставление коммунальных услуг центрального отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, ТКО |
Статья 157 ЖК Российской Федерации, Постановление N 306, Постановление N 354 |
Соблюдение установленных требований при осуществлении начислений. Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществление расчетов за жилищно-коммунальные услуги через МосОблЕИРЦ |
Нарушения начисления платы за содержание и текущий ремонт. |
Статья 157 ЖК Российской Федерации, Постановление N 306, Постановление N 354, Постановление N 491 |
Соблюдение установленных требований при осуществлении начислений. Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществление расчетов за жилищно-коммунальные услуги через МосОблЕИРЦ |
Нарушение изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту ненадлежащего качества и (или) с перерывами |
Статья 157 ЖК Российской Федерации, Постановление N 354, Постановление N 491 |
Соблюдение установленных требований при осуществлении начислений. Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществление расчетов за жилищно-коммунальные услуги через МосОблЕИРЦ |
Включение в состав тарифа работ, не утвержденных общим собранием собственников помещений в МКД |
Статьи 44 - 46 ЖК Российской Федерации, Постановление N 354, Постановление N 491 |
Соблюдение установленных требований при осуществлении начислений. Заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществление расчетов за жилищно-коммунальные услуги через МосОблЕИРЦ |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда | ||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Возможные мероприятия по устранению |
Неудовлетворительное состояние входов и лестничных клеток, разрушение козырьков подъездов, захламление лестничных клеток и нарушение периодичности уборки, разрушение штукатурного и окрасочного слоя стен и потолка лестничных клеток, вандальные надписи, отсутствие второго контура остекления на лестничных клетках. |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491 |
Обеспечение своевременных осмотров и уборки, проведение работ по косметическому ремонту и остекления на лестничных клетках |
Неудовлетворительное состояние подвалов: подтопление подвальных помещений, отсутствие освещения, захламленность подвальных помещений, отсутствие запирающих устройств на входах в подвалы и технические подполья |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Обеспечение своевременных осмотров и уборки подвальных помещений, проведение ремонта строительных конструкций и оборудования, наличие запирающих устройств на входах в подвалы и технические подполья. |
Неудовлетворительное состояние кровли и чердаков: наличие наледи и сосулек на кровле, протечки кровли, отсутствие гидроизоляции, захламление поверхности кровли и чердаков, отсутствие запирающих устройств на входах в чердачные помещения. |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Своевременный мониторинг состояния кровли, удаление наледи и сосулек, восстановление гидроизоляционного слоя, систематическая уборка чердака, наличие запирающих устройств. |
Нарушение при подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в ОЗП: разрушение межпанельных швов, нарушение целостности фасадов МКД, отсутствие запирающих устройств (доводчиков, пружин) на входных дверях, отсутствие теплоизоляции трубопроводов системы, гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя теплоснабжение, отсутствие ОДПУ |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Своевременное проведение ремонта строительных конструкций, обследование и ремонт внутридомового оборудования. Осмотры фасадов, крыш, перекрытий, обеспечение надлежащей гидроизоляции фундаментов, стен подвала и теплоизоляции трубопроводных систем, установка и ввод в эксплуатацию ОДПУ. |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части подготовки многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда | ||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Возможные мероприятия по устранению |
Неисправность электрооборудования в местах общего пользования, нарушение целостности фасадов МКД, отмостки |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491 |
Обеспечение своевременных осмотров, в том числе в период подготовки к эксплуатации в осенне-зимний период |
Неудовлетворительное состояние кровли, чердачных помещений, нарушение теплового контура МКД - отсутствие остекления, нарушения его целостности, отсутствие доводчиков и т.д.: |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Своевременное проведение мероприятий по подготовке МКД к эксплуатации в осенне-зимний период. |
Ненадлежащее состояние трубопроводов ГВС и ХВС (отсутствие теплоизоляции, негерметичность) |
ЖК Российской Федерации, Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановление N 1110, Постановление N 290, Постановление Госстроя РФ N 170, Постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Обеспечение надлежащей теплоизоляции изоляции трубопроводных систем, стен подвала и теплоизоляции трубопроводных систем, установка и ввод в эксплуатацию ОДПУ. |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части нарушения правил управления многоквартирными домами
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части нарушения Правил управления многоквартирными домами | ||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Возможные мероприятия по устранению |
Несоответствие договора управления многоквартирным домом требованиям жилищного кодекса |
Статья 162 ЖК Российской Федерации |
Приведение положений договора управления многоквартирным домом в соответствие с жилищным законодательством |
Незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов |
Часть 2 статьи 162 ЖК Российской Федерации, подпункт "г" пункта 4(1) Постановления N 1110 |
Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в предусмотренный законом срок |
Наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения: - задолженность за коммунальные услуги и за объемы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества |
Подпункт 2 пункта 1 статьи 157.2 ЖК Российской Федерации, подпункт "д" пункт 4(1) Постановления N 1110 |
Погашение задолженности и недопущение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями |
Нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания: - нарушение сроков рассмотрения заявок и устранения повреждений; - отсутствие журнала заявок; - отсутствие необходимого оборудования для возможности обеспечения своевременной ликвидации аварийных повреждений |
Пункты 10, 13 Постановления N 416, подпункт "з" пункта 4(1) Постановления N 1110 |
Устранение нарушений и повреждений в регламентированные сроки; ведение учета журнала заявок собственников и пользователей помещений в МКД, осуществление контроля сроков и качества выполнения заявок; оснащение необходимым оборудованием сотрудников АДС |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части использования газового оборудования многоквартирных домов
Типовые и массовые нарушения | ||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Возможные мероприятия по устранению |
Нарушения работы дымовых и вентиляционных каналов |
Постановление N 410, Постановление Госстроя РФ N 170 |
Заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, проведение систематических осмотров и обследований дымовых и вентиляционных каналов дома, в том числе с привлечением специализированных организации. |
Нарушение целостности или коррозия газопровода, неисправность крепления |
Постановление N 410, Постановление Госстроя РФ N 170 |
Заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, проведение систематических осмотров газопроводов своевременное удаление коррозии и окраска газопроводов, установка креплений |
Также Госжилинспекцией Московской области в 2021 году осуществлялся контроль за предоставлением в установленные Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" сроки сведений о техническом состоянии многоквартирных домов лицами, ответственными за представление таких сведений в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов (далее - мониторинг), проводимого в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области.
В рамках проведения мониторинга, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, актами Госжилинспекции Московской области был проведен анализ своевременности, полноты и достоверности поступающих в Госжилинспекцию Московской области сведений о техническом состоянии многоквартирных домов. Всего в Госжилинспекцию Московской области поступило сведений о техническом состоянии по 39 146 многоквартирным домам, находящихся на территории Московской области.
Контроль за проведением капитального ремонта
4. В 2021 г. открыт 271 специальный счет. Из них владельцы:
- 177 МКД - ТСЖ, ЖСК, управляющая компания,
- 74 МКД - региональный оператор.
На общий счет регионального оператора переведен 71 многоквартирный дом.
Обращения по целевому расходованию денежных средств со специальных счетов капитального ремонта в Госжилинспекцию Московской области в 2021 году не поступали, проверки по данным основаниям не проводились.
Рассмотрено 127 обращений по вопросам текущего выполнения работ по капитальному ремонту и качества выполненного капитального ремонта.
По итогам рассмотрения данных обращений Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов направлено 43 предостережения, 59 требований, выдано 10 предписаний.
Энергоэффективность
5. В 2021 г. Госжилинспекция Московской области продолжила работу по присвоению классов энергетической эффективности многоквартирным домам. По итогам года рассмотрены заявления на присвоение класса энергетической эффективности по 335 многоквартирным домам, из них по 11 многоквартирным домам принято решение о присвоении класса энергетической эффективности. При этом большая часть отказов в присвоении класса энергетической эффективности многоквартирным домам связана с действием постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 г. N 2035 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов", предусматривающего присвоение класса энергетической эффективности только тем многоквартирным домам, которым он присваивался при вводе их в эксплуатацию.
В рамках Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлялся региональный государственный жилищный надзор за соответствием многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В 2021 году по выявленным нарушениям возбуждено 2292 административных дела и наложено штрафов на сумму 28 млн. 878 536 тыс. рублей, в том числе:
- за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований их оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах возбуждено и рассмотрено 2 137 административных дел с наложением штрафов на сумму 24 млн. 316 тыс. рублей;
- за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах возбуждено и рассмотрено 105 административных дел с наложением штрафов на сумму 1 млн. 885 тыс. рублей;
- за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов возбуждено и рассмотрено 50 административных дел с наложением штрафов на сумму 2 млн. 335 тыс. рублей.
IV. Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления Московской области
6. В 2021 году Госжилинспекцией Московской области при осуществлении жилищного надзора в отношении органов местного самоуправления проведено 12 плановых проверок.
В рамках плановых проверок Госжилинспекция Московской области осуществляет проверку исполнения органами местного самоуправления следующих полномочий:
- по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
- по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- по предоставлению в пользование жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
- по установлению размера платы за содержание жилого помещения;
- по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация;
- по подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период.
По итогам плановых проверок выявлено 39 нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
Выдано 34 предписания об устранении нарушений обязательных требований, а также о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, 51,3% из которых были исполнены досрочно.
В 2021 году проведено 99 внеплановых проверок ОМСУ Московской области.
По итогам внеплановых проверок выявлено 79 нарушений обязательных требований, выдано 58 предписаний.
В 2021 году в отношении ОМСУ Московской области возбуждено 27 дел об административных правонарушениях:
- по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений: в отношении администраций городских округов Балашиха, Подольск;
- по статье 7.23 КоАП Российской Федерации за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами: в отношении должностных лиц администрации городского округа Красногорск;
- по статье 13.19.2 КоАП Российской Федерации за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: в отношении должностных лиц администраций городских округов Балашиха, Долгопрудный, Ивантеевка, Красноармейск, Лобня, Подольск, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Солнечногорск, Химки, Шаховская;
- по части 1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации за невыполнение в установленный срок предписаний об устранении нарушений законодательства: в отношении администраций городских округов Королёв, Наро-Фоминский, Серпухов;
- по статье 19.7 КоАП Российской Федерации за непредставление, несвоевременное представление информации, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде: в отношении должностных лиц администраций городских округов Бронницы, Дубна, Волоколамский, Истра, Рузский, Талдомский.
В 2021 году проведены мероприятия без взаимодействия в отношении администраций городских округов: Бронницы, Власиха, Восход, Дзержинский, Дубна, Егорьевск, Звёздный городок, Жуковский, Зарайск, Ивантеевка, Кашира, Королёв, Котельники, Красноармейск, Луховицы, Лыткарино, Люберцы, Можайский, Молодёжный, Наро-Фоминский, Орехово-Зуевский, Протвино, Реутов, Рузский, Серебряные Пруды, Серпухов, Солнечногорск, Фрязино, Химки, Черноголовка, Чехов, Шатура, Шаховская, Электрогорск, Электросталь.
По итогам проведенных мероприятий без взаимодействия предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований были направлены в адрес администраций городских округов: Звёздный городок, Жуковский, Луховицы, Молодёжный, Протвино, Серебряные Пруды, Серпухов, Шатура.
Все предостережения были выполнены, на официальных сайтах органов местного самоуправления указанных городских округов размещены списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также информация о количестве жилых помещений, освободившихся от прав третьих лиц; жилых помещений, поступивших в текущем календарном году в муниципальный жилищный фонд; о количестве жилых помещений, предоставленных в текущем календарном году из муниципального жилищного фонда гражданам, размещена на официальных сайтах органов местного самоуправления.
V. Судебное представительство
7. Госжилинспекция Московской области при выполнении возложенных на неё функций в 2021 году выступала в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в качестве истца и ответчика, в том числе:
1) судебное представительство в Арбитражном суде Московской области в качестве ответчика осуществлялось:
по обжалованию предписаний Госжилинспекции Московской области - по 103 требованиям отказано в исковых требованиях (предписание выданы правомерно), по 51 исковые требования удовлетворены (предписания признаны недействительными);
- по обжалованию постановлений о назначении административного наказания - 234 постановления оставлены без изменений, 93 постановления признано незаконным и отменено;
- по обжалованию действий/бездействий, в том числе по внесению изменений в реестр лицензий многоквартирных домов - по 331 в исковых требованиях отказано, по 143 исковые требования удовлетворены;
2) судебное представительство в судах общей юрисдикции Московской области в качестве истца об обязании исполнить требования предписания, выданного Госжилинспекцией Московской области - по 133 искам Госжилинспекции Московской области удовлетворены, по 10 в исковых требованиях отказано;
3) рассмотрение дел по КАС судами общей юрисдикции Московской области (в качестве ответчика):
- об обжаловании действий/бездействий Госжилинспекции Московской области - по 64 в исковых требованиях отказано, по 2 исковые требования удовлетворены;
- об обязании исключить сведения из реестра лицензий многоквартирных домов - по 18 в исковых требованиях отказано, по 1 исковые требования удовлетворены.
В 2021 году в Арбитражном суде Московской области рассматривалось 20 исковых заявлений Госжилинспекции Московской области об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, из рассмотренных 19, выиграно - 16.
VI. Итоги работы по рассмотрению обращений
8. В 2021 год в Госжилинспекцию Московской области на рассмотрение поступило 112787 обращения граждан. Тематики обращений:
оплата за ЖКУ - 24662 (21,87%);
содержание и ремонт - 21740 (19,28%);
качество предоставляемых ЖКУ - 1734 (1,54%);
раскрытие информации - 9315 (8,26%);
деятельность в сфере управления (легитимность выбора УО, ТСЖ, ЖСК, исполнение договора управления, создание ТСЖ, ЖСК, обжалование решений ОСС) - 16627(14,74%);
перепланировка жилых помещений в МКД - 1050 (0,53%);
использование нежилых помещений в МКД - 3357 (2,98%);
капитальный ремонт - 13157 (11,67%);
конструктивные элементы МКД - 1975 (1,75%);
общее собрание собственников МКД - 2247 (1,99%);
прочие (использование жилых в МКД, аварийное и ветхое жилье, залитие квартиры, работа лифта и лифтового оборудования, работа канализации и вентиляции, порядок рассмотрения обращений, о деятельности Госжилинспекции Московской области) - 16923.
Исходя из анализа заявок граждан, поступающих в Единую диспетчерскую службу Московской области выявлены самые массовые категории:
ненадлежащая уборка подъездов (нарушение периодичности уборки, наличие мусора и грязи) - 50108;
неисправности дверей в местах общего пользования (в т.ч. отсутствие пружин, доводчиков) - 25287;
неисправно освещение подъезда/входной группы - 21518;
неисправности лифтового оборудования (вибрация кабины, повреждения в блоке управления, освещение лифта, не работает двухсторонняя связь, переподъем или переспуск кабины относительно этажа) - 20622;
нарушение внутренней отделки (окрасочное и штукатурное покрытие) стен, потолков подъездов (в т.ч. следы протечек) - 19813;
ненадлежащее содержание и эксплуатация МКД - 17786;
ненадлежащее качество коммунальной услуги по отоплению (холодно/жарко в квартире) - 15426;
отсутствие отопления - 123 51;
несанкционированные надписи, рисунки, реклама на фасаде МКД - 11992;
неисправность выступающих конструкций: балконов, козырьков, эркеров, карнизов, входных крылец и т.п. - 10839.
В 2021 г. на "Горячую линию" Госжилинспекции Московской области поступило 2 097 тыс. звонков.
VII. Взаимодействие со средствами массовой информации
9. Госжилинспекция Московской области информирует население, средства массовой информации о выявленных нарушениях по вопросам, относящимся к компетенции Госжилинспекции Московской области, о деятельности Госжилинспекции Московской области, а также о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушения установленных требований жилищного законодательства, путем размещения информации в СМИ.
Инициированные Госжилинспекцией Московской области новости публиковались в СМИ различного уровня: федеральных (Первый канал, Россия 1, Общественное телевидение России,- Российская газета, ТАСС, Интерфакс, РИА Новости); областных (360° Подмосковье, Подмосковье сегодня, Радио 1, РИАМО).
В 2021 г. в рамках освещения деятельности Госжилинспекции Московской области, а также информирования граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства в федеральных, региональных и муниципальных средствах массовой информации опубликовано 13 824 новостей.
Информирование о деятельности Госжилинспекции Московской области осуществлялось в публикациях информационных материалов на официальном сайте надзорного ведомства и дублировалось в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram на официальных страницах Госжилинспекции Московской области в сети Интернет (www.gzhi.mosreg.ru). Общее количество публикаций на сайте Госжилинспекции Московской области - 724 новости. Количество участников (подписчиков) официального представительства областной Госжилинспекции ВКонтакте - 14 410 подписчиков, в Facebook - 148 человек (в связи со сменой аккаунта), в Twitter - 1 517 человек, в Instagram - 1 353 подписчика. Ежедневно в режиме онлайн гражданам разъясняются их права в сфере жилищно-коммунального хозяйства, механизмы их реализации, предоставляются контакты ответственных структур, а также проводится информирование об устранении нарушений в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Пресс-служба Госжилинспекции Московской области также осуществляет мониторинг, распространение и адресное размещение информационных материалов в различных тематических и территориальных группах (формируемых по принципу проживания в том или ином муниципалитете Московской области) в социальных сетях. Количество размещенных постов и ответов гражданам - более 8 тысяч.
Кроме того, Госжилинспекция Московской области размещает адресные информационно-разъяснительные материалы для жителей Московской области посредством информационно-аналитической системы "Медиалогия" ("Инцидент"). В 2021 году в результате работы в "Инциденте" было дано более 7,7 тыс. ответов на вопросы, касающиеся норм жилищного законодательства и их применения в конкретных ситуациях.
Госжилинспекция Московской области проводит активную информационно-разъяснительную работу среди председателей советов многоквартирных домов, активных жителей Московской области, руководителей и сотрудников управляющих организаций. В 2021 году проведено 158 муниципальных форумов "Управдом". Для руководителей и сотрудников управляющих организаций организовано 4 публичных обсуждения правоприменительной практики Госжилинспекции Московской области.
VIII. Реализация государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
10. В 2021 году Госжилинспекцией Московской области оказывалась бесплатная юридическая помощь, осуществлялось правовое информирование и правовое просвещение граждан в форме:
- правового консультирования в устной форме - 568;
- правового консультирования в письменной форме - 0;
- составления документов правового характера - 0;
- представления интересов в судах и других органах - 276.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" количество размещенных материалов по правовому информированию и правовому просвещению в 2021 году составило:
- в средствах массовой информации - 13 824;
- в социальных сетях - 423;
- посредством издания брошюр, памяток и т.п. (лифлеты) - 80 000.
IX. Новеллы законодательства и выводы по результатам анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
11. За последнее время нормативное правовое регулирование в сфере жилищных отношений, организации контроля и надзора претерпело значительные изменения.
Приказом Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями" утверждаются Правила пользования жилыми помещениями.
Право пользования жилыми помещениями имеют наниматель и члены его семьи, собственник жилого помещения и члены его семьи, наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, иные лица, пользующиеся жилым помещением на законных основаниях.
Приводятся правила пользования жилым помещением:
по договору социального найма;
по договору найма специализированного жилого помещения;
принадлежащим гражданам и юридическим лицам на праве собственности в многоквартирном доме;
по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
по договору найма жилого помещения.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует в течение шести лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта "д" пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232" предусмотрен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1017 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в течение 10 рабочих дней со дня получения от нее соответствующего требования расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по причине предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества.
Такая компенсация производится в случае, если предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества вызвано ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, что установлено актом проверки, при условии отсутствия зафиксированных нарушений качества коммунальных ресурсов И (или) перерывов поставки коммунальных ресурсов со стороны ресурсоснабжающей организации до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения указанного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1018 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П.
Изменения направлены на уточнение порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 (далее - постановление 1670) утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Определено, что объекты государственного жилищного надзора необходимо относить к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
В связи с отнесением объекта к одной из указанных категорий риска установлена периодичность проведения в отношении него таких плановых контрольных мероприятий, как инспекционный визит, документарная проверка и выездная проверка.
Постановлением N 1670 также закрепляются особенности организации проведения профилактических мероприятий, к которым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
Кроме этого, уточнены объекты и предмет надзора и закреплено, что деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, объектом государственного жилищного надзора не является.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493, закрепляющее аналогичные положения, признано утратившим силу.
Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устранена правовая неопределенность, возникающая при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки, а также установлены особенности правового урегулирования отношений при строительстве индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса.
Определены условия договора участия в долевом строительстве, порядок раскрытия застройщиком информации, состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов и особенности его строительства, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства, особенности государственной регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Госжилинспекции Московской области включает вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в жилищно-коммунальной сфере и правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 14 марта 2022 г. N 21 "Об утверждении доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Московской области (http://gzhi.mosreg.ru) 16 марта 2022 г.