В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить Обзор обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2021 год (прилагается).
2. Отделу связи и информатизации управления благоустройства и информатизации Главного управления содержания территорий Московской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главного управления содержания территорий Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Главного управления |
С.З. Аипова |
Утвержден
приказом руководителя
Главного управления
содержания территорий
Московской области
от 15.03.2022 N 34-Пр-о
Обзор
обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2021 год
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главным управлением содержания территорий Московской области при осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением содержания территорий Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления содержания территорий Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением содержания территорий Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2021 год по результатам регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Общие положения
Государственный контроль (надзор) - деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Деятельность Главного управления содержания территорий Московской области в рамках контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В 2021 году в соответствии с Положением о Главном управлении содержания территорий Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28, Главное управление содержания территорий Московской области (являющееся правопреемником Госадмтехнадзора Московской области) осуществляло региональный государственный административно-технический контроль (надзор) за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов, и производством работ на территории Московской области.
При осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в 2021 году применялись положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом положений Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37, Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 531-р.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а с 01.07.2021 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Взаимодействие с контролируемым лицом должностными лицами Главного управления содержания территорий Московской области осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия могут плановыми и внеплановыми.
Предметом государственного контроля (надзора), являются:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
В 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в Единый реестр проверок своевременно вносилась информация о внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. С 01.01.2022 информация о контрольных (надзорных) мероприятиях, за исключением мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Сроки и частота проведения проверок.
Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 70, 72, 73, 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Документы, подтверждающие право на проведение контрольного (надзорного) мероприятия. Цели, задачи, предмет контрольного (надзорного) мероприятия, правовые основания его проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения контрольного (надзорного) мероприятия, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение о проведении контрольно-надзорного мероприятия, о продлении срока проведения контрольно-надзорного мероприятия вправе принимать уполномоченное должностное лицо.
Типовая форма решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым. лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки), в котором указываются:
1) дата, время и место принятия решения;
2) кем принято решение;
3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
4) вид контроля;
5) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
9) вид контрольного (надзорного) мероприятия;
10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;
11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;
12) проверочные листы, если их применение является обязательным;
13) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);
14) перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований);
15) иные сведения, если это предусмотрено положением о виде контроля.
Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного статьей 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные органы при проведении проверок. При проведении проверки инспекторы Главного управления содержания территорий Московской области не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;
5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
7) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
10) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом Главного управления содержания территорий Московской области, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется акт по установленной форме.
Типовая форма акта контрольного (надзорного) мероприятия приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным; правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, если это не мероприятие без взаимодействия или документарная проверка.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно в установленных Федеральным законом 31.07.2020 N 248-ФЗ случаях, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу.
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном Федеральным законом 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.: Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению {нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Привлечение к административной ответственности (процедура привлечения к административной ответственности, порядок, исполнения постановлений о наложении административного взыскания) осуществляется в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации.
II. Нормативно-правовое регулирование в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области находятся в свободном доступе на официальном сайте gust.mosreg.ru Главного управления содержания территорий Московской области (далее - ГУСТ Московской области) Интернет-портала Правительства Московской области.
Перечень нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования в сфере осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области:
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
Указанный Закон Московской области устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Региональный государственный административно-технический контроль (надзор) на территории Московской области осуществляется в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
3. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанным Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
5. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля г (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37 утвержден Порядок организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
Порядок устанавливает требования к организации и осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Московской области. Действовал по 31.12.2021.
7. Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
8. Закона Московской области N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области".
Закон Московской области регулирует отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Московской области.
9. Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
10. Постановления Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28 "Об утверждении Положения о Главном управлении содержания территорий Московской области".
Положение определяет основные цели и задачи, а также полномочия Главного управления содержания территорий Московской области.
11. Постановления Правительства Московской области от 29.07.2015 N 634/29 "О Единой системе приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", Положение о Единой системе приема и сообщений по вопросам деятельности исполнительных государственной власти Московской области, органов самоуправления муниципальных образований Московской области.
Постановление определяет правовой статус Программно-аппаратного комплекса "Народный инспектор", требования к сообщениям о правонарушениях в сфере благоустройства, правила их модерации.
12. Административный регламент по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов, и производством работ на территории Московской области, утвержденный Распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 г. N 531-р. Действовал по 31.12.2021.
III. Правоприменительная практика Главного управления содержания территорий Московской области за 2021 год
Сведения о проведенных Главным управлением содержания территорий Московской области мероприятий по контролю за 2021 год:
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Региональный государственный административно-технический контроль (надзор) |
Итого | ||
1 |
2 |
3 |
Контрольные мероприятия | ||
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
5 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
1 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
2 |
по требованию прокуратуры |
ед. |
2 |
Систематическое наблюдение |
ед. |
8079 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности и административная работа |
|
|
Возбуждено дел об административных правонарушениях |
ед. |
37197 |
Рассмотрено административных материалов, всего |
ед. |
42521 |
Вынесено постановлений об административном наказании, всего |
ед. |
42521 |
Предписания |
|
|
Выдано Предписаний |
ед. |
29104 |
Выполнено Предписаний |
ед. |
28360 |
Не выполнено Предписаний |
ед. |
744 |
Предписаний на контроле |
ед. |
744 |
Отменено Предписаний |
ед. |
0 |
Представления |
|
|
Выдано Представлений |
ед. |
11417 |
Выполнено Представлений |
ед. |
11417 |
Не выполнено Представлений |
ед. |
1 |
Представлений на контроле |
ед. |
1 |
Отменено Представлений |
ед. |
0 |
Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области по итогам 2021 года, являются следующие правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Московской области об административных правонарушениях:
Статья КоАП МО |
Нормативные акты, устанавливающие обязательные требования |
Примечания |
Количество |
6.12 - невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", |
Носит сезонный характер, а также несет возможность причинения вреда жизни и здоровью людей (при оскальзывании на льду, падении ледяных образований с крыш) |
9772 |
6.13 - складирование снега на тротуарах и внутридворовых проходах |
Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
1336 |
|
6.11 - ненадлежащее состояние и содержание территории |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
10012 |
6.22 - нарушение требований к размещению транспортных средств |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит сезонный характер |
4719 |
6.4 - ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
2535 |
6.16. - самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1579 |
6.14. - создание помех для вывоза твердых коммунальных отходов и уборки территории |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1531 |
6.19. - нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит опасный характер, возможно причинение вреда жизни и здоровью детей |
1480 |
6.8 - ненадлежащее содержание наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, а также гидротехнических сооружений |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1348 |
6.10 - нарушение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружного освещения и оформления |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1006 |
Анализ выявленных нарушений показал, что за 2021 год:
26% - невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований;
23,5% - составили нарушения требований по надлежащему содержанию и состоянию территории;
11% - нарушение требований к размещению транспортных средств;
6% - ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм;
3,7% - самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций;
3,6% - создание помех для вывоза твердых коммунальных отходов и уборки территории;
3,5% - нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования;
3% - ненадлежащее содержание наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, а также гидротехнических сооружений;
2,3% - нарушение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружного освещения и оформления;
17,4% - прочие нарушения.
IV. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Главным управлением содержания территорий Московской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 03.12.2020 N 174-р Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Госадмтехнадзора Московской области в сфере государственного административно-технического надзора на период 2021 - 2023 годы.
Кроме того, Главным управлением содержания территорий Московской области осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Целями Программы профилактики являются:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям;
предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере благоустройства;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
повышение уровня благоустройства, соблюдения чистоты и порядка;
предотвращение угрозы безопасности жизни и здоровья людей;
увеличение доли хозяйствующих субъектов, соблюдающих обязательные требования законодательства в сфере благоустройства.
За 2021 год проведено 4 публичных обсуждения правоприменительной практики в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области.
В 2021 году Главным управлением содержания территорий Московской области проведена следующая работа:
на официальном сайте Главного управления содержания территорий Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области размещены нормативные документы в сфере соблюдения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области (в том числе чек-листы), а также перечни соответствующих НПА в указанных сферах;
в ходе рабочих посещений муниципальных образований руководством Главного управления содержания территорий Московской области проводились встречи с жителями и общественностью Подмосковья, на которых осуществлялось обсуждение проблемных вопросов в сфере чистоты и благоустройства, а также разъяснение требований Закона о благоустройстве в Московской области;
на заседаниях (совещаниях) глав муниципальных образований и административных комиссий муниципальных районов (городских округов) поднимались проблемные вопросы;
в рамках общественного контроля: граждане привлекались к предупредительной работе, вовлечение жителей в процесс наведения чистоты и порядка, организация работы внештатных административно-технических инспекторов Московской области по выявлению нарушений чистоты и порядка в муниципальных образованиях Московской области;
проводилась активная воспитательная и разъяснительная общественная работа с участием членов Общественного Совета при Госадмтехнадзоре Московской области, с привлечением "Молодой Гвардии Единой России", жителей, прихожан храмов, активных общественников, проводилась работа с жителями Подмосковья;
проводилось сезонное рейтингование муниципальных образований Московской области по вопросам чистоты и благоустройства в городских округах и муниципальных районах, рейтинги размещены на официальном сайте Главного управления содержания территорий Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области;
В 2021 году Главным управлением содержания территорий Московской области были проведены совместные мероприятия, а именно:
Совместно с представителями Торгово-промышленной палаты (далее - ТПП) Московской области с целью снижения надзорной нагрузки на предпринимателей организованы и проведены проверки объектов и прилегающих территорий торговых и промышленных предприятий в муниципальных образованиях Московской области. Членами ТПП муниципалитетов предпринимателям в 2021 году выдано 1439 сообщений о выявленных правонарушениях и об ответственности за их нарушение. По неисполненным сообщениям об устранении нарушений возбуждено 241 административное дело, по которым наложено 141 административный штраф, вынесено 100 предупреждений.
Совместно с Общественным советом при Госадмтехнадзоре Московской области, в том числе с представителями основных религиозных конфессий, руководителями региональных общественных организаций, входящих в состав Общественного совета, проведена воспитательная и разъяснительная работа с жителями Подмосковья, в общеобразовательных школах проведено более 60 уроков чистоты, организовано 135 рейдов по актуальным вопросам (выявлению свалок отходов, по контролю безопасности детских игровых площадок).
Воспитательная и разъяснительная работа совместно с Общественным советом при Госадмтехнадзоре Московской области в средствах массовой информации по вопросам чистоты и порядка поднимает уровень информированности и воспитания населения Московской области в вопросах исполнения требований законодательства в сфере чистоты и порядка.
При рассмотрении сообщений на портал "Народный инспектор" выдано 27897 информационных писем о недопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ обращений, поступивших в Главное управление содержания территорий Московской области в 2021 году
В Главное управление содержания территорий Московской области в 2021 году поступило 30832 обращения граждан.
Наибольшее количество поступивших обращений касалось следующих тематик.
Тематика обращений |
2021 год |
уборка территории (сезонная) |
7868 |
состояние покрытия тротуаров и пешеходных дорожек |
1280 |
содержание детских игровых площадок |
1200 |
наружное освещение |
944 |
повреждение зелёных насаждений |
737 |
нарушения в ходе строительных и земляных работ |
703 |
размещение транспортных средств |
595 |
незаконная установка некапитальных объектов |
320 |
прочие |
5771 |
всего: |
19418 |
В рамках рассмотрения обращений при необходимости проводятся контрольно-надзорные мероприятия соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области. Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.
Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Обзор судебной практики
Должностными лицами Главного управления содержания территорий Московской области в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 6.1 - 6.24 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Из обжалованных правонарушителями в 2021 году постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства, судами по существу рассмотрено 917 дел об оспаривании постановлений, из которых оставлены в силе 715 постановлений, то есть подавляющее большинство обжалуемых постановлений признаны судами законными.
В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Основная часть обжалуемых постановлений - ч. 1 ст. 6.12, ч. 1 ст. 6.11, ст. 6.7 КоАП Московской области, при этом наиболее частыми основаниями к обжалованию являются нарушения, связанные с определением субъекта правонарушения, обеспечением доказательств в материалах дел об административных правонарушениях.
V. Изменения в законодательстве в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области в 2021 году
1. С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле) (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", регулирующий общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
В соответствии с указанным Федеральным законом приоритетным вопросом является предупреждение нарушений обязательных требований.
2. В Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" в 2021 году вносились изменения:
Законом Московской области N 96/2021-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" - в части отходов строительства, сноса зданий и сооружений;
Законом Московской области N 101/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" - в части установления правил выгула домашних животных;
Законом Московской области N 176/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" - в части изменений в правила содержания зеленых насаждений, уборки снега, выпаса скота и других изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления содержания территорий Московской области от 15 марта 2022 г. N 34-Пр-о "Об утверждении обзора обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления содержания территорий Московской области (https://gust.mosreg.ru) 18 марта 2022 г.